Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 28 июля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Вилион": Мигель А.С. представитель по доверенности от 11.01.2016, выдана сроком до 31.12.2016;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области: Балашова Н.Н. представитель по доверенности N 0310/02531 от 02.03.2016, выдана сроком на один год; Сидоренко О.С. представитель по доверенности N 03-12/02075 от 19.02.2016, выдана сроком на один год;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилион" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вилион" (ОГРН 1026801229597, ИНН 6832034740) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области (ОГРН 1116827001125, ИНН 6827022097) о признании недействительным решения от 08.07.2015 N 652,
общество с ограниченной ответственностью "Вилион" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.07.2015 N 652.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на ошибочное применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям Постановления Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 года (в редакции постановления Администрации Тамбовской области от 24.11.2009 N 1394). По мнению Общества, земельный налог за 2013 год подлежал расчету согласно кадастровой оценке, указанной именно в Постановлении Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", которое являлось предметом рассмотрения в Арбитражном суде Тамбовской области и вступившим в законную силу решением суда кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года установлена равной рыночной в размере 13455000 рублей.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражает против доводов Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Инспекции и Общества, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Вилион" на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, переулок Садовый, д. 9, кадастровый номер: 68:11:1101020:0016, площадью 90302 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АА 865182, выданным УФРС по Тамбовской области 04.12.2008 г. (т. 1, л.д. 60).
Кадастровая стоимость данного земельного участка, содержащаяся в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) на 01.01.2013, 01.01.2014 составляла 40821922,12 руб. Данная кадастровая стоимость внесена в ГКН 11.01.2010 на основании постановления администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394 (т. 1, л.д. 50).
10.01.2014 на основании постановления администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 в ГКН внесено значение кадастровой стоимости, равное 80638782,98 руб.
ООО "Вилион" считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости является нарушением прав общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (дело N А64-1595/2014).
Арбитражным судом Тамбовской области 01.08.2014 по делу А64-1595/2014 принято решение установить кадастровую стоимость данного земельного участка, равной рыночной - 13455000 руб. (т. 1, л.д. 33-42). Решение вступило в законную силу.
09.09.2014 на основании данного решения арбитражного суда в ГКН внесено значение кадастровой стоимости, равное 13455000 руб. (т. 1, л.д. 51).
В налоговой декларации (первичной) по земельному налогу за 2013 отчетный год, представленной в налоговый орган 14.01.2014 (т. 1, л.д. 74-80), Общество исчислило земельный налог по земельному участку, кадастровый номер: 68:11:1101020:0016, исходя из кадастровой стоимости 40821922,12 руб., установленной постановлением администрации области от 24 ноября 2009 г. N 1394, содержащейся в ГКН на 01.01.2013 (расчет налога: 612329 руб., исходя из кадастровой стоимости 40821822 руб. * налоговую ставку 1,5% * 12 месяцев владения (коэффициент Кв 1).
В уточненной налоговой декларации (корректировка N 1) по земельному налогу за 2013 год, представленной в налоговый орган 31.01.2015 (т. 1, л.д. 67-73), Общество исчислило земельный налог по данному земельному участку, исходя из кадастровой стоимости 13455000 руб., установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, внесенной в ГКН 09.09.2014 (расчет налога: 201825 руб., исходя из кадастровой стоимости 13455000 руб. * налоговую ставку 1,5% * 12 месяцев владения (коэффициент Кв 1).
Исчисляя земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, Общество руководствовалось тем, что для целей налогообложения подлежало применению постановление администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276, согласно которого в ГКН внесено значение кадастровой стоимости спорного земельного участка, равное 80638782,98 руб., которое впоследствии решением арбитражного суда установлено равным 13455000 руб.
Общество полагало, что диапазон действия данного нормативно-правового акта определен в пункте 1 - результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены по состоянию на 01.01.2013. Вступление в силу постановления с 01.01.2014 подразумевает то, что "новую" кадастровую стоимость земельных участков необходимо применять при расчете налога за 2013 год, после окончания календарного года, то есть после 01.01.2014.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации (уточненной, корректировка N 1) по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт N 1498 от 19.05.2015 (т. 1, л.д. 109-113).
По результатам рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки, Инспекцией принято решение N 652 от 08.07.2015 (т. 1, л.д. 86-108), согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислены пени по состоянию на 08.07.2015 (пункт 3.1. решения). Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год в размере 410504 руб., штраф 20525,20 руб., пени 31247,92 руб. (пункт 3.2. решения).
Основанием для принятия указанного решения послужили данные, полученные налоговым органом от ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (письмо от 03.04.2015 N 1330), согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Обществу по состоянию на 01.01.2013 составляет 40821922,12 руб.
При этом, Инспекцией также установлено, что по сроку уплаты земельного налога 03.03.2014, по данным Карточки расчета с бюджетом (КРСБ) ООО "Вилион", переплата, достаточная для покрытия доначисленного налога, отсутствует (т. 1, л.д. 88).
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган исходил из отсутствия у Общества правовых оснований для исчисления земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной (13455000 руб.), установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, поскольку в рамках указанного иска оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка (80638782,98 руб.), установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276. Данное постановление для целей налогообложения действует с января 2014 года.
По мнению налогового органа для исчисления земельного налога за 2013 год налогоплательщиком подлежало применению постановление администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер: 68:11:1101020:0016, составляла 40821922,12 руб.
Общество обжаловало данное решение в УФНС России по Тамбовской области (т. 1, л.д. 52-53), и по итогам рассмотрения апелляционной жалобы, заместителем руководителя УФНС России по Тамбовской области 23.09.2015 принято решение N 05-11/118 об оставлении решения Инспекции без изменения, а жалобы Общества - без удовлетворения (т. 1, л.д. 54-58), после чего Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статья 388 НК РФ устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 НК РФ.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
Статьей 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования городской округ - город Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219) от 14.11.2005.
В силу положений пункта 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного).
Согласно п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом, налоговое законодательство не содержит понятия кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 2 статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральный законодатель, предусматривая проведение государственной кадастровой оценки земель и в связи с этим наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статьи 65, 66 ЗК РФ), одновременно установил требования, предъявляемые к государственной кадастровой оценке земель и земельных участков, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Из Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) следует, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (п. 1 Правил).
Под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ). Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено Федеральным законом N 221-ФЗ.
Статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в ст. 17 Федерального закона N 221-ФЗ.
Таким образом, под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой единый федеральный государственный информационный ресурс.
Вместе с тем, п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа, чем государственная кадастровая оценка.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, администрация Тамбовской области постановлением от 30.11.2007 N 1311 утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394 в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101020:0016 составила 40821922,12 руб. Данная кадастровая стоимость внесена в ГКН 11.01.2010 и содержалась по состоянию на 01.01.2013, 01.01.2014 (т. 1, л.д. 50).
Далее результаты кадастровой оценки земель в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" и документов на земельный участок, и, согласно сведениям Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области (т. 1, л.д. 50-51) внесены в ГКН 10.01.2014.
Судом установлено, что в уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2013 год налогоплательщиком при исчислении сумм авансовых платежей и земельного налога за период с января по декабрь 2013 года применена кадастровая стоимость 13455000 руб., а именно:
сумма авансового платежа по сроку уплаты 30.04.2013 - 50456 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.07.2013 - 50456 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.10.2013 - 50456 руб.,
сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 03.03.2014-50457 руб.
Суммы авансовых платежей и земельного налога, подлежащих уплате, рассчитанные налоговым органом, составили:
сумма авансового платежа по сроку уплаты 30.04.2013 - 153082 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.07.2013 - 153082 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.10.2013 - 153082 руб.,
сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 03.03.2014 - 153083 руб.
Таким образом, налогоплательщиком при исчислении авансовых платежей и земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 68:11:1101020:0016 применена кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276-80638782,98 руб., которая впоследствии решением Арбитражного суда Тамбовской области 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, установлена равной рыночной - 13455000 руб.
Налоговым органом в свою очередь установлено, что налогоплательщиком не исчислены авансовые платежи:
по сроку уплаты 30.04.2013 - 102626 руб.,
по сроку уплаты 31.07.2013 - 102626 руб.,
по сроку уплаты 31.10.2013 - 102626 руб.,
а также сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 03.03.2014 - 102626 руб.
Налоговый орган, доначисляя Обществу земельный налог за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 68:11:1101020:0016, обоснованно применил кадастровую стоимость, установленную постановлением администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394-40821922,12 руб., отраженную в данных кадастрового учета по состоянию на 1 января 2013 года.
Отклоняя ссылки Общества на необходимость применения в целях налогообложения кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной рыночной в размере 13 455 000 руб. на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08 2014 по делу N А 64-1595/2014, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщика (Определение от 01.03.2011 N 275-О-О).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Аналогичная позиция высказана в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, N 2081/11.
Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом согласно ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по общим правилам сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Т.е. органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка применения результатов определения кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области от 03.04.2015 N 1330 следует, что сведения по спорному земельному участку на основании постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 были внесены в кадастр только 10.01.2014.
То есть, указанные юридические кадастровые процедуры произведены после 01.01.2014, с учетом положений пункта 2 статьи 5 НК РФ и требований п. 1 ст. 391 НК РФ, их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2013 году.
Ссылки Общества на правомерность применения стоимости земельного участка, установленной решением суда по делу N 64-1595/2014, к налоговому периоду 2013 г. поскольку данная стоимость установлена по состоянию на 01.01.2013, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений ст. 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку в деле N А64-1595/2014 Обществом оспаривались результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 и подлежащие применению с для целей налогообложения за налоговые периоды, начиная с 2015 г., то оснований для применения в целях налогообложения земельным налогом за 2013 год установленной судом кадастровой стоимости равной рыночной применительно к кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 не имеется.
Следовательно, то обстоятельство, что стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013 года в рассматриваемом случае не свидетельствует о наличии оснований для ее применения в целях налогообложения за налоговый период 2013 г., поскольку кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания в деле N А64-1595/2014, внесена в кадастр 10.01.2014.
Таким образом, поскольку в проверяемом налоговом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало постановление администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394, то налоговый орган правомерно доначислил Обществу земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной данным постановлением и отраженной в данных кадастрового учета по состоянию на 01.01.2013 года.
Решение налогового органа N 652 от 08.07.2015 г. в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в виде штрафа в размере 20525,20 руб., пени 31247,92 руб. также является правомерным.
Инспекцией установлено, что по сроку уплаты земельного налога 03.03.2014, по данным Карточки расчета с бюджетом (КРСБ) ООО "Вилион", переплата, равная либо превышающая сумму доначисленного налога, отсутствует (т. 1, л.д. 88).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа N 652 от 08.07.2015 является законным и обоснованным.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилион" без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Вилион" на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела при подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Вилион" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 платежным поручением N 522 от 01.06.2016 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Вместе с тем, вследствие подачи апелляционной жалобы в электронном виде подлинник платежного документа при рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции представлен не был. Исходя из положений ст. 333.40 НК РФ, выдача справки на возврат государственной пошлины предусмотрена в случае наличия оригинала платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Поэтому Обществу разъясняется, что справка на возврат государственной пошлины подлежит выдаче при предоставлении в суд апелляционной инстанции оригинала вышеназванного платежного документа.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилион" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2016 N 19АП-3745/2016 ПО ДЕЛУ N А64-7937/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. по делу N А64-7937/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 28 июля 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Вилион": Мигель А.С. представитель по доверенности от 11.01.2016, выдана сроком до 31.12.2016;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области: Балашова Н.Н. представитель по доверенности N 0310/02531 от 02.03.2016, выдана сроком на один год; Сидоренко О.С. представитель по доверенности N 03-12/02075 от 19.02.2016, выдана сроком на один год;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилион" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вилион" (ОГРН 1026801229597, ИНН 6832034740) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области (ОГРН 1116827001125, ИНН 6827022097) о признании недействительным решения от 08.07.2015 N 652,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вилион" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.07.2015 N 652.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на ошибочное применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям Постановления Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 года (в редакции постановления Администрации Тамбовской области от 24.11.2009 N 1394). По мнению Общества, земельный налог за 2013 год подлежал расчету согласно кадастровой оценке, указанной именно в Постановлении Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", которое являлось предметом рассмотрения в Арбитражном суде Тамбовской области и вступившим в законную силу решением суда кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года установлена равной рыночной в размере 13455000 рублей.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражает против доводов Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Инспекции и Общества, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Вилион" на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Никифоровский район, р.п. Дмитриевка, переулок Садовый, д. 9, кадастровый номер: 68:11:1101020:0016, площадью 90302 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АА 865182, выданным УФРС по Тамбовской области 04.12.2008 г. (т. 1, л.д. 60).
Кадастровая стоимость данного земельного участка, содержащаяся в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) на 01.01.2013, 01.01.2014 составляла 40821922,12 руб. Данная кадастровая стоимость внесена в ГКН 11.01.2010 на основании постановления администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394 (т. 1, л.д. 50).
10.01.2014 на основании постановления администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 в ГКН внесено значение кадастровой стоимости, равное 80638782,98 руб.
ООО "Вилион" считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости является нарушением прав общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости (дело N А64-1595/2014).
Арбитражным судом Тамбовской области 01.08.2014 по делу А64-1595/2014 принято решение установить кадастровую стоимость данного земельного участка, равной рыночной - 13455000 руб. (т. 1, л.д. 33-42). Решение вступило в законную силу.
09.09.2014 на основании данного решения арбитражного суда в ГКН внесено значение кадастровой стоимости, равное 13455000 руб. (т. 1, л.д. 51).
В налоговой декларации (первичной) по земельному налогу за 2013 отчетный год, представленной в налоговый орган 14.01.2014 (т. 1, л.д. 74-80), Общество исчислило земельный налог по земельному участку, кадастровый номер: 68:11:1101020:0016, исходя из кадастровой стоимости 40821922,12 руб., установленной постановлением администрации области от 24 ноября 2009 г. N 1394, содержащейся в ГКН на 01.01.2013 (расчет налога: 612329 руб., исходя из кадастровой стоимости 40821822 руб. * налоговую ставку 1,5% * 12 месяцев владения (коэффициент Кв 1).
В уточненной налоговой декларации (корректировка N 1) по земельному налогу за 2013 год, представленной в налоговый орган 31.01.2015 (т. 1, л.д. 67-73), Общество исчислило земельный налог по данному земельному участку, исходя из кадастровой стоимости 13455000 руб., установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, внесенной в ГКН 09.09.2014 (расчет налога: 201825 руб., исходя из кадастровой стоимости 13455000 руб. * налоговую ставку 1,5% * 12 месяцев владения (коэффициент Кв 1).
Исчисляя земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, Общество руководствовалось тем, что для целей налогообложения подлежало применению постановление администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276, согласно которого в ГКН внесено значение кадастровой стоимости спорного земельного участка, равное 80638782,98 руб., которое впоследствии решением арбитражного суда установлено равным 13455000 руб.
Общество полагало, что диапазон действия данного нормативно-правового акта определен в пункте 1 - результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены по состоянию на 01.01.2013. Вступление в силу постановления с 01.01.2014 подразумевает то, что "новую" кадастровую стоимость земельных участков необходимо применять при расчете налога за 2013 год, после окончания календарного года, то есть после 01.01.2014.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации (уточненной, корректировка N 1) по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт N 1498 от 19.05.2015 (т. 1, л.д. 109-113).
По результатам рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки, Инспекцией принято решение N 652 от 08.07.2015 (т. 1, л.д. 86-108), согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начислены пени по состоянию на 08.07.2015 (пункт 3.1. решения). Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год в размере 410504 руб., штраф 20525,20 руб., пени 31247,92 руб. (пункт 3.2. решения).
Основанием для принятия указанного решения послужили данные, полученные налоговым органом от ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (письмо от 03.04.2015 N 1330), согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Обществу по состоянию на 01.01.2013 составляет 40821922,12 руб.
При этом, Инспекцией также установлено, что по сроку уплаты земельного налога 03.03.2014, по данным Карточки расчета с бюджетом (КРСБ) ООО "Вилион", переплата, достаточная для покрытия доначисленного налога, отсутствует (т. 1, л.д. 88).
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган исходил из отсутствия у Общества правовых оснований для исчисления земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной (13455000 руб.), установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, поскольку в рамках указанного иска оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка (80638782,98 руб.), установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276. Данное постановление для целей налогообложения действует с января 2014 года.
По мнению налогового органа для исчисления земельного налога за 2013 год налогоплательщиком подлежало применению постановление администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый номер: 68:11:1101020:0016, составляла 40821922,12 руб.
Общество обжаловало данное решение в УФНС России по Тамбовской области (т. 1, л.д. 52-53), и по итогам рассмотрения апелляционной жалобы, заместителем руководителя УФНС России по Тамбовской области 23.09.2015 принято решение N 05-11/118 об оставлении решения Инспекции без изменения, а жалобы Общества - без удовлетворения (т. 1, л.д. 54-58), после чего Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статья 388 НК РФ устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 НК РФ.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
Статьей 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования городской округ - город Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219) от 14.11.2005.
В силу положений пункта 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного).
Согласно п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом, налоговое законодательство не содержит понятия кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 2 статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральный законодатель, предусматривая проведение государственной кадастровой оценки земель и в связи с этим наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статьи 65, 66 ЗК РФ), одновременно установил требования, предъявляемые к государственной кадастровой оценке земель и земельных участков, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Из Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) следует, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (п. 1 Правил).
Под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ). Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено Федеральным законом N 221-ФЗ.
Статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в ст. 17 Федерального закона N 221-ФЗ.
Таким образом, под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой единый федеральный государственный информационный ресурс.
Вместе с тем, п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа, чем государственная кадастровая оценка.
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, администрация Тамбовской области постановлением от 30.11.2007 N 1311 утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394 в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:11:1101020:0016 составила 40821922,12 руб. Данная кадастровая стоимость внесена в ГКН 11.01.2010 и содержалась по состоянию на 01.01.2013, 01.01.2014 (т. 1, л.д. 50).
Далее результаты кадастровой оценки земель в Тамбовской области утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" и документов на земельный участок, и, согласно сведениям Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области (т. 1, л.д. 50-51) внесены в ГКН 10.01.2014.
Судом установлено, что в уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2013 год налогоплательщиком при исчислении сумм авансовых платежей и земельного налога за период с января по декабрь 2013 года применена кадастровая стоимость 13455000 руб., а именно:
сумма авансового платежа по сроку уплаты 30.04.2013 - 50456 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.07.2013 - 50456 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.10.2013 - 50456 руб.,
сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 03.03.2014-50457 руб.
Суммы авансовых платежей и земельного налога, подлежащих уплате, рассчитанные налоговым органом, составили:
сумма авансового платежа по сроку уплаты 30.04.2013 - 153082 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.07.2013 - 153082 руб.,
сумма авансового платежа по сроку уплаты 31.10.2013 - 153082 руб.,
сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 03.03.2014 - 153083 руб.
Таким образом, налогоплательщиком при исчислении авансовых платежей и земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 68:11:1101020:0016 применена кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276-80638782,98 руб., которая впоследствии решением Арбитражного суда Тамбовской области 01.08.2014 по делу N А64-1595/2014, установлена равной рыночной - 13455000 руб.
Налоговым органом в свою очередь установлено, что налогоплательщиком не исчислены авансовые платежи:
по сроку уплаты 30.04.2013 - 102626 руб.,
по сроку уплаты 31.07.2013 - 102626 руб.,
по сроку уплаты 31.10.2013 - 102626 руб.,
а также сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет по сроку 03.03.2014 - 102626 руб.
Налоговый орган, доначисляя Обществу земельный налог за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 68:11:1101020:0016, обоснованно применил кадастровую стоимость, установленную постановлением администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394-40821922,12 руб., отраженную в данных кадастрового учета по состоянию на 1 января 2013 года.
Отклоняя ссылки Общества на необходимость применения в целях налогообложения кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной рыночной в размере 13 455 000 руб. на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 01.08 2014 по делу N А 64-1595/2014, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщика (Определение от 01.03.2011 N 275-О-О).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При этом согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
Аналогичная позиция высказана в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, N 2081/11.
Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом согласно ст. 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по общим правилам сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Т.е. органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка применения результатов определения кадастровой стоимости.
В рассматриваемом случае из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области от 03.04.2015 N 1330 следует, что сведения по спорному земельному участку на основании постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 были внесены в кадастр только 10.01.2014.
То есть, указанные юридические кадастровые процедуры произведены после 01.01.2014, с учетом положений пункта 2 статьи 5 НК РФ и требований п. 1 ст. 391 НК РФ, их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2013 году.
Ссылки Общества на правомерность применения стоимости земельного участка, установленной решением суда по делу N 64-1595/2014, к налоговому периоду 2013 г. поскольку данная стоимость установлена по состоянию на 01.01.2013, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений ст. 24.20 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку в деле N А64-1595/2014 Обществом оспаривались результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные постановления Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 и подлежащие применению с для целей налогообложения за налоговые периоды, начиная с 2015 г., то оснований для применения в целях налогообложения земельным налогом за 2013 год установленной судом кадастровой стоимости равной рыночной применительно к кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11.11.2013 N 1276 не имеется.
Следовательно, то обстоятельство, что стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2013 года в рассматриваемом случае не свидетельствует о наличии оснований для ее применения в целях налогообложения за налоговый период 2013 г., поскольку кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания в деле N А64-1595/2014, внесена в кадастр 10.01.2014.
Таким образом, поскольку в проверяемом налоговом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало постановление администрации Тамбовской области от 24 ноября 2009 г. N 1394, то налоговый орган правомерно доначислил Обществу земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной данным постановлением и отраженной в данных кадастрового учета по состоянию на 01.01.2013 года.
Решение налогового органа N 652 от 08.07.2015 г. в части привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в виде штрафа в размере 20525,20 руб., пени 31247,92 руб. также является правомерным.
Инспекцией установлено, что по сроку уплаты земельного налога 03.03.2014, по данным Карточки расчета с бюджетом (КРСБ) ООО "Вилион", переплата, равная либо превышающая сумму доначисленного налога, отсутствует (т. 1, л.д. 88).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа N 652 от 08.07.2015 является законным и обоснованным.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилион" без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Вилион" на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела при подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Вилион" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 платежным поручением N 522 от 01.06.2016 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Вместе с тем, вследствие подачи апелляционной жалобы в электронном виде подлинник платежного документа при рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции представлен не был. Исходя из положений ст. 333.40 НК РФ, выдача справки на возврат государственной пошлины предусмотрена в случае наличия оригинала платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Поэтому Обществу разъясняется, что справка на возврат государственной пошлины подлежит выдаче при предоставлении в суд апелляционной инстанции оригинала вышеназванного платежного документа.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2016 по делу N А64-7937/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вилион" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Т.Л.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)