Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Стрекачева А.Н., Сулименко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.
при участии:
- от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня": представитель Пашев Р.Н. по доверенности от 30.03.2017 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.09.2017 по делу N А01-836/2017
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" (ИНН 0105019055, ОГРН 1020100712334)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711)
о признании недействительным решения налогового органа,
принятое в составе судьи Хутыз С.И.,
установил:
Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 18.01.2017 года N 8 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога, просило взыскать с налоговой инспекции сумму излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 19 300 рублей, проценты, начисленные по пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 01.02.2017 по 24.08.2017 года в размере 1 024 рублей 75 копеек и расходы по уплате государственной пошлине в размере 2000 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 01.09.2017 заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" удовлетворено.
Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 18.01.2017 года N 8 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени штрафа. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" возвращен излишне уплаченный земельный налог за 2012 год в размере 19 300 рублей. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" взысканы проценты, начисленные по пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1 024 рублей 75 копеек. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" взысканы расходы по уплате государственной пошлине в размере 2 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что заявитель узнал о нарушении своего права после получения Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Переплата по земельному налогу в размере 19300 рублей образовалась у учреждения в связи с уплатой: 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года. Заявление о возврате налога подано в инспекцию 30.12.2016, т.е. за пределами трехлетнего срока со дня уплаты налога. В суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога учреждение обратилось только 05.04.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплатило земельный налог за 2012 год в размере 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года.
16.11.2015 года Учреждение представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за ряд налоговых периодов, согласно которым сумма земельного налога, исчисленного ранее, сторнирована и составила 0 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций, по результатам проверки произведен возврат излишне уплаченного земельного налога в размере 92870 рублей.
30.12.2016 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 38 772 рубля.
Решением от 18.01.2017 N 8 налоговая инспекция отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога частично на том основании, что заявление о возврате земельного налога за 2012 год в сумме 19 300 рублей подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога. Инспекцией принято решение о возврате суммы излишне уплаченного налога N 53 в размере 19422 рублей за 2013 год.
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в управление налоговой службы путем подачи апелляционной жалобы.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея от 29.03.2017 года N 17 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 19 300 рублей и процентов в размере 1 024 рублей 75 копеек, начисленных по п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом из смысла пункта 7 статьи 78 НК РФ следует, что срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога исчисляется с момента уплаты налога.
Как следует из материалов дела земельный налог за 2012 год был уплачен учреждением путем оплаты авансовых платежей в размере 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года.
Заявлением о возврате налога учреждение обратилось в инспекцию 30.12.22016 года (первичное).
Таким образом, с учетом срока уплаты земельного налога за год, установленных ст. 397, 398 НК РФ - до 01.02.2013 года - учреждение пропустило срок для возврата налога в административном порядке. Принятое инспекцией решение не может быть признано недействительным, поскольку налоговым органом нарушений НК РФ допущено не было.
Порядок применения срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Кодекса, разъяснен определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О. Конституционный Суд Российской Федерации определил, что названная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой давности. В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности установлен в пределах трех лет (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, заявление о возврате налога подлежало рассмотрению судом с учетом срока исковой давности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности необходимо установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 398 НК РФ).
Таким образом, земельный налог за 2012 г. подлежал уплате в срок до 1 февраля 2013 года.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплатило земельный налог в размере 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года.
Установлено, что Решением Майкопского городского совета народных депутатов Адыгейской автономной области Краснодарского края от 09.05.88 г. и Решением от 26.10.88 N 2629 горздравотделу (правопредшественник учреждения) было передано здание блока обслуживания N 17 в 3-м микрорайоне.
Согласно свидетельству от 26.12.2014 за Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" нежилое помещение по адресу г. Майкоп, ул. Пионерская N 389, корпус 1 зарегистрировано на праве оперативного управления.
Установлено, что права на земельный участок, на котором расположено нежилое здание, оформлены не были, какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок у учреждения отсутствовали.
Несмотря на указанное обстоятельство, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплачивало земельный налог за данный участок на основании сведений кадастрового паспорта.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.05.2009, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0513035:39 составляет 4289157,60 руб.
Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" пояснило, что в 2015 году после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015 года N 01/024/002/2015 года обнаружило, что земельный участок с 2009 года находится в аренде у физического лица Хаова СВ.
В связи с чем, 16.11.2015 года общество подало уточненные декларации за период с 2012 по 2015 года с уменьшением сумм земельного налога, 30.12.2016 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 38 772 рубля.
Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано за пределами трехлетнего срока со дня уплаты (01.02.2013 года).
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 20.04.2017 г.
В п. 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Доводы о том, что учреждение узнало о нарушении своего права после получения Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015, подлежат отклонению.
Учреждение должно было знать об излишней уплате налога по состоянию на 01.02.2013 г. Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплатило земельный налог за 2012 год за участок с кадастровым номером 01:08:0513035:39, при этом, какие-либо правоустанавливающие документы у учреждения отсутствовали, права на земельный участок оформлены не были. Установлено, что с 2009 г. земельный участок находился в аренде у иного лица. Получение выписки из ЕГРП зависело от действий налогоплательщика, однако соответствующие действия предприняты не были.
Следует отметить, что учреждение не представило доказательств того, что имелись объективные препятствия для получения сведений в отношении прав на данный земельный участок ранее 2015 г.
Ссылки учреждения на приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" также не могут быть приняты во внимание, поскольку приказ был издан в 2014, а в Росреестр учреждение обратилось 27.10.2015.
Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано в суд за пределами трехлетнего срока.
Суд первой инстанции неверно определил момент начала течения срока исковой давности - с момента получения выписки из ЕГРП - поскольку получение выписки находилось в сфере контроля налогоплательщика и зависело не от объективных обстоятельств, а от его собственного волеизъявления.
Следует отметить, что положение законодательства о сроках давности носит пресекательный характер и введено в целях укрепления стабильности гражданского оборота и реализации принципа правовой определенности.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
По смыслу указанной нормы, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.09.2017 следует отменить, в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.09.2017 по делу N А01-836/2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2017 N 15АП-17190/2017 ПО ДЕЛУ N А01-836/2017
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. N 15АП-17190/2017
Дело N А01-836/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Стрекачева А.Н., Сулименко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.
при участии:
- от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня": представитель Пашев Р.Н. по доверенности от 30.03.2017 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.09.2017 по делу N А01-836/2017
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" (ИНН 0105019055, ОГРН 1020100712334)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (ИНН 0105035988, ОГРН 1040100552711)
о признании недействительным решения налогового органа,
принятое в составе судьи Хутыз С.И.,
установил:
Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 18.01.2017 года N 8 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога, просило взыскать с налоговой инспекции сумму излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 19 300 рублей, проценты, начисленные по пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 01.02.2017 по 24.08.2017 года в размере 1 024 рублей 75 копеек и расходы по уплате государственной пошлине в размере 2000 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 01.09.2017 заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" удовлетворено.
Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея от 18.01.2017 года N 8 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени штрафа. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" возвращен излишне уплаченный земельный налог за 2012 год в размере 19 300 рублей. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" взысканы проценты, начисленные по пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1 024 рублей 75 копеек. С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" взысканы расходы по уплате государственной пошлине в размере 2 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что заявитель узнал о нарушении своего права после получения Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Переплата по земельному налогу в размере 19300 рублей образовалась у учреждения в связи с уплатой: 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года. Заявление о возврате налога подано в инспекцию 30.12.2016, т.е. за пределами трехлетнего срока со дня уплаты налога. В суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога учреждение обратилось только 05.04.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплатило земельный налог за 2012 год в размере 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года.
16.11.2015 года Учреждение представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за ряд налоговых периодов, согласно которым сумма земельного налога, исчисленного ранее, сторнирована и составила 0 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций, по результатам проверки произведен возврат излишне уплаченного земельного налога в размере 92870 рублей.
30.12.2016 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 38 772 рубля.
Решением от 18.01.2017 N 8 налоговая инспекция отказала обществу в возврате излишне уплаченного налога частично на том основании, что заявление о возврате земельного налога за 2012 год в сумме 19 300 рублей подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога. Инспекцией принято решение о возврате суммы излишне уплаченного налога N 53 в размере 19422 рублей за 2013 год.
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в управление налоговой службы путем подачи апелляционной жалобы.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея от 29.03.2017 года N 17 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 19 300 рублей и процентов в размере 1 024 рублей 75 копеек, начисленных по п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом из смысла пункта 7 статьи 78 НК РФ следует, что срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога исчисляется с момента уплаты налога.
Как следует из материалов дела земельный налог за 2012 год был уплачен учреждением путем оплаты авансовых платежей в размере 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года.
Заявлением о возврате налога учреждение обратилось в инспекцию 30.12.22016 года (первичное).
Таким образом, с учетом срока уплаты земельного налога за год, установленных ст. 397, 398 НК РФ - до 01.02.2013 года - учреждение пропустило срок для возврата налога в административном порядке. Принятое инспекцией решение не может быть признано недействительным, поскольку налоговым органом нарушений НК РФ допущено не было.
Порядок применения срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Кодекса, разъяснен определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О. Конституционный Суд Российской Федерации определил, что названная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой давности. В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности установлен в пределах трех лет (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, заявление о возврате налога подлежало рассмотрению судом с учетом срока исковой давности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности необходимо установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 398 НК РФ).
Таким образом, земельный налог за 2012 г. подлежал уплате в срок до 1 февраля 2013 года.
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплатило земельный налог в размере 4825 рублей - 20.04.2012 года; 4825 рублей - 20.07.2012 года; 4825 рублей - 17.10.2012 года; 4825 рублей - 01.02.2013 года.
Установлено, что Решением Майкопского городского совета народных депутатов Адыгейской автономной области Краснодарского края от 09.05.88 г. и Решением от 26.10.88 N 2629 горздравотделу (правопредшественник учреждения) было передано здание блока обслуживания N 17 в 3-м микрорайоне.
Согласно свидетельству от 26.12.2014 за Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" нежилое помещение по адресу г. Майкоп, ул. Пионерская N 389, корпус 1 зарегистрировано на праве оперативного управления.
Установлено, что права на земельный участок, на котором расположено нежилое здание, оформлены не были, какие-либо правоустанавливающие документы на земельный участок у учреждения отсутствовали.
Несмотря на указанное обстоятельство, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплачивало земельный налог за данный участок на основании сведений кадастрового паспорта.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.05.2009, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0513035:39 составляет 4289157,60 руб.
Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" пояснило, что в 2015 году после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015 года N 01/024/002/2015 года обнаружило, что земельный участок с 2009 года находится в аренде у физического лица Хаова СВ.
В связи с чем, 16.11.2015 года общество подало уточненные декларации за период с 2012 по 2015 года с уменьшением сумм земельного налога, 30.12.2016 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 38 772 рубля.
Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано за пределами трехлетнего срока со дня уплаты (01.02.2013 года).
Как следует из материалов дела, Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 20.04.2017 г.
В п. 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Доводы о том, что учреждение узнало о нарушении своего права после получения Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2015, подлежат отклонению.
Учреждение должно было знать об излишней уплате налога по состоянию на 01.02.2013 г. Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" уплатило земельный налог за 2012 год за участок с кадастровым номером 01:08:0513035:39, при этом, какие-либо правоустанавливающие документы у учреждения отсутствовали, права на земельный участок оформлены не были. Установлено, что с 2009 г. земельный участок находился в аренде у иного лица. Получение выписки из ЕГРП зависело от действий налогоплательщика, однако соответствующие действия предприняты не были.
Следует отметить, что учреждение не представило доказательств того, что имелись объективные препятствия для получения сведений в отношении прав на данный земельный участок ранее 2015 г.
Ссылки учреждения на приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" также не могут быть приняты во внимание, поскольку приказ был издан в 2014, а в Росреестр учреждение обратилось 27.10.2015.
Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано в суд за пределами трехлетнего срока.
Суд первой инстанции неверно определил момент начала течения срока исковой давности - с момента получения выписки из ЕГРП - поскольку получение выписки находилось в сфере контроля налогоплательщика и зависело не от объективных обстоятельств, а от его собственного волеизъявления.
Следует отметить, что положение законодательства о сроках давности носит пресекательный характер и введено в целях укрепления стабильности гражданского оборота и реализации принципа правовой определенности.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
По смыслу указанной нормы, срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.09.2017 следует отменить, в удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Молочная кухня" следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.09.2017 по делу N А01-836/2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)