Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилых помещений является существенно завышенной, нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-621/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной их стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 138 600 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 150 504 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 134 771 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 186 289 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 116 897 000 рублей, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных нежилых помещений, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которых утверждена в размере в размере 231 457 772,38 рублей, 175 474059,14 рублей, 192 521 604,41 рублей, 252 611 317,67 рублей, 171 179 656,58 рублей, соответственно. По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилых помещений является существенно завышенной, нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С. просила удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости помещений на дату государственной кадастровой оценки.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Р. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически пытается изменить размер подлежащего уплате налога на имущество организаций.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "Северный центр-7" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Северный центр-7" Компания является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
На государственный кадастровый учет здание с кадастровым номером ***, в котором расположены спорные нежилые помещения, поставлено 27 мая 2012 года и включено Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года), установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 231 457 772,38 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 175 474 059,14 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 192 521 604,41 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 252 611 317,67 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 171 178 656,58 рублей.
Следовательно, ООО "Северный центр-7" согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, поскольку здание, в котором расположены принадлежащие истцу нежилые помещения, вошло в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Ссылаясь на необоснованность заявленных административных исковых требований, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в письменных пояснениях полагает, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, административный истец имеет своей целью уменьшить обязательный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Однако, суд не может согласиться с настоящими доводами административных ответчиков, поскольку в силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории Российской Федерации.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащие ему помещения являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Из материалов дела установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 6 апреля 2017 года N 51-3591/2017 отклонено заявление ООО "Северный центр-7" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ООО "Северный центр-7" представило отчет об оценке рыночной стоимости N 260/03/17 от 7 марта 2017 года, выполненный оценщиком ООО "АВЕРТА ГРУПП", согласно которому рыночная стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 147 736 053 рубля, 110 331 277 рублей, 121 660 985 рублей, 162 005 419 рублей, 107 485 773 рубля, соответственно.
На указанный отчет истцом получено положительное экспертное заключение, выполненное экспертом Некоммерческого партнерства - саморегулируемая организация "деловой Союз Оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы в своих письменных пояснениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости нежилых помещений для проверки доводов административного истца и замечаний административных ответчиков на представленный истцом отчет, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 17 мая 2017 года по ходатайству истца настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Топ-Консалт".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N 260/03/17 от 7 марта 2017 года, выполненный оценщиком ООО "АВЕРТА ГРУПП", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Заключение судебной оценочной экспертизы содержит вывод о том, что по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 138 600 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 150 504 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 137 771 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 186 289 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 116 897 000 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом оценщиком Ф., обладающей правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили.
При этом административный истец выводы судебной оценочной экспертизы не оспаривал, в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года, в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы.
Административные ответчики обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.
При этом результаты отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N 260/03/17 от 7 марта 2017 года, выполненного оценщиком ООО "АВЕРТА ГРУПП", на который истец ссылался при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суд, не нашли своего объективного подтверждения в заключении судебной оценочной экспертизы, которому суд доверяет и на результатах которого основывает свое решение об установлении кадастровой стоимости помещений, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2016 года.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорных помещений, сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 138 600 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 150 504 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 137 771 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 186 289 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 116 897 000 рублей.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений ООО "Северный центр-7" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 15 марта 2017 года.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилых помещений применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 138 600 000 (сто тридцать восемь миллионов шестьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 150 504 000 (сто пятьдесят миллионов пятьсот четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 134 771 000 (сто тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 186 289 000 (сто восемьдесят шесть миллионов двести восемьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 116 897 000 (сто шестнадцать миллионов восемьсот девяносто семь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 15 марта 2017 года.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2017 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-621/2017
Требование: Об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилых помещений является существенно завышенной, нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. по делу N 3а-621/2017
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-621/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной рыночной их стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 138 600 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 150 504 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 134 771 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 186 289 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 116 897 000 рублей, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником указанных нежилых помещений, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которых утверждена в размере в размере 231 457 772,38 рублей, 175 474059,14 рублей, 192 521 604,41 рублей, 252 611 317,67 рублей, 171 179 656,58 рублей, соответственно. По мнению административного истца, кадастровая стоимость нежилых помещений является существенно завышенной, нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С. просила удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости помещений на дату государственной кадастровой оценки.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Р. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически пытается изменить размер подлежащего уплате налога на имущество организаций.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "Северный центр-7" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Северный центр-7" Компания является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
На государственный кадастровый учет здание с кадастровым номером ***, в котором расположены спорные нежилые помещения, поставлено 27 мая 2012 года и включено Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года), установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 231 457 772,38 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 175 474 059,14 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 192 521 604,41 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 252 611 317,67 рублей; кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 171 178 656,58 рублей.
Следовательно, ООО "Северный центр-7" согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, поскольку здание, в котором расположены принадлежащие истцу нежилые помещения, вошло в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1), на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником нежилых помещений, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Ссылаясь на необоснованность заявленных административных исковых требований, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в письменных пояснениях полагает, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, административный истец имеет своей целью уменьшить обязательный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Однако, суд не может согласиться с настоящими доводами административных ответчиков, поскольку в силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории Российской Федерации.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащие ему помещения являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Из материалов дела установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 6 апреля 2017 года N 51-3591/2017 отклонено заявление ООО "Северный центр-7" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Таким образом, при разрешении дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ООО "Северный центр-7" представило отчет об оценке рыночной стоимости N 260/03/17 от 7 марта 2017 года, выполненный оценщиком ООО "АВЕРТА ГРУПП", согласно которому рыночная стоимость спорных нежилых помещений по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 147 736 053 рубля, 110 331 277 рублей, 121 660 985 рублей, 162 005 419 рублей, 107 485 773 рубля, соответственно.
На указанный отчет истцом получено положительное экспертное заключение, выполненное экспертом Некоммерческого партнерства - саморегулируемая организация "деловой Союз Оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы в своих письменных пояснениях указали на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости нежилых помещений для проверки доводов административного истца и замечаний административных ответчиков на представленный истцом отчет, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 17 мая 2017 года по ходатайству истца настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Топ-Консалт".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N 260/03/17 от 7 марта 2017 года, выполненный оценщиком ООО "АВЕРТА ГРУПП", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Заключение судебной оценочной экспертизы содержит вывод о том, что по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 138 600 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 150 504 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 137 771 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 186 289 000 рублей; рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, составляет 116 897 000 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом оценщиком Ф., обладающей правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденной об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили.
При этом административный истец выводы судебной оценочной экспертизы не оспаривал, в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил исковые требования, просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года, в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы.
Административные ответчики обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.
При этом результаты отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений N 260/03/17 от 7 марта 2017 года, выполненного оценщиком ООО "АВЕРТА ГРУПП", на который истец ссылался при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суд, не нашли своего объективного подтверждения в заключении судебной оценочной экспертизы, которому суд доверяет и на результатах которого основывает свое решение об установлении кадастровой стоимости помещений, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2016 года.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорных помещений, сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 138 600 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 150 504 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 137 771 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 186 289 000 рублей; кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером ***, в размере рыночной стоимости - 116 897 000 рублей.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений ООО "Северный центр-7" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 15 марта 2017 года.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилых помещений применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 138 600 000 (сто тридцать восемь миллионов шестьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 150 504 000 (сто пятьдесят миллионов пятьсот четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 134 771 000 (сто тридцать четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 186 289 000 (сто восемьдесят шесть миллионов двести восемьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 116 897 000 (сто шестнадцать миллионов восемьсот девяносто семь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью "Северный центр-7" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 15 марта 2017 года.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья
Московского городского суда
С.И.КОЛОСОВА
Московского городского суда
С.И.КОЛОСОВА
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2017 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)