Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, И.Б. Цымбаренко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А. Артюковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "НЛМК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2017 по делу N А40-223089/16, принятое судьей А.Н. Нагорной (75-2026),
по заявлению ПАО "НЛМК" (ОГРН 1024800823123)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: Красных Е.В. по дов. от 12.08.2015, Веревиенко Н.А. по дов. от 09.12.2015, Алтухов С.А. по дов. от 28.11.2016, Ладыка В.И. по дов. от 28.11.2016;
- от ответчика: Артищева Д.С. по дов. от 02.12.2016,
- Злобин А.В. по дов. от 30.03.2017;
- установил:
ПАО "НЛМК" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5) о признании недействительным решения от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 в части доначисления налога на имущество в размере 102261974 руб. в связи с выводами о неправомерном включении в 2012 - 2013 гг. в состав льготируемого имущества объектов основных средств, фактически не относящихся к линиям энергопередач и не являющихся их неотъемлемой технологической частью (п. 2.1.3 и п. 3 решения), и в части доначисления соответствующих пени в размере 23416254 руб. и штрафа в размере 20452395 руб.
Решением от 25.04.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ПАО "НЛМК" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган с доводами заявителя не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена выездная налоговая проверка ПАО "НЛМК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех и налогов (кроме налога на прибыль организаций) и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
По результатам проверки налоговым органом 24.02.2016 составлен Акт N 56-13-10/701, на который заявителем представлены письменные возражения, а также возражения на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки принято решение от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме 174639176 руб., пени в размере 39986773 руб., общество привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде штрафа в размере 34927835 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с решением инспекции, обратился в ФНС России с апелляционной жалобой.
Решением ФНС России от 19.10.2016 N СА-4-9/19841@ решение инспекции отменено в части доначисления налога на имущество организаций за 2012-2013 годы в сумме 874113 руб. и начислении соответствующих сумм пени и штрафов, в оставшейся части жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая решение налогового органа от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 незаконным, ПАО "НЛМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из материалов дела усматривается, что в 2012 году ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" применило льготу по налогу на имущество (по коду 2010238) в отношении производственных основных фондов - объектов, связанных с передачей электрической энергии (Т. 73 л.д. 121 - 150, Т 74 л.д. 1 - 22), ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (Постановление).
В 2013 году по объектам и вновь введенным основным средствам, в соответствии с положениями п. 3 ст. 380 НК РФ общество применило пониженную ставку налогообложения в размере 0,4%.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (в редакции проверяемого периода).
Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (Перечень, Постановление N 504). В Перечне указаны коды ОКОФ, наименование имущества, а также содержится "Примечание".
Согласно Перечню имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, являются линии электропередачи воздушные и сети тепловые магистральные.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.06.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Согласно п. 21 ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029) (ГОСТ 19431-84), потребителем электрической энергии (тепла) является предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
В соответствии с п. 34 ГОСТ 19431-84 линией электропередачи является электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно "ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н утверждены формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядки их заполнения (Приказ N 27н, Порядок).
Согласно пп. 5 п. 5.3 раздела V Порядка заполнения Раздела 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства" по строке 160 Раздела 2 указывается код налоговой льготы в соответствии с кодами налоговых льгот, приведенными в Приложении N 3 к вышеуказанному Порядку.
Согласно Приложению N 3 к вышеуказанному Порядку код налоговой льготы 2010238 применяют организации - в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 следует, что группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. В соответствии с перечнем, указанным в Постановлении, льготированию подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Коды ОКОФ по таким сооружениям в Перечне не приведены.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Постановлении, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.
Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Следует учитывать, что имущество тогда может быть отнесено к льготируемому, когда оно не только своим наименованием подходит под код ОКОФ, определенный в Постановлении, но и соответствует признакам целевого назначении группировок этих объектов и функционально подходит под понятие "линии энергопередачи или сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью".
Из системного толкования действующего законодательства следует, что льготированию подлежит имущество организаций, предназначенное именно для передачи электроэнергии по линиям электропередач.
Суд руководствуется тем, что определяющим для применения льготы в настоящем случае является то, для каких целей предназначено и как фактически используется спорное имущество - для обеспечения деятельности структурных подразделений (цехов) самого заявителя либо для передачи электроэнергии "транзитом" третьим лицам, находящихся вне территории комбината.
Суд первой инстанции, основываясь на требованиях нормы п. 1 ст. 11 НК РФ, применил положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, ГОСТ 19431-84, ГОСТ 24291-90, ГОСТ Р 53905-2010, приказ Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 и пришел к обоснованному выводу, что законодатель связывает понятие "линия электропередачи" с процессом передачи электроэнергии от источника к потребителю. При этом к оборудованию линий электропередачи компетентный орган (Министерство энергетики Российской Федерации) относит кабели, провода и инженерные конструкции, предназначенные для прокладки воздушных и кабельных линий.
При определении возможности применения льготы по налогу на имущество организаций необходимо определить основное функциональное назначение оборудования, а именно направленность на передачу электроэнергии.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, электроснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
Нормой п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Положение, Критерии и Порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Организация также должна соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 4 ст. 539 и п. 1 ст. 548 ГК РФ правила § 6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии с п. 6 "ГОСТ 19431-84 энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Согласно п. 1 ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.07.1975 N 1972), под энергетической системой (энергосистемой) понимается совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом. Под энергорайоном понимается совокупность объектов энергосистемы, расположенных на части обслуживаемой ею территории (п. 6 ГОСТ 21027-75).
ГОСТом 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) определено, что под линиями электропередачи (ЛЭП) понимается электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором (п. 2).
Под электропередачей понимается совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой (п. 5 ГОСТ 24291-90).
Аналогичным образом раскрыты данные понятия в ГОСТ Р 53905-2010 "Энергосбережение. Термины и определения" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 09.11.2010 N 350-ст).
Из указанного следует, что под энергосистемой понимается совокупность энергорайонов, в которые от производителя (генерирующего производителя) электроэнергии она поступает.
В настоящем деле электроэнергия на территорию ПАО "НЛМК" поступает (передается), в т.ч. от ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго".
Следовательно, территория заявителя с находящимися на ней принимающими/преобразующими/передающими электроэнергию до производственных мощностей (станов, насосов, электродвигателей и т.д.) является одним из районов Липецкой энергосистемы.
Питание электроэнергией внутри района одной энергосистемы не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи.
Следовательно, подача электроэнергии внутри ПАО "НЛМК" от спорных объектов основных средств к производственным мощностям (станов, насосов, электродвигателей и т.д.), при условии, что вся инфраструктура комбината находится на одной территории, не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи, поскольку функциональное предназначение спорных объектов основных средств заключается в обеспечении деятельности основных производственных объектов.
Суд первой инстанции обоснованно оценил заключение экспертов ЗАО "Финансовый консультант" от 20.02.2016 N 86-15 В.В. Грачева и Р.В. Шедловского (Т. 28 л.д. 1 - 120), в соответствии с которым объекты основных средств сгруппированы и исследованы по однородным функциональным группам (Т. 28, л.д. 12), а именно: воздушные линии, выключатели, выпрямители, здания, кабельные линии, комплектные трансформаторные подстанции, наружное освещение, оборудование управления, помещения, прочее оборудование, распределительные устройства, сети электрические, сооружения, токоограничивающие реакторы, трансформаторы, трубопроводы, фильтры, шкафы, щиты, электроприводы.
Некоторые группы объектов основных средств (выключатели, выпрямители, наружное освещение), в принципе не способны передавать электрическую энергию.
Также льготируемые объекты основных средств были сгруппированы и исследованы по цехам (Т. 28, л.д. 13): Автотранспортное управление, агломерационное производство, административно - хозяйственное управление, газовый цех, доменный цех N 1, доменный цех N 2, инженерный центр, кислородный цех, коксохимическое производство, конверторный цех N 1, конверторный цех N 2, копровый цех, механосборочный цех металлургического оборудования, механосборочный цех прокатного оборудования, огнеупорный цех, производство горячего проката, производство динамной стали, производство трансформаторной стали, производство холодного проката, ремонтное производство, теплосиловой цех, управление железнодорожного транспорта, управление промышленной экологии, управление социально-бытовой сферы, фасонно-литейный цех, ферросплавный цех, цех водоснабжения, цех железобетонных изделий, цех защитных покрытий, цех металлических конструкций, цех переработки металлургических шлаков, цех по ремонту сталеплавильного оборудования, цех подготовки производства, цех ремонта металлургического оборудования, ЦЛК.
Экспертами сделан вывод, что основное предназначение основных средств, находящихся на балансе вышеназванных цехов, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, не связно с передачей электроэнергии сторонним организациям. Объекты основных средств находящиеся на балансе цехов, служат для передачи электроэнергии техническому оборудованию цехов ПАО "НЛМК", т.е. они функционально предназначены для использования внутри предприятия и не соответствуют смысловому и функциональному признаку линий энергопередачи.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что решением налогового органа установлены объекты основных средств, передающие электроэнергию цехам ПАО "НЛМК" и сторонним организациям, например, таким как: ОАО "МТС", ООО "Вектор", ООО "Мегос", ООО "Пивзавод Новолипецкий", ЗАО Металлург", НП "Новолипецкий медицинский центр", ОАО "ЛЭСК", Первичная профсоюзная организация ПАО "НЛМК", ООО "Новолипецкая металлобаза", ЗАО ИК "Либра капитал", УМВД РФ по Липецкой области, ОАО Липецккомбанк", Липецкая таможня ЦТУ, ОАО "МТС", ООО Центрдомна ремонт-Л", ООО "Клинком", ООО "Газобетон 48" ООО "Свой дом", ООО НПО "Спецстрой", ООО "СМТ НЛМК", ООО "ГЭСК", ООО "СК", ИП Ершова, ООО "Продарт", ИП Аржаных, ЗАО Трест "ЦМР", ЗАО "Роспечать", ИП Кожухова, ЗАО "Нелис-М", ОАО "ЮВЭМ-1, ООО НПП "Валок", ООО "Металлком", ЗАО "Спецогнеупор", ГУК "Центральная" НП "Новолипецкий медицинский центр", ООО "ЖСК "Алексергеевка", СНТ "ЛОВВиТ", ООО "Крансервис", ООО "Промизделия", ЗАО Трест "Липецкстрой".
Данные объекты (объекты основных средств находящиеся на балансе Центра электроснабжения (ЦЭлС)) были исключены из перечня объектов основных средств, для проведения экспертизы относительно правомерного/неправомерного включения в 2012-2013 годах в состав льготируемого имущества объектов основных средств ПАО "НЛМК", так как основным функциональным назначением Центра электроснабжения является передача электроэнергии, соответственно объекты основных средств находящиеся на балансе ЦЭлС попадают под применение налоговой льготы, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Данный факт был учтен налоговым органом при вынесении решения от 04.07.2016 N 56-13-10/1196.
В связи с этим является безосновательным довод апелляционной жалобы относительно передачи электроэнергии сторонним организациям.
Также судом первой инстанции дана обоснованная критическая оценка описанию заявителем схемы, раскрывающей участие подразделений ПАО "НЛМК" в электроснабжении третьих лиц.
Так, на данной линейной схеме указаны, все цеха ПАО "НЛМК" от Доменного цеха N 1 до административно-хозяйственного управления в контексте взаимодействия путем передачи электроэнергии третьим лицам: ООО "РИТЦ "Металлург-эксперт", ЗАО "Трест" "Южстальконструкция, ЛФ ОАО "Вымпел-коммуникация", ООО "Атлант", ИП Бабушкин, ЗАО "Липецк Мобайл", ЗАО "ЛипРЕО", "Мегафон", ООО "НПП Валок", ОАО "Связьстрой-1", ООО "СМТ НЛМК", ИП "Кударенко", ООО "МСО", ЗАО "Вторчермет" и т.д.
При этом в момент проведения проверки, налоговому органу не представлялись схемы передачи электроэнергии с участием третьих лиц и соответствующие первичные документы, таким образом, экспертиза проводилась, именно по тем документам, которые были представлены ПАО "НЛМК".
Таким образом, трактовка взаимодействия цехов ПАО НЛМК и третьих лиц появилась лишь на стадии судебного разбирательства. Ранее данный довод налогоплательщиком не заявлялся ни на стадии возражений, ни на стадии апелляционного обжалования решения от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 в ФНС России.
Остальные сторонние организации по схеме налогоплательщика, снабжаются электричеством от остальных производственных цехов, основное предназначение которых, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, не связно с передачей электроэнергии сторонним организациям. Объекты основных средств находящиеся на балансе цехов, обозначенных на схеме, служат для передачи электроэнергии техническому оборудованию цехов ПАО "НЛМК", то есть функционально предназначены для использования внутри предприятия и не соответствуют смысловому и функциональному признаку линий энергопередачи.
Следует также отметить, что схемы, представленные в обоснование позиции заявителя, не могут служить надлежащим доказательством, в связи с тем, что к ним отсутствуют акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы относительно не исследования судом документов, с указанием томов и листов дела необоснованные.
Судом первой инстанции был учтен тот факт, что в момент проведения проверки, налоговому органу не представлялись схемы передачи электроэнергии с участием третьих лиц и соответствующие первичные документы, на которые ссылается податель апелляционной жалобы.
Копии актов балансовой принадлежности, представленные заявителем, исследованы судом первой инстанции, однако относительно иных организаций, указанных в схеме заявителя с пояснениями от 10.03.2017 N 162/2-517-6, акты разграничения балансовой принадлежности не представлялись.
Учитывая изложенные обстоятельства, налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью объектов основных средств (перечень объектов основных средств (Т. 73 л.д. 121 - 150, Т. 74 л.д. 1 - 22)), может быть предоставлена только организациям, которые осуществляют экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе, которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и чье функциональное предназначение соответствует смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2017 N 09АП-27375/2017 ПО ДЕЛУ N А40-223089/16
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2017 г. N 09АП-27375/2017
Дело N А40-223089/16
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, И.Б. Цымбаренко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.А. Артюковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "НЛМК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2017 по делу N А40-223089/16, принятое судьей А.Н. Нагорной (75-2026),
по заявлению ПАО "НЛМК" (ОГРН 1024800823123)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: Красных Е.В. по дов. от 12.08.2015, Веревиенко Н.А. по дов. от 09.12.2015, Алтухов С.А. по дов. от 28.11.2016, Ладыка В.И. по дов. от 28.11.2016;
- от ответчика: Артищева Д.С. по дов. от 02.12.2016,
- Злобин А.В. по дов. от 30.03.2017;
- установил:
ПАО "НЛМК" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5) о признании недействительным решения от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 в части доначисления налога на имущество в размере 102261974 руб. в связи с выводами о неправомерном включении в 2012 - 2013 гг. в состав льготируемого имущества объектов основных средств, фактически не относящихся к линиям энергопередач и не являющихся их неотъемлемой технологической частью (п. 2.1.3 и п. 3 решения), и в части доначисления соответствующих пени в размере 23416254 руб. и штрафа в размере 20452395 руб.
Решением от 25.04.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ПАО "НЛМК" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган с доводами заявителя не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 проведена выездная налоговая проверка ПАО "НЛМК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех и налогов (кроме налога на прибыль организаций) и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
По результатам проверки налоговым органом 24.02.2016 составлен Акт N 56-13-10/701, на который заявителем представлены письменные возражения, а также возражения на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки принято решение от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме 174639176 руб., пени в размере 39986773 руб., общество привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде штрафа в размере 34927835 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с решением инспекции, обратился в ФНС России с апелляционной жалобой.
Решением ФНС России от 19.10.2016 N СА-4-9/19841@ решение инспекции отменено в части доначисления налога на имущество организаций за 2012-2013 годы в сумме 874113 руб. и начислении соответствующих сумм пени и штрафов, в оставшейся части жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая решение налогового органа от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 незаконным, ПАО "НЛМК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из материалов дела усматривается, что в 2012 году ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат" применило льготу по налогу на имущество (по коду 2010238) в отношении производственных основных фондов - объектов, связанных с передачей электрической энергии (Т. 73 л.д. 121 - 150, Т 74 л.д. 1 - 22), ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (Постановление).
В 2013 году по объектам и вновь введенным основным средствам, в соответствии с положениями п. 3 ст. 380 НК РФ общество применило пониженную ставку налогообложения в размере 0,4%.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Согласно п. 11 ст. 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (в редакции проверяемого периода).
Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (Перечень, Постановление N 504). В Перечне указаны коды ОКОФ, наименование имущества, а также содержится "Примечание".
Согласно Перечню имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, являются линии электропередачи воздушные и сети тепловые магистральные.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.06.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Согласно п. 21 ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029) (ГОСТ 19431-84), потребителем электрической энергии (тепла) является предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
В соответствии с п. 34 ГОСТ 19431-84 линией электропередачи является электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно "ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н утверждены формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядки их заполнения (Приказ N 27н, Порядок).
Согласно пп. 5 п. 5.3 раздела V Порядка заполнения Раздела 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства" по строке 160 Раздела 2 указывается код налоговой льготы в соответствии с кодами налоговых льгот, приведенными в Приложении N 3 к вышеуказанному Порядку.
Согласно Приложению N 3 к вышеуказанному Порядку код налоговой льготы 2010238 применяют организации - в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 следует, что группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. В соответствии с перечнем, указанным в Постановлении, льготированию подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Коды ОКОФ по таким сооружениям в Перечне не приведены.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Постановлении, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.
Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Следует учитывать, что имущество тогда может быть отнесено к льготируемому, когда оно не только своим наименованием подходит под код ОКОФ, определенный в Постановлении, но и соответствует признакам целевого назначении группировок этих объектов и функционально подходит под понятие "линии энергопередачи или сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью".
Из системного толкования действующего законодательства следует, что льготированию подлежит имущество организаций, предназначенное именно для передачи электроэнергии по линиям электропередач.
Суд руководствуется тем, что определяющим для применения льготы в настоящем случае является то, для каких целей предназначено и как фактически используется спорное имущество - для обеспечения деятельности структурных подразделений (цехов) самого заявителя либо для передачи электроэнергии "транзитом" третьим лицам, находящихся вне территории комбината.
Суд первой инстанции, основываясь на требованиях нормы п. 1 ст. 11 НК РФ, применил положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, ГОСТ 19431-84, ГОСТ 24291-90, ГОСТ Р 53905-2010, приказ Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 и пришел к обоснованному выводу, что законодатель связывает понятие "линия электропередачи" с процессом передачи электроэнергии от источника к потребителю. При этом к оборудованию линий электропередачи компетентный орган (Министерство энергетики Российской Федерации) относит кабели, провода и инженерные конструкции, предназначенные для прокладки воздушных и кабельных линий.
При определении возможности применения льготы по налогу на имущество организаций необходимо определить основное функциональное назначение оборудования, а именно направленность на передачу электроэнергии.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, электроснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
Нормой п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Положение, Критерии и Порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Организация также должна соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 4 ст. 539 и п. 1 ст. 548 ГК РФ правила § 6 "Энергоснабжение" применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии с п. 6 "ГОСТ 19431-84 энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Согласно п. 1 ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.07.1975 N 1972), под энергетической системой (энергосистемой) понимается совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом. Под энергорайоном понимается совокупность объектов энергосистемы, расположенных на части обслуживаемой ею территории (п. 6 ГОСТ 21027-75).
ГОСТом 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) определено, что под линиями электропередачи (ЛЭП) понимается электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором (п. 2).
Под электропередачей понимается совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой (п. 5 ГОСТ 24291-90).
Аналогичным образом раскрыты данные понятия в ГОСТ Р 53905-2010 "Энергосбережение. Термины и определения" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 09.11.2010 N 350-ст).
Из указанного следует, что под энергосистемой понимается совокупность энергорайонов, в которые от производителя (генерирующего производителя) электроэнергии она поступает.
В настоящем деле электроэнергия на территорию ПАО "НЛМК" поступает (передается), в т.ч. от ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго".
Следовательно, территория заявителя с находящимися на ней принимающими/преобразующими/передающими электроэнергию до производственных мощностей (станов, насосов, электродвигателей и т.д.) является одним из районов Липецкой энергосистемы.
Питание электроэнергией внутри района одной энергосистемы не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи.
Следовательно, подача электроэнергии внутри ПАО "НЛМК" от спорных объектов основных средств к производственным мощностям (станов, насосов, электродвигателей и т.д.), при условии, что вся инфраструктура комбината находится на одной территории, не может рассматриваться в качестве процесса энергопередачи, поскольку функциональное предназначение спорных объектов основных средств заключается в обеспечении деятельности основных производственных объектов.
Суд первой инстанции обоснованно оценил заключение экспертов ЗАО "Финансовый консультант" от 20.02.2016 N 86-15 В.В. Грачева и Р.В. Шедловского (Т. 28 л.д. 1 - 120), в соответствии с которым объекты основных средств сгруппированы и исследованы по однородным функциональным группам (Т. 28, л.д. 12), а именно: воздушные линии, выключатели, выпрямители, здания, кабельные линии, комплектные трансформаторные подстанции, наружное освещение, оборудование управления, помещения, прочее оборудование, распределительные устройства, сети электрические, сооружения, токоограничивающие реакторы, трансформаторы, трубопроводы, фильтры, шкафы, щиты, электроприводы.
Некоторые группы объектов основных средств (выключатели, выпрямители, наружное освещение), в принципе не способны передавать электрическую энергию.
Также льготируемые объекты основных средств были сгруппированы и исследованы по цехам (Т. 28, л.д. 13): Автотранспортное управление, агломерационное производство, административно - хозяйственное управление, газовый цех, доменный цех N 1, доменный цех N 2, инженерный центр, кислородный цех, коксохимическое производство, конверторный цех N 1, конверторный цех N 2, копровый цех, механосборочный цех металлургического оборудования, механосборочный цех прокатного оборудования, огнеупорный цех, производство горячего проката, производство динамной стали, производство трансформаторной стали, производство холодного проката, ремонтное производство, теплосиловой цех, управление железнодорожного транспорта, управление промышленной экологии, управление социально-бытовой сферы, фасонно-литейный цех, ферросплавный цех, цех водоснабжения, цех железобетонных изделий, цех защитных покрытий, цех металлических конструкций, цех переработки металлургических шлаков, цех по ремонту сталеплавильного оборудования, цех подготовки производства, цех ремонта металлургического оборудования, ЦЛК.
Экспертами сделан вывод, что основное предназначение основных средств, находящихся на балансе вышеназванных цехов, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, не связно с передачей электроэнергии сторонним организациям. Объекты основных средств находящиеся на балансе цехов, служат для передачи электроэнергии техническому оборудованию цехов ПАО "НЛМК", т.е. они функционально предназначены для использования внутри предприятия и не соответствуют смысловому и функциональному признаку линий энергопередачи.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что решением налогового органа установлены объекты основных средств, передающие электроэнергию цехам ПАО "НЛМК" и сторонним организациям, например, таким как: ОАО "МТС", ООО "Вектор", ООО "Мегос", ООО "Пивзавод Новолипецкий", ЗАО Металлург", НП "Новолипецкий медицинский центр", ОАО "ЛЭСК", Первичная профсоюзная организация ПАО "НЛМК", ООО "Новолипецкая металлобаза", ЗАО ИК "Либра капитал", УМВД РФ по Липецкой области, ОАО Липецккомбанк", Липецкая таможня ЦТУ, ОАО "МТС", ООО Центрдомна ремонт-Л", ООО "Клинком", ООО "Газобетон 48" ООО "Свой дом", ООО НПО "Спецстрой", ООО "СМТ НЛМК", ООО "ГЭСК", ООО "СК", ИП Ершова, ООО "Продарт", ИП Аржаных, ЗАО Трест "ЦМР", ЗАО "Роспечать", ИП Кожухова, ЗАО "Нелис-М", ОАО "ЮВЭМ-1, ООО НПП "Валок", ООО "Металлком", ЗАО "Спецогнеупор", ГУК "Центральная" НП "Новолипецкий медицинский центр", ООО "ЖСК "Алексергеевка", СНТ "ЛОВВиТ", ООО "Крансервис", ООО "Промизделия", ЗАО Трест "Липецкстрой".
Данные объекты (объекты основных средств находящиеся на балансе Центра электроснабжения (ЦЭлС)) были исключены из перечня объектов основных средств, для проведения экспертизы относительно правомерного/неправомерного включения в 2012-2013 годах в состав льготируемого имущества объектов основных средств ПАО "НЛМК", так как основным функциональным назначением Центра электроснабжения является передача электроэнергии, соответственно объекты основных средств находящиеся на балансе ЦЭлС попадают под применение налоговой льготы, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Данный факт был учтен налоговым органом при вынесении решения от 04.07.2016 N 56-13-10/1196.
В связи с этим является безосновательным довод апелляционной жалобы относительно передачи электроэнергии сторонним организациям.
Также судом первой инстанции дана обоснованная критическая оценка описанию заявителем схемы, раскрывающей участие подразделений ПАО "НЛМК" в электроснабжении третьих лиц.
Так, на данной линейной схеме указаны, все цеха ПАО "НЛМК" от Доменного цеха N 1 до административно-хозяйственного управления в контексте взаимодействия путем передачи электроэнергии третьим лицам: ООО "РИТЦ "Металлург-эксперт", ЗАО "Трест" "Южстальконструкция, ЛФ ОАО "Вымпел-коммуникация", ООО "Атлант", ИП Бабушкин, ЗАО "Липецк Мобайл", ЗАО "ЛипРЕО", "Мегафон", ООО "НПП Валок", ОАО "Связьстрой-1", ООО "СМТ НЛМК", ИП "Кударенко", ООО "МСО", ЗАО "Вторчермет" и т.д.
При этом в момент проведения проверки, налоговому органу не представлялись схемы передачи электроэнергии с участием третьих лиц и соответствующие первичные документы, таким образом, экспертиза проводилась, именно по тем документам, которые были представлены ПАО "НЛМК".
Таким образом, трактовка взаимодействия цехов ПАО НЛМК и третьих лиц появилась лишь на стадии судебного разбирательства. Ранее данный довод налогоплательщиком не заявлялся ни на стадии возражений, ни на стадии апелляционного обжалования решения от 04.07.2016 N 56-13-10/1196 в ФНС России.
Остальные сторонние организации по схеме налогоплательщика, снабжаются электричеством от остальных производственных цехов, основное предназначение которых, по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, не связно с передачей электроэнергии сторонним организациям. Объекты основных средств находящиеся на балансе цехов, обозначенных на схеме, служат для передачи электроэнергии техническому оборудованию цехов ПАО "НЛМК", то есть функционально предназначены для использования внутри предприятия и не соответствуют смысловому и функциональному признаку линий энергопередачи.
Следует также отметить, что схемы, представленные в обоснование позиции заявителя, не могут служить надлежащим доказательством, в связи с тем, что к ним отсутствуют акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы относительно не исследования судом документов, с указанием томов и листов дела необоснованные.
Судом первой инстанции был учтен тот факт, что в момент проведения проверки, налоговому органу не представлялись схемы передачи электроэнергии с участием третьих лиц и соответствующие первичные документы, на которые ссылается податель апелляционной жалобы.
Копии актов балансовой принадлежности, представленные заявителем, исследованы судом первой инстанции, однако относительно иных организаций, указанных в схеме заявителя с пояснениями от 10.03.2017 N 162/2-517-6, акты разграничения балансовой принадлежности не представлялись.
Учитывая изложенные обстоятельства, налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью объектов основных средств (перечень объектов основных средств (Т. 73 л.д. 121 - 150, Т. 74 л.д. 1 - 22)), может быть предоставлена только организациям, которые осуществляют экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе, которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и чье функциональное предназначение соответствует смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)