Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2016 N 13АП-21894/2016 ПО ДЕЛУ N А56-8776/2016

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. N 13АП-21894/2016

Дело N А56-8776/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Пермякова Е.П.
при участии:
- от истца (заявителя): Варданян А.У. - доверенность от 21.07.2016;
- от ответчика (должника): Чкалова Т.В. - доверенность от 11.01.2016;
- Петрова - доверенность от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21894/2016) ООО "ЛангеревоИнвест-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2016 по делу N А56-8776/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по иску ООО "ЛангеревоИнвест-2"
к Межрайонной ИФНС России N 8 по Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛангеревоИнвест-2", место нахождения: 196084, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 274, ОГРН 1077847425347 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС N 8 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 7232 от 31.07.2015.
Решением суда от 28.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно исчислило за 2014 год земельный налог по ставке 0,3%, установленный в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, пунктом 2 решения Совета депутатов муниципального образования Пениковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11.10.2013 N 40 в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Также Общество считает, что вне зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, ставка земельного налога для категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", не может превышать 0,3%, а ставка 1,5% земельного налога устанавливается для земель прочих категорий и (или) иных видов разрешенного использования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт N 10391 от 18.05.2015.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения по акту, Инспекция 31.07.2015 вынесла решение N 7232 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 141 479,60 руб. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 707 398 руб. и начислены пени в сумме 17 987,10 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом пониженной ставки земельного налога - 0,3% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:203010:9, 47:14:203010:12 из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 28.09.2015 N 16-21-2/11458 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- Решением Совета депутатов муниципального образования Пениковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 11.10.2013 N 40 "Об установлении земельного налога на территории МО Пениковское сельское поселение с 1 января 2014 года" установлена ставка земельного налога 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; предоставленных для садоводства, огородничества или животноводства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ.
В отношении прочих земельных участков ставка налога составляет 1,5 процента.
Как установлено в ходе проверки Обществу на праве собственности в проверяемый период принадлежали земельные участки, два из которых с кадастровыми номерами 47:14:203010:9, 47:14:203010:12 относятся к категории земель земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного строительства". Данное обстоятельство подтверждается сведениями, представленными Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области, а также представленными Обществом в материалы дела кадастровыми выписками о земельном участке от 16.08.2012, постановлением местной администрации МА Пениковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 06.04.2012 N 26, в соответствии с которым изменен вид разрешенного использования земельных участков "для сельскохозяйственного производства" на использование "для дачного строительства". Указанное постановление признано утратившим силу в связи с принятием постановления N 338 от 03.11.2015. Таким образом, в проверяемый период для спорных земельных участков был установлен вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Земельные участки, находящиеся в собственности Общества имеют разрешенное использование "для дачного строительства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки следует руководствоваться положениями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Названные положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенными видами использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как Общество, являясь юридическим лицом, использует земельные участки в предпринимательской деятельности с целью систематической получения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения Обществом пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 305-КГ15-2124, от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 по делу N А41-63325/13.
Из положений статей 391, 394, 396 НК РФ в их системной связи следует, что основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, а налоговая база по данному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
В данном случае из представленных в материалы дела кадастровых выписок (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 16.08.2012 следует, что спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования "для дачного строительства", в связи с чем, довод Общества об отсутствии у него возможности для использования спорных земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования "для дачного строительства" является несостоятельным.
При этом у налогового органа отсутствуют полномочия по проверке достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, а также правильности расчета кадастровой стоимости, установленной уполномоченным органом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащих Обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, налоговый орган правомерно доначислил Обществу 707 398 руб. налога, соответствующие данному налогу пени и налоговые санкции.
Поскольку решение Инспекции вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства о налогах и сборах, то суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2016 по делу N А56-8776/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)