Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 07АП-5659/2016 ПО ДЕЛУ N А27-1599/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А27-4777/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Павлюк Т.В.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г. (до перерыва), секретарем судебного заседания Бранд Н.О. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Балалаева З.М., представитель по доверенности от 21.03.2016 N 7; Каргин Н.В., представитель по доверенности от 15.01.2016 N 23;
- от заинтересованного лица - Бариновская Ю.С., представитель по доверенности от 10.05.2016 N 01/05; Иванов Е.А., представитель по доверенности от 01.12.2015 N 01-19; Крень Ю.С., представитель по доверенности от 17.12.2015 N 09-21;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бастион" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 мая 2016 г. по делу N А27-1599/2016 (судья Потапов А.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бастион" (п. Металлплощадка Кемеровский район Кемеровской области, ОГРН 1074250001539, ИНН 4250004164)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области
о признании недействительным решения от 28.09.2015 N 22-в,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бастион" (далее - ООО "Бастион", налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.09.2015 N 22-в в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по выставленным налогоплательщиком счетам-фактурам открытому акционерному обществу "Кемеровский кондитерский комбинат" (далее - ОАО "ККК"), администрации Щегловского сельского поселения с выделенной суммой НДС в общем размере 4 282 489 руб. 71 коп. при применении упрощенной системы налогообложения за 2012-2013 годы, взыскании налоговых санкций в виде штрафа размере 872 045 руб., пени в размере 900 855 руб. 10 коп. за неуплату НДС и штрафа в размере 1 308 067 руб. за непредставление деклараций по НДС (номер 2 пункта 3.1 резолютивной части решения N 22-в).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 мая 2016 г. по делу N А27-1599/2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Бастион" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянтом указано, что судом не учтено, что в счетах-фактурах сумма НДС выставлена контрагентам ошибочно. В адрес ОАО "ККК" выставлены исправленные счеты-фактуры, суммы НДС в бухгалтерском учете сторнированы. Налогоплательщик не проводил корректировку счетов-фактур. При этом, сумма НДС и пени уплачена ОАО "ККК". В адрес администрации Щегловского сельского поселения направлены счеты-фактуры без выделения сумм НДС, которые приняты заказчиком. Назначение платежа от администрации скорректировано. Апеллянт полагает, что им предприняты необходимые действия по устранению ошибки при выставлении счетов-фактур контрагентам, в связи с чем налоговым органом неправомерно доначислены суммы НДС, начислены пени и штрафы. Также апеллянт указывает, что с него неправомерно взысканы штрафы на статьям 199 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов и указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители апеллянта и налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей апеллянта и налогового органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период ООО "Бастион" находилось на упрощенной системе налогообложения.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В силу статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Бастион" были выставлены своим контрагентам счета-фактуры с выделенными суммами НДС, которые последними были приняты к учету и по ним произведена оплата с указанием о перечислении обществу одновременно с оплатой выполненных работ (поставленных товаров) размера налога на добавленную стоимость. В соответствии с приведенными выше требованиями налогового законодательства, такой налог подлежит перечислению обществом в федеральный бюджет.
Согласно материалам дела, в рамках взаимоотношений с ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" (оказание транспортных услуг автоспецтехники, а также поставка строительных материалов) и администрацией Щегловского сельского поселения (выполнение строительно-монтажных работ) ООО "Бастион" выставляло счета-фактуры с выделением НДС. Указанные счета-фактуры приняты заказчиками, отражены в книге покупок, оплата оказанных работ, поставленных товаров, выполненных работ произведена заказчиками с выделением НДС.
Оспаривая решение налогового органа, обществом указано на ошибочность выставления в адрес указанных контрагентов счетов-фактур с выделенной суммой НДС.
По взаимоотношениям с ОАО "Кемеровский кондитерский комбинат" (далее - ОАО "ККК") налогоплательщик указывает, что в связи с ошибочностью указания в первичных документах суммы НДС, ООО "Бастион" внесло соответствующие изменения в бухгалтерский учет. В адрес ОАО "ККК" выставлены исправленные счета-фактуры за период с 15.04.2013 по 18.11.2013 на стоимость оказанных услуг и поставленных товаров в размере 24 218 189 руб. 17 коп. без НДС. Указанные счета-фактуры приняты заказчиком.
Согласно представленным в налоговый орган документам (протокол зачета взаимной задолженности от 20.08.2015, акт сверки взаимных расчетов на 31.08.2015), ООО "Бастион" и ОАО "ККК" сторнировали в бухгалтерском учете суммы НДС.
По требованию налогового органа ОАО "ККК" были представлены книги покупок, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения за 2013 год на общую сумму 24 880 039 руб. 07 коп., в том числе НДС в сумме 3 795 253 руб. 61 коп.
Согласно протоколу зачета взаимных требований и акту сверки ООО "Бастион" и ОАО "ККК" сторнировали в бухгалтерском учете суммы НДС, при этом счета-фактуры не изменились. Протоколы зачета взаимной задолженности и акты сверки между ОАО "ККК" и ООО "Бастион" подтверждают лишь то, что изменения внесены в бухгалтерский учет. В книге покупок ОАО "ККК" за 4 квартал 2013 года счета-фактуры ООО "Бастион" не зарегистрированы, к книге покупок не приложены дополнительные листы, что свидетельствует об отсутствии изменений, вносимых в книгу покупок. Общая сумма НДС по книге покупок составляет 23 810 546 руб. и соответствует налоговым вычетам, заявленным ОАО "ККК" в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2013 года.
Кроме этого, ОАО "ККК" не представило документов, подтверждающих внесение изменений первичные учетные документы, а также изменения в бухгалтерский учет. Платежными документами ОАО "ККК" оплатило ООО "Бастион" сумму работ (услуг) с учетом НДС. Письма об исправлении ошибки в платежном поручении не поступали. Также в материалы дела не представлено доказательств обращения ОАО "ККК" в банк для исправления реквизитов платежных документов о назначении платежа.
По взаимоотношениям с Администрацией Щегловского сельского поселения (далее - Администрация) Общество указывает, что ООО "Бастион" (исполнитель) оказывало Администрации (заказчик) услуги, и выполняло работы по соответствующим договорам. В договорах, в которых предусмотрено выделение суммы НДС, сторонами заключено дополнительное соглашение от 16.06.2015, в соответствии с которым в пунктах, определяющих стоимость выполненных работ, исключена сумма НДС.
Заявителем в адрес Администрации выставлены счета-фактуры с 28.03.2012 по 11.09.2013 на стоимость выполненных работ (оказанных услуг) в размере 2 985 597 руб. 76 коп. без выделения суммы НДС. Указанные счета-фактуры приняты заказчиком согласно отметкам на них. Также заказчиком и подрядчиком подписаны акт о приемке выполненных работ без выделения суммы НДС.
Таким образом, ранее выставленные счета-фактуры, в которых увеличилась стоимость услуг, за счет суммирования первоначальной стоимости услуг с суммой НДС, выделенной в счетах-фактурах, представленных в ходе выездной налоговой проверки, что противоречит
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 3 статьи 168, пункта 10 статьи 172 НК РФ, в графе 3 "количество" счетов-фактур изменилось количество работ, в графе 4 "цена (тариф) за единицу измерения" изменилась цена, в графу 7 "Налоговая ставка" внесены изменения - указано "без НДС". При этом, в ранее представленных счетах-фактурах была выделена ставка НДС в размере 18%. Значение в графе 9 "Стоимость товаров" в новых счетах-фактурах соответствует стоимости услуг с НДС, которая была ранее указана в счетах-фактурах.
Администрация в книге покупок за 2012-2013 годы отразила счета-фактуры с выделенным НДС, каких-либо изменений, дополнительных листов не представлялось. Являясь бюджетной организацией, Администрация оплатила ООО "Бастион" стоимость поставленных товаров и выполненных работ, увеличенную на сумму предъявленного НДС, в том числе НДС в размере 487 236 руб. 10 коп.
В связи с изложенным, доводы Общества об изменении им счетов-фактур судом правомерно не приняты судом первой инстанции в связи с нарушением порядка ведения и учета рассматриваемых операций.
Порядок составления, выставления и принятия на учет счетов-фактур установлен статьей 169 НК РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Согласно утвержденных правил заполнения документов, при расчетах по НДС, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ведется за каждый налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Для регистрации выставленных счетов-фактур ведется книга продаж, полученных счетов-фактур - книга покупок. Корректировочный счет-фактура, составленный продавцом, подлежит регистрации в книге продаж за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 НК РФ.
Регистрации в книге продаж подлежат составленные и (или) выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями в порядке, определенном настоящим документом, а также иные документы, перечисленные в настоящем документе.
При необходимости внесения изменений в книгу продаж (после окончания текущего налогового периода) регистрация счета-фактуры (в том числе корректировочного) производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений.
Порядковые номера корректировочного счета-фактуры, счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке, указывает номер внесенного в корректировочный счет-фактуру исправления и дата внесения этого исправления.
Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.
Таким образом, при изменении стоимости отгруженных товаров и выполненных работ продавцом выставляется корректировочный счет-фактура.
В рассматриваемом случае при исключении НДС из стоимости оказанных услуг, поставленного товара, а также выполненных строительно-монтажных работ Обществом не уменьшалась общая стоимость услуг, товаров или работ, а произведена корректировка объема оказанных услуг, выполненных работ.
Корректировочные счета-фактуры в отношении Администрации Щегловского сельского поселения обществом не составлялись. Доводы представителей общества о замене счетов-фактур за тем же номером и от той же даты, на ту же сумму, но без отражения в них НДС, суд первой инстанции правомерно признал не состоятельными, противоречащие нормам бухгалтерского и налогового учета.
Доводы общества о корректировке счетов-фактур, выставленных в адрес ОАО "ККК" также признаны судом первой инстанции не основанными на нормах бухгалтерского и налогового учета, поскольку согласно правил заполнения счетов-фактур такие исправления подлежат хронологическому учету, с отражением исправления по книге продаж и журналу выставленных счетов-фактур.
При допущенных обществом ошибках и выставления счетов-фактуры с НДС, общество должно внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с порядком, предусмотренном действующим законодательством, то есть произвести учет ранее выставленных счетов-фактур, в хронологическом порядке произвести корректировку и учет таких корректировок. Доказательств совершения действий в предусмотренном порядке и по правилам налогового и бухгалтерского учета, в материалы дела не представлено. В первичные учетные документы Обществом внесены исправления с нарушением действовавшего законодательства, замена первичных учетных документах не подтверждена справками ответственных за ведение бухгалтерского учета лиц, изменения в учете операций не подтверждена бухгалтерскими справками.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования налогоплательщика о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным в части доначисления НДС по выставленным налогоплательщиком счетам-фактурам ОАО "ККК" и Администрации Щегловского сельского поселения с выделенной суммой НДС в общем размере 4 282 489 руб. 71 коп.
Кроме этого, в ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что соответствующие налоговые декларации по НДС (за 1, 2, 3, 4 квартал 2012 года, 1, 2, 3, 4 квартал 2013 года) и доначисленные суммы НДС в бюджет не уплачены, в связи с чем, решением налогового органа в оспариваемой части ООО "Бастион" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в размере 1 308 067 руб. и 872 045 руб. соответственно.
В апелляционной жалобе налогоплательщик указывает, что к ответственности по статьям 119 и 122 НК РФ может быть привлечен только плательщик НДС. В спорный период Общество находилось на упрощенной системе налогообложения и не являлось плательщиком НДС, в связи с чем полагает неправомерным привлечение его к налоговой ответственности по статьям 119 и 122 НК РФ.
Пунктом 4 статьи 174 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) установлено, что уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ указано, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога исчисляется, в том числе лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Ответственность за неуплату (неполную уплату) налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена статьей 122 НК РФ.
Таким образом, даже не являясь плательщиком НДС, налогоплательщик в силу приведенных норм права, обязан исчислить и уплатить сумму налога, подлежащая уплате в бюджет. Если это требование налогового законодательства фактически нарушено, такое лицо подлежит привлечению к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Согласно статье 119 НК РФ в приведенной редакции субъектом ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является налогоплательщик.
Поскольку Общество не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к нему не могла быть применена ответственность, определенная статьей 119 Кодекса. Такая ответственность предусмотрена только в отношении налогоплательщика, которым Общество в спорный период не являлось.
С учетом изложенного апелляционная инстанция находит ошибочным вывод суда первой инстанции об отклонении заявления ООО "Бастион" в части незаконности оспариваемого решения в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1 308 067 руб.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 мая 2016 г. по делу N А27-1599/2016 подлежит изменению на основании части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, апелляционная жалоба заинтересованного лица в указанной части - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу в указанной части новый судебный акт о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения ООО "Бастион" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1 308 067 руб.
Принимая во внимание, что судом удовлетворяются требования заявителя по делу о признании ненормативного акта недействительным в части, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям относятся на заинтересованное лицо. При этом, ООО "Бастион" подлежит возврату из федерального бюджета сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 мая 2016 г. по делу N А27-1599/2016 изменить в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области от 28.09.2015 N 22-в в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Бастион" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 308 067 руб. Принять в указанной части новый судебный акт.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области от 28.09.2015 N 22-в в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Бастион" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 308 067 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 мая 2016 г. по делу N А27-1599/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Бастион" 4 500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины, в том числе 3 000 руб. по первой и 1 500 руб. по апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бастион" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной Каргиным Николаем Васильевичем (за ООО "Бастион") по чеку операции Сбербанк-онлайн" от 30.05.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Ю.СБИТНЕВ

Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)