Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "08" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года по делу N А57-354/2015 (судья Калинина А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны (Саратовская область, г. Балаково)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Степная, 2, ИНН 6439057300, ОГРН 1046403913357), Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338),
- о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10819 от 14.10.2014;
- при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Хозовой Эльвиры Олеговны, действующей по доверенности N 02-12-0003 от 12.01.2016; Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - Хозовой Эльвиры Олеговны, действующей по доверенности N 05-17-88 от 14.10.2015;
- без участия в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны (почтовое уведомление N 77627 приобщено к материалам дела),
Индивидуальный предприниматель Суслова Лариса Александровна (далее - ИП Суслова Л.А., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 14.10.2014 N 10819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015, принят отказ ИП Сусловой Л.А. от части требований.
Производство по делу о признании недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 прекращено.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.10.2014 N 10819 в части размера штрафных санкций: по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 19 334,43 руб., по части 1 статьи 119 НК РФ в сумме штрафа 24 018,45 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07 декабря 2015 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А57-354/2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате предпринимателем в рассматриваемый период.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года принят отказ ИП Сусловой Л.А. от части требований.
Производство по делу N А57-354/2015 в части признания недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 прекращено.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10819 от 14.10.2014 доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 269 185 руб. и в части соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части заявленных требований отказано.
Обеспечительные меры, принятые определением от 21.01.2015 отменены в части требований, в удовлетворении которых отказано.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Сусловой Л.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Сусловой Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 64:40:020405:102 площадью 14 435 кв. м, расположенный по адресу: 413841, Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, 61 А.
16.05.2014 ИП Сусловой Л.А. в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
Сумма земельного налога к уплате составила 94 523,98 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации, установлено, что налогоплательщиком неверно исчислен земельный налог за 2013 год.
По мнению Инспекции, предпринимателем занижена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020405:102 - налогоплательщиком применена кадастровая стоимость в размере 12 603 198,50 руб., по данным налоговой инспекции 82 486 642 руб., установленной по состоянию на 01.01.2013.
Результаты налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 29.08.2014 N 11585.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области вынесено решение N 10819 от 14.10.2014 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 21 482,70 руб., п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 30 935,10 руб. Этим же решением ИП Сусловой Л.А. предложено уплатить земельный налог в сумме 373 797 руб., соответствующие пени в сумме 26 687,16 руб.
Решением УФНС от 15.12.2014 решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области N 10819 от 14.10.2014 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением N 10819 от 14.10.2014, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р вступило в силу со дня его официального опубликования (11.01.2013), следовательно, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определялась по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем, такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
В ходе проверки налоговым органом установлено и не оспаривается налогоплательщиком, что при исчислении земельного налога за 2013 год ИП Сусловой Л.А. в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, утвержденная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано недействительным.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.07.2011 N 2647/11 земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1, N 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П в постановление от 30.11.2007 N 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020405:102 общей площадью 14 435 кв. м составляет 39 423 717 руб. (2 731,12 руб./кв. м х 14 435 кв. м).
Решением Совета муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 26.07.2013 N 512 "О земельном налоге" утверждена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом указанной кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, земельный налог, подлежащий уплате предпринимателем за 2013 год, составляет 246 398 руб.: (39 423 717 руб. х 1,5% = 591 356 руб. / 12 х 5).
ИП Суслова Л.А. оплатила земельный налог за 2013 год в размере 141 786 руб.
Следовательно, к доначислению подлежит сумма земельного налога в размере 104 612 руб. (246 398 руб. - 141 786 руб.), а земельный налог в сумме 269 185 руб. (373 797 руб. - 104 612 руб.) доначислен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области необоснованно.
Доводов относительно несогласия с решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года по делу N А57-354/2015 в части прекращения производства по делу о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 15.12.2014, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10819 от 14.10.2014 доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 269 185 руб. и в части соответствующих сумм пени и штрафа.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области, основанную на неверном толковании применения нормативного акта с учетом действия во времени, следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года по делу N А57-354/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2016 N 12АП-4906/2016 ПО ДЕЛУ N А57-354/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу N А57-354/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "08" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года по делу N А57-354/2015 (судья Калинина А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны (Саратовская область, г. Балаково)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Степная, 2, ИНН 6439057300, ОГРН 1046403913357), Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338),
- о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10819 от 14.10.2014;
- при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Хозовой Эльвиры Олеговны, действующей по доверенности N 02-12-0003 от 12.01.2016; Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области - Хозовой Эльвиры Олеговны, действующей по доверенности N 05-17-88 от 14.10.2015;
- без участия в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны (почтовое уведомление N 77627 приобщено к материалам дела),
установил:
Индивидуальный предприниматель Суслова Лариса Александровна (далее - ИП Суслова Л.А., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 14.10.2014 N 10819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015, принят отказ ИП Сусловой Л.А. от части требований.
Производство по делу о признании недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 прекращено.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.10.2014 N 10819 в части размера штрафных санкций: по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 19 334,43 руб., по части 1 статьи 119 НК РФ в сумме штрафа 24 018,45 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07 декабря 2015 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А57-354/2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате предпринимателем в рассматриваемый период.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года принят отказ ИП Сусловой Л.А. от части требований.
Производство по делу N А57-354/2015 в части признания недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 прекращено.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10819 от 14.10.2014 доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 269 185 руб. и в части соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части заявленных требований отказано.
Обеспечительные меры, принятые определением от 21.01.2015 отменены в части требований, в удовлетворении которых отказано.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Сусловой Л.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Сусловой Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 64:40:020405:102 площадью 14 435 кв. м, расположенный по адресу: 413841, Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, 61 А.
16.05.2014 ИП Сусловой Л.А. в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
Сумма земельного налога к уплате составила 94 523,98 руб.
Налоговым органом в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации, установлено, что налогоплательщиком неверно исчислен земельный налог за 2013 год.
По мнению Инспекции, предпринимателем занижена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020405:102 - налогоплательщиком применена кадастровая стоимость в размере 12 603 198,50 руб., по данным налоговой инспекции 82 486 642 руб., установленной по состоянию на 01.01.2013.
Результаты налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 29.08.2014 N 11585.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области вынесено решение N 10819 от 14.10.2014 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 21 482,70 руб., п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 30 935,10 руб. Этим же решением ИП Сусловой Л.А. предложено уплатить земельный налог в сумме 373 797 руб., соответствующие пени в сумме 26 687,16 руб.
Решением УФНС от 15.12.2014 решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области N 10819 от 14.10.2014 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением N 10819 от 14.10.2014, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р вступило в силу со дня его официального опубликования (11.01.2013), следовательно, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определялась по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем, такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
В ходе проверки налоговым органом установлено и не оспаривается налогоплательщиком, что при исчислении земельного налога за 2013 год ИП Сусловой Л.А. в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, утвержденная распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П признано недействительным.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.07.2011 N 2647/11 земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям N 1, N 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П в постановление от 30.11.2007 N 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.
Как верно установлено судом первой инстанции, согласно постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020405:102 общей площадью 14 435 кв. м составляет 39 423 717 руб. (2 731,12 руб./кв. м х 14 435 кв. м).
Решением Совета муниципального образования г. Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 26.07.2013 N 512 "О земельном налоге" утверждена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом указанной кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, земельный налог, подлежащий уплате предпринимателем за 2013 год, составляет 246 398 руб.: (39 423 717 руб. х 1,5% = 591 356 руб. / 12 х 5).
ИП Суслова Л.А. оплатила земельный налог за 2013 год в размере 141 786 руб.
Следовательно, к доначислению подлежит сумма земельного налога в размере 104 612 руб. (246 398 руб. - 141 786 руб.), а земельный налог в сумме 269 185 руб. (373 797 руб. - 104 612 руб.) доначислен Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области необоснованно.
Доводов относительно несогласия с решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года по делу N А57-354/2015 в части прекращения производства по делу о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 15.12.2014, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10819 от 14.10.2014 доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 269 185 руб. и в части соответствующих сумм пени и штрафа.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области, основанную на неверном толковании применения нормативного акта с учетом действия во времени, следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2016 года по делу N А57-354/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)