Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.07.2017 N 33А-2553/2017

Требование: О взыскании обязательных платежей и санкций.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Ответчик является собственником движимого и недвижимого имущества, однако обязанность по уплате налога им исполнена не была.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. N 33А-2553/2017


Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Сокова А.В.,
при секретаре З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Л.М. на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 20 марта 2017 года по административному иску Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области к Л.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области Л.А., судебная коллегия
установила:

Истец обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Л.М. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области, является плательщиком налога на имущество физических лиц. В нарушение пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена обязанность по исполнению налогового законодательства в части уплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г., земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ. В результате невыполнения обязанности по уплате налогов в установленный законодательством срок у налогоплательщика Л.М. образовалась задолженность, и ему были направлены налоговые требования: N от 22.08.2012 г. об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 3.10.2012 г.; N от 22.08.2012 г. об уплате пени по земельному налогу за 2010 г. в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 3.10.2012 г.; N от 21.09.2012 г. об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> 96 руб. сроком погашения до 2.11.2012 г.; N от 21.09.2012 г. об уплате пени по земельному налогу за 2010 г. в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 2.11.2012 г.; N от 24.06.2015 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в сумме 14,41 руб., пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 5.08.2015 г.; N от 9.10.2015 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц за 2014 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб., земельного налога за 2014 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 21.04.2016 г. Со взысканием задолженности в бесспорном порядке ответчик не согласился, в связи с чем судебный приказ, вынесенный мировым судьей был отменен. До настоящего времени задолженность Л.М. не погашена. В связи с этим, административный истец просил суд взыскать с ответчика с учетом уточненных исковых требований задолженность по налогам и пени в сумме <данные изъяты>., а именно: пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>., налог на имущество <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., земельный налог в сумме <данные изъяты> руб., пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб.
Л.М. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 20 марта 2017 года административный иск удовлетворен. Суд взыскал с Л.М. в пользу МИФНС России N 5 по Брянской области задолженность по налогам и пени в сумме <данные изъяты> и государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что решение принято с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, так как налоговые уведомления и требования он не получал и истцом пропущен срок для обращения в суд уже на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа мировому судье, не согласен с расчетом недоимок.
В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России N 5 по Брянской области, считая доводы жалобы необоснованными, просила оставить решение суда без изменения.
Л.М., надлежаще извещенный о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное в его адрес возвращено в связи с истечением срока хранения. В силу ч. 2 с. 150 КАС РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, оценив пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу требований ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, что устанавливает презумпцию получения его адресатом.
Согласно ст. 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1. настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Л.М. является собственником четырех автомобилей, недвижимого имущества (жилой дом, земельный участок и квартира), расположенного в Брянской области, гор. Дятьково, которые в силу ст. 2 Закона РФ N 2003-1 от 9.12.1991 г. "О налогах на имущество физических лиц", являются объектами налогообложения.
Налоговым органом Л.М. были направлены налоговые уведомления: N от 20.04.2010 г. на оплату транспортного налога за 2009 г. (за 3 автомобиля) сроком уплаты до 1.07.2010 г.; N на оплату транспортного налога (за 4 автомобиля), земельному налогу, налогу на имущество (жилой дом и квартира) за 2010 г. сроком уплаты до 1.11.2011 г.; N от 24.02.2012 г. на оплату транспортного налога за 2011 г. (за 1 автомобиль) сроком уплаты до 1.11.2012 г., земельному налогу, налогу на имущество (жилой дом и квартира) за 2011 г. сроком уплаты до 1.11.2012 г.; N от 24.04.2015 г. на оплату земельному налогу, налога на имущество (жилой дом) за 2014 г. (направлено почтой 17.06.2015 г.).
Так же Л.М. ему были направлены налоговые требования: N от 22.08.2012 г. об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 3.10.2012 г.; N от 22.08.2012 г. об уплате пени по земельному налогу за 2010 г. в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 3.10.2012 г.; N от 21.09.2012 г. об уплате пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 2.11.2012 г.; N от 21.09.2012 г. об уплате пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 2.11.2012 г.; N от 24.06.2015 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб., пени по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 5.08.2015 г.; N от 9.10.2015 г. об уплате пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц за 2014 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб., земельного налога за 2014 г. в сумме <данные изъяты> руб., пени земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. сроком погашения до 21.04.2016 г.
В связи с неисполнением Л.М. требований в добровольном порядке по заявлению налогового органа ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N Дятьковского судебного района Брянской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Л.М. задолженности по налогам и пени на сумму <данные изъяты>.
В связи с поступившими возражениями ответчика, определением мирового судьи от 27 октября 2016 года судебный приказ был отменен.
27.01.2017 г. исковое заявление МИФНС N 5 поступило в Дятьковский районный суд Брянской области.
Согласно положениям п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абзаце третьем данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так как общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с ответчика по налоговым требованиям N от 22.08.2012 г, N от 22.08.2012 г., N от 21.09.2012 г., N от 21.09.2012 г., N от 24.06.2015 г. (направленного Л.М. почтой 3.07.2015 г.) сроком погашения до 5.08.2015 г. не превысила <данные изъяты> рублей срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности истекал 4.04.2016 г.
Вместе с тем, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Таким образом, исходя из системного толкования пп. 2 п. 2 ст. 48, п. 6 ст. 58 НК РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня окончания предоставленного срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании N от 9.10.2015 г. (направленного Л.М. почтой 22.10.2015 г.), то есть 21.04.2016 г. Срок на обращение в суд истекал 24.10.2016 г.
Судебный приказ о взыскании налогов и пени с ответчика в пользу налогового органа, который впоследствии был отменен, был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с заявлением о взыскании недоимки, пени по налогу ИФНС N 5 по Брянской области обратилось в установленные законом сроки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о несоблюдении налоговым органом процедуры взыскания налогов и пени в судебном порядке, пропуске административным истцом срока обращения в суд с исковым заявлением не обоснованы, поскольку, материалами дела подтверждается, что административным истцом своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, выражалась воля на взыскание с Л.М. неуплаченной суммы налога в принудительном порядке.
Доводы Л.М. в части несогласия с расчетом недоимок являются голословными, ни чем не подтверждены. Сомнений в правильности расчета пени, подлежащих взысканию с административного ответчика, у судебной коллегии не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 20 марта 2017 года по административному иску Межрайонной ИФНС России N 5 по Брянской области к Л.М. о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ЗУБКОВА
Судьи
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ
А.В.СОКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)