Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.08.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-667/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2017 года г. по делу N 3а-667/2017


Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело N 3а-667/2017 по административному исковому заявлению ООО "Тольяттинский Трансформатор" о признании недействующим пункта 9702 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
представителя ООО "Тольяттинский Трансформатор" по доверенности М.,
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.,
установил:

ООО "Тольяттинский Трансформатор" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 9702 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, о взыскании с административного ответчика расходов по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание - заводоуправление площадью <...> кв. м с кадастровым номером: <...>, расположенное по адресу: <...>, не подпадающее под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположено указанное здание, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений предприятия. Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа Тольятти Самарской области /приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденным решением Думы г.о. Тольятти Самарской области N 1059 от 24.12.2008 года/ земельный участок расположен в зоне ПК-2 - зоне промышленных объектов III класса опасности. Все помещения, расположенные в нежилом здании, используются для обеспечения производственной деятельности ООО "Тольяттинский Трансформатор" как единого производственного комплекса. Основным видом экономической деятельности ООО "Тольяттинский Трансформатор" является производство электродвигателей, электрогенераторов, трансформаторов и иной электротехнической продукции. Дополнительные виды деятельности не предполагают сдачу нежилых помещений в аренду под офисы и торговые помещения. Здание заводоуправления является одним из корпусов производственного назначения и предназначено для размещения сотрудников предприятия. Оно расположено на охраняемой территории с действующим пропускным режимом, обеспечивающим доступ на территорию предприятия только его сотрудников и ограничивающим свободный доступ посетителей.
Представитель административного истца по доверенности М. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности З. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором сослалась на то, что Министерство обоснованно включило спорный объект в Перечень и приняло решение об определении вида его фактического использования как объекта административного назначения, поскольку 58% помещений в спорном здании являются административно-управленческими и подпадают под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт 9702 указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером: <...>, расположенное по адресу: <...>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации /в редакции на момент принятия оспариваемого приказа/ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ /в редакции на момент принятия оспариваемого приказа/ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- (фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что ООО "Тольяттинский Трансформатор" на праве собственности принадлежит нежилое здание - заводоуправление с кадастровым номером: N <...> площадью <...> кв. м, Литера <...>, расположенное по адресу: <...>.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: <...>, имеющим разрешенное использование: <...> и не предполагающим размещение на нем объектов делового, офисного или коммерческого использования.
Основным видом деятельности ООО "Тольяттинский Трансформатор" является производство электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов.
В соответствии со сведениями, содержащимися в техническом паспорте, спорный объект недвижимости является заводоуправлением, в котором располагаются кабинеты, вспомогательные и подсобные помещения.
Помещения с наименованием "кабинет" не могут быть отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку в них располагаются служебные помещения руководства и сотрудников различных служб предприятия.
В акте осмотра спорного объекта недвижимости, выполненном ООО "Градоустройство" <...>., содержится вывод о том, что помещения, расположенные в нежилом здании - заводоуправление Литер <...> кадастровый номер: <...> по адресу: <...>, используются для обеспечения производственной деятельности ООО "Тольяттинский Трансформатор" как единого производственного комплекса.
Доказательства, опровергающие положения и выводы, содержащиеся в вышеприведенном акте осмотра нежилого здания, административным ответчиком не предоставлены.
Здание заводоуправления расположено на охраняемой территории предприятия, где действует пропускной и внутриобъектовый режим, обеспечивающий доступ на территорию предприятия только сотрудникам предприятия и ограничивающий свободный доступ посетителей.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанное здание, составляющее инфраструктуру промышленного предприятия, не подразумевает использование его в качестве объекта офисного, делового или коммерческого назначения и не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта 9702 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
В связи с тем, что размер государственной пошлины по делам об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 4500 руб., недоплаченная государственная пошлина в размере 2500 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208 - 215 КАС РФ, суд
решил:

Требования ООО "Тольяттинский Трансформатор" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 9702 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером: N <...>, расположенного по адресу: <...>, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Тольяттинский Трансформатор" уплаченную по платежному поручению N 928 от 23.06.2017 года государственную пошлину в размере 2000 руб.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в доход государства государственную пошлину в размере 2500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Т.А.РОДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)