Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2016 N 19АП-2418/2016 ПО ДЕЛУ N А48-7180/2015

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу N А48-7180/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу: Гуляевой С.Ф. - представителя по доверенности N 63-02-13/28 от 06.11.2015;
- от общества с ограниченной ответственностью "Уральский дизель-моторный завод": Шайханова С.Б. - представителя по доверенности N 53/15 от 01.06.2015, Володина О.И. - представителя по доверенности N 107/15 от 16.12.2015, Васина А.В. - представителя по доверенности N 107/15 от 16.12.2015;
- от акционерного общества "Людиновский тепловозостроительный завод": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от акционерного общества "Регистраторское общество "Статус": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.03.2016 по делу N А48-7180/2015 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральский дизель-моторный завод" (ОГРН 1036604818887, ИНН 6673105167) к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, при участии третьих лиц: акционерного общества "Людиновский тепловозостроительный завод" (ОГРН 1024000912583, ИНН 4024000014), акционерного общества "Регистраторское общество "Статус" (ОГРН 1027700003924, ИНН 7707179242) о признании незаконными действий, недействительным ненормативного акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Уральский дизель-моторный завод" (далее - заявитель, ООО "УДМЗ") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - Отделение, ЦБ РФ, Банк России), в котором просило признать незаконными действия, выразившиеся в возвращении без рассмотрения требования ООО "Уральский дизель-моторный завод" от 07.05.2015 г. о выкупе акций АО "Людиновский тепловозостроительный завод" (далее - АО "ЛТЗ"), в уведомлении (путем направления писем) ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" и АО "Регистраторское общество "Статус" об отсутствии у них обязанности по осуществлению действий во исполнение такого требования; признать недействительным предписание от 10.07.2015 г. N Т154-69-22-10/14880, выданное в адрес ООО "Уральский дизель-моторный завод" о запрете совершения ООО "Уральский дизель-моторный завод" действий по выкупу ценных бумаг АО "Людиновский тепловозостроительный завод".
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - акционерного общества "Людиновский тепловозостроительный завод", акционерного общества "Регистраторское общество "Статус.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2016, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Центральный Банк Российской Федерации обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно истолкованы нормы права, а именно глава ХI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах (далее - Закон об АО, Закон об акционерных обществах, Закон N 208-ФЗ). Отделение ЦБ РФ полагает, что направление предписания осуществлено в рамках реализации контрольно-надзорной функции Банка России в целях предотвращения нарушения законодательства Российской Федерации, и данные действия не нарушают прав ООО "УДМЗ" в сфере экономической деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "УДМЗ" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывает на то, что оспариваемые действия и предписание препятствуют реализации права ООО "УДМЗ" на выкуп акций АО "ЛТЗ", что причиняет Обществу экономический ущерб и нарушает его права и законные интересы. Соглашается со всеми выводами суда первой инстанции, полагая, что решение суда законно и соответствует сложившейся судебной практике.
В судебном заседании представитель Центрального Банка Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Уральский дизель-моторный завод" доводы апелляционной жалобы отклонили по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Акционерное общества "Людиновский тепловозостроительный завод" и акционерное общества "Регистраторское общество "Статус" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.10.2014 ООО "УДМЗ" направило в адрес АО "ЛТЗ" Добровольное предложение о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества от 19.09.2014, действительное до 12.12.2014. Указанное Добровольное предложение 29.09.2014 г. представлено Отделению ЦБ РФ.
В период с 27.10.2014 по 09.12.2014 десять акционеров АО "ЛТЗ", владеющих в совокупности 99,7249% акций общества, приняли Добровольное предложение.
20.01.2015 заявителем в адрес ЦБ РФ представлен Отчет об итогах принятия добровольного предложения ООО "УДМЗ" о приобретении ценных бумаг ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод". Согласно указанному Отчету ООО "УДМЗ" приобрело 2 997 752 940 штук обыкновенных акций ОАО "ЛТЗ", т.е. 99,7249%.
Как установлено судом первой инстанции, факт приобретения заявителем 2 997 752 940 штук обыкновенных акций АО "ЛТЗ" (99,7249%) подтвержден сведениями АО Регистраторское общество "Статус", представленными в материалы дела в электронном виде: справкой об операциях по лицевому счету ООО "УДМЗ" за периоды с 24.09.14 по 25.02.16, с 19.01.15 по 26.01.15, поручением на инвентарную операцию от 15.12.14, выписками по счету депо ОАО "СТМ", ООО "УДМЗ" за 17.12.14, списком номинальных держателей ОАО "ЛТЗ" по состоянию на 23.01.15.
ООО "УДМЗ" 15.05.2015 подало на согласование Требование о выкупе ценных бумаг ОАО "Людиновский тепловозостроительный завод" от 07.05.2015 в Отделение ЦБ РФ.
Отделение ЦБ РФ письмом от 21.05.2015 N Т154-69-22-10/10182 возвратило без рассмотрения представленное ООО "УДМЗ" Требование о выкупе ценных бумаг, указав, что поскольку более 10% общего количества размещенных обыкновенных акций АО "ЛТЗ" в рамках Добровольного предложения было приобретено ООО "УДМЗ" у своего аффилированного лица - ОАО "СТМ", у ООО "УДМЗ" не возникло право требовать выкупа ценных бумаг общества у остальных акционеров в соответствии со ст. 84.8 Закона об акционерных обществах.
Также 21.05.2015 письмами N Т154-69-22-10/10201, N Т154-69-22-10/10198 Отделение уведомило АО "ЛТЗ" и АО Регистраторское общество "Статус" о возвращении ООО "УДМЗ" Требования о выкупе ценных бумаг АО "ЛТЗ", указав, что у акционерных обществ не возникает обязанности по осуществлению действий, предусмотренных ст. 84.8 Закона об акционерных обществах.
10.07.2015 Отделение ЦБ РФ по Орловской области в адрес ООО "УДМЗ" направлено предписание N Т154-69-22-10/14880, в соответствии с которым заявителю предписано не совершать действия по выкупу ценных бумаг АО "ЛТЗ" у остальных акционеров, в порядке требования лица, которое приобрело более 95 процентов акций в соответствии со ст. 84.8 Закона об акционерных обществах.
Посчитав действия Центрального Банка РФ по возврату требования Общества без рассмотрения, предписание Банка России незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО "УДМЗ", последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того, что Банком России не доказано наличие указанных в ч. 4 ст. 84.9 Федерального закона "Об акционерных обществах" оснований для направления в адрес заявителя предписаний о приведении соответствующего обязательного предложения в соответствие с требованиями Федерального закона.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 84.7 Закона об акционерных обществах лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев (здесь и далее закон изложен в редакции, действовавшей до 01.07.2015 г., т.е. в спорный период).
В соответствии с п. 1 ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 настоящего Федерального закона, вправе выкупить у акционеров - владельцев акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции открытого общества, указанные ценные бумаги.
Лицо, указанное в пункте 1 статьи 84.7 вышеуказанного Федерального закона, вправе направить в открытое общество требование о выкупе указанных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.2 настоящего Федерального закона, или обязательного предложения, если в результате принятия соответствующего добровольного предложения или обязательного предложения было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона N 208-ФЗ.
Как усматривается из отчета об итогах принятия Добровольного предложения Общества о приобретении ценных бумаг АО "ЛТЗ", представленного в Отделение 20.01.2015, в результате направления указанного Добровольного предложения Общество стало владельцем 99,7249 процента акций ОАО "ЛТЗ".
На момент направления требования в соответствии со ст. 84.8 Закона об акционерных обществах, Заявитель отвечал всем требованиям указанной статьи, а именно: 1) являлся владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества; 2) в результате принятия добровольного предложения приобрел не менее чем 10 процентов общего количества акций открытого общества.
Согласно ст. 5.1 - 5.4 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ (далее - Положение), утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н (действовал до 22.09.2015), лицо, которое в результате добровольного предложения о приобретении всех эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона об АО, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в общество требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения о приобретении всех эмиссионные ценных бумаг общества, предусмотренных п. 1 ст. 84.2 Закона об АО, в результате которого было приобретено не менее чем 10 процентов общего количества акций общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона об АО.
Требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг до направления его в общество. Требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг, представляемое в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должно быть составлено согласно Приложению 5 к Положению.
В силу п. 5.6 Положения лицо, которое имеет намерение подать требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг, вправе направить такое требование в общество по истечении 15 дней с момента его представления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если до истечения этого срока федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не направит предписание о приведении указанного требования в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах.
Вместе с требованием о выкупе эмиссионных ценных бумаг в соответствии с п. 5.4 Положения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:
а) нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых эмиссионных ценных бумаг;
б) документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой лицо, направляющее требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести выкупаемые эмиссионные ценные бумаги по такой цене после истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо, направляющее указанное требование, стало владельцем более 95 процентов общего количества акций общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, а если требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг представляется в случае, предусмотренном статьей 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", - в течение шести месяцев, предшествующих дате направления такого требования в общество, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести выкупаемые эмиссионные ценные бумаги. Названный документ должен быть подписан лицом, направляющим требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг, а если таким лицом является юридическое лицо, - подписан уполномоченным лицом и заверен печатью указанного юридического лица;
в) если требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг представляется в случае, предусмотренном статьей 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации":
- документ саморегулируемой организации оценщиков, содержащий подтверждение рыночной стоимости выкупаемых эмиссионных ценных бумаг, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке выкупаемых эмиссионных ценных бумаг, по результатам проведения экспертизы такого отчета. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью саморегулируемой организации оценщиков;
- документы, содержащие сведения о том, что саморегулируемая организация оценщиков, подтвердившая рыночную стоимость выкупаемых эмиссионных ценных бумаг по результатам проведения экспертизы отчета независимого оценщика, соответствует требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регулирование оценочной деятельности, и выбрана в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности. Указанные документы должны быть заверены в установленном порядке или подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью саморегулируемой организации оценщиков;
г) опись представляемых документов.
Материалами дела установлено, что ООО "УДМЗ" приобрело 99,7249 процентов акций АО "ЛТЗ", то есть стало владельцем более 95% акций последнего.
Требование Общества было представлено в Банк России до направления его в ОАО "ЛТЗ", по форме, утвержденной Положением, со всеми приложениями, обязанность по представлению которых установлена действующим законодательством.
Вместе с тем, возвращая без рассмотрения указанное Требование (письмо от 21.05.2015 N Т154-69-22-10/10182) Банк России указал, что у ООО "УДМЗ" не возникло права требовать выкупа ценных бумаг АО "ЛТЗ" у остальных акционеров открытого общества в соответствии со статьей 84.8 Закона.
Данный вывод нельзя признать обоснованным и соответствующим Закону об акционерных обществах, поскольку системный анализ положений статей 84.8, и 84.9 Закона об акционерных обществах свидетельствует о том, что данный Закон не содержит ограничений на приобретение акций, в случае если акции выкупаются у аффилированных лиц.
Согласно п. 1 ст. 84.9 Федерального закона N 208-ФЗ по истечении 15 дней с момента представления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предварительного уведомления лицо, которое имеет намерение подать добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 настоящего Федерального закона, либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 настоящего Федерального закона, вправе направить соответствующее предложение, указанные уведомление или требование в открытое общество, если до истечения этого срока федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не направит предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона по основаниям, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 ст. 84.9 Закона об АО установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.7 настоящего Федерального закона, либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное статьей 84.8 настоящего Федерального закона, предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в следующих случаях:
- - непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для направления в открытое общество соответствующего предложения, указанных уведомления или требования;
- - отсутствие в соответствующем предложении, указанных уведомлении или требовании всех сведений и условий, предусмотренных настоящей главой;
- - несоответствие порядка определения цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг требованиям настоящего Федерального закона, в том числе в случае обнаружения в течение шести месяцев, предшествующих дате представления документов в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, факта манипулирования ценами в отношении приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг, который привел к занижению цены приобретаемых или выкупаемых ценных бумаг.
Данный пункт закона содержит исчерпывающий перечень оснований направления лицу, представившему требование о выкупе ценных бумаг, предписания о приведении требования в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Отделением ЦБ РФ не доказано наличие указанных в п. 4 ст. 84.9 Федерального закона об акционерных обществах оснований для направления в адрес Общества предписания о приведении соответствующего обязательного предложения в соответствие с требованиями Федерального закона N 208-ФЗ и возвращении Требования о выкупе ценных бумаг.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Кроме того, арбитражный суд области верно указал, что аналогичная правовая позиция нашла отражение в судебной практике.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, при правильном определении имеющих значение обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
При этом доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 11.03.2016 по делу N А48-7180/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА

Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)