Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец указал, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает его права, как плательщика налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Строй Инвест Проект" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
ООО "Строй Инвест Проект" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ИП ***, по состоянию на 17 февраля 2014 года, а именно в размере *** рубль. Также просит обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав новую кадастровую стоимость помещений равной их рыночной стоимости в размере *** рубль.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 17 февраля 2014 года установлена в размере *** рублей 02 копеек.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель ООО "Строй Инвест Проект" по доверенности К. в судебном заседании требование в части пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения уточнил, просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, а именно в размере *** рублей. Требование о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости поддержал.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 общей площадью 4 187 кв. м по адресу: "адрес", что подтверждается нотариально удостоверенной копией свидетельства о государственной регистрации права и кадастровым паспортом помещения (т. 1, л.д. 10, 13 - 14). В отношении нежилого помещения установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей 02 копейки (кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости - т. 1, л.д. 12).
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (то есть ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту спорного объекта (т. 1, л.д. 13 - 14), сведения о помещениях внесены в государственный кадастр недвижимости 17 февраля 2014 года. Таким образом, датой определения кадастровой стоимости спорных объектов является 17 февраля 2014 года. Аналогичные сведения о дате определения кадастровой стоимости содержатся в кадастровой справке (т. 1, л.д. 12).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Строй Инвест Проект" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 27 апреля 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 15).
24 мая 2016 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, за N 51-2911/2016 административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем ООО "Строй Инвест Проект" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Строй Инвест Проект" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости были представлены ранее направлявшиеся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: отчет N 2016-18 от 08 апреля 2016 года, подготовленный по заданию заявителя ИП *** (т. 1, л.д. 19 - 114), в котором по состоянию на 17 февраля 2014 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 определена в размере *** рубля. Также административным истцом представлено в суд положительное экспертное заключение Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство "***" N 236-2/16-st от 21 апреля 2016 года на данный отчет (т. 2, л.д. 115 - 124).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения по делу (т. 1, л.д. 231 - 233).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ЗАО "***".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 сентября 2016 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 17 февраля 2014 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 составляет *** рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы от 23 сентября 2016 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений от 08 апреля 2016 года, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ИП Л., и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 6 - 12 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ИП Л., а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении экспертов приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертами подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 17 февраля 2014 года. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебных экспертов были сделаны в рамках их профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "Строй Инвест Проект" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 17 февраля 2014 года, а именно в размере *** рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. С учетом того, что административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 27 апреля 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Не могут быть удовлетворены требования ООО "Строй Инвест Проект" о возложении на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Так, в силу действующего законодательства Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязан принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Суду каких-либо сведений о том, что со стороны Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, не представлено. В том случае, если в будущем у административного истца будут иметься препятствия в исполнении решения суда, он не лишен возможности обжаловать действия органа, на который возложена обязанность по исполнению решения суда, в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года, в размере *** рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 апреля 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО "Строй Инвест Проект" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.10.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-1057/2016
Требование: Об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец указал, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает его права, как плательщика налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2016 г. по делу N 3А-1057/2016
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Строй Инвест Проект" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Строй Инвест Проект" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221.
В административном исковом заявлении общество просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ИП ***, по состоянию на 17 февраля 2014 года, а именно в размере *** рубль. Также просит обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав новую кадастровую стоимость помещений равной их рыночной стоимости в размере *** рубль.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 17 февраля 2014 года установлена в размере *** рублей 02 копеек.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель ООО "Строй Инвест Проект" по доверенности К. в судебном заседании требование в части пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения уточнил, просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы, а именно в размере *** рублей. Требование о возложении на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости поддержал.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 общей площадью 4 187 кв. м по адресу: "адрес", что подтверждается нотариально удостоверенной копией свидетельства о государственной регистрации права и кадастровым паспортом помещения (т. 1, л.д. 10, 13 - 14). В отношении нежилого помещения установлена кадастровая стоимость в размере *** рублей 02 копейки (кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости - т. 1, л.д. 12).
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (то есть ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту спорного объекта (т. 1, л.д. 13 - 14), сведения о помещениях внесены в государственный кадастр недвижимости 17 февраля 2014 года. Таким образом, датой определения кадастровой стоимости спорных объектов является 17 февраля 2014 года. Аналогичные сведения о дате определения кадастровой стоимости содержатся в кадастровой справке (т. 1, л.д. 12).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Строй Инвест Проект" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 27 апреля 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве (т. 1, л.д. 15).
24 мая 2016 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, за N 51-2911/2016 административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем ООО "Строй Инвест Проект" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Строй Инвест Проект" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости были представлены ранее направлявшиеся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: отчет N 2016-18 от 08 апреля 2016 года, подготовленный по заданию заявителя ИП *** (т. 1, л.д. 19 - 114), в котором по состоянию на 17 февраля 2014 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 определена в размере *** рубля. Также административным истцом представлено в суд положительное экспертное заключение Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство "***" N 236-2/16-st от 21 апреля 2016 года на данный отчет (т. 2, л.д. 115 - 124).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения по делу (т. 1, л.д. 231 - 233).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ЗАО "***".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 сентября 2016 года отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 17 февраля 2014 года рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 составляет *** рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы от 23 сентября 2016 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений от 08 апреля 2016 года, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ИП Л., и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 6 - 12 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ИП Л., а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении экспертов приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертами подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 17 февраля 2014 года. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебных экспертов были сделаны в рамках их профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "Строй Инвест Проект" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 17 февраля 2014 года, а именно в размере *** рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. С учетом того, что административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 27 апреля 2016 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2016 года.
Не могут быть удовлетворены требования ООО "Строй Инвест Проект" о возложении на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Так, в силу действующего законодательства Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в соответствии с прямым предписанием федерального законодателя обязан принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", часть 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Суду каких-либо сведений о том, что со стороны Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве допущено нарушение прав и законных интересов административного истца, не представлено. В том случае, если в будущем у административного истца будут иметься препятствия в исполнении решения суда, он не лишен возможности обжаловать действия органа, на который возложена обязанность по исполнению решения суда, в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:01:0003037:3221 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года, в размере *** рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 апреля 2016 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО "Строй Инвест Проект" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
В.А.ПОЛЫГА
Московского городского суда
В.А.ПОЛЫГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)