Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2017 N Ф09-7163/17 ПО ДЕЛУ N А50-10759/2017

Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обстоятельства: Решением начислены страховые взносы, пени и штраф, указано на необоснованное применение страхователем пониженных (льготных) тарифов в связи с осуществлением деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, в спорном периоде подпадающей под обложение ЕНВД.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. N Ф09-7163/17

Дело N А50-10759/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Черкезова Е.О., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.05.2017 по делу N А50-10759/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СильверАвтоСервис" (далее - общество) - Петухов В.А. (доверенность от 10.05.2017 N 18).

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к учреждению о признании недействительным решения от 09.03.2017 N 203V12170000168.
Решением суда от 16.05.2017 (судья Шамалова Ю.В.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (судьи Васильева Е.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требования общества, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального права, не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что при принятии обжалуемых судебных актов судами не были учтены положения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ; действующий в спорный период) для определения доли дохода от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности более 70%, поскольку сумму доходов, которая должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов, следует определять в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), то есть страхователь имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в случае, если доля доходов по основному виду деятельности, облагаемому по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), составляет не менее 70%, однако доля доходов общества составляла более 70% по основному виду деятельности, облагаемому по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД), таким образом, одно из условий для применения пониженных тарифов страховых взносов обществом не соблюдалось; аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20.06.2017 N 03-15-07/38391.
Учреждение считает, что указание в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ на применение УСН по основному виду экономической деятельности является обязательным условием применения пониженных тарифов страховых взносов, в том числе для организаций, осуществляющих указанный в подп. "ч" вид деятельности - "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств".
Заявитель жалобы полагает, что для определения основного вида экономической деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов плательщику следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего льготируемого вида деятельности; УСН регулируется гл. 26.2 Кодекса и порядок определения доходов, указанный в ст. 346.15 Кодекса, относится именно к данной системе налогообложения; система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности регулируется гл. 26.3 Кодекса и для данного налогового режима установлен иной порядок расчета дохода (вмененного дохода). Таким образом, условием уплаты страховых взносов по пониженным тарифам является обязательность использования организацией и (или) индивидуальным предпринимателем УСН в отношении вида предпринимательской деятельности, который признается основным и доходы от которого, составляют не менее 70% в общем объеме доходов.
Фонд указывает на то, что обществом в периоды 2014 - 2015 гг. было заявлено право на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ по виду деятельности, указанному в подп. "ч" данного пункта - "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств"; согласно материалам выездной проверки обществом за 2014 - 2015 гг. применялись две системы налогообложения: УСН и ЕНВД; в 2014 г. доля доходов от деятельности, в отношении которой применяется УСН, составила 10,0993%, в 2015 г. - 17,6828%, однако данный факт не свидетельствует, что данные доходы получены от основного вида деятельности - "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", поскольку согласно подп. 3 п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении вида предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств; на основании п. 1 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном гл. 26.3 Кодекса, организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно, налогоплательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения, предусмотренный Кодексом, со следующего календарного года, если иное не установлено гл. 26.3 Кодекса; п. 4 ст. 346.12 Кодекса предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 Кодекса на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, при этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные гл. 26.3 Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная п. 2, 2.1 данной статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения, следовательно, налогоплательщик, состоящий на учете в качестве плательщика ЕНВД по одному виду или нескольким видам предпринимательской деятельности, по иным видам деятельности вправе применять УСН; в связи с тем, что на территории осуществления деятельности налогоплательщика в порядке, установленном п. 1, 2 ст. 346.26 Кодекса, введена система налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, применять по указанному виду деятельности одновременно УСН и ЕНВД налогоплательщик не вправе, поскольку такой порядок противоречит п. 4 ст. 346.12 Кодекса; в 2014 - 2015 гг. общество исчисляло и уплачивало ЕНВД для отдельных видов деятельности, доля доходов по данным плательщика и данным проверки составила в 2013 году - 89,9007%, в 2014 г. - 82,3172%, соответственно, в проверяемом периоде основным видом деятельности для общества является вид деятельности, переведенный на ЕНВД; Законом N 212-ФЗ для плательщиков ЕНВД для отдельных видов деятельности пониженные тарифы не предусмотрены (за исключением п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, которым разрешено использование пониженных тарифов аптечным организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющим ЕНВД). Таким образом, общество в 2014 - 2015 гг. не имело право на применение пониженных тарифов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2013 - 2015 гг. фондом составлен акт от 10.02.2017 и принято решение от 09.03.2017 N 203V12170000168, которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 3 246 458 руб. 81 коп., соответствующие пени и штраф по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы учреждения о необоснованном применении обществом пониженных (льготных) тарифов по страховым взносам, исчисленным за 2014 - 2015 гг.; в проверенном периоде обществом осуществлялась деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, подпадающая под обложение ЕНВД, в связи с чем условие применения пониженного тарифа не соблюдалось.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что уплата обществом по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСН, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным законом.
В силу подп. "ч" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Для указанных плательщиков в течение 2012 - 2018 гг. применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20%; Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь - организация имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение УСН; наличие основного вида деятельности, предусмотренного в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Судами установлено, что общество в проверяемом периоде осуществляло несколько видов деятельности, в том числе основной вид экономической деятельности "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (код ОКВЭД 50.20); доля доходов от оказанных услуг по виду деятельности "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (код ОКВЭД 50.20) составила около 85% от общей суммы его доходов как в 2014 г., так и в 2015 г.
При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что общество соответствовало всем условиям, дающим право на применение пониженного тарифа; уплата обществом в отношении основного вида деятельности ЕНВД не является основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку его применение не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалоб у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.05.2017 по делу N А50-10759/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)