Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2016 N 17АП-12606/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-11843/2016

Разделы:
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2016 г. N 17АП-12606/2016-АК

Дело N А50-11843/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.?
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-инвест" (ОГРН 1055904544849, ИНН 5911045830) - Палушкин Е.Л., выписка из ЕГРЮЛ,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117) - Коробова Т.Г., доверенность от 02.06.2016,
от третьего лица 1) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 июля 2016 года
по делу N А50-11843/2016
принятое судьей О.Г.Власовой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-инвест"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Пермскому краю
третьи лица: 1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании недействительным решения от 20.10.2015 N 15.1813 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:

ООО "Экспресс-инвест" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о признании правонарушения недействительным вынесенное Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) решения от 20.10.2015 N 15.1813 о привлечении к ответственности за совершение налогового.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуется сведениями из Росреестра; площадь земельного участка при расчете земельного налога не учитывается.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом в ИФНС подана декларация по земельному налогу за 2014 год, по результатам камеральной проверки которой, налоговым органом составлен акт от 20.05.2015 N 1449 и вынесено оспариваемое решение от 20.10.2015 N 15.1813 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно названному решению N 15.1813 Обществом в нарушение пункта 1 статьи 390, ст. 391 НК РФ занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет на 95 761 руб. по земельному участку с кадастровым номером 59:03:0400076:34, что повлекло доначисление земельного налога в названной сумме, пени в сумме 8889,1 руб., а также привлечение Общества к ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 19 152,2 руб.
Не согласившись с решением N 15.1813, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Решением от 16.02.2016 N 18-18/692 Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю жалобу общества оставило без удовлетворения.
Полагая, что решение N 15.1813 не соответствует положениям Налогового кодекса РФ и возлагает на него незаконные обязанности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что за Обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок (категория - земли поселений) общей площадью 1080 кв. м, иная площадь налоговым органом не доказана.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуется сведениями из Росреестра; площадь земельного участка при расчете земельного налога не учитывается.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 15, пунктов 1 и 2 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 164 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав). Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления от 23 июля 2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании приведенных выше норм права, с учетом правовой позиции Пленума ВАС РФ, основанием для признания организации или физического лица плательщиком земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения на земельный участок. При этом обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, до момента прекращения данного права.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что за Обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок (категория - земли поселений) общей площадью 1080 кв. м, занимаемый 5-этажным жилым строением по адресу Пермский край, г. Березники, ул. Мира, 69, кадастровый номер 59:03:0400076:0034, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 17.07.2006 серии 59БА N 295430 (л.д. 29).
При этом право собственности на земельный участок площадью 1080 кв. м зарегистрировано за Обществом после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и ни кем не оспорено.
Доказательств изменений размера принадлежащего Заявителю земельного участка, внесений изменений в единый реестр прав на недвижимость налоговым органом не представлено. В связи с чем, оснований для возложения на заявителя обязанности по уплате земельного налога за площадь земельного участка, не принадлежащую ему, не имелось.
Кроме того, судом первой инстанции установлен факт наложения на земельный участок площадью 9820 кв. м земельных участков с кадастровыми номерами 59:03:0400076:96, 59:03:0400076:37 59:03:0400076:97, за каждый из которых вносится плата на землю, в связи с чем, возникает двойное налогообложение.
Указанный вывод суда первой инстанции, налоговым органом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, не опровергнут.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что площадь земельного участка при расчете земельного налога не учитывается, отклоняется, поскольку согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1080 кв. м, в отношении которого он и является плательщиком земельного налога.
Поэтому, используя в расчете земельного налога стоимость земельного участка площадью 9820 кв. м, налоговый орган обязан доказать, что обществу принадлежит земельный участок указанной площади, что налоговым органом сделано не было.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а руководствуется сведениями из Росреестра, не принимается, так как за налогоплательщиком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности на земельный участок с площадью 1080 кв. м. Участок налогоплательщика является частью земельного участка, кадастровую стоимость которого налоговый орган применил в расчете налога. При этом, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Учитывая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что произведенное налоговым органом доначисление Обществу земельного налога по участку с кадастровым номером 59:03:0400076:34, соответствующих сумм пени и штрафных санкций произведено с нарушением положений Налогового кодекса РФ, следовательно, оспариваемое решение N 15.1813 обоснованно признано судом недействительным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июля 2016 года по делу N А50-11843/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)