Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Публичного акционерного общества "Т-Плюс" - извещен, не явился,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Скляр Т.В. доверенность от 17.09.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу N А55-23535/2015 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Т-Плюс", ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, Московская область,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области,
о признании недействительными решений,
установил:
Публичное акционерное общество "Т-Плюс" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) N 12-14/15172/873 от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, Обществом были поданы в арбитражный суд заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области:
- принятое в рамках дела N А55-23536/2015 о признании недействительным решения инспекции 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/11179 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- принятое в рамках дела N А55-23533/2015 о признании недействительным решения инспекции от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171/877 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда по данному делу от 29.10.2015 г. по ходатайству заявителя на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объединил в одно производство дела N А55-23535/2015, N А55-23536/2015 и N А55-23533/2015, поскольку они были взаимосвязаны по представленным в дело доказательствам. Дела были объединены в одно производство в дело под N А55-23535/2015 в соответствии с частью 6 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительными:
- - решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15172/873 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления ОАО "Волжская ТГК" земельного налога в размере 161 094 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета;
- - решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/11179 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления предложения ОАО "Волжская ТГК" уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1 141 654 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 05.12.2014 г. N 12-14/15171/877 (исх. от 12.12.2014 г. N 12-14/17838) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления ОАО "Волжская ТГК" земельного налога в размере 1 141 654 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации в указанной части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Взыскал с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу Публичного акционерного общества "Т-Плюс" судебные расходы в размере 9 000 руб. (том 6 л.д. 77-83).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ПАО "Т Плюс" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Кроме того, обжалуемое решение суда нарушает единообразие в применении норм права.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Статьей 1 Постановления Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 г. N 257 "О Положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти" налоговые ставки установлены в следующих размерах:
2) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городском округе Тольятти и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) занятых домами многоэтажной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
в) занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
г) занятых зданиями (помещениями в них), строениями, сооружениями кооперативных гаражей и индивидуальными гаражами (боксами) граждан, используемыми для хранения личного автотранспорта (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не используемый для хранения личного автотранспорта и не являющийся местом общего пользования кооперативных гаражей);
9) 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 г. N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17, к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная -код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный -код 4527393).
Таким образом, объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб.,
- - 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- - 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога ПАО "Т Плюс" за проверяемые периоды в отношении указанных земельных участков Инспекция обоснованно применила ставку, предусмотренную для прочих земельных участков 1,5%.
Податель жалобы считает, что доначисление Инспекцией земельного налога по указанным трем участкам произведено правомерно и обоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 21.04.2016 г.).
Судом первой инстанции надлежащим образом исследованы материалы дела. Со ссылкой на нормы права сделан обоснованный вывод о том, что спорные участки заняты объектами жилищно-коммунального комплекса.
Статья 394 НК РФ не ставит в зависимость применение пониженной ставки от вида разрешенного использования.
Имеющаяся судебная практика, в том числе Высшего арбитражного суда Российской Федерации, свидетельствует о том, что для применения пониженной ставки земельного налога вид разрешенного использования, установленный в государственном кадастре недвижимости, не имеет значения для применения пониженной ставки земельного налога, установленной статьей 394 НК РФ.
На участке с кадастровым номером 63:09:0302051:612 располагается котельная. Разрешенное использование, которое указано в кадастровой выписке по данному земельному участку, сформулировано как "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной".
Таким образом, подтверждено, что располагающийся на земельном участке объект является объектом жилищно-коммунального комплекса.
Разрешенное использование других участков также не вызывает сомнений в принадлежности объектов к жилищно-коммунальному комплексу. Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса". Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301162:509 - "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС".
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 20.05.2016 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 23.05.2016 года по делу N А55-23535/2015 произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В.
После замены судей дело рассматривалось сначала.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010, 2011 и 2012 годы, представленных заявителем.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" было переименовано после приведения в соответствии с законодательством организационно-правовой формы в Публичное акционерное общество "Т-Плюс".
По результатам камеральных налоговых проверок Инспекцией были приняты решения:
- по декларации за 2010 год решение от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/9530/343 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, одновременно предложено уплатить недоимку по земельному налогу по ставкам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (далее - земельный налог) в размере 2 633 761 руб. по КБК 182 1 06 06022 04 1000 110 (том 2 л.д. 32-37).
- по декларации за 2011 год решение от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15172/873 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, одновременно предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета по земельному налогу по ставкам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, на сумму 554 177 руб. по КБК 18210606022041000110 (том 1 л.д. 12-16).
- по декларации за 2012 год решение от 05.12.2015 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171/877 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, одновременно предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета по земельному налогу по ставкам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, на сумму 1 534 737 руб. по КБК 18210606022041000110 (том 4 л.д. 19-23).
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось с жалобами в целях соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров в Управление ФНС России по Самарской области.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 18.06.2015 г. N 03-15/15253@, решение инспекции от 05.12.2015 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171 /877 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, сумма земельного налога за 2012 год уменьшена на 393 083 руб.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 18.06.2015 г. N 03-15/15252@, решение инспекции от 05.12.2014 г. N 12-14/15172/873 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, сумма земельного налога за 2011 год уменьшена на 393 983 руб.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 18.06.2015 г. N 03-15/15251@ вышестоящим налоговым органом отказано заявителю в удовлетворении жалоб налогоплательщика, решение инспекции от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/9530/343 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, сумма земельного налога за 2010 год, предложенного к уплате, уменьшена на 1 492 107 руб.
В остальной части апелляционные жалобы заявителя оставлены без удовлетворения, решения налогового органа без изменения.
С учетом изменений, внесенных решениями вышестоящего налогового органа Обществу за 2010 предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 141 654 руб., за 2011 год фактически предложено восстановить в бухгалтерскому учете земельный налог в сумме 161 094 руб., за 2012 год фактически предложено восстановить в бухгалтерскому учете земельный налог в сумме 1 141 654 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (том 1 л.д. 4-7).
10.02.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив требования заявителя в части (том 6 л.д. 77-83).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что уточнение налоговых обязательств за 2010, 2011, 2012 годы было произведено заявителем в связи с применением пониженной налоговой ставки земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0302051:612, 63:09:0301162:509, 63:09:0301146:718 в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 г. N 257 "О положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти".
Так, согласно первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год по КБК 182 106 060 220 41 000 110 был исчислен и своевременно уплачен налог в размере 3 760 619 руб., на что указано в решении инспекции и Управления (том 2 л.д. 39, 36-оборот).
В результате уточнения обязательств по земельному налогу за 2010 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет уменьшилась. В уточненной налоговой декларации за 2010 год Обществом исчислен земельный налог по 7 земельным участкам, сумма к уплате составила 913 219 руб. по КБК 182 106 060 220 41 000 110 исчислен налог в размере 241 641 руб., а по КБК 18210606012041000140 - в размере 671 578 руб.
Уточнение налоговых обязательств было произведено в связи с применением Обществом пониженной ставки по земельному налогу
По земельным участкам (63:09:0302051:612, 63:09:0302051:166. 63:09:0301162:509, 63:09:0000000:100, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30) заявитель в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год применил ставку 0,3 процента, а по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - ставку 0,9 процентов.
С учетом решения Управления по жалобе заявителя налоговый орган признал обоснованным применение налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:0000000:100, 63:09:0302051:166, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30.
В решении инспекции (с учетом решения Управления) от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) налоговый орган пришел к выводу о том, что объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- - 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб.;
- - 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- - 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога заявителем за 2010 год в отношении указанных земельных участков не подлежит применению пониженная ставка налога, а следовало применить ставку, предусмотренную для прочих земельных участков в размере 1,5%, в связи с чем в решении налоговый орган предложил уплатить Обществу недоимку по земельному налогу.
Согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год (корректировка N 1) по КБК 182 106 060 220 41 000 110 был исчислен и своевременно уплачен налог в размере 2 267 870 руб., на что указано в решении инспекции (том 1 л.д. 15-оборот).
В результате уточнения обязательств по земельному налогу за 2011 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет уменьшилась. В уточненной налоговой декларации за 2011 год Обществом исчислен земельный налог по 5 земельным участкам, сумма к уплате составила 614 669 руб. (по КБК 182 106 060 220 41 000 110 начисления отсутствуют, а по КБК 18210606012041000140 - в размере 614 669 руб.).
По земельным участкам (63:09:0302051:166, 63:09:0000000:100, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30) заявитель в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год применил ставку 0,3 процента, а по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - ставку 0,9%.
В решении инспекции первоначально был сделан вывод о неправомерности применения Обществом пониженной ставки налога по земельным участкам 63:09:0000000:100 и 63:09:0301146:718.
Согласно решению инспекции от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15172/783 в редакции решения Управления по жалобе налоговый орган пришел к выводу о необоснованности применения Обществом ставки 0,9% по земельному налогу по участку N 63:09:0301146:718, поскольку объекты, расположенные на спорном земельном участке с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенном по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а (кадастровая стоимость 26 849 014 руб.) не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога заявителем за 2011 год в отношении указанных земельных участков не подлежит применению пониженная ставка налога, а следовало применить ставку, предусмотренную для прочих земельных участков в размере 1,5%, в связи с чем в указанном решении налоговый орган предложил Обществу внести соответствующие изменения в суммах исчисленного налога в бухгалтерский учет. По остальным участкам ставки налога, примененные налогоплательщиком признаны правомерными.
Согласно первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год по КБК 182 106 060 220 41 000 110 был исчислен и своевременно уплачен налог в размере 3 805 861 руб., на что указано в решении инспекции (том 4 л.д. 23).
В результате уточнения обязательств по земельному налогу за 2012 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет уменьшилась. В уточненной налоговой декларации за 2012 год Обществом исчислен земельный налог по 9 земельным участкам, сумма к уплате составила 958 461 руб. (по КБК 182 106 060 220 41 000 110 исчислен налог в размере 286 883 руб., а по КБК 18210606012041000140 - в размере 671 578 руб.).
По земельным участкам (63:09:0302051:612, 63:09:0302051:166. 63:09:0301162:509, 63:09:0000000:100, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30) заявитель в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год применил ставку 0,3%, а по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - ставку 0,9%.
В решении инспекции (с учетом решения Управления) от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171/877 налоговый орган пришел к выводу о том, что объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб.;
- 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- - 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога ОАО "Волжская ТГК" за 2010 год в отношении указанных земельных участков не подлежит применению пониженная ставка налога, а следовало применить ставку, предусмотренную для прочих земельных участков в размере 1,5%, в связи с чем в указанном решении налоговый орган предложил Обществу внести соответствующие изменения в суммах исчисленного налога в бухгалтерский учет. По остальным участкам ставки налога, примененные налогоплательщиком признаны правомерными.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уточнение налоговых обязательств за 2010, 2011, 2012 годы в связи с применением пониженных налоговых ставок по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0302051:612, 63:09:0301162:509, 63:09:0301146:718 было произведено заявителем правомерно и обоснованно, выводы инспекции о необходимости применения ставки 1,5% по спорным земельным участкам необоснованны, не соответствуют статье 394 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, как не основанные на действующем законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей в проверяемый налоговый период, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу пункт 2 статьи 391 НК РФ по земельным участкам, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 1 Положения "О земельном налоге на территории городского округа Тольятти", утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 г. N 257, установлены налоговые ставки:
- - подпунктом "в" пункта 2 статьи Положения в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлена ставка в размере 0,3 процента, в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- - пунктом 4 статьи 1 установлена ставка в размере 0,9 процента, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства (за исключением объектов, указанных в подпункте "в" п. 2 настоящей статьи);
- - пунктом 9 статьи 1 установлена ставка в размере 1,5 процента, в отношении прочих земельных участков.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума от 23.11.2010 г. N 10062/10, и являющейся обязательной для применения при рассмотрении аналогичных дел, понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в НК РФ и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 НК РФ данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей в период спорных правоотношений, система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Исходя из пункта 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17 (далее - Классификатор), к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная - код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный - код 4527393).
Инфраструктура, используемая в сфере производства, сбора, передачи и распределения электроэнергии для поставки ее потребителям (код 4010000) отнесена Классификатором к источникам электроэнергии (гидроэнергии, тепловой, ядерной, геотермальной, ветровой, солнечной, энергии приливов и прочей), которую предприятия могут поставлять в энергосистему или работать автономно.
Инфраструктура, используемая в сфере предоставления услуг по распределению энергии (код 9440000) в соответствии с Классификатором включает в себя снабжение электроэнергией, газом, паром и горячей водой, осуществляемое по частным заказам за вознаграждение или на договорной основе, в том числе связанные с энергообеспечением индивидуального жилья или предприятий по заказам их владельцев.
Таким образом, объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- - 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб., 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога ПАО "Т Плюс" за проверяемые периоды в отношении указанных земельных участков Инспекция обоснованно применила ставку, предусмотренную для прочих земельных участков 1,5%.
Таким образом, доначисление налоговым органом земельного налога по указанным трем участкам произведено правомерно.
Согласно материалов дела, на спорных земельных участках не располагаются жилые дома, земля занята под эксплуатацию зданий и сооружений котельной, РТС, административных зданий. На спорных участках располагаются здание котельной, производственные здания, здания РТС, административные здания и складские помещения. Такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, уставной целью ПАО "Т Плюс" не является.
Следовательно, ПАО "Т Плюс" не может применять пониженную ставку налога в отношении рассматриваемых земельных участков.
Доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на нем сооружения являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые предназначены для обслуживания жилищного фонда и используются для нужд потребителей жилищного комплекса города Тольятти, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу N А55-23535/2015 в части удовлетворенных требований и взыскания с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу Публичного акционерного общества "Т-Плюс" судебных расходов в размере 9 000 руб. следует отменить; принять по делу новый судебный акт; в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать; в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу N А55-23535/2015 в части удовлетворенных требований и взыскания с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу Публичного акционерного общества "Т-Плюс" судебных расходов в размере 9 000 руб. отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2016 N 11АП-4237/2016 ПО ДЕЛУ N А55-23535/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2016 г. по делу N А55-23535/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Публичного акционерного общества "Т-Плюс" - извещен, не явился,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Скляр Т.В. доверенность от 17.09.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу N А55-23535/2015 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Т-Плюс", ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350, Московская область,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области,
о признании недействительными решений,
установил:
Публичное акционерное общество "Т-Плюс" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган) N 12-14/15172/873 от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, Обществом были поданы в арбитражный суд заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области:
- принятое в рамках дела N А55-23536/2015 о признании недействительным решения инспекции 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/11179 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- принятое в рамках дела N А55-23533/2015 о признании недействительным решения инспекции от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171/877 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда по данному делу от 29.10.2015 г. по ходатайству заявителя на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объединил в одно производство дела N А55-23535/2015, N А55-23536/2015 и N А55-23533/2015, поскольку они были взаимосвязаны по представленным в дело доказательствам. Дела были объединены в одно производство в дело под N А55-23535/2015 в соответствии с частью 6 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительными:
- - решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15172/873 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления ОАО "Волжская ТГК" земельного налога в размере 161 094 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета;
- - решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/11179 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления предложения ОАО "Волжская ТГК" уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1 141 654 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- - решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 05.12.2014 г. N 12-14/15171/877 (исх. от 12.12.2014 г. N 12-14/17838) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления ОАО "Волжская ТГК" земельного налога в размере 1 141 654 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации в указанной части.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Взыскал с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу Публичного акционерного общества "Т-Плюс" судебные расходы в размере 9 000 руб. (том 6 л.д. 77-83).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ПАО "Т Плюс" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Кроме того, обжалуемое решение суда нарушает единообразие в применении норм права.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Статьей 1 Постановления Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 г. N 257 "О Положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти" налоговые ставки установлены в следующих размерах:
2) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городском округе Тольятти и используемых для сельскохозяйственного производства;
б) занятых домами многоэтажной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
в) занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
г) занятых зданиями (помещениями в них), строениями, сооружениями кооперативных гаражей и индивидуальными гаражами (боксами) граждан, используемыми для хранения личного автотранспорта (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не используемый для хранения личного автотранспорта и не являющийся местом общего пользования кооперативных гаражей);
9) 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 г. N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17, к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная -код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный -код 4527393).
Таким образом, объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб.,
- - 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- - 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога ПАО "Т Плюс" за проверяемые периоды в отношении указанных земельных участков Инспекция обоснованно применила ставку, предусмотренную для прочих земельных участков 1,5%.
Податель жалобы считает, что доначисление Инспекцией земельного налога по указанным трем участкам произведено правомерно и обоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 21.04.2016 г.).
Судом первой инстанции надлежащим образом исследованы материалы дела. Со ссылкой на нормы права сделан обоснованный вывод о том, что спорные участки заняты объектами жилищно-коммунального комплекса.
Статья 394 НК РФ не ставит в зависимость применение пониженной ставки от вида разрешенного использования.
Имеющаяся судебная практика, в том числе Высшего арбитражного суда Российской Федерации, свидетельствует о том, что для применения пониженной ставки земельного налога вид разрешенного использования, установленный в государственном кадастре недвижимости, не имеет значения для применения пониженной ставки земельного налога, установленной статьей 394 НК РФ.
На участке с кадастровым номером 63:09:0302051:612 располагается котельная. Разрешенное использование, которое указано в кадастровой выписке по данному земельному участку, сформулировано как "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной".
Таким образом, подтверждено, что располагающийся на земельном участке объект является объектом жилищно-коммунального комплекса.
Разрешенное использование других участков также не вызывает сомнений в принадлежности объектов к жилищно-коммунальному комплексу. Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса". Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0301162:509 - "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС".
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 20.05.2016 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 23.05.2016 года по делу N А55-23535/2015 произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В.
После замены судей дело рассматривалось сначала.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010, 2011 и 2012 годы, представленных заявителем.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" было переименовано после приведения в соответствии с законодательством организационно-правовой формы в Публичное акционерное общество "Т-Плюс".
По результатам камеральных налоговых проверок Инспекцией были приняты решения:
- по декларации за 2010 год решение от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/9530/343 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, одновременно предложено уплатить недоимку по земельному налогу по ставкам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (далее - земельный налог) в размере 2 633 761 руб. по КБК 182 1 06 06022 04 1000 110 (том 2 л.д. 32-37).
- по декларации за 2011 год решение от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15172/873 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, одновременно предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета по земельному налогу по ставкам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, на сумму 554 177 руб. по КБК 18210606022041000110 (том 1 л.д. 12-16).
- по декларации за 2012 год решение от 05.12.2015 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171/877 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением заявителю было отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, одновременно предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета по земельному налогу по ставкам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, на сумму 1 534 737 руб. по КБК 18210606022041000110 (том 4 л.д. 19-23).
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось с жалобами в целях соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров в Управление ФНС России по Самарской области.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 18.06.2015 г. N 03-15/15253@, решение инспекции от 05.12.2015 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171 /877 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, сумма земельного налога за 2012 год уменьшена на 393 083 руб.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 18.06.2015 г. N 03-15/15252@, решение инспекции от 05.12.2014 г. N 12-14/15172/873 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, сумма земельного налога за 2011 год уменьшена на 393 983 руб.
Решением Управления ФНС России по Самарской области от 18.06.2015 г. N 03-15/15251@ вышестоящим налоговым органом отказано заявителю в удовлетворении жалоб налогоплательщика, решение инспекции от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) N 12-14/9530/343 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения изменено, сумма земельного налога за 2010 год, предложенного к уплате, уменьшена на 1 492 107 руб.
В остальной части апелляционные жалобы заявителя оставлены без удовлетворения, решения налогового органа без изменения.
С учетом изменений, внесенных решениями вышестоящего налогового органа Обществу за 2010 предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 141 654 руб., за 2011 год фактически предложено восстановить в бухгалтерскому учете земельный налог в сумме 161 094 руб., за 2012 год фактически предложено восстановить в бухгалтерскому учете земельный налог в сумме 1 141 654 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (том 1 л.д. 4-7).
10.02.2016 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив требования заявителя в части (том 6 л.д. 77-83).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что уточнение налоговых обязательств за 2010, 2011, 2012 годы было произведено заявителем в связи с применением пониженной налоговой ставки земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0302051:612, 63:09:0301162:509, 63:09:0301146:718 в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ и Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 г. N 257 "О положении о земельном налоге на территории городского округа Тольятти".
Так, согласно первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год по КБК 182 106 060 220 41 000 110 был исчислен и своевременно уплачен налог в размере 3 760 619 руб., на что указано в решении инспекции и Управления (том 2 л.д. 39, 36-оборот).
В результате уточнения обязательств по земельному налогу за 2010 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет уменьшилась. В уточненной налоговой декларации за 2010 год Обществом исчислен земельный налог по 7 земельным участкам, сумма к уплате составила 913 219 руб. по КБК 182 106 060 220 41 000 110 исчислен налог в размере 241 641 руб., а по КБК 18210606012041000140 - в размере 671 578 руб.
Уточнение налоговых обязательств было произведено в связи с применением Обществом пониженной ставки по земельному налогу
По земельным участкам (63:09:0302051:612, 63:09:0302051:166. 63:09:0301162:509, 63:09:0000000:100, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30) заявитель в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год применил ставку 0,3 процента, а по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - ставку 0,9 процентов.
С учетом решения Управления по жалобе заявителя налоговый орган признал обоснованным применение налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:0000000:100, 63:09:0302051:166, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30.
В решении инспекции (с учетом решения Управления) от 18.07.2014 г. (исх. от 25.07.2014 г.) налоговый орган пришел к выводу о том, что объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- - 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб.;
- - 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- - 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога заявителем за 2010 год в отношении указанных земельных участков не подлежит применению пониженная ставка налога, а следовало применить ставку, предусмотренную для прочих земельных участков в размере 1,5%, в связи с чем в решении налоговый орган предложил уплатить Обществу недоимку по земельному налогу.
Согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год (корректировка N 1) по КБК 182 106 060 220 41 000 110 был исчислен и своевременно уплачен налог в размере 2 267 870 руб., на что указано в решении инспекции (том 1 л.д. 15-оборот).
В результате уточнения обязательств по земельному налогу за 2011 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет уменьшилась. В уточненной налоговой декларации за 2011 год Обществом исчислен земельный налог по 5 земельным участкам, сумма к уплате составила 614 669 руб. (по КБК 182 106 060 220 41 000 110 начисления отсутствуют, а по КБК 18210606012041000140 - в размере 614 669 руб.).
По земельным участкам (63:09:0302051:166, 63:09:0000000:100, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30) заявитель в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год применил ставку 0,3 процента, а по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - ставку 0,9%.
В решении инспекции первоначально был сделан вывод о неправомерности применения Обществом пониженной ставки налога по земельным участкам 63:09:0000000:100 и 63:09:0301146:718.
Согласно решению инспекции от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15172/783 в редакции решения Управления по жалобе налоговый орган пришел к выводу о необоснованности применения Обществом ставки 0,9% по земельному налогу по участку N 63:09:0301146:718, поскольку объекты, расположенные на спорном земельном участке с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенном по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а (кадастровая стоимость 26 849 014 руб.) не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога заявителем за 2011 год в отношении указанных земельных участков не подлежит применению пониженная ставка налога, а следовало применить ставку, предусмотренную для прочих земельных участков в размере 1,5%, в связи с чем в указанном решении налоговый орган предложил Обществу внести соответствующие изменения в суммах исчисленного налога в бухгалтерский учет. По остальным участкам ставки налога, примененные налогоплательщиком признаны правомерными.
Согласно первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год по КБК 182 106 060 220 41 000 110 был исчислен и своевременно уплачен налог в размере 3 805 861 руб., на что указано в решении инспекции (том 4 л.д. 23).
В результате уточнения обязательств по земельному налогу за 2012 год сумма налога, подлежащая уплате в бюджет уменьшилась. В уточненной налоговой декларации за 2012 год Обществом исчислен земельный налог по 9 земельным участкам, сумма к уплате составила 958 461 руб. (по КБК 182 106 060 220 41 000 110 исчислен налог в размере 286 883 руб., а по КБК 18210606012041000140 - в размере 671 578 руб.).
По земельным участкам (63:09:0302051:612, 63:09:0302051:166. 63:09:0301162:509, 63:09:0000000:100, 63:09:0000000:101, 63:09:0306036:30) заявитель в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год применил ставку 0,3%, а по земельному участку с кадастровым номером 63:09:0301146:718 - ставку 0,9%.
В решении инспекции (с учетом решения Управления) от 05.12.2014 г. (исх. от 12.12.2014 г.) N 12-14/15171/877 налоговый орган пришел к выводу о том, что объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб.;
- 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- - 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога ОАО "Волжская ТГК" за 2010 год в отношении указанных земельных участков не подлежит применению пониженная ставка налога, а следовало применить ставку, предусмотренную для прочих земельных участков в размере 1,5%, в связи с чем в указанном решении налоговый орган предложил Обществу внести соответствующие изменения в суммах исчисленного налога в бухгалтерский учет. По остальным участкам ставки налога, примененные налогоплательщиком признаны правомерными.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что уточнение налоговых обязательств за 2010, 2011, 2012 годы в связи с применением пониженных налоговых ставок по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0302051:612, 63:09:0301162:509, 63:09:0301146:718 было произведено заявителем правомерно и обоснованно, выводы инспекции о необходимости применения ставки 1,5% по спорным земельным участкам необоснованны, не соответствуют статье 394 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, как не основанные на действующем законодательстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей в проверяемый налоговый период, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу пункт 2 статьи 391 НК РФ по земельным участкам, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 1 Положения "О земельном налоге на территории городского округа Тольятти", утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 г. N 257, установлены налоговые ставки:
- - подпунктом "в" пункта 2 статьи Положения в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлена ставка в размере 0,3 процента, в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- - пунктом 4 статьи 1 установлена ставка в размере 0,9 процента, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства (за исключением объектов, указанных в подпункте "в" п. 2 настоящей статьи);
- - пунктом 9 статьи 1 установлена ставка в размере 1,5 процента, в отношении прочих земельных участков.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в постановлении Президиума от 23.11.2010 г. N 10062/10, и являющейся обязательной для применения при рассмотрении аналогичных дел, понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в НК РФ и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 НК РФ данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей в период спорных правоотношений, система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Исходя из пункта 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 г. N 17 (далее - Классификатор), к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391-4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная - код 4527391, сеть тепловая магистральная - код 4527392, пункт тепловой центральный - код 4527393).
Инфраструктура, используемая в сфере производства, сбора, передачи и распределения электроэнергии для поставки ее потребителям (код 4010000) отнесена Классификатором к источникам электроэнергии (гидроэнергии, тепловой, ядерной, геотермальной, ветровой, солнечной, энергии приливов и прочей), которую предприятия могут поставлять в энергосистему или работать автономно.
Инфраструктура, используемая в сфере предоставления услуг по распределению энергии (код 9440000) в соответствии с Классификатором включает в себя снабжение электроэнергией, газом, паром и горячей водой, осуществляемое по частным заказам за вознаграждение или на договорной основе, в том числе связанные с энергообеспечением индивидуального жилья или предприятий по заказам их владельцев.
Таким образом, объекты, расположенные на спорных земельных участках с кадастровыми номерами:
- - 63:09:0302051:612 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений на территории районной котельной", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Комсомольская, 96 (уточненной площадью 53 786 м2), кадастровая стоимость 80 078 748 руб., 63:09:0301162:509 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания РТС и складских помещений РТС", расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Жилина, 28а (уточненной площадью 3 488 м2) на территории которого расположено 3-этажное административное здание, принадлежащее Территориальному управлению по теплоснабжению ОАО "Волжская ТГК" (кадастровый номер участка 63:09:0301162:509), кадастровая стоимость - 5 195 271 руб.;
- 63:09:0301146:718 с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административного здания и административно-бытового корпуса" расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Горького, 27а, кадастровая стоимость 26 849 014 руб., не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и при исчислении земельного налога ПАО "Т Плюс" за проверяемые периоды в отношении указанных земельных участков Инспекция обоснованно применила ставку, предусмотренную для прочих земельных участков 1,5%.
Таким образом, доначисление налоговым органом земельного налога по указанным трем участкам произведено правомерно.
Согласно материалов дела, на спорных земельных участках не располагаются жилые дома, земля занята под эксплуатацию зданий и сооружений котельной, РТС, административных зданий. На спорных участках располагаются здание котельной, производственные здания, здания РТС, административные здания и складские помещения. Такой вид деятельности, как оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, уставной целью ПАО "Т Плюс" не является.
Следовательно, ПАО "Т Плюс" не может применять пониженную ставку налога в отношении рассматриваемых земельных участков.
Доказательства, подтверждающие, что спорные земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на нем сооружения являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые предназначены для обслуживания жилищного фонда и используются для нужд потребителей жилищного комплекса города Тольятти, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу N А55-23535/2015 в части удовлетворенных требований и взыскания с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу Публичного акционерного общества "Т-Плюс" судебных расходов в размере 9 000 руб. следует отменить; принять по делу новый судебный акт; в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать; в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.02.2016 года по делу N А55-23535/2015 в части удовлетворенных требований и взыскания с Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в пользу Публичного акционерного общества "Т-Плюс" судебных расходов в размере 9 000 руб. отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)