Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Алексеева С.Ю. - доверенность от 11.01.2016 N 5 Соболева Т.А. - доверенность от 22.01.2016 N 25 Гогина Т.В. - доверенность от 11.01.2016 N 22
от ответчика (должника): Занько Ю.М. - доверенность от 12.01.2016 N 04-26/00110 Гаврилова Н.В. - доверенность от 19.01.2016 N 03-08/00279 Романова Н.Л. - доверенность от 12.01.2016 N 03-09/0058
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11718/2016) Муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2016 по делу N А56-90047/2015 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению Муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Киришскому району Ленинградской области
об оспаривании решения N 09-09/740 от 15.09.2015
Муниципальное предприятие "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (ОГРН 1024701482321, место нахождения: 187110, Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерская, д. 3, лит. А; далее - налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Киришскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 09-09/740 от 15.09.2015 в части доначисления НДС в сумме 10245903 руб., начисления пеней в сумме 2 139420 руб., штрафа в сумме 480794 руб.
Решением суда от 04.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Киришскому району Ленинградской области в период с 24.02.2015 по 29.07.2015 проведена выездная налоговая проверка в отношении Муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов (кроме НДФЛ) за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 и НДФЛ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт N 09-09/1078 от 31.07.2015.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик, пользуясь льготой, установленной подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, заявил налоговые вычеты по НДС в отношении льготируемых операций в нарушение пункта 2 статьи 171 НК РФ.
Согласно позиции инспекции, изложенной в оспариваемом решении, предприятием нарушены пункт 2 статьи 171 НК РФ, поскольку суммы НДС в оспариваемой части необоснованно предъявлены к налоговому вычету по операциям, не создающим объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 170 НК РФ налог, уплаченный налогоплательщиком поставщикам услуг, должен быть учтен в составе расходов при уплате налога на прибыль.
15.09.2015 Инспекцией принято решение N 09-09/740 о доначислении предприятию налога на добавленную стоимость за 2012 - 2013 годы в сумме 10 245903 руб., ему начислены пени по НДС в сумме 2 139420 руб. и НДФЛ в сумме 22415 руб., предприятие привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа по НДС в размере 480794 руб. и по статье 123 НК РФ в виде штрафа по НДФЛ в размере 22415 руб.
Решением Управления ФНС России по Ленинградской области N 16-21-27/13619 от 12.11.2015 решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Предприятие не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сделал вывод, что при несоблюдении Предприятием уведомительного характера отказа от освобождения от налогообложения согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ, налоговые вычеты по НДС в сумме 20 075 626 рублей (20 402 427,49 - 326 801,54) в отношении льготируемых операций заявлены Предприятием неправомерно, что привело к неполной уплате НДС за 2012 - 2013 годы в сумме 10 245 903 рублей. Предприятием нарушен пункт 2 статьи 171 НК РФ, поскольку суммы НДС в оспариваемой части необоснованно предъявлены к налоговому вычету по операциям, не создающим объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Апелляционный суд отмечает следующее.
В проверяемом периоде МП "Жилищное хозяйство" МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" осуществляло виды деятельности, как облагаемые, так и не облагаемые НДС.
Инспекция посчитала необоснованными налоговые вычеты по НДС по операциям Предприятия при реализации следующих договоров:
- - от 01.11.2010 N 16/74-10, заключенному с ООО "Вокфорс" на оказание услуг по санитарной уборке и содержанию общего имущества и территории, закрепленной за многоквартирными домами г. Кириши;
- - от 01.01.2012 N 140/12, от 01.01.2013 N 038/13, заключенных с ООО "Лель-Эко" на размещение ТПБО 4-5 классов опасности, в том числе прием и размещение на полигоне отходов от населения г. Кириши;
- - от 04.12.2012 N 33, заключенному с ООО "ОТИС-Лифт" на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации;
- - от 01.01.2009 N 86803с ООО "РКС-Энерго" на оказание услуг по снабжению электрической энергией (мощностью) потребителей;
- - от 01.01.2011 N 18/11Д с ООО "Технокорн" на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию средств диспетчеризации лифтового оборудования и сигналов дистанционного снятия показаний электросчетчиков,
- - от 11.12.2012 N 49/12М на выполнение работ по монтажу устройств считывания параметров электрических счетчиков, работ по обеспечению устройством санкционированного доступа в кабину лифта с подключением системы видеонаблюдения в жилом доме;
- - от 26.11.2008 N 5/09-1с ООО "ЭСТУ" на услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических сетей и электрооборудования, являющихся объектами общего имущества многоквартирных домов;
- - от 14.12.2010 N 11/608-8487-10 с ОАО "Леноблгаз" (филиал "Тосномежрайгаз") на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в многоквартирных жилых домах;
- - от 21.09.2012 N 28/5/9, от 29.10.2012 N 31/5/10, от 05.08.2013 N 15/5/8, от 26.08.2013 N 18/5/8 с ЗАО "Экономика технологий" на выполнение работ по ремонту межпанельных стыков, по устройству мелких покрытий (мини-козырьков) над лоджиями пятого этажа, работы по шпатлевке поверхности фасадов в многоквартирных жилых домах.
На основании статьи 149 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передачи имущественных прав.
Согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, в том числе, операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от освобождения операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации. Заявление об отказе от льготы, установленной статьей 149 НК РФ, Предприятием в инспекцию не подавалось.
В ходе проверки установлено, что Предприятие предоставляло коммунальные услуги населению силами подрядных организаций. Оказанные подрядными организациями услуги стороны оформляли соответствующими актами. Оплату услуг подрядных организаций Предприятие осуществляло на основании выставленных ими счетов-фактур с выделенными в них суммами НДС.
Стоимость вышеуказанных услуг налогоплательщик в полном объеме отражал на счете 60.8 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно от иных операций осуществленных с поставщиками и подрядчиками, за исключением услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые также используются Предприятием для необлагаемых операций.
Списание затрат по вышеуказанным договорам в отчетном периоде осуществлялось Предприятием по счету 90.2.2. "Себестоимость, не облагаемая НДС", т.е. затраты по вышеуказанным договорам налогоплательщик относил полностью к не облагаемой НДС деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с утвержденной Учетной политикой Предприятия и нормами пункта 2 и пункта 4 статьи 170 НК РФ предъявленный продавцами НДС по товарам (работам, услугам), используемым непосредственно для необлагаемых операций подлежит учету в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.
При этом в силу абзаца 2 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав таким налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ
В нарушение Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, Предприятие регистрировало в книге покупок все поступившие счета-фактуры на полную стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) по облагаемой и не облагаемой НДС деятельности, за исключением счетов-фактур, выставленных подрядными организациями по оказанным работам (услугам) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Сумму НДС в доле не облагаемых работ, услуг, рассчитанную исходя из пропорции, Предприятие вручную отражало в книге покупок одной суммой, которая была исключена из общей суммы НДС отраженного в книге покупок.
Таким образом, установить к каким конкретно счетам-фактурам применялась пропорция и в какой доле, по каким счетам-фактурам суммы "входного" НДС Предприятием исключены из состава вычетов по данным книг покупок не представляется возможным.
Проверкой установлено, что стоимость коммунальных услуг, оказанных Предприятием населению силами привлеченных по вышеуказанным договорам Подрядных организаций, выставлялась в адрес налогоплательщика отдельными счетами-фактурами или выделялась отдельными суммами в выставленных счетах-фактурах, что обеспечивает возможность ведения Предприятием раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций. Следовательно, стоимость коммунальных услуг оказанных Подрядными организациями населению в рамках вышеуказанных договоров является прямыми затратами Предприятия, относящимися к не облагаемой НДС деятельности. Применяемая налогоплательщиком методика налогового учета позволяла Предприятию распределять "входной" НДС на облагаемые и необлагаемые налогом операции, а именно, исчислять НДС по прямым затратам, не относящимся к налоговым вычетам, а подлежащем согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ включению в расходы, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль организации. Однако, налогоплательщик НДС по данным операциям в расходы не включил, а необоснованно отнес к налоговым вычетам.
Налоговым органом из состава вычетов исключены суммы "входного" НДС только по расходам прямо и непосредственно относящимся к виду деятельности, освобожденному от обложения НДС (тарифы без НДС) по счетам-фактурам, выставленным подрядными организациями.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции налогоплательщик неправомерно поставил право на применение налоговых вычетов по НДС в зависимость от реализации в соответствующих налоговых периодах услуг (работ), оказанных подрядными организациями, его конечным потребителям - жильцам обслуживаемых управляющей организации жилых домов, то есть предъявленных к оплате по утвержденным тарифам.
Налогоплательщик необоснованно полагает, что имеет право на налоговые вычеты по НДС, так как взимание оплаты с населения в соответствии с утвержденными тарифами не всегда покрывает действительные расходы Предприятия. А поскольку не вся сумма приобретенных у подрядчиков работ предъявляется населению, то в части данной суммы НДС, по мнению Заявителя, льгота в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ применяться не может. Вышеуказанная позиция налогоплательщика судом правомерно не принята, как не основанная на каких-либо положениях главы 21 НК РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 170 НК РФ налог, уплаченный налогоплательщиком поставщикам услуг, должен быть учтен в составе расходов при уплате налога на прибыль.
При несоблюдении Предприятием уведомительного характера отказа от освобождения от налогообложения согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ, налоговые вычеты по НДС в сумме 20 075 626 рублей (20 402 427,49 - 326 801,54) в отношении льготируемых операций заявлены Предприятием неправомерно, что привело к неполной уплате НДС за 2012 - 2013 годы в сумме 10 245 903 рублей.
Данный вывод соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 29.09.2014 N 305-КГ14-1990, и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, указанной в Постановлении от 02.12.2013 по делу N А56-9578/2013.
Однако, налогоплательщик считает, что налоговый орган был обязан сделать перерасчет налоговых обязательств по налогу на прибыль за проверяемый период и указал на это в своей апелляционной жалобе.
При проведении выездной проверки налоговый орган не имеет права корректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения, так как нормами о выездных проверках это не предусмотрено. По результатам выездной налоговой проверки МП "Жилищное хозяйство" МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" налог на прибыль не доначислялся, следовательно, корректировать расходную часть по налогу на прибыль инспекция была не обязана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Заявлять расходы по налогу на прибыль - это право налогоплательщиков. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на доначисленные налоги, также вправе только организация, представив уточненную декларацию.
Не включение налоговым органом в расходы при исчислении налоговой базы для расчета налога на прибыль суммы доначисленного налога на добавленную стоимость не лишает права налогоплательщика на подачу уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль в порядке статьи 81 НК РФ.
Из вышеизложенного следует, что налогоплательщик необоснованно предъявил в качестве налоговых вычетов по НДС за 2012, 2013 гг. суммы налога в размере 10 245 903 руб.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2016 по делу N А56-90047/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2016 N 13АП-11718/2016 ПО ДЕЛУ N А56-90047/2015
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N 13АП-11718/2016
Дело N А56-90047/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Алексеева С.Ю. - доверенность от 11.01.2016 N 5 Соболева Т.А. - доверенность от 22.01.2016 N 25 Гогина Т.В. - доверенность от 11.01.2016 N 22
от ответчика (должника): Занько Ю.М. - доверенность от 12.01.2016 N 04-26/00110 Гаврилова Н.В. - доверенность от 19.01.2016 N 03-08/00279 Романова Н.Л. - доверенность от 12.01.2016 N 03-09/0058
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11718/2016) Муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2016 по делу N А56-90047/2015 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению Муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Киришскому району Ленинградской области
об оспаривании решения N 09-09/740 от 15.09.2015
установил:
Муниципальное предприятие "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" (ОГРН 1024701482321, место нахождения: 187110, Ленинградская область, г. Кириши, ул. Пионерская, д. 3, лит. А; далее - налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Киришскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 09-09/740 от 15.09.2015 в части доначисления НДС в сумме 10245903 руб., начисления пеней в сумме 2 139420 руб., штрафа в сумме 480794 руб.
Решением суда от 04.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Киришскому району Ленинградской области в период с 24.02.2015 по 29.07.2015 проведена выездная налоговая проверка в отношении Муниципального предприятия "Жилищное хозяйство" муниципального образования "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов (кроме НДФЛ) за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 и НДФЛ за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт N 09-09/1078 от 31.07.2015.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик, пользуясь льготой, установленной подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, заявил налоговые вычеты по НДС в отношении льготируемых операций в нарушение пункта 2 статьи 171 НК РФ.
Согласно позиции инспекции, изложенной в оспариваемом решении, предприятием нарушены пункт 2 статьи 171 НК РФ, поскольку суммы НДС в оспариваемой части необоснованно предъявлены к налоговому вычету по операциям, не создающим объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 170 НК РФ налог, уплаченный налогоплательщиком поставщикам услуг, должен быть учтен в составе расходов при уплате налога на прибыль.
15.09.2015 Инспекцией принято решение N 09-09/740 о доначислении предприятию налога на добавленную стоимость за 2012 - 2013 годы в сумме 10 245903 руб., ему начислены пени по НДС в сумме 2 139420 руб. и НДФЛ в сумме 22415 руб., предприятие привлечено к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ в виде штрафа по НДС в размере 480794 руб. и по статье 123 НК РФ в виде штрафа по НДФЛ в размере 22415 руб.
Решением Управления ФНС России по Ленинградской области N 16-21-27/13619 от 12.11.2015 решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Предприятие не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции сделал вывод, что при несоблюдении Предприятием уведомительного характера отказа от освобождения от налогообложения согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ, налоговые вычеты по НДС в сумме 20 075 626 рублей (20 402 427,49 - 326 801,54) в отношении льготируемых операций заявлены Предприятием неправомерно, что привело к неполной уплате НДС за 2012 - 2013 годы в сумме 10 245 903 рублей. Предприятием нарушен пункт 2 статьи 171 НК РФ, поскольку суммы НДС в оспариваемой части необоснованно предъявлены к налоговому вычету по операциям, не создающим объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Апелляционный суд отмечает следующее.
В проверяемом периоде МП "Жилищное хозяйство" МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" осуществляло виды деятельности, как облагаемые, так и не облагаемые НДС.
Инспекция посчитала необоснованными налоговые вычеты по НДС по операциям Предприятия при реализации следующих договоров:
- - от 01.11.2010 N 16/74-10, заключенному с ООО "Вокфорс" на оказание услуг по санитарной уборке и содержанию общего имущества и территории, закрепленной за многоквартирными домами г. Кириши;
- - от 01.01.2012 N 140/12, от 01.01.2013 N 038/13, заключенных с ООО "Лель-Эко" на размещение ТПБО 4-5 классов опасности, в том числе прием и размещение на полигоне отходов от населения г. Кириши;
- - от 04.12.2012 N 33, заключенному с ООО "ОТИС-Лифт" на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации;
- - от 01.01.2009 N 86803с ООО "РКС-Энерго" на оказание услуг по снабжению электрической энергией (мощностью) потребителей;
- - от 01.01.2011 N 18/11Д с ООО "Технокорн" на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию средств диспетчеризации лифтового оборудования и сигналов дистанционного снятия показаний электросчетчиков,
- - от 11.12.2012 N 49/12М на выполнение работ по монтажу устройств считывания параметров электрических счетчиков, работ по обеспечению устройством санкционированного доступа в кабину лифта с подключением системы видеонаблюдения в жилом доме;
- - от 26.11.2008 N 5/09-1с ООО "ЭСТУ" на услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрических сетей и электрооборудования, являющихся объектами общего имущества многоквартирных домов;
- - от 14.12.2010 N 11/608-8487-10 с ОАО "Леноблгаз" (филиал "Тосномежрайгаз") на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) в многоквартирных жилых домах;
- - от 21.09.2012 N 28/5/9, от 29.10.2012 N 31/5/10, от 05.08.2013 N 15/5/8, от 26.08.2013 N 18/5/8 с ЗАО "Экономика технологий" на выполнение работ по ремонту межпанельных стыков, по устройству мелких покрытий (мини-козырьков) над лоджиями пятого этажа, работы по шпатлевке поверхности фасадов в многоквартирных жилых домах.
На основании статьи 149 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, передачи имущественных прав.
Согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, в том числе, операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от освобождения операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации. Заявление об отказе от льготы, установленной статьей 149 НК РФ, Предприятием в инспекцию не подавалось.
В ходе проверки установлено, что Предприятие предоставляло коммунальные услуги населению силами подрядных организаций. Оказанные подрядными организациями услуги стороны оформляли соответствующими актами. Оплату услуг подрядных организаций Предприятие осуществляло на основании выставленных ими счетов-фактур с выделенными в них суммами НДС.
Стоимость вышеуказанных услуг налогоплательщик в полном объеме отражал на счете 60.8 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно от иных операций осуществленных с поставщиками и подрядчиками, за исключением услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые также используются Предприятием для необлагаемых операций.
Списание затрат по вышеуказанным договорам в отчетном периоде осуществлялось Предприятием по счету 90.2.2. "Себестоимость, не облагаемая НДС", т.е. затраты по вышеуказанным договорам налогоплательщик относил полностью к не облагаемой НДС деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с утвержденной Учетной политикой Предприятия и нормами пункта 2 и пункта 4 статьи 170 НК РФ предъявленный продавцами НДС по товарам (работам, услугам), используемым непосредственно для необлагаемых операций подлежит учету в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.
При этом в силу абзаца 2 пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав таким налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ
В нарушение Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, Предприятие регистрировало в книге покупок все поступившие счета-фактуры на полную стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) по облагаемой и не облагаемой НДС деятельности, за исключением счетов-фактур, выставленных подрядными организациями по оказанным работам (услугам) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Сумму НДС в доле не облагаемых работ, услуг, рассчитанную исходя из пропорции, Предприятие вручную отражало в книге покупок одной суммой, которая была исключена из общей суммы НДС отраженного в книге покупок.
Таким образом, установить к каким конкретно счетам-фактурам применялась пропорция и в какой доле, по каким счетам-фактурам суммы "входного" НДС Предприятием исключены из состава вычетов по данным книг покупок не представляется возможным.
Проверкой установлено, что стоимость коммунальных услуг, оказанных Предприятием населению силами привлеченных по вышеуказанным договорам Подрядных организаций, выставлялась в адрес налогоплательщика отдельными счетами-фактурами или выделялась отдельными суммами в выставленных счетах-фактурах, что обеспечивает возможность ведения Предприятием раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций. Следовательно, стоимость коммунальных услуг оказанных Подрядными организациями населению в рамках вышеуказанных договоров является прямыми затратами Предприятия, относящимися к не облагаемой НДС деятельности. Применяемая налогоплательщиком методика налогового учета позволяла Предприятию распределять "входной" НДС на облагаемые и необлагаемые налогом операции, а именно, исчислять НДС по прямым затратам, не относящимся к налоговым вычетам, а подлежащем согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ включению в расходы, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль организации. Однако, налогоплательщик НДС по данным операциям в расходы не включил, а необоснованно отнес к налоговым вычетам.
Налоговым органом из состава вычетов исключены суммы "входного" НДС только по расходам прямо и непосредственно относящимся к виду деятельности, освобожденному от обложения НДС (тарифы без НДС) по счетам-фактурам, выставленным подрядными организациями.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции налогоплательщик неправомерно поставил право на применение налоговых вычетов по НДС в зависимость от реализации в соответствующих налоговых периодах услуг (работ), оказанных подрядными организациями, его конечным потребителям - жильцам обслуживаемых управляющей организации жилых домов, то есть предъявленных к оплате по утвержденным тарифам.
Налогоплательщик необоснованно полагает, что имеет право на налоговые вычеты по НДС, так как взимание оплаты с населения в соответствии с утвержденными тарифами не всегда покрывает действительные расходы Предприятия. А поскольку не вся сумма приобретенных у подрядчиков работ предъявляется населению, то в части данной суммы НДС, по мнению Заявителя, льгота в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ применяться не может. Вышеуказанная позиция налогоплательщика судом правомерно не принята, как не основанная на каких-либо положениях главы 21 НК РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 170 НК РФ налог, уплаченный налогоплательщиком поставщикам услуг, должен быть учтен в составе расходов при уплате налога на прибыль.
При несоблюдении Предприятием уведомительного характера отказа от освобождения от налогообложения согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ, налоговые вычеты по НДС в сумме 20 075 626 рублей (20 402 427,49 - 326 801,54) в отношении льготируемых операций заявлены Предприятием неправомерно, что привело к неполной уплате НДС за 2012 - 2013 годы в сумме 10 245 903 рублей.
Данный вывод соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 29.09.2014 N 305-КГ14-1990, и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, указанной в Постановлении от 02.12.2013 по делу N А56-9578/2013.
Однако, налогоплательщик считает, что налоговый орган был обязан сделать перерасчет налоговых обязательств по налогу на прибыль за проверяемый период и указал на это в своей апелляционной жалобе.
При проведении выездной проверки налоговый орган не имеет права корректировать налоговые обязательства в сторону уменьшения, так как нормами о выездных проверках это не предусмотрено. По результатам выездной налоговой проверки МП "Жилищное хозяйство" МО "Киришское городское поселение Киришского муниципального района" налог на прибыль не доначислялся, следовательно, корректировать расходную часть по налогу на прибыль инспекция была не обязана.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Заявлять расходы по налогу на прибыль - это право налогоплательщиков. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на доначисленные налоги, также вправе только организация, представив уточненную декларацию.
Не включение налоговым органом в расходы при исчислении налоговой базы для расчета налога на прибыль суммы доначисленного налога на добавленную стоимость не лишает права налогоплательщика на подачу уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль в порядке статьи 81 НК РФ.
Из вышеизложенного следует, что налогоплательщик необоснованно предъявил в качестве налоговых вычетов по НДС за 2012, 2013 гг. суммы налога в размере 10 245 903 руб.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2016 по делу N А56-90047/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
М.В.БУДЫЛЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)