Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" (ИНН 6647004846, ОГРН 1106647000019)
к Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области (ИНН 6680000013, ОГРН 1116632003102)
о признании недействительным решения N 10-13/50 от 30.12.2015 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
от заинтересованного лица - Асташина С.А., представитель по доверенности N 21 от 25.04.2016, удостоверение.
Мосякина Т.Н., представитель по доверенности N 2 от 11.01.2016, удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области об отмене решения N 10-13/50 от 30.12.2015 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, считает решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка МУП "Газовое хозяйство" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов, в т.ч. налога на доходы физических лиц с 05.12.2013 по 30.09.2015.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 24 ноября 2015 года N 10-13/39
30.12.2015 Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области вынесено решение о привлечении МУП "Газовое хозяйство" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10-13/50.
Данным решением МУП "Газовое хозяйство" привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 262273,94 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области 10.03.2016 N 156/16 Решение Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области оставлено без изменений.
МУП "Газовое хозяйство", не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области N 10-13/50 от 30.12.2015 в части привлечения к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Оспаривая решение налогового органа в названной части, заявитель указывает, что в решении задолженность по НДФЛ указана в размере 999859,92 руб., тогда как размер штрафа определен с иной суммы, не указанной в акте и решении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном названным Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации (пункт 5 той же статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Из статьи 226 НК РФ также следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из содержания и смысла указанных правовых норм, следует, что обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ обусловлена фактом выплаты доходов налогоплательщику и возможностью его удержания из выплачиваемых сумм.
Предприятием как налоговым агентом в проверяемый период не своевременно перечислялся в установленный НК РФ срок налог на доходы физических лиц, удержанный у налогоплательщиков.
Указанные обстоятельства установлены в ходе налоговой проверки и не опровергаются налоговым агентом.
Положениями ст. 123 НК РФ (в редакции ФЗ N 229-ФЗ от 27.07.2010) предусмотрено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В данной редакции ст. 123 Кодекса (в редакции Закона N 229-ФЗ) дополнительно установлено, что ответственность применяется за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Следовательно, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение санкции по статье 123 Кодекса.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ налоговым агентом МУП "Газовое хозяйство" перечисления НДФЛ в бюджетную систему РФ за проверяемый период производились не в полном объеме и не своевременно.
За проверяемый период исчислено и удержано НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы 2 933 273,44 руб., в том числе:
2013 г. - 327 701,00 руб.,
2014 г. - 1 535 768,00 руб.,
2015 г. - 1 069 804,44 руб.
За проверяемый период перечислено НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы 1 936 122,52 руб. в том числе:
2013 г. - 312 693,00 руб.,
2014 г. - 889 396,77 руб.,
2015 г. - 734 032,75 руб.
В нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ сумма неправомерно не перечисленного налога на доходы физических лиц с фактически выплаченной заработной платы по состоянию на 30.09.2015 г. (день начала проведения выездной налоговой проверки) составила 997 150,92 руб. за 2013 г. - 2015 г., в том числе:
2013 г. - 15 008,00 руб.,
2014 г. - 646 371,23 руб.,
2015 г. - 335 771,69 руб.
Также в ходе проверки установлено, что заявителем НДФЛ в размере 2622739,40 рублей перечислялся с нарушением установленного срока.
К акту проверки был приложен расчет пеней, в которых указаны установленные даты (срок перечисления НДФЛ, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ), суммы перечисленного в бюджет налога, и по какому сроку НДФЛ был перечислен несвоевременно.
Указанное приложение получено 27.11.2015 представителем МУП "Газовое хозяйство" одновременно с актом от 24.11.2015 N 10-13/39 (Приложение N 3 - расчет пени по НДФЛ).
На указанных основаниях и был основан расчет штрафных санкций по оспариваемому решению от 30.12.2015 N 10-13/50.
Таким образом факт несвоевременного перечисления удержанного заявителем НДФЛ в размере 2622739,40 руб. за проверяемый период подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ является правомерным именно с суммы несвоевременно перечисленной в бюджет.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ).
Таким образом, МУП "Газовое хозяйство" подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ в виде штрафа.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ. силу п. 1 ст. 112 НК РФ судом в качестве смягчающих ответственность могут быть признаны иные, кроме перечисленных в указанном пункте, обстоятельства.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление ВАС РФ от 01.02.2002 N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление ВАС РФ от 06.03.2001 N 8337/00).
Уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд как правоприменитель вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе РФ.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая статус предприятия, его вид деятельности, признание нарушения, сложное финансовое положение общества, сопоставив соразмерность исчисленного штрафа с тяжестью совершенного правонарушения, а также отсутствие в материалах дела доказательств повторности совершения МУП "Газовое хозяйство" аналогичного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ), суд считает возможным снизить размер налоговой санкции до 52454 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области N 10-13/50 от 30.12.2015 в части привлечения МУП "Газовое хозяйство" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, превышающего 52454 руб., как не соответствующее налоговому законодательству.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ N 26 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" 2400 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.06.2016 ПО ДЕЛУ N А60-15004/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. по делу N А60-15004/2016
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Кропачевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" (ИНН 6647004846, ОГРН 1106647000019)
к Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области (ИНН 6680000013, ОГРН 1116632003102)
о признании недействительным решения N 10-13/50 от 30.12.2015 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
от заинтересованного лица - Асташина С.А., представитель по доверенности N 21 от 25.04.2016, удостоверение.
Мосякина Т.Н., представитель по доверенности N 2 от 11.01.2016, удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области об отмене решения N 10-13/50 от 30.12.2015 в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, считает решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка МУП "Газовое хозяйство" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов, в т.ч. налога на доходы физических лиц с 05.12.2013 по 30.09.2015.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 24 ноября 2015 года N 10-13/39
30.12.2015 Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области вынесено решение о привлечении МУП "Газовое хозяйство" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 10-13/50.
Данным решением МУП "Газовое хозяйство" привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 262273,94 руб.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области 10.03.2016 N 156/16 Решение Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области оставлено без изменений.
МУП "Газовое хозяйство", не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области N 10-13/50 от 30.12.2015 в части привлечения к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Оспаривая решение налогового органа в названной части, заявитель указывает, что в решении задолженность по НДФЛ указана в размере 999859,92 руб., тогда как размер штрафа определен с иной суммы, не указанной в акте и решении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ).
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном названным Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации (пункт 5 той же статьи 24 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Из статьи 226 НК РФ также следует, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Из содержания и смысла указанных правовых норм, следует, что обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ обусловлена фактом выплаты доходов налогоплательщику и возможностью его удержания из выплачиваемых сумм.
Предприятием как налоговым агентом в проверяемый период не своевременно перечислялся в установленный НК РФ срок налог на доходы физических лиц, удержанный у налогоплательщиков.
Указанные обстоятельства установлены в ходе налоговой проверки и не опровергаются налоговым агентом.
Положениями ст. 123 НК РФ (в редакции ФЗ N 229-ФЗ от 27.07.2010) предусмотрено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В данной редакции ст. 123 Кодекса (в редакции Закона N 229-ФЗ) дополнительно установлено, что ответственность применяется за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Следовательно, несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанных сумм НДФЛ (вне зависимости от факта их последующего внесения в бюджет) влечет за собой применение санкции по статье 123 Кодекса.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ налоговым агентом МУП "Газовое хозяйство" перечисления НДФЛ в бюджетную систему РФ за проверяемый период производились не в полном объеме и не своевременно.
За проверяемый период исчислено и удержано НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы 2 933 273,44 руб., в том числе:
2013 г. - 327 701,00 руб.,
2014 г. - 1 535 768,00 руб.,
2015 г. - 1 069 804,44 руб.
За проверяемый период перечислено НДФЛ с фактически выплаченной заработной платы 1 936 122,52 руб. в том числе:
2013 г. - 312 693,00 руб.,
2014 г. - 889 396,77 руб.,
2015 г. - 734 032,75 руб.
В нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ сумма неправомерно не перечисленного налога на доходы физических лиц с фактически выплаченной заработной платы по состоянию на 30.09.2015 г. (день начала проведения выездной налоговой проверки) составила 997 150,92 руб. за 2013 г. - 2015 г., в том числе:
2013 г. - 15 008,00 руб.,
2014 г. - 646 371,23 руб.,
2015 г. - 335 771,69 руб.
Также в ходе проверки установлено, что заявителем НДФЛ в размере 2622739,40 рублей перечислялся с нарушением установленного срока.
К акту проверки был приложен расчет пеней, в которых указаны установленные даты (срок перечисления НДФЛ, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ), суммы перечисленного в бюджет налога, и по какому сроку НДФЛ был перечислен несвоевременно.
Указанное приложение получено 27.11.2015 представителем МУП "Газовое хозяйство" одновременно с актом от 24.11.2015 N 10-13/39 (Приложение N 3 - расчет пени по НДФЛ).
На указанных основаниях и был основан расчет штрафных санкций по оспариваемому решению от 30.12.2015 N 10-13/50.
Таким образом факт несвоевременного перечисления удержанного заявителем НДФЛ в размере 2622739,40 руб. за проверяемый период подтвержден материалами дела и не опровергнут заявителем, в связи с чем привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ является правомерным именно с суммы несвоевременно перечисленной в бюджет.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (в редакции Федеральных законов от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ).
Таким образом, МУП "Газовое хозяйство" подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ в виде штрафа.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ. силу п. 1 ст. 112 НК РФ судом в качестве смягчающих ответственность могут быть признаны иные, кроме перечисленных в указанном пункте, обстоятельства.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Поскольку обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или государственным органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения, то установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или налогового органа, рассматривающего дело. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что для удовлетворения судом требования налогового органа представляется недостаточной только констатация самого факта правонарушения без учета личности налогоплательщика и иных обстоятельств (Постановление ВАС РФ от 01.02.2002 N 6106/01), суд обязан учитывать смягчающие ответственность обстоятельства (Постановление ВАС РФ от 06.03.2001 N 8337/00).
Уменьшение штрафа допускается по усмотрению суда, рассматривающего дело, и в том случае, если смягчающие обстоятельства не были учтены (установлены) государственным органом при вынесении решения по итогам проверки, при этом суд как правоприменитель вправе признать и иные смягчающие обстоятельства, не перечисленные в Налоговом кодексе РФ.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные суду доказательства, в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая статус предприятия, его вид деятельности, признание нарушения, сложное финансовое положение общества, сопоставив соразмерность исчисленного штрафа с тяжестью совершенного правонарушения, а также отсутствие в материалах дела доказательств повторности совершения МУП "Газовое хозяйство" аналогичного правонарушения (п. 3 ст. 112 НК РФ), суд считает возможным снизить размер налоговой санкции до 52454 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 26 по Свердловской области N 10-13/50 от 30.12.2015 в части привлечения МУП "Газовое хозяйство" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, превышающего 52454 руб., как не соответствующее налоговому законодательству.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ N 26 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" 2400 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА
Н.Н.ПРИСУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)