Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 N 09АП-36000/2016 ПО ДЕЛУ N А40-122387/15

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. N 09АП-36000/2016

Дело N А40-122387/15

резолютивная часть постановления от 29.08.2016
постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016
по делу N А40-122387/15, принятое судьей Филиной Е.Ю.
по заявлению ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" (127644, Москва, ул. Вагоноремонтная, дом 10А)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (115191, Москва, ул. Большая Тульская, дом 15)
третьи лица - ЗАО "Стройподряд" (127644, Москва, ул. Вагоноремонтная, дом 10А, стр. 6); Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, дом 20)
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект;
- при участии:
- от заявителя - Архипова О.В. по доверенности от 23.08.2016;
- от заинтересованного лица - Крылова Г.Г. по доверенности от 11.01.2016;
- от третьего лица - от ЗАО "Стройподряд" - Архипова О.В. по доверенности от 01.02.2016; от Департамента - Осипова А.И. по доверенности от 24.12.2015;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016 признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 22.05.2015 N 77/022/013/2015-520 об отказе в государственной регистрации права собственности ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, улица Вагоноремонтная, дом 10 а и на Управление возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" на объект недвижимого имущества - железнодорожный путь не общего пользования, расположенный по адресу: Москва, улица Вагоноремонтная, дом 10а.
В качестве третьих лиц, в деле участвуют ЗАО "Стройподряд" и Департамент городского имущества г. Москвы.
Управление Росреестра, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.04.2015 ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - железнодорожный путь не общего пользования (протяженность 3.300 м, 1980 года создания), расположенный по адресу: Москва, улица Вагоноремонтная, дом 10А, кадастровый номер 77:09:0002001:1395, представлены передаточный акт от 31.05.2008, составленный на основании ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение единственного акционера общества от 28.04.2008, договор о присоединении б/н от 28.04.2008 в связи с реорганизацией в форме присоединения ОАО "ЛКСМК" одновременно с ЗАО "Автотранспортное предприятие Бекерон" к ЗАО "Домостроительный комбинат N 7", с приложением N 1, содержащим перечень передаваемого по акту имущества, а также иные документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности.
23.04.2015 Управление Росреестра по г. Москве уведомлением N 77/022/013/2015-520 приостановлена государственная регистрация права собственности на спорный объект недвижимого имущества до 22.05.2015, в связи с направлением запроса в адрес Комитета государственного строительного надзора г. Москвы о наличии сведений о вводе спорного объекта в эксплуатацию. Кроме того, регистрирующим органом указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих отведение земельного участка в период строительства и надлежащим образом заверенной копии передаточного акта от 31.05.2008.
18.05.2015 заявителем представлены нотариально заверенная копия передаточного акта, пояснительная записка и сопроводительное письмо.
22.05.2015 Управлением Росреестра по г. Москве принято решение N 77/022/013/2015-520 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, улица Вагоноремонтная, дом 10А, по основаниям, предусмотренным абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа в государственной регистрации права.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 Закона о регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с нормами абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В обоснование отказа в государственной регистрации права собственности Управлением указано, что разрешение на ввод спорного объекта недвижимости в эксплуатацию уполномоченным органом не выдавалось, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0002001:42, 77:09:0002001:45, 77:09:0002001:55, 77:09:0002001:46 не предполагает строительство объектов недвижимости и документы, подтверждающие отведение земельного участка на период строительства (1980 год) на государственную регистрацию не представлены. Кроме того, в ЕГРП отсутствует информация о праве собственности ЗАО "Автотранспортное предприятие Бекерон" и ОАО "ЛКСМК" на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на названный объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0002001:1395 в Управление указанные лица не обращались. Также регистрирующим органом указано, что представленный на государственную регистрацию передаточный акт не содержит индивидуализирующие характеристики вышеуказанного объекта недвижимого имущества, в связи с чем идентифицировать объект не представляется возможным.
Из материалов дела следует, что согласно договору о присоединении ЗАО "Автотранспортное предприятие Бекерон" и ОАО "Лианозовский комбинат строительных материалов и конструкций" к ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" от 28.04.2008 стороны договора осуществляют реорганизацию путем присоединения ЗАО "Автотранспортное предприятие Бекерон" и ОАО "ЛКСМК" к ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" с переходом всех прав и обязанностей от присоединяемых обществ к обществу, к которому осуществляется присоединение (ЗАО "Домостроительный комбинат N 7"), в соответствии с передаточными актами, являющимися неотъемлемой частью договора. Указанный договор о присоединении утвержден решениями единственного акционера ЗАО "Домостроительный комбинат N 7" от 20.05.2008, единственного акционера ЗАО "Автотранспортное предприятие Бекерон" от 28.04.2008, а также единственного акционера ОАО "ЛКСМК" от 28.04.2008.
31.05.2008 между сторонами договора о присоединении составлен и подписан передаточный акт, к которому оформлено приложение N 1 - список основных средств, находящихся на балансе с указанием начисленного износа по состоянию на 31.05.2008, согласно которому ОАО "ЛКСМК" передало, а ЗАО "ДСК N 7" приняло основные средства по остаточной стоимости на общую сумму 60.296.514, 07 руб. В приложении N 1 поименованы ж/д пути 700 м (инв. N 00000349) и 2 600 м (инв. N 00000350).
Решением единственного акционера ОАО "ЛКСМК" от 01.07.2008 утвержден передаточный акт.
Заявитель обратился в регистрирующий орган за государственной регистрацией права на объект недвижимого имущества, принадлежащий реорганизованному (путем присоединения к заявителю) лицу.
Пунктом 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
09.10.2008 МИФНС России N 46 по г. Москве внесена запись о реорганизации ЗАО "ДСК N 7" в форме присоединения. В результате реорганизации к ЗАО "ДСК N 7" присоединились 2 организации - ОАО "Лианозовский комбинат строительных материалов и конструкций" и ЗАО "Автотранспортное предприятие Бекерон".
ЗАО "ДСК N 7" на основании ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации стало универсальным правопреемником по всему имуществу, правам и обязательствам общества.
Согласно передаточного акта, утвержденного решением единственного акционера ОАО "ЛКСМК" от 01.07.2008 к ЗАО "ДСК N 7" в порядке правопреемства перешел железнодорожный путь необщего пользования, состоящий из двух путей 700 м и 2 600 м - общей протяженностью 3 300 м. Содержание передаточного акта позволяет однозначно определить передаваемое имущество.
Кроме того, заявителем на государственную регистрацию дополнительно представлен передаточный акт с пояснительной запиской, в которой указано на каких конкретно станциях находится передача железнодорожного пути и все акты Департамента городского и муниципального имущества г. Москвы.
25.03.2015 железнодорожный путь поставлен на кадастровый учет, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что довод регистрирующего органа о невозможности идентифицировать объект согласно передаточному акту, является необоснованным.
Ранее данный железнодорожный путь согласно распоряжению Департамента государственного и муниципального имущества от 22.01.2001 N 237-р внесен в уставный капитал вновь созданного ОАО "ЛКСМК" на базе ГУП "Бекерон", что подтверждается актом приема-передачи.
ОАО "ЛКСМК" создано на основании постановления Правительства г. Москвы от 29.02.2000, железнодорожный путь включен в состав имущества, подлежащего передаче в уставный капитал общества и передан по акту приема-передачи, далее после проведенной реорганизации все права и обязанности перешли к ЗАО "ДСК N 7".
Таким образом, правоустанавливающими документами для регистрации права собственности заявителя на спорный объект являются помимо передаточного акта от 31.05.2008, также распоряжение Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 22.01.2001 N 237-р о передаче спорного объекта в уставный капитал правопредшественника заявителя.
Таким образом, необоснованными являются требования регистрирующего органа о необходимости представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также документа на отведение земельного участка на период строительства железнодорожного пути (1980 года), поскольку объект не является вновь созданным, а перешел заявителю в порядке правопреемства.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, то есть носит заявительный (добровольный) характер, в связи с чем, отсутствие в ЕГРП информации о праве собственности правопредшественников заявителя на спорный объект также не может являться основанием для отказа в регистрации права собственности.
Заявителем представлены все документы, отражающие информацию, необходимую для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2016 по делу N А40-122387/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Ж.В.ПОТАШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)