Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.08.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-798/2016

Требование: Об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец является собственником нежилого помещения, постановлением утверждена кадастровая стоимость нежилого помещения, по мнению истца, кадастровая стоимость помещения существенно превышает размер его рыночной стоимости, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество организаций, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу N 3а-798/16


Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-798/16 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТК Нева" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ТК Нева" (далее - ООО "ТК Нева") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, уточнив исковые требования, просило установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года, в размере 28 980 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, и плательщиком налога на имущество организаций. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710 в размере 47 858 882,08 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость помещения существенно превышает размер его рыночной стоимости. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "ТК Нева" генеральный директор Б., представитель по доверенности Г. административные исковые требования поддержали полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, полагали, что рыночная стоимость спорного нежилого помещения, определенная в заключении судебной оценочной экспертизы, является завышенной.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Л. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически пытается изменить размер налоговых платежей.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "ТК Нева" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что ООО "ТК Нева" является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 ноября 2012 года серии 77-АО N 793269.
Спорное нежилое помещение находится по указанному адресу в здании с кадастровым номером 77:05:0001012:1143.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Таким образом, датой установления стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 декабря 2015 года, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, кадастровая стоимость данного помещения утверждена в размере 47 858 882,08 рублей.
По информации, предоставленной по запросу суда филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, сведения о спорном помещении, принадлежащем ООО "ТК Нева", внесены в государственный кадастр недвижимости 17 февраля 2014 года на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровая стоимость помещения в размере 47 858 882,08 рублей, применяемая с 01 января 2015 года, определена в соответствии с п. 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений, расположенных в здании с кадастровым номером 77:05:0001012:1143. Сведения о кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710 были внесены государственный кадастр недвижимости 17 февраля 2014 года.
Следовательно, кадастровая стоимость спорного помещения была определена в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем, административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость нежилого помещения значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций.
ООО "ТК Нева" в силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащее ему помещение является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "ТК Нева" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, суд находит необоснованными, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Суд находит, что обращение ООО "ТК Нева" в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилого помещения ООО "ТК Нева" представило отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения N Д02015А-158 от 04 декабря 2015 года, подготовленный ООО "Новые Горизонты", в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, по состоянию на 17 февраля 2014 г. определена в размере 28 980 000 рублей.
На указанный отчет административным истцом представлено положительное экспертное заключение от 17 декабря 2015 г. N 2648, составленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческое партнерство "Деловой Союз Оценщиков".
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения и 18 декабря 2015 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 12 января 2016 года ООО "ТК Нева" было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости, в том числе по мотиву несоответствия представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности,
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 09 июня 2016 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 20 июля 2016 года представленный административным истцом отчет об оценке N ДО2015А-158 от 04 декабря 2015 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Эксперт А., проводивший экспертизу, указал, что в отчете об оценке не соблюдены требования федеральных стандартов оценки, предъявляемые к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки; оценщиком допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки; факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, определены неправильно; информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной и проверяемой.
По результатам проведенных исследований эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, по состоянию на 17 февраля 2014 года составляет 42 833 000 рублей.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт А. предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, достаточный стаж экспертной работы.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость спорного объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертизы основано на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объекта оценки. Экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 17 февраля 2014 года.
Суд находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими собранными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, на наличие таких недостатков экспертного заключения стороны не ссылались.
Поскольку противоречия в выводах экспертов или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять экспертному заключению не имеется.
При отсутствии доказательств сами по себе утверждения представителей административного истца о том, что выводы судебной оценочной экспертизы в части определения величины рыночной стоимости объекта оценки являются необоснованными, не ставят под сомнение результаты экспертизы.
Таким образом, результаты отчета об оценке N Д02015А-158 от 04 декабря 2015 года, на которые ссылается административный истец в обоснование требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости и определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года, полностью опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорного нежилого помещения, сторонами суду не представлено.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным частично удовлетворить административное исковое заявление ООО "ТК Нева", установив кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года в размере 42 833 000 рублей.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку ООО "ТК Нева" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного нежилого здания обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москва, 18 декабря 2015 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ТК Нева" об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 17 февраля 2014 года в размере 42 833 000 (сорок два миллиона восемьсот тридцать три тысячи) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710, общей площадью 1 105,3 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью "ТК Нева" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0001012:7710 является - 18 декабря 2015 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья
Московского городского суда
С.И.КОЛОСОВА

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2016 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)