Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2016 ПО ДЕЛУ N А43-6847/2015

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу N А43-6847/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.01.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кузнецова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ИНН 5200000102, ОГРН 1025203724171), г. Нижний Новгород
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2015 по делу N А43-6847/2015, принятое судьей Садовской Г.А.,
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" о признании незаконным и отмене постановления Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2015 N С59-7-2-5/8880.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" - Ковалев Д.И., по доверенности от 26.12.2015 N 315 сроком действия до 31.12.2016.
Центральный банк Российской Федерации - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Общество с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 43920), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Управлением службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту - Управление) на основании обращения общества с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" проведена проверка соблюдения публичным акционерным обществом "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее по тексту - Общество) требований, предусмотренных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее по тексту - Положение о раскрытии информации).
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 25.02.2015 N С59-7-2-5/6415 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, должностное лицо Управления вынесло постановление от 11.03.2015 N С59-7-2-5/8880 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 12.11.2015 сумма штрафа уменьшена до 350 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как считает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
Центральный банк Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "МИРИАД РУС" отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило, в судебное заседание представителя не направило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (часть 26 названной статьи).
Во исполнение данной нормы приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 N 11-46/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о раскрытии информации ежеквартальный отчет подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым полноту и достоверность всей информации, содержащейся в ежеквартальном отчете. Ежеквартальный отчет может быть подписан иными лицами, в том числе консультантами эмитента, аудитором, оценщиком, подтверждающими достоверность информации в указанной ими части ежеквартального отчета.
Пунктом 5.7 Положения о раскрытии информации установлено, что ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению N 3 к Положению о раскрытии.
В соответствии с пунктом 5.10 Положения о раскрытии информации ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено приложением N 3 к Положению о раскрытии.
В силу пункта 5.12 Положения о раскрытии информации в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.
Императивные требования к содержанию ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг установлены разделом "Б" приложения N 3 к Положению о раскрытии информации.
Согласно пункту 1.15 Положения о раскрытии в случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о раскрытии и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением о раскрытии, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Разделом "Б" приложения N 3 к Положению о раскрытии информации установлено следующее:
- - в пункте 1.3 ежеквартального отчета эмитента "Сведения об аудиторе (аудиторах) эмитента", в том числе, описывается порядок определения размера вознаграждения аудитора, указывается фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору по итогам последнего завершенного финансового года, за который аудитором проводилась независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента;
- - в пункте 2.4.2 ежеквартального отчета "Страновые и региональные риски" описываются, в том числе, предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения ситуации в стране (странах) и регионе на его деятельность, риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками в стране (странах) и регионе, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, а также риски, связанные с географическими особенностями страны (стран) и региона, в которых эмитент зарегистрирован в качестве налогоплательщика и/или осуществляет основную деятельность, в том числе повышенная опасность стихийных бедствий, возможное прекращение транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью и т.п.;
- - в пункте 5.1 ежеквартального отчета "Сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента" указываются, в том числе, сведения о наличии кодекса корпоративного поведения (управления) эмитента либо иного аналогичного документа;
- - в пункте 5.3 ежеквартального отчета "Сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления эмитента" по каждому из органов управления эмитента описываются с указанием размера все виды вознаграждения, включая заработную плату членов органов управления эмитента, являющихся (являвшихся) работниками эмитента, в том числе работающих (работавших) по совместительству), премии, комиссионные, льготы и/или компенсации расходов, вознаграждения, отдельно выплачиваемые за участие в работе соответствующего органа управления, а также иные виды вознаграждения, которые были выплачены эмитентом в течение соответствующего периода, а также сведения о существующих соглашениях относительно таких выплат в текущем финансовом году.
Указанные сведения не могут являться предметом соглашения о конфиденциальной информации, препятствующего их раскрытию в ежеквартальном отчете, за исключением информации о размере вознаграждения физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управления эмитента.
В ежеквартальном отчете за первый квартал информация в пункте 5.3 раскрывается за последний завершенный календарный год, предшествующий первому кварталу, и за первый квартал.
Как усматривается из оспариваемого постановления, Обществу вменяется нарушение требований статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а именно: Общество в размещенном ежеквартальном отчете за 1 квартал 2014 года не раскрыло информацию в полном объеме.
Разделом "Б" приложения N 3 к Положению о раскрытии установлено, что в пункте 6.2 ежеквартального отчета "Сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, а также сведения о контролирующих таких участников (акционеров) лицах, а в случае отсутствия таких лиц - об их участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами их обыкновенных акций" указывается соответствующая информация, которая известна или должна быть известна эмитенту на дату окончания соответствующего отчетного периода.
Если в состав акционеров эмитента входят лица, владеющие не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента, то по каждому из таких лиц указываются:
- - полное и сокращенное фирменные наименования, место нахождения, ИНН (если применимо), ОГРН (если применимо) юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица;
- - размер доли акционера эмитента в уставном капитале эмитента, а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента;
- - сведения о контролирующих таких акционеров лицах, а в случае отсутствия таких лиц - об их участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами их обыкновенных акций.
По каждому из лиц, контролирующих акционера эмитента, владеющего не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, а в случае отсутствия таких лиц - по каждому из лиц, владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) такого акционера эмитента или не менее чем 20 процентами его обыкновенных акций, указываются полное и сокращенное фирменные наименования, место нахождения, ИНН (если применимо), ОГРН (если применимо) юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица.
По каждому из лиц, контролирующих акционера эмитента, владеющего не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, дополнительно указываются:
- - вид контроля, под которым находится акционер эмитента по отношению к контролирующему его лицу (прямой контроль, косвенный контроль);
- - основание, в силу которого лицо, контролирующее участника (акционера) эмитента, осуществляет такой контроль (участие в юридическом лице, являющемся акционером эмитента, заключение договора простого товарищества, заключение договора поручения, заключение акционерного соглашения, заключение иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) юридического лица, являющегося акционером эмитента);
- - признак осуществления лицом, контролирующим акционера эмитента, такого контроля (право распоряжаться более 50 процентами голосов в высшем органе управления юридического лица, являющегося участником (акционером) эмитента; право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган юридического лица, являющегося участником (акционером) эмитента; право назначать (избирать) более 50 процентов состава коллегиального органа управления юридического лица, являющегося участником (акционером) эмитента);
- - в случае косвенного контроля - последовательно все подконтрольные лицу, контролирующему акционера эмитента, организации (цепочка организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем лица, контролирующего акционера эмитента), через которых лицо, контролирующее акционера эмитента, осуществляет косвенный контроль. При этом по каждой такой организации указываются полное и сокращенное фирменные наименования, место нахождения, ИНН (если применимо), ОГРН (если применимо);
- - иные сведения, указываемые эмитентом по собственному усмотрению.
В случае отсутствия лиц, контролирующих акционера эмитента, владеющего не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, указывается на это обстоятельство.
По каждому из лиц, владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами обыкновенных акций акционера эмитента, который владеет не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, дополнительно указываются:
- - размер доли такого лица в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) акционера эмитента, а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций акционера эмитента;
- - размер доли такого лица в уставном капитале эмитента, а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента;
- - иные сведения, указываемые эмитентом по собственному усмотрению.
В случае отсутствия лиц, владеющих не менее чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20 процентами обыкновенных акций акционера эмитента, который владеет не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента или не менее чем 5 процентами его обыкновенных акций, указывается на это обстоятельство.
В случае если акции эмитента, составляющие не менее чем 5 процентов уставного капитала или не менее чем 5 процентов обыкновенных акций, зарегистрированы в реестре акционеров эмитента на имя номинального держателя, указывается на это обстоятельство. По каждому из таких номинальных держателей указываются:
- - полное и сокращенное фирменные наименования, место нахождения, ИНН, ОГРН номинального держателя;
- - контактный телефон и факс, адрес электронной почты;
- - номер, дата выдачи и срок действия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, наименование органа, выдавшего такую лицензию;
- - количество обыкновенных и привилегированных акций эмитента, зарегистрированных в реестре акционеров эмитента на имя номинального держателя.
В нарушение требований пунктов 1.15, 5.7 Положения о раскрытии информации в пункте 6.2 ежеквартального отчета Общества за 1 квартал 2014 года отсутствуют сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Устюггаз" (ОГРН 1023502690111) - владельце 3 752 137 голосующих акций Общества (13,5%), открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" (ОГРН 1047855099170) - владельце 13 740 700 голосующих акций Общества (49,46%), открытого акционерного общества "ГАЗПРОМ" (ОГРН 1027700070518) - владельце 7 093 400 голосующих акций Общества (25,54%). Указанная информация была известна Обществу по состоянию на дату окончания 1 квартала 2014 года (31.03.2014), в том числе из уведомления ОАО "Газпром" от 17.06.2013 N 01/05-4693 о праве распоряжаться определенным количеством голосов эмитента, списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составленного по состоянию на 20.08.2013.
Из содержания приведенных норм следует, что в пункте 6.2 ежеквартального отчета Общества должна раскрываться информация именно об акционерах эмитента, владеющих не менее чем 5 процентами его уставного капитала или не менее чем 5 процентами обыкновенных акций эмитента. При этом если указанные акции зарегистрированы в реестре акционеров эмитента на имя номинального держателя, данное обстоятельство указывается дополнительно.
В соответствии со статьей 8.3 Закона о РЦБ номинальный держатель ценных бумаг - депозитарий, на лицевом счете (счете депо) которого учитываются права на ценные бумаги, принадлежащие иным лицам.
Как следует из Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.1997 N 36, депозитарий обязан предпринимать все действия, необходимые для надлежащего осуществления владельцами ценных бумаг прав по принадлежащим им ценным бумагам, в том числе, передавать эмитенту или регистратору информацию от клиентов (раздел 8).
Таким образом, при подготовке ежеквартального отчета за 1 квартал 2014 года Общество не было лишено возможности обратиться к номинальным держателям с запросом о предоставлении сведений о лицах, права на акции которых учитываются на лицевом счете депозитариев, обосновав необходимость получения подобной информации целями обеспечения реализации акционерами Общества права на доступ к достоверной информации об эмитенте.
Раскрытие указанной выше информации в другом пункте ежеквартального отчета не может свидетельствовать об отсутствии в деянии Общества состава административного правонарушения, выразившегося в неполном раскрытии информации в данном пункте ежеквартального отчета.
Отсутствие возможности для ввода указанных сведений при использовании программного средства "Программа-анкета ФСФР для ежеквартального отчета эмитента" также не может свидетельствовать об отсутствии в деянии Общества состава административного правонарушения в связи со следующим.
Согласно пункту 5.11 Положения о раскрытии информации ежеквартальные отчеты эмитентов, кроме эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, в регистрирующий орган не представляются.
В соответствии с пунктом 1.17 Положения о раскрытии информации в случаях, когда в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электронном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, которые утверждены приказом ФСФР от 18.06.2009 N 09-23/пз-н (далее по тексту - Требования).
Пункт 3.2 названных Требований действительно содержит положение, что для заполнения электронного документа, являющегося ежеквартальным отчетом эмитента эмиссионных ценных бумаг, должен использоваться программный продукт ФСФР России ("Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России"), распространяемый без взимания платы через сайт ФСФР России в сети Интернет по адресу http://www.ffms.ru/.
Однако в силу пункта 1.1 Требований настоящие Требования устанавливаются к формату представляемой на электронном носителе информации, поступающей от эмитентов эмиссионных ценных бумаг в соответствии с Положением о раскрытии информации.
Совокупный анализ изложенных норм позволяет прийти к выводу, что в настоящий момент у эмитентов отсутствует обязанность использовать названный выше программный продукт, поскольку отсутствует обязанность представлять ежеквартальные отчеты в регистрирующий орган на бумажном и электронном носителях.
Таким образом, использование данного программного средства является правом Общества, однако любые используемые организациями программные продукты должны быть настроены таким образом, чтобы они позволяли обеспечить исполнение требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации.
Факт нарушения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия общедоступной информации на рынке ценных бумаг подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, вредных последствий, суд первой инстанции обоснованно уменьшил сумму административного штрафа по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 350 000 рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции не нашел исключительности в характере совершенного административного правонарушения в силу следующего.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.11.2015 по делу N А43-6847/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
В.И.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)