Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец ссылается на то, что является собственником земельных участков. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает его права как плательщика земельного налога, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-804/17 по административному исковому заявлению акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" о признании незаконными уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу заявления,
установил:
Акционерное общество "Конструкторское бюро машиностроения" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просит признать незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по адресу: <...> по состоянию на 1 января 2014 г., и уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-378/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по адресу: <...> по состоянию на 12 марта 2015 года. Возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявления от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков.
В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001019:9373 и 77:04:0001019:9374 по адресу: <...>.
На основании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере 143 007 993,36 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по состоянию на 12 марта 2015 года установлена в размере 835 336 944,34 руб.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права Общества как плательщика земельного налога, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, 30 декабря 2016 года он обратился с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Уведомлениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 в принятии к рассмотрению заявлений АО "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отказано в связи с пропуском срока на их подачу.
Административный истец считает незаконным указанный отказ Комиссии в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, оформленный в виде уведомлений от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017.
Полагает, что имеет право на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года, так как эта кадастровая стоимость является актуальной для административного истца в целях исчисления подлежащего уплате за 2016 год земельного налога.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г., названное постановление применяется только с 1 января 2017 г.
Представитель административного истца Б. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Ш. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001019:9373 и 77:04:0001019:9374 по адресу: <...>, что подтверждается нотариально удостоверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права от 13 декабря 2013 года (л.д. 18, 24).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 338 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом в отношении указанных выше земельных участков постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждена кадастровая стоимость, определенная для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по состоянию на 01 января 2014 года в размере 143 007 993,36 руб. и для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по состоянию на 12 марта 2015 года в размере 835 336 944,34 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д. 21, 27).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" как плательщика земельного налога, а административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г., названное постановление применяется с 1 января 2017 г.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в ЕГРН 19 декабря 2016 года (л.д. 22, 28).
Таким образом, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001019:9373, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г., применяемая с 1 января 2017 г., в размере 146 750 032,80 руб., о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001019:9374, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г., применяемая с 1 января 2017 г., в размере 874 365 249,20 руб.
30 декабря 2016 года АО "Конструкторское бюро машиностроения" обратилось с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве (л.д. 17, 23).
К заявлениям приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, в том числе кадастровые справки, правоустанавливающие документы на земельные участки, отчеты N 421-ЗУ/М/2016 от 29.12.2016 г. и N 422-ЗУ/М/2016 от 29.12.2016 г. об определении рыночной стоимости земельных участков на актуальные даты.
Однако уведомлениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 АО "Конструкторское бюро машиностроения" было отказано в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву пропуска срока, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оценивая доводы административного истца о незаконности указанных уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В отношении спорных земельных участков на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года. Указанное постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП действует с 1 января 2015 г. Последующим постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., которые вступили в силу с 1 января 2017 г., а постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП признано утратившим силу.
Таким образом, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП результаты определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков действовали в период с 1 января 2015 г. и 12 марта 2015 года соответственно по 31 декабря 2016 г. Следовательно, заявления о пересмотре их кадастровой стоимости подлежали подаче в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве до 31 декабря 2016 г. Административный истец 30 декабря 2016 года обратился в комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года.
Положения абзацев 1 и 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кроме того, положениями абзацев 3 и 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ закреплено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу статьи 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для земельного налога признается календарный год.
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что АО "Конструкторское бюро машиностроения" вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года, ставшей архивной, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности общества, и если не истек пятилетний срок, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию в 2016 году, административный истец имел право на пересмотр кадастровой стоимости, ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" будут применяться с 1 января 2016 года, то есть с даты, по состоянию на которую определяется налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов, исчисляемая из утвержденной по состоянию на 1 января 2014 года и 12 марта 2015 года их кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости земельных участков являются актуальными для АО "Конструкторское бюро машиностроения".
Из уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 усматривается, что административный истец предоставил в комиссию весь пакет необходимых документов, предусмотренных статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административный истец вправе был обратиться в 2016 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 - по состоянию на 01 января 2014 года и с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 - по состоянию на 12 марта 2015 года. При таких обстоятельствах отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявлений АО "Конструкторское бюро машиностроения", оформленный в виде "уведомлений" от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017, не соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в сфере экономических отношений, лишает его возможности пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков, исходя из их рыночной стоимости, и возлагает на общество обязанность уплачивать земельный налог за 2016 г., исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, суд считает законными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования АО "Конструкторское бюро машиностроения" о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявлений общества о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001019:9373 и 77:04:0001019:9374 по адресу: <...>.
Ввиду того, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявления "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 в принятии к рассмотрению заявления акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по адресу: <...> по состоянию на 1 января 2014 г.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по адресу: <...> по состоянию на 1 января 2014 г. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-378/2017 в принятии к рассмотрению заявления акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по адресу: <...> по состоянию на 12 марта 2015 года.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по адресу: <...> по состоянию на 12 марта 2015 г. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 01.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-804/2017
Требование: О признании незаконными уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу заявления.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец ссылается на то, что является собственником земельных участков. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает его права как плательщика земельного налога, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N 3а-804/17
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-804/17 по административному исковому заявлению акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" о признании незаконными уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу заявления,
установил:
Акционерное общество "Конструкторское бюро машиностроения" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просит признать незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по адресу: <...> по состоянию на 1 января 2014 г., и уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-378/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по адресу: <...> по состоянию на 12 марта 2015 года. Возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявления от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков.
В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001019:9373 и 77:04:0001019:9374 по адресу: <...>.
На основании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере 143 007 993,36 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по состоянию на 12 марта 2015 года установлена в размере 835 336 944,34 руб.
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права Общества как плательщика земельного налога, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной в установленном порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
Воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, 30 декабря 2016 года он обратился с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Уведомлениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 в принятии к рассмотрению заявлений АО "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков было отказано в связи с пропуском срока на их подачу.
Административный истец считает незаконным указанный отказ Комиссии в принятии заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, оформленный в виде уведомлений от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017.
Полагает, что имеет право на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года, так как эта кадастровая стоимость является актуальной для административного истца в целях исчисления подлежащего уплате за 2016 год земельного налога.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г., названное постановление применяется только с 1 января 2017 г.
Представитель административного истца Б. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Ш. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001019:9373 и 77:04:0001019:9374 по адресу: <...>, что подтверждается нотариально удостоверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права от 13 декабря 2013 года (л.д. 18, 24).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 338 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом в отношении указанных выше земельных участков постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждена кадастровая стоимость, определенная для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по состоянию на 01 января 2014 года в размере 143 007 993,36 руб. и для земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по состоянию на 12 марта 2015 года в размере 835 336 944,34 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д. 21, 27).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" как плательщика земельного налога, а административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г., названное постановление применяется с 1 января 2017 г.
Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков были внесены в ЕГРН 19 декабря 2016 года (л.д. 22, 28).
Таким образом, в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001019:9373, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г., применяемая с 1 января 2017 г., в размере 146 750 032,80 руб., о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001019:9374, в отношении которого установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г., применяемая с 1 января 2017 г., в размере 874 365 249,20 руб.
30 декабря 2016 года АО "Конструкторское бюро машиностроения" обратилось с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве (л.д. 17, 23).
К заявлениям приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, в том числе кадастровые справки, правоустанавливающие документы на земельные участки, отчеты N 421-ЗУ/М/2016 от 29.12.2016 г. и N 422-ЗУ/М/2016 от 29.12.2016 г. об определении рыночной стоимости земельных участков на актуальные даты.
Однако уведомлениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 АО "Конструкторское бюро машиностроения" было отказано в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по мотиву пропуска срока, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оценивая доводы административного истца о незаконности указанных уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В отношении спорных земельных участков на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года. Указанное постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП действует с 1 января 2015 г. Последующим постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., которые вступили в силу с 1 января 2017 г., а постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП признано утратившим силу.
Таким образом, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП результаты определения кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков действовали в период с 1 января 2015 г. и 12 марта 2015 года соответственно по 31 декабря 2016 г. Следовательно, заявления о пересмотре их кадастровой стоимости подлежали подаче в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве до 31 декабря 2016 г. Административный истец 30 декабря 2016 года обратился в комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года.
Положения абзацев 1 и 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривают право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кроме того, положениями абзацев 3 и 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ закреплено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу статьи 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для земельного налога признается календарный год.
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что АО "Конструкторское бюро машиностроения" вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года, ставшей архивной, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности общества, и если не истек пятилетний срок, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию в 2016 году, административный истец имел право на пересмотр кадастровой стоимости, ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" будут применяться с 1 января 2016 года, то есть с даты, по состоянию на которую определяется налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов, исчисляемая из утвержденной по состоянию на 1 января 2014 года и 12 марта 2015 года их кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости земельных участков являются актуальными для АО "Конструкторское бюро машиностроения".
Из уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017 усматривается, что административный истец предоставил в комиссию весь пакет необходимых документов, предусмотренных статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что административный истец вправе был обратиться в 2016 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 - по состоянию на 01 января 2014 года и с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 - по состоянию на 12 марта 2015 года. При таких обстоятельствах отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявлений АО "Конструкторское бюро машиностроения", оформленный в виде "уведомлений" от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 и N 51-378/2017, не соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в сфере экономических отношений, лишает его возможности пересмотреть кадастровую стоимость земельных участков, исходя из их рыночной стоимости, и возлагает на общество обязанность уплачивать земельный налог за 2016 г., исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, суд считает законными и подлежащими удовлетворению административные исковые требования АО "Конструкторское бюро машиностроения" о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в принятии к рассмотрению заявлений общества о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0001019:9373 и 77:04:0001019:9374 по адресу: <...>.
Ввиду того, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявления "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 г. и 12 марта 2015 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-377/2017 в принятии к рассмотрению заявления акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по адресу: <...> по состоянию на 1 января 2014 г.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9373 по адресу: <...> по состоянию на 1 января 2014 г. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 16 января 2017 г. за N 51-378/2017 в принятии к рассмотрению заявления акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по адресу: <...> по состоянию на 12 марта 2015 года.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление акционерного общества "Конструкторское бюро машиностроения" от 30 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001019:9374 по адресу: <...> по состоянию на 12 марта 2015 г. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Ж.А.СИБУЛ
Московского городского суда
Ж.А.СИБУЛ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)