Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей Поташовой Ж.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сплинтер сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-34769/17, принятое судьей Л.А. Шевелевой (115-291),
по заявлению ООО "Сплинтер сервис"
к ИФНС N 2 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
- от заявителя: Макаров Б.С. по дов. от 09.01.2017;
- от ответчика: Пак Е.Э. по дов. от 09.06.2017, Комарова Е.В. по дов. от 16.01.2017;
- установил:
ООО "Сплинтер сервис" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к о признании недействительным решения ИФНС N 2 по г. Москве (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 10.10.2016 N 40687 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 31.05.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Сплинтер сервис" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год в отношении Общества. По итогам проведенной проверки вынесено оспариваемое решение N 40687 от 10.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Сплинтер Сервис" доначислена сумма неуплаченного налога на имущество организаций в размере 444 988 р., начислены пени в размере 28 335.75 р., назначен штраф в сумме 88 996.80 р.
Налогоплательщик обжаловал решение в административном порядке. Решением УФНС России по г. Москве N 21-19/065962@ от 04.05.2017, решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Основанием для начисления Обществу недоимки по налогу на имущество организаций за 2015 год послужили следующие обстоятельства.
Организация на праве собственности владеет объектами недвижимого имущества - помещениями с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 общей площадью 169.7 кв. м и 77:01:0003044:4619 общей площадью 95.1 кв. м.
Оба помещения расположены по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1 расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001092:1054 общей площадью 2678,1 кв. м.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так согласно п. п. 2, 7 указанной статьи, налоговая база, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяется при соблюдении следующих условий:
а) субъектом Российской Федерации принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
б) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в установленный срок определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Объект недвижимости подлежит налогообложению налогом на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости лишь и исключительно при условии, что данный объект недвижимости в установленном порядке был включен в перечень, предусмотренный п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно постановлению Правительства г. Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечне объектов недвижимого имущества значится объект, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001092:1054.
Принадлежащие Обществу помещения с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 общей площадью 169.7 кв. м и 77:01:0003044:4619 общей площадью 95.1 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1 в указанном Перечне отсутствуют.
Спорные помещения, принадлежащие обществу на праве собственности, расположены в здании, поименованном в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (далее, кратко - Перечень), и, следовательно, подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ исходя из налоговой базы, определяемой как их кадастровая стоимость.
Как видно из спорного решения, на данном основании, инспекцией произведен расчет налога на имущество организаций за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости помещений, согласно данным, предоставленным Управлением Росреестра по Москве в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ.
Общество заявляет о своем несогласии с позицией инспекции и считает, что если кадастровая стоимость указанных помещений не поименована в постановлении Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", то стоимость спорных помещений должна быть рассчитана пропорционально площади, занимаемой в здании в соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ.
Однако, данный довод подлежит отклонению ввиду следующего.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Как следует из положений пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в Перечень.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (Закон N 64) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В целях реализации Закона N 64 и в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП на 2015 год определен Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В связи с чем, если здание включено в Перечень, то расположенные в нем помещения, принадлежащие Обществу, подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как их кадастровая стоимость в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ.
В Перечень под порядковым номером 570 включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:01:0001092:1054, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1.
Следовательно, спорные помещения, расположенные в данном здании, в 2015 году подлежат налогообложению исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением 688-ПП утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного здания в сумме 55 859 649 р.
При этом кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 и 77:01:0003044:4619 в постановлении 688-ПП не поименована.
При этом информация о кадастровой стоимости объекта, размещенная на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/), и информация, размещенная на странице "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online", не утверждена в установленном законами Российской Федерации порядке, в связи с чем является справочной, не имеет правового значения для целей исчисления налога на имущество организаций и применяться при определении налоговой базы по этому налогу не должна.
На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что положениями статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон N 135-ФЗ) установлено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик).
На основании статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ГКН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в ГКН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии указанной статьей.
Статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в ГКН, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, отнесены к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в ГКН внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, в соответствии с которым, кадастровая стоимость помещений в указанных случаях определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Согласно пункту 3.1 названного Порядка, кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений, которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (Постановление Пленума ВС РФ N 28) разъяснил, что кадастровая стоимость устанавливается, в том числе, для целей налогообложения и может быть определена в случаях, установленных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в порядке, установленном данным Постановлением.
На основании пунктов 4 и 11 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение ГКН и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в электронном виде сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Следовательно, для целей исчисления налога на имущество организаций принимается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, внесенная в ГКН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следует учитывать, что налоговые органы при администрировании налога на имущество организаций руководствуются информацией, содержащейся в ГКН, полученной в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ.
Так, согласно сведениям, полученным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 и 77:01:0003044:4619 определена в размере 36 339 611 р. и 20 364 744 р. соответственно, утверждена 18.12.2014 и внесена в ГКН по состоянию на 01.01.2015.
Данные сведения подтверждаются письмом Управления Росреестра по Москве от 22.09.2016 N 22600/2016.
На основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Следовательно, применение положений пункта 6 статьи 378.2 НК РФ в отношении помещений, кадастровая стоимость которых определена, не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами либо в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По вопросу методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация вправе обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то обстоятельство, что здание, в котором расположены принадлежащие обществу помещения, включены в Перечень, кадастровая стоимость спорных помещений определена и внесена в ГКН, суд первой инстанции обоснованно пришел к обоснованному выводу, что требование заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 10.10.2016 N 40687 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в процессе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что решение от 10.10.2016 N 40687, вынесенное заинтересованным лицом соответствует закону (или иному нормативному правовому акту), и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-34769/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2017 N 09АП-33658/2017 ПО ДЕЛУ N А40-34769/17
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2017 г. N 09АП-33658/2017
Дело N А40-34769/17
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.
судей Поташовой Ж.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Батаевым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сплинтер сервис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-34769/17, принятое судьей Л.А. Шевелевой (115-291),
по заявлению ООО "Сплинтер сервис"
к ИФНС N 2 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
- от заявителя: Макаров Б.С. по дов. от 09.01.2017;
- от ответчика: Пак Е.Э. по дов. от 09.06.2017, Комарова Е.В. по дов. от 16.01.2017;
- установил:
ООО "Сплинтер сервис" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к о признании недействительным решения ИФНС N 2 по г. Москве (заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 10.10.2016 N 40687 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 31.05.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Сплинтер сервис" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, не усматривает оснований для изменения (отмены) судебного акта, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год в отношении Общества. По итогам проведенной проверки вынесено оспариваемое решение N 40687 от 10.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ООО "Сплинтер Сервис" доначислена сумма неуплаченного налога на имущество организаций в размере 444 988 р., начислены пени в размере 28 335.75 р., назначен штраф в сумме 88 996.80 р.
Налогоплательщик обжаловал решение в административном порядке. Решением УФНС России по г. Москве N 21-19/065962@ от 04.05.2017, решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с позицией налогового органа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Основанием для начисления Обществу недоимки по налогу на имущество организаций за 2015 год послужили следующие обстоятельства.
Организация на праве собственности владеет объектами недвижимого имущества - помещениями с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 общей площадью 169.7 кв. м и 77:01:0003044:4619 общей площадью 95.1 кв. м.
Оба помещения расположены по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1 расположенных в здании с кадастровым номером 77:01:0001092:1054 общей площадью 2678,1 кв. м.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так согласно п. п. 2, 7 указанной статьи, налоговая база, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяется при соблюдении следующих условий:
а) субъектом Российской Федерации принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
б) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в установленный срок определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Объект недвижимости подлежит налогообложению налогом на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости лишь и исключительно при условии, что данный объект недвижимости в установленном порядке был включен в перечень, предусмотренный п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Согласно постановлению Правительства г. Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечне объектов недвижимого имущества значится объект, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0001092:1054.
Принадлежащие Обществу помещения с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 общей площадью 169.7 кв. м и 77:01:0003044:4619 общей площадью 95.1 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1 в указанном Перечне отсутствуют.
Спорные помещения, принадлежащие обществу на праве собственности, расположены в здании, поименованном в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (далее, кратко - Перечень), и, следовательно, подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ исходя из налоговой базы, определяемой как их кадастровая стоимость.
Как видно из спорного решения, на данном основании, инспекцией произведен расчет налога на имущество организаций за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости помещений, согласно данным, предоставленным Управлением Росреестра по Москве в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ.
Общество заявляет о своем несогласии с позицией инспекции и считает, что если кадастровая стоимость указанных помещений не поименована в постановлении Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", то стоимость спорных помещений должна быть рассчитана пропорционально площади, занимаемой в здании в соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ.
Однако, данный довод подлежит отклонению ввиду следующего.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Как следует из положений пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в Перечень.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (Закон N 64) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В целях реализации Закона N 64 и в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП на 2015 год определен Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В связи с чем, если здание включено в Перечень, то расположенные в нем помещения, принадлежащие Обществу, подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как их кадастровая стоимость в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ.
В Перечень под порядковым номером 570 включен объект недвижимого имущества - здание с кадастровым номером 77:01:0001092:1054, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 2/34, стр. 1.
Следовательно, спорные помещения, расположенные в данном здании, в 2015 году подлежат налогообложению исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением 688-ПП утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного здания в сумме 55 859 649 р.
При этом кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 и 77:01:0003044:4619 в постановлении 688-ПП не поименована.
При этом информация о кадастровой стоимости объекта, размещенная на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/), и информация, размещенная на странице "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online", не утверждена в установленном законами Российской Федерации порядке, в связи с чем является справочной, не имеет правового значения для целей исчисления налога на имущество организаций и применяться при определении налоговой базы по этому налогу не должна.
На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что положениями статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон N 135-ФЗ) установлено, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ (определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик).
На основании статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ГКН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в ГКН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии указанной статьей.
Статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в ГКН, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, отнесены к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2011 N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в ГКН внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, в соответствии с которым, кадастровая стоимость помещений в указанных случаях определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Согласно пункту 3.1 названного Порядка, кадастровая стоимость помещения в случае его образования, создания или изменения в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, кадастровая стоимость помещений, которых установлена, определяется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства на площадь помещения.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (Постановление Пленума ВС РФ N 28) разъяснил, что кадастровая стоимость устанавливается, в том числе, для целей налогообложения и может быть определена в случаях, установленных статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в порядке, установленном данным Постановлением.
На основании пунктов 4 и 11 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение ГКН и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в электронном виде сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Следовательно, для целей исчисления налога на имущество организаций принимается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, внесенная в ГКН по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следует учитывать, что налоговые органы при администрировании налога на имущество организаций руководствуются информацией, содержащейся в ГКН, полученной в рамках пункта 4 статьи 85 НК РФ.
Так, согласно сведениям, полученным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 77:01:0003044:4618 и 77:01:0003044:4619 определена в размере 36 339 611 р. и 20 364 744 р. соответственно, утверждена 18.12.2014 и внесена в ГКН по состоянию на 01.01.2015.
Данные сведения подтверждаются письмом Управления Росреестра по Москве от 22.09.2016 N 22600/2016.
На основании пункта 6 статьи 378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Следовательно, применение положений пункта 6 статьи 378.2 НК РФ в отношении помещений, кадастровая стоимость которых определена, не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами либо в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По вопросу методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация вправе обратиться в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то обстоятельство, что здание, в котором расположены принадлежащие обществу помещения, включены в Перечень, кадастровая стоимость спорных помещений определена и внесена в ГКН, суд первой инстанции обоснованно пришел к обоснованному выводу, что требование заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 10.10.2016 N 40687 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в процессе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что решение от 10.10.2016 N 40687, вынесенное заинтересованным лицом соответствует закону (или иному нормативному правовому акту), и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 по делу N А40-34769/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Л.А.МОСКВИНА
Ж.В.ПОТАШОВА
И.В.БЕКЕТОВА
Судьи
Л.А.МОСКВИНА
Ж.В.ПОТАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)