Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-11129/2017

Требование: Об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании предоставить участок в собственность.

Разделы:
Земельный налог; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Предоставление земли
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый участок не образован путем раздела земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. по делу N 33а-11129


Судья: Михайлова Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ровенко П.А. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе И. на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 7 сентября 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления И. о признании незаконным решения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) и возложении обязанности отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя И. П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Г., судебная коллегия

установила:

И. обратилась с административным исковым заявлением, указав, что письмом Департамента от 18 апреля 2017 года N 20/9592 ей отказано в предоставлении земельного участка N 377а с кадастровым номером ..., расположенного в с/т "Рассвет" в г. Артем Приморского края для ведения садоводства, представив совместно с обращением кадастровый паспорт земельного участка, план участка N, площадью 675 кв. м, сформированный в 1996 году, в связи с тем, что согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером ..., испрашиваемый земельный участок не образован путем раздела земельного участка, представленного товариществу. Полагает данный отказ незаконным, поскольку заявителем был представлен план участка о закреплении именно за ним испрашиваемого земельного участка за номером N, а также налоговые уведомления о начислении земельного налога на заявителя, как на землепользователя земельного участка N в с/т "Рассвет" (Урочище Соловей ключ) в г. Артем Приморского края. Также указывает, что согласно кадастровому паспорту и открытых данных ГКН, сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в ГКН 7 декабря 2005 года как сведения о ранее учтенном объекте: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества. Из представленного плана участка следует, что он спланирован путем образования из представленных земель с/т "Рассвет" для организации садоводческого товарищества. Просит признать незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, оформленное письмом от 18 апреля 2017 года N 20/9592, об отказе в предоставлении земельного участка N с кадастровым номером N, расположенного в с/т "Рассвет" в г. Артем Приморского края для ведения садоводства И., обязать административного ответчика предоставить в собственность И. испрашиваемый земельный участок.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявления настаивала по заявленным в ней требованиям.
Представитель административного ответчика иск не признала, представила отзыв на иск, указав, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих образование спорного земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
Пунктом 2.8 названной статьи установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Решением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 18 апреля 2017 года административному истцу отказано в оформлении прав на спорный земельный участок в связи с тем, что И. не представлен протокол общего собрания садового товарищества о распределении ей земельного участка и отсутствием сведений об образовании испрашиваемого земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного товариществу.
Признавая решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края законным, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровый паспорт не содержит сведений об образовании земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного с/т "Рассвет"; отсутствуют документ о распределении земельного участка с номером ... И.; план участка, содержащий сведения о его размере, не подписан уполномоченным лицом, не отражает сведений о его месторасположении; налоговые уведомления не относятся к документам, перечисленным в пункте 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Между тем, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Из материалов дела следует, что И. является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Рассвет", использует земельный участок N 377 "а" с 1993 года, что подтверждено заключением правления садоводческого товарищества от 19 августа 2016 года.
Согласно кадастровому паспорту от 25 августа 2016 года земельный участок с кадастровым номером ... в кадастровом квартале 26:27:010009 расположен по адресу: <адрес> площадью 675 кв. м, кадастровой стоимостью 195642 руб., граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения подготовлены по запросу 25-0-1-115/4001/2016-3002.
В случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы земельного участка, указываются слова "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства", тождественно положениям Закона о государственном кадастре недвижимости, предполагающего учет и тех участков, для которых в силу ранее действовавшего законодательства описание координат характерных точек их границ не являлось обязательным для постановки на государственный учет. При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства, которое требуется в соответствии с действующим в настоящее время земельным законодательством, не означает отсутствие такого земельного участка как объекта недвижимости, юридическим моментом возникновения которого является постановка его на кадастровый учет.
Следовательно, постановка объекта на кадастровый учет, в том числе осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" или в переходный период его применения, означает образование или создание объекта недвижимости.
Доказательств, опровергающих расположение спорного земельного участка за пределами границ выделенного земельного участка садоводческому товариществу, административным ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
По смыслу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также иные сведения о землепользователе.
И. является плательщиком земельного налога за пользование земельным участком N расположенного в садоводческом товариществе "Рассвет" в городе Артеме Соловей Ключ Приморского края.
Учитывая, что налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими ведение земельного кадастра, и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, а также органами муниципальных образований по формам, утверждаемым Минфином России, в этой связи органы муниципальных образований должны были обеспечить представление в налоговые органы всех имеющихся у них сведений по земельным участкам и их правообладателям, которые содержатся в принятых ими нормативно-правовых актах, а также правоустанавливающих документах, выданных до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23 марта 2006 года N 47н.
Таким образом, налоговые уведомления свидетельствуют о распределении земельного участка И., о чем сведения представлены садоводческим товариществом в орган муниципального образования, который в свою очередь обеспечил предоставление сведений по земельным участкам налоговый орган.
При указанных обстоятельствах департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края необоснованно отказано в рассмотрении заявления И. об оформлении прав на земельный участок, расположенный в садоводческом товариществе.
На основании статьи 178, части 8 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Требования административного истца, связанные с оспариванием решения об отказе в предоставлении земельного участка, вытекают из публичных правоотношений. Уполномоченный орган, решение которого оспаривается по настоящему административному делу, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.
Исходя из положений статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, требования истца о возложении на административного ответчика обязанности предоставить в собственность земельный участок не подлежат удовлетворению, поскольку суд не праве подменять компетенцию публичного органа. положительного разрешения ее заявления органом местного самоуправления и подменять установленную законом процедуру предоставления земельного участка.
Отменяя решение районного суда, судебная коллегия, принимая новое решение об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным оспариваемого решения ответчика, в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагает на департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обязанность рассмотреть заявление И. с соблюдением требований закона, в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 7 сентября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить, обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края повторно рассмотреть заявление И. о предоставлении земельного участка в течение 30 дней. В удовлетворении административного иска о возложении обязанности предоставить в собственность земельный участок И. отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)