Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 02АП-3304/2017 ПО ДЕЛУ N А82-12514/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. по делу N А82-12514/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2017 по делу N А82-12514/2016, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Вахрамеева Дмитрия Леонидовича (ИНН: 760307836681, ОГРН: 313760310100034)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о признании недействительным требования об уплате N 086S011600050346 от 12.04.2016 и о возврате излишне взысканных страховых взносов и пеней в сумме 96 358 рублей 98 копеек,

установил:

индивидуальный предприниматель Вахрамеев Дмитрий Леонидович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (далее - Управление, Пенсионный фонд) об обязании возвратить из бюджета излишне взысканную сумму 92 962 рубля 84 копейки, в том числе, 83 425 рублей 37 копеек страховых взносов и 9 537 рублей 47 копеек пеней, и о признании недействительным требования N 086S011600050346 от 12.04.2016 в соответствующей части.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2017 заявленные требования ИП Вахрамеева Д.Л. удовлетворены. Суд признал недействительным требование об уплате N 086S011600050346 от 12.04.2016 в части предложения уплатить задолженность за 2014 год в сумме 92 962 рублей 84 копеек, в том числе, 83 425 рублей 37 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 9 537 рублей 47 копеек пеней; обязал Пенсионный фонд возвратить ИП Вахрамееву Дмитрию Леонидовичу из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 92 962 рубля 84 копейки излишне взысканных страховых взносов и пеней за 2014 год, в том числе 83 425 рублей 37 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год и 9 537 рублей 47 копеек пеней.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявитель жалобы считает, что в целях определения размера страховых взносов, в отношении индивидуальных предпринимателей применяющих систему налогообложения УСНО, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода без учета расходов, предусмотренных статьей 346.16 НК РФ.
ИП Вахрамеев Д.Л. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Вахромеев Д.Л. представил в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год. В соответствии с представленной декларацией в 2014 году ИП Вахрамеевым Д.Л. был получен доход в сумме 9 035 437 рублей, расходы составили 8 422 416 рублей, налоговая база для исчисления налога составила 613 021 рубль (л.д. 65-67).
На основании сведений от налогового органа, Пенсионный фонд произвел проверку состояния расчетов ИП Вахрамеева Д.Л. за 2014 год, в результате которой была выявлена задолженность по уплате страховых взносов, исчисленных в размере 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период:
9 035 437 рублей - 300 000 рублей = 8 735 437 рублей (с этой суммы 1%) = 87 354,37 рублей из которых частично оплачено Предпринимателем 796,99 рублей. К уплате Пенсионным фондом были доначислены страховые взносы в сумме 86 557 рублей 38 копеек и пени в сумме 9 801 рубль 60 копеек (л.д. 35-36).
12.04.2016 Управлением в адрес ИП Вахрамеева Д.Л. выставлено требование N 086S011600050346 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 96 358 рублей 98 копеек со сроком исполнения до 04.05.2016 (л.д. 37).
В связи с неисполнением в установленный срок данного требования Пенсионный фонд принял решение от 15.06.2016 N 086S02160032194 о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (л.д. 41-42).
16.06.2016 страховые взносы за 2014 год в сумме 86 557 рублей 38 копеек и пени в сумме 9 801 рубль 60 копеек взысканы с расчетного счета ИП Вахрамеева Д.Л. (л.д. 44).
Предприниматель считает взыскание указанных сумм страховых взносов и пеней неправомерным, в связи с чем, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 227 НК РФ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, требования Предпринимателя признал обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
На основании пункта 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Согласно статье 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 названного Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 названного Кодекса.
В силу статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен в статье 346.16 названного Кодекса.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО за 2014 год, сумма дохода ИП Вахрамеева Д.Л. составила 9 035 437 рублей, расходы составили 8 422 416 рублей, налоговая база для исчисления налога составила 613 021 рубль. Данные сведения подтверждены налоговым органом (л.д. 65-67, 85).
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, страховые взносы должны быть исчислены с суммы 613 021 рубль.
Соответственно, начисление Пенсионным фондом страховых взносов в отношении доходов без учета произведенных расходов, является неправомерным, что, в свою очередь, свидетельствует о недействительности требования в части предложения уплатить задолженность за 2014 год в сумме 83 425 рублей 37 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 9 537 рублей 47 копеек пеней, а также неправомерном списании указанных сумм с расчетного счета Предпринимателя.
Ссылки заявителя жалобы на положения Закона N 212-ФЗ его позицию по жалобе не подтверждают, так как данным законом предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы, которая не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности, что фактически означает обязанность предпринимателей в любом случае уплачивать страховые взносы, но что, в свою очередь, не свидетельствует о праве Пенсионного фонда начислять страховые взносы без учета понесенных Предпринимателем расходов.
Довод Управления о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П не распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде УСНО, данное постановление касается плательщиков страховых взносов, применяющих общий режим налогообложения, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" применительно к положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статьи 227 НК РФ указал, что для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данная правовая позиция, исходя из экономического содержания понятия "доход", приемлема как для предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения и являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц, так и для предпринимателей, применяющих иные системы налогообложения.
В частности, согласно приведенному подходу для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Таким образом, выводы по вопросу толкования и применения действующего законодательства, изложенные в Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П, правомерно были учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.03.2017 по делу N А82-12514/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА

Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)