Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 06АП-5130/2017 ПО ДЕЛУ N А73-7188/2017

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 06АП-5130/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права": Абрамович К.Л. представитель по доверенности от 25.09.2017;
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю: Калашникова О.Н. представитель по доверенности от 21.11.2016 N 04-30/014193;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права"
на решение от 26.07.2017 по делу N А73-7188/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения от 23.01.2017 N 15-18/236
установил:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права" (ОГРН 1022701404868, ИНН 2725006638, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением с учетом принятого судом уточнения, о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция) от 23.01.2017 N 15-18/236 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013-2014 годы по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0011210:5, соответствующей суммы пени и штрафа по части 1 статьи 122 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2017 по делу N А73-7188/2017 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.07.2017 по делу N А73-7188/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель инспекции против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2017 по делу N А73-7188/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. На территории муниципального образования "Город Хабаровск" земельный налог введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 N 146 "О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденное решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571 с 01.01.2006.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется согласно земельному законодательству Российской Федерации. Налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника инспекции от 25.07.2016 N 16-18/68 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391, пункта 1 статьи 194, пункта 1 статьи 396 НК РФ учреждение в 2013-2014 годах при исчислении земельного налога неверно определило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:011210:0005, а также неверно применяло налоговую ставку в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:011210:0005 и 27:23:020313:0001. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 23.11.2016 N 15-18/20.
Инспекцией вынесено решение от 23.01.2017 N 15-18/236 о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 817 руб. с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 3 688 060 руб. с учетом начислений за 2013 год в сумме 2 793 899 руб., за 2014 год в сумме 2 246 945 руб., и излишне начисленного налога за 2015 года в сумме 1 352 784 руб., а также начислены пени в сумме 1 025 428 руб. Управлением ФНС России по Хабаровскому краю жалоба учреждения оставлена без удовлетворения, а решение инспекции без изменения.
Учреждение полагая, что решение инспекции не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд, который обоснованно отказал в удовлетворении требования учреждения.
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере 1 руб.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2011 N 275-пр "О внесении изменений в кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, изменены сведения о кадастровой стоимости земельного участка на 510 268 248 руб., которые в государственный кадастр недвижимости внесены не были.
Довод жалобы о признании кадастровой палатой наличии технической ошибки в кадастровой стоимости объекта недвижимости апелляционный суд не рассматривает как основание для неверного исчисления учреждением земельного налога, поскольку постановление Правительства Хабаровского края от 23.08.2011 N 275-пр о внесении изменений в кадастровую стоимость официально опубликовано в Собрании законодательства Хабаровского края 12.09.2011, подлежит применению с 01.01.2012 и исключает применение прежних результатов кадастровой оценки. Материалы дела подтверждают, что учреждение знало об этом нормативном акте.
Отклоняется довод жалобы учреждения о том, что при исчислении земельного налога учреждение правомерно исходило из данных управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, отраженных в кадастровых справках на начало 2013, 2014 годов. В соответствии со статьями 389, 390 НК РФ учреждение не усматривало основания для применения иной кадастровой стоимости.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03.02.2010 N 165-О, постановлении от 02.07.2013 N 17-П, определении от 29.10.2014 N 59-АПГ14-8, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
В связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Таким образом, исчисление земельного налога за 2013-2014 должно было производиться учреждением исходя из кадастровой стоимости в размере 510 268 248 руб. в соответствии с постановлением N 273-пр с учетом изменений, внесенных постановлением N 275-пр, вне зависимости от внесения, либо не внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. При наличии нормативного правового акта, утвердившего результаты кадастровой оценки, не освобождает учреждения от обязанности исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости в соответствии с этим нормативным правовым актом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, инспекция правомерно произвела доначисление учреждению суммы земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствующие налоговые периоды нормативным правовым актом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земель.
Спор относительно примененного налоговым органом размера ставки земельного налога между сторонами отсутствует, оснований для признания недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления земельного налога, а также соответствующей суммы пени, не имеется.
Учреждение на основании решения инспекции за неполную уплату земельного налога, привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 100 817 руб., сумма которого была снижена инспекцией в 10 раз в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Ссылка учреждения об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности в силу отсутствия вины, отклоняется апелляционной инстанцией, как не основанные на фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергали выводы суда первой инстанции. Ссылки заявителя жалобы на судебную практику в подтверждение своих доводов не могут быть приняты, так как судебные акты по указанным делам основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2017 по делу N А73-7188/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Хабаровский государственный университет экономики и права" (ОГРН 1022701404868, ИНН 2725006638) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 02.08.2017 N 765868 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.А.ШВЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)