Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, принятое по делу N А72-17497/2016 (судья Абрашин С.А.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458; ИНН 7303005240), г. Ульяновск
к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822; ИНН 7303006082), г. Ульяновск
третье лицо:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области,
о признании здания склада объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, об урегулировании разногласий по договору
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом уточнения) к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, в котором просит суд:
- - признать здание склада, находящееся на балансе УМУП "Ульяновскводоканал", назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровый номер 73:24:030501:176 объектом коммунального обслуживания;
- - "Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 года с 01.03.2015 года изложить в редакции Истца".
Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 на 2015 год (расчетная дата 01.03.2015)
Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, по делу N А72-17497/2016 исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" оставлены без удовлетворения.
Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 года с 01.03.2015 года изложен в редакции Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска:
Кроме того, с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская:
- - здание, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 372,1 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030501:175, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2013 серии 73 АА N 688958 (т. 1 л.д. 48);
- - здание, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030501:176, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2013 серии 73 АА N 692955 (т. 1 л.д. 49).
02.04.2013 Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации составило технический паспорт N 031603 на здания, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Октябрьская. Из данного технического паспорта усматривается, что здание с кадастровым номером: 73:24:030501:175, общей площадью 372,1 кв. м, поименовано как "здание канализационной насосной станции КНС N 1" (лит. А), а здание с кадастровым номером: 73:24:030501:176, общей площадью 65,3 кв. м, поименовано как "здание склада" (лит. Б).
Данные объекты (здание КНС N 1 и здание склада) находятся на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:030501:12, площадью 3695 кв. м, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, техническими и кадастровыми паспортами зданий (т. 1 л.д. 42,50-60,61,62).
Земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, равно как и расположенные на нем объекты недвижимости - здание КНС и здание склада, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию "город Ульяновск" (т. 1 л.д. 106-107).
Из материалов дела усматривается, что, на основании постановления Администрации города Ульяновска от 11.02.2014 N 525, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (правопредшественник истца) направил в адрес УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" проект договора аренды земельного участка N 24-3-719 от 14.07.2015, согласно которому Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (Арендодатель) предоставляет, а Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (Арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером: 73:24:030501:12 из земель населенных пунктов, площадью 3695 кв. м, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Октябрьская (далее - Участок), для использования: под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (Приложение 1) (п. 1.1 договора) (т. 1 л.д. 39-41).
Истец направил в адрес ответчика письмо N 887-11 от 04.04.2016 (т. 1 л.д. 78), в котором просил произвести перерасчет стоимости арендной платы земельных участков (в том числе по договору N 24-3-719 от 14.07.2015) и применить налоговую ставку земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости как к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса согласно п. 2.2 Решения Ульяновской Городской Думы N 135 от 13.07.2005. При этом, истец указал, что, поскольку на этом земельном участке УМУП "Ульяновскводоканал" осуществляет виды экономической деятельности, предназначенные только для размещения объектов, относящихся к водоснабжению или водоотведению, то ставка 1,5% неприменима.
Кроме того, истец в данном письме пояснил, что "...В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов" "Ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков согласно приведенной таблице...". Просили применить пункт 16 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - с поправочным коэффициентом 0,3".
Тем самым арендатор (истец по делу) выразил несогласие с Расчетом арендной платы, приведенным в Приложении N 3 к договору аренды N 24-3-719 от 14.07.2015.
Письмом от 25.04.2016 N 9132-10 ответчик не принял доводы истца, изложенные в письме N 887-11 от 04.04.2016 (т. 1 л.д. 79).
Поскольку разногласия, связанные с заключением договора, в добровольном порядке сторонами урегулированы не были, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 445, 446, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
Одним из требований истца является требование признать здание склада, находящееся на балансе УМУП "Ульяновскводоканал", назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровый номер 73:24:030501:176 объектом коммунального обслуживания (с учетом уточнения).
Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты в предпринимательской сфере зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение права, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.
При этом избранный лицом способ защиты должен порождать для лица, его избравшего, правовые последствия в виде восстановления нарушенного права.
В настоящем случае для урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора в процессе его заключения, законом предусмотрена возможность обращения сторон в суд за урегулированием таких разногласий.
Таким способом защиты истец воспользовался, предъявив к ответчику требование о принятии условий договора, изложенных в Приложении N 3 в предложенной им редакции.
При этом, суд первой инстанции верно указал, что само по себе признание здания склада объектом коммунального обслуживания не повлечет для истца правовых последствий в виде восстановления его права на заключение договора аренды на тех или иных условиях.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обратившись в суд с требованием о признании здания склада объектом коммунального обслуживания истец, избрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований истца о признании здания склада, находящегося на балансе УМУП "Ульянвоскводоканал", назначение: нежилое, 1- этажное, общей площадью 65,3 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровый номер 73:24:030501:176 объектом коммунального обслуживания правомерно отказано судом первой инстанции.
В свою очередь, при рассмотрении требования истца о принятии Приложения N 3 "Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 года" в редакции истца, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчиком были подготовлены "Расчеты арендной платы" в отношении четырех расчетных дат: - с 11.02.2014 по 24.07.2014 (т. 1 л.д. 44); - с 25.07.2014 по 31.12.2014 (т. 1 л.д. 45); - с 01.01.2015 по 28.02.2015 (т. 1 л.д. 46); - с 01.03.2015 (т. 1 л.д. 47).
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца, спорным между истцом и ответчиком является только один из "расчетов арендной платы", а именно с расчетной даты 01.03.2015.
Истец просил принять данный расчет в следующей редакции:
В свою очередь, ответчиком предложена следующая редакция "расчета арендной платы" с расчетной даты 01.03.2015:
В пункте 4.1 проекта договора аренды земельного участка N 24-3-719 от 14.07.2015 стороны предусмотрели, что срок аренды участка устанавливается с 11.02.2014 до 01.03.2063 г.
Поскольку стороны распространили действие договора на отношения, возникшие до заключения договора, суд верно посчитал необходимым утвердить редакцию Приложения N 3 к договору за период с 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов", ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков согласно приведенной таблице, за исключением случаев, установленных пунктами 3.3 - 3.5 настоящего Положения, и рассчитывается по формуле:
Р = СТзн х к, где:
- Р - арендная плата за использование земельных участков;
- к - поправочный коэффициент к ставке земельного налога в зависимости от случаев предоставления земельных участков;
- знСТ - ставка земельного налога, рассчитываемая по формуле:
знСТ = КС х %, где:
- КС - кадастровая стоимость земельного участка;
- % - процент от кадастровой стоимости, установленный решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "город Ульяновск".
- Названным пунктом Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 установлены поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, применяемые для расчета арендной платы за земельные участки, в том числе: - за земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 0,3% к ставке земельного налога;
- - за земельные участки, не указанные в строках 1-17, то есть за все земельные участки, для которых не установлен специальный поправочный коэффициент - 1,3% к ставке земельного налога.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец полагал, что при расчете арендной платы за арендуемый земельный участок (Приложение N 3 к договору аренды) должны применяться:
- - ставка земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка, как для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- - поправочный коэффициент к ставке земельного налога - 0,3%, как для земельных участков, предназначенных для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно "Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости" на земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, данный земельный участок имеет два вида разрешенного использования: под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада (т. 1 л.д. 106-107).
В соответствии с п. 3.6. Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы..." при осуществлении арендаторами одновременно нескольких видов экономической деятельности и (или) нескольких видов разрешенного использования применяется наибольший размер арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 настоящего Положения.
Поскольку для вида разрешенного использования под "зданием склада" специальный поправочный коэффициент Решением Ульяновской Городской Думы не установлен, следует применять поправочный коэффициент, установленный для прочих земельных участков - 1,3% к ставке земельного налога.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что при расчете арендной платы за земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска (Арендодатель) обоснованно применяет наибольший поправочный коэффициент в размере 1,3% к ставке земельного налога.
Согласно "Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости" на земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровая стоимость данного земельного участка равна 2 731 417 руб. 90 коп. Указанная кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 739 руб. 22 коп. (3 695 кв. м * 739 руб. 22 коп. = 2 731 417 руб. 90 коп.).
Из пояснений, представленных филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области следует: "Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 73:24:030501:12, площадью 4561 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под зданием канализационной насосной станции КНС N 1, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Октябрьская, были внесены в ГКН 04.04.2004 г. (дата постановки по документу 20.12.1993 г.).
12.03.2007 г. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием "город Ульяновск". 01.03.2012 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 3371566 рублей 13 коп. была внесена в ГКН на основании Постановления Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" (удельный показатель кадастровой стоимости составлял 739 рублей 22 коп.; актуальная кадастровая стоимость в период с 01.03.2012 г. по 13.08.2013 г.; 13 группа).
13.08.2013 г. на основании заявления представителя Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновска Назаровой О.Н. о государственном кадастровом учете изменений, межевого плана от 15.07.2013 г., подготовленного кадастровым инженером Костяевой О.А. в связи с выполнением кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка. После уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка его площадь составила 3695 кв. м.
Согласно п. 2.2 раздела II Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания) в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Согласно п. 2.6 раздела II Методических указаний в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в ГКН.
13.08.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 изменилась пропорционально изменению площади земельного участка и составила 2731417 рублей 90 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости составлял 739 рубля 22 коп.; акт определения кадастровой стоимости N 11618 от 14.082013 г.; актуальная кадастровая стоимость в период с 13.08.2013 г. по настоящее время).
09.04.2014 г. в орган кадастрового учета поступило Постановление администрации г. Ульяновска N 525 от 11.02.2014 г. в соответствии со ст. 15 Закона о кадастре (редакция закона, действующая до 01.01.2017 г.).
В соответствии с указанным Постановлением 09.04.2014 г. в ГКН были внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 с "под зданием канализационной насосной станции КНС N 1" на "под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада".
Согласно п. 2.3.8 раздела II Методических указаний в случае в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка в связи с изменением его вида разрешенного использования не изменилась".
В своих пояснениях филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области отметил, что на территории Ульяновской области результаты кадастровой оценки земель установлены постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области". При этом, в данных пояснениях указано, что удельный показатель кадастровой стоимости арендованного земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501 относится к "13 группе".
В Приложении N 25 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области" к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П, к "13 группе" относятся земельные участки предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Суд первой инстанции верно указал, что данный удельный показатель кадастровой стоимости (739 руб. 22 коп.) не оспаривает истец, применяя его в "Расчете арендной платы". Кроме того, истец не оспаривает правомерность отнесения органом кадастрового учета арендуемого земельного участка к "13 группе" согласно Приложению N 25 к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П.
Таким образом, суд верно отметил, что между сторонами отсутствует спор о кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, из пояснений органа кадастрового учета и информации, содержащейся в "выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости" на земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, данный земельный участок имеет два вида разрешенного использования: под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада (т. 1 л.д. 106-107).
Как установлено Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск", которое принято в соответствии с Главой 31 Налогового кодекса РФ "Земельный налог", размер земельного налога определяется в зависимости от кадастровой стоимости, установленной для данного земельного участка.
Данным решением Ульяновская Городская Дума установила следующие ставки земельного налога:
- - 0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в составе жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику, применяется одна налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции верно отметил, что данная правовая позиция следует из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, не предусматривающих применение разных налоговых ставок в отношении одного земельного участка; такая же позиция содержится в разъясняющих письмах Минфина России от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 19.02.2014 N 03-05-05-02/6903; такой же позиции следует и судебная практика (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2013 N Ф05-16183/2013, постановление ФАС Московского округа от 06.02.2014 N Ф05-18028/2013 и др.).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что из анализа вышеприведенных норм, позиции официальных органов и судебной практики следует, что, если земельный участок, принадлежащий одной организации - плательщику земельного налога, относится к землям населенных пунктов и имеет более одного вида разрешенного использования, в целях обложения земельным налогом применяется ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
При данных обстоятельствах, суд верно посчитал, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка - для "здания склада", Арендодателем (Управлением муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска) обоснованно были применены при расчете арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости как для прочих земельных участков.
При этом, суд верно отметил, что истец, требуя урегулировать разногласия по договору, фактически оспаривает внесение 09.04.2014 г. в ГКН сведений о втором виде разрешенного использования арендованного земельного участка: "под зданием склада".
По мнению истца при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 следует руководствоваться Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Пунктом 12 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
На сегодняшний день соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки города муниципального образования "город Ульяновск" (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90) не внесены.
В то же время согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Следовательно, на дату рассмотрения настоящего спора следует руководствоваться теми видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12, которые указаны в Государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Воспользовавшись своим правом на выбор видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 площадью 3695 кв. м, расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Октябрьская, собственник указанного участка - муниципальное образование "город Ульяновск" в лице уполномоченного органа - Администрации города Ульяновска - при издании постановления N 525 от 11.02.2014 г. о передаче земельного участка в аренду избрал виды разрешенного использования участка - для использования под зданием канализационной насосной станции и под зданием склада.
Аналогичные положения были включены Управлением муниципальной собственности Администрации города Ульяновска и в пункт 1.1 проекта договора аренды земельного участка N 24-3-719 от 14.07.2015, предложенного Арендатору для подписания.
На основании постановления N 525 от 11.02.2014 г. соответствующие сведения были внесены уполномоченным органом в Государственный кадастр недвижимости.
Доказательств того, что указанные виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют его фактическому использованию либо территориальному зонированию, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в материалы дела не представлено.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В настоящем случае с заявлением в порядке п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ истец не обращался.
Из пояснений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, следует, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 были внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2014.
При данных обстоятельствах, суд верно посчитал, что Арендодатель в "Расчете арендной платы" (расчетная дата с 01.03.2015 г.) правомерно и обоснованно предложил исчислять арендную плату земельного участка с применением ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка и с применением поправочного коэффициента к ставке земельного налога в размере 1,3.
Правомерность данного вывода суда подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу N А72-17394/2016 между теми же сторонами по аналогичному спору.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" исковые требования об урегулировании разногласий, связанных с заключением договора аренды земельного участка N 24-3-7199 от 14.07.2015, следует оставить без удовлетворения и принять "расчет арендной платы (Приложение N 3 к договору аренды) по состоянию на расчетную дату 01.03.2015 - в редакции ответчика.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, по делу N А72-17497/2016, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, по делу N А72-17497/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2017 N 11АП-11887/2017 ПО ДЕЛУ N А72-17497/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. по делу N А72-17497/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, принятое по делу N А72-17497/2016 (судья Абрашин С.А.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458; ИНН 7303005240), г. Ульяновск
к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822; ИНН 7303006082), г. Ульяновск
третье лицо:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области,
о признании здания склада объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, об урегулировании разногласий по договору
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом уточнения) к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, в котором просит суд:
- - признать здание склада, находящееся на балансе УМУП "Ульяновскводоканал", назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровый номер 73:24:030501:176 объектом коммунального обслуживания;
- - "Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 года с 01.03.2015 года изложить в редакции Истца".
Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 на 2015 год (расчетная дата 01.03.2015)
Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, по делу N А72-17497/2016 исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" оставлены без удовлетворения.
Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 года с 01.03.2015 года изложен в редакции Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска:
Кроме того, с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" на праве хозяйственного ведения принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская:
- - здание, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 372,1 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030501:175, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 20.11.2013 серии 73 АА N 688958 (т. 1 л.д. 48);
- - здание, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв. м, с кадастровым номером: 73:24:030501:176, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2013 серии 73 АА N 692955 (т. 1 л.д. 49).
02.04.2013 Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации составило технический паспорт N 031603 на здания, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Октябрьская. Из данного технического паспорта усматривается, что здание с кадастровым номером: 73:24:030501:175, общей площадью 372,1 кв. м, поименовано как "здание канализационной насосной станции КНС N 1" (лит. А), а здание с кадастровым номером: 73:24:030501:176, общей площадью 65,3 кв. м, поименовано как "здание склада" (лит. Б).
Данные объекты (здание КНС N 1 и здание склада) находятся на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:030501:12, площадью 3695 кв. м, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, техническими и кадастровыми паспортами зданий (т. 1 л.д. 42,50-60,61,62).
Земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, равно как и расположенные на нем объекты недвижимости - здание КНС и здание склада, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию "город Ульяновск" (т. 1 л.д. 106-107).
Из материалов дела усматривается, что, на основании постановления Администрации города Ульяновска от 11.02.2014 N 525, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (правопредшественник истца) направил в адрес УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" проект договора аренды земельного участка N 24-3-719 от 14.07.2015, согласно которому Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (Арендодатель) предоставляет, а Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (Арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером: 73:24:030501:12 из земель населенных пунктов, площадью 3695 кв. м, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): г. Ульяновск, Засвияжский район, ул. Октябрьская (далее - Участок), для использования: под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (Приложение 1) (п. 1.1 договора) (т. 1 л.д. 39-41).
Истец направил в адрес ответчика письмо N 887-11 от 04.04.2016 (т. 1 л.д. 78), в котором просил произвести перерасчет стоимости арендной платы земельных участков (в том числе по договору N 24-3-719 от 14.07.2015) и применить налоговую ставку земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости как к земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса согласно п. 2.2 Решения Ульяновской Городской Думы N 135 от 13.07.2005. При этом, истец указал, что, поскольку на этом земельном участке УМУП "Ульяновскводоканал" осуществляет виды экономической деятельности, предназначенные только для размещения объектов, относящихся к водоснабжению или водоотведению, то ставка 1,5% неприменима.
Кроме того, истец в данном письме пояснил, что "...В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов" "Ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков согласно приведенной таблице...". Просили применить пункт 16 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - с поправочным коэффициентом 0,3".
Тем самым арендатор (истец по делу) выразил несогласие с Расчетом арендной платы, приведенным в Приложении N 3 к договору аренды N 24-3-719 от 14.07.2015.
Письмом от 25.04.2016 N 9132-10 ответчик не принял доводы истца, изложенные в письме N 887-11 от 04.04.2016 (т. 1 л.д. 79).
Поскольку разногласия, связанные с заключением договора, в добровольном порядке сторонами урегулированы не были, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 445, 446, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
Одним из требований истца является требование признать здание склада, находящееся на балансе УМУП "Ульяновскводоканал", назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 65,3 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровый номер 73:24:030501:176 объектом коммунального обслуживания (с учетом уточнения).
Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты в предпринимательской сфере зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение права, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.
При этом избранный лицом способ защиты должен порождать для лица, его избравшего, правовые последствия в виде восстановления нарушенного права.
В настоящем случае для урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора в процессе его заключения, законом предусмотрена возможность обращения сторон в суд за урегулированием таких разногласий.
Таким способом защиты истец воспользовался, предъявив к ответчику требование о принятии условий договора, изложенных в Приложении N 3 в предложенной им редакции.
При этом, суд первой инстанции верно указал, что само по себе признание здания склада объектом коммунального обслуживания не повлечет для истца правовых последствий в виде восстановления его права на заключение договора аренды на тех или иных условиях.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обратившись в суд с требованием о признании здания склада объектом коммунального обслуживания истец, избрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований истца о признании здания склада, находящегося на балансе УМУП "Ульянвоскводоканал", назначение: нежилое, 1- этажное, общей площадью 65,3 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровый номер 73:24:030501:176 объектом коммунального обслуживания правомерно отказано судом первой инстанции.
В свою очередь, при рассмотрении требования истца о принятии Приложения N 3 "Расчет арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 года" в редакции истца, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ответчиком были подготовлены "Расчеты арендной платы" в отношении четырех расчетных дат: - с 11.02.2014 по 24.07.2014 (т. 1 л.д. 44); - с 25.07.2014 по 31.12.2014 (т. 1 л.д. 45); - с 01.01.2015 по 28.02.2015 (т. 1 л.д. 46); - с 01.03.2015 (т. 1 л.д. 47).
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца, спорным между истцом и ответчиком является только один из "расчетов арендной платы", а именно с расчетной даты 01.03.2015.
Истец просил принять данный расчет в следующей редакции:
В свою очередь, ответчиком предложена следующая редакция "расчета арендной платы" с расчетной даты 01.03.2015:
В пункте 4.1 проекта договора аренды земельного участка N 24-3-719 от 14.07.2015 стороны предусмотрели, что срок аренды участка устанавливается с 11.02.2014 до 01.03.2063 г.
Поскольку стороны распространили действие договора на отношения, возникшие до заключения договора, суд верно посчитал необходимым утвердить редакцию Приложения N 3 к договору за период с 01.03.2015.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", предоставленные в аренду без торгов", ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков согласно приведенной таблице, за исключением случаев, установленных пунктами 3.3 - 3.5 настоящего Положения, и рассчитывается по формуле:
Р = СТзн х к, где:
- Р - арендная плата за использование земельных участков;
- к - поправочный коэффициент к ставке земельного налога в зависимости от случаев предоставления земельных участков;
- знСТ - ставка земельного налога, рассчитываемая по формуле:
знСТ = КС х %, где:
- КС - кадастровая стоимость земельного участка;
- % - процент от кадастровой стоимости, установленный решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "город Ульяновск".
- Названным пунктом Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 установлены поправочные коэффициенты к ставке земельного налога, применяемые для расчета арендной платы за земельные участки, в том числе: - за земельные участки, предназначенные для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 0,3% к ставке земельного налога;
- - за земельные участки, не указанные в строках 1-17, то есть за все земельные участки, для которых не установлен специальный поправочный коэффициент - 1,3% к ставке земельного налога.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец полагал, что при расчете арендной платы за арендуемый земельный участок (Приложение N 3 к договору аренды) должны применяться:
- - ставка земельного налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости участка, как для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- - поправочный коэффициент к ставке земельного налога - 0,3%, как для земельных участков, предназначенных для размещения объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно "Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости" на земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, данный земельный участок имеет два вида разрешенного использования: под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада (т. 1 л.д. 106-107).
В соответствии с п. 3.6. Решения Ульяновской Городской Думы от 30.04.2003 N 71 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы..." при осуществлении арендаторами одновременно нескольких видов экономической деятельности и (или) нескольких видов разрешенного использования применяется наибольший размер арендной платы, расчет которой произведен в соответствии с подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 настоящего Положения.
Поскольку для вида разрешенного использования под "зданием склада" специальный поправочный коэффициент Решением Ульяновской Городской Думы не установлен, следует применять поправочный коэффициент, установленный для прочих земельных участков - 1,3% к ставке земельного налога.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что при расчете арендной платы за земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска (Арендодатель) обоснованно применяет наибольший поправочный коэффициент в размере 1,3% к ставке земельного налога.
Согласно "Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости" на земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Октябрьская, кадастровая стоимость данного земельного участка равна 2 731 417 руб. 90 коп. Указанная кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 739 руб. 22 коп. (3 695 кв. м * 739 руб. 22 коп. = 2 731 417 руб. 90 коп.).
Из пояснений, представленных филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области следует: "Сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 73:24:030501:12, площадью 4561 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под зданием канализационной насосной станции КНС N 1, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Октябрьская, были внесены в ГКН 04.04.2004 г. (дата постановки по документу 20.12.1993 г.).
12.03.2007 г. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием "город Ульяновск". 01.03.2012 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 3371566 рублей 13 коп. была внесена в ГКН на основании Постановления Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 г. "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" (удельный показатель кадастровой стоимости составлял 739 рублей 22 коп.; актуальная кадастровая стоимость в период с 01.03.2012 г. по 13.08.2013 г.; 13 группа).
13.08.2013 г. на основании заявления представителя Комитета по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации г. Ульяновска Назаровой О.Н. о государственном кадастровом учете изменений, межевого плана от 15.07.2013 г., подготовленного кадастровым инженером Костяевой О.А. в связи с выполнением кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка. После уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка его площадь составила 3695 кв. м.
Согласно п. 2.2 раздела II Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания) в случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Согласно п. 2.6 раздела II Методических указаний в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в ГКН.
13.08.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 изменилась пропорционально изменению площади земельного участка и составила 2731417 рублей 90 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости составлял 739 рубля 22 коп.; акт определения кадастровой стоимости N 11618 от 14.082013 г.; актуальная кадастровая стоимость в период с 13.08.2013 г. по настоящее время).
09.04.2014 г. в орган кадастрового учета поступило Постановление администрации г. Ульяновска N 525 от 11.02.2014 г. в соответствии со ст. 15 Закона о кадастре (редакция закона, действующая до 01.01.2017 г.).
В соответствии с указанным Постановлением 09.04.2014 г. в ГКН были внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 с "под зданием канализационной насосной станции КНС N 1" на "под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада".
Согласно п. 2.3.8 раздела II Методических указаний в случае в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка в связи с изменением его вида разрешенного использования не изменилась".
В своих пояснениях филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области отметил, что на территории Ульяновской области результаты кадастровой оценки земель установлены постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области". При этом, в данных пояснениях указано, что удельный показатель кадастровой стоимости арендованного земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501 относится к "13 группе".
В Приложении N 25 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области" к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П, к "13 группе" относятся земельные участки предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Суд первой инстанции верно указал, что данный удельный показатель кадастровой стоимости (739 руб. 22 коп.) не оспаривает истец, применяя его в "Расчете арендной платы". Кроме того, истец не оспаривает правомерность отнесения органом кадастрового учета арендуемого земельного участка к "13 группе" согласно Приложению N 25 к постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П.
Таким образом, суд верно отметил, что между сторонами отсутствует спор о кадастровой стоимости земельного участка.
Между тем, из пояснений органа кадастрового учета и информации, содержащейся в "выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости" на земельный участок площадью 3695 кв. м с кадастровым номером: 73:24:030501:12, данный земельный участок имеет два вида разрешенного использования: под зданием канализационной насосной станции КНС N 1 и зданием склада (т. 1 л.д. 106-107).
Как установлено Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск", которое принято в соответствии с Главой 31 Налогового кодекса РФ "Земельный налог", размер земельного налога определяется в зависимости от кадастровой стоимости, установленной для данного земельного участка.
Данным решением Ульяновская Городская Дума установила следующие ставки земельного налога:
- - 0,15 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в составе жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков. При исчислении земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования, права на который принадлежат одному налогоплательщику, применяется одна налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции верно отметил, что данная правовая позиция следует из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства, не предусматривающих применение разных налоговых ставок в отношении одного земельного участка; такая же позиция содержится в разъясняющих письмах Минфина России от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 19.02.2014 N 03-05-05-02/6903; такой же позиции следует и судебная практика (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2013 N Ф05-16183/2013, постановление ФАС Московского округа от 06.02.2014 N Ф05-18028/2013 и др.).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что из анализа вышеприведенных норм, позиции официальных органов и судебной практики следует, что, если земельный участок, принадлежащий одной организации - плательщику земельного налога, относится к землям населенных пунктов и имеет более одного вида разрешенного использования, в целях обложения земельным налогом применяется ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость.
При данных обстоятельствах, суд верно посчитал, что исходя из вида разрешенного использования земельного участка - для "здания склада", Арендодателем (Управлением муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска) обоснованно были применены при расчете арендной платы по договору N 24-3-719 от 14.07.2015 ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости как для прочих земельных участков.
При этом, суд верно отметил, что истец, требуя урегулировать разногласия по договору, фактически оспаривает внесение 09.04.2014 г. в ГКН сведений о втором виде разрешенного использования арендованного земельного участка: "под зданием склада".
По мнению истца при определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 следует руководствоваться Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Пунктом 12 статьи 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
На сегодняшний день соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки города муниципального образования "город Ульяновск" (утв. Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90) не внесены.
В то же время согласно п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Следовательно, на дату рассмотрения настоящего спора следует руководствоваться теми видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12, которые указаны в Государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Воспользовавшись своим правом на выбор видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 площадью 3695 кв. м, расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Октябрьская, собственник указанного участка - муниципальное образование "город Ульяновск" в лице уполномоченного органа - Администрации города Ульяновска - при издании постановления N 525 от 11.02.2014 г. о передаче земельного участка в аренду избрал виды разрешенного использования участка - для использования под зданием канализационной насосной станции и под зданием склада.
Аналогичные положения были включены Управлением муниципальной собственности Администрации города Ульяновска и в пункт 1.1 проекта договора аренды земельного участка N 24-3-719 от 14.07.2015, предложенного Арендатору для подписания.
На основании постановления N 525 от 11.02.2014 г. соответствующие сведения были внесены уполномоченным органом в Государственный кадастр недвижимости.
Доказательств того, что указанные виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют его фактическому использованию либо территориальному зонированию, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", в материалы дела не представлено.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ст. 5 Земельного кодекса РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В настоящем случае с заявлением в порядке п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ истец не обращался.
Из пояснений филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, следует, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:030501:12 были внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2014.
При данных обстоятельствах, суд верно посчитал, что Арендодатель в "Расчете арендной платы" (расчетная дата с 01.03.2015 г.) правомерно и обоснованно предложил исчислять арендную плату земельного участка с применением ставки земельного налога в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка и с применением поправочного коэффициента к ставке земельного налога в размере 1,3.
Правомерность данного вывода суда подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 по делу N А72-17394/2016 между теми же сторонами по аналогичному спору.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" исковые требования об урегулировании разногласий, связанных с заключением договора аренды земельного участка N 24-3-7199 от 14.07.2015, следует оставить без удовлетворения и принять "расчет арендной платы (Приложение N 3 к договору аренды) по состоянию на расчетную дату 01.03.2015 - в редакции ответчика.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, по делу N А72-17497/2016, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 июня 2017 года, по делу N А72-17497/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ш.РОМАНЕНКО
С.Ш.РОМАНЕНКО
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)