Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя Предпринимателя: Метелева А.Н., действующего на основании доверенности от 23.07.2015,
представителя Управления: Никитиной О.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
представителя Отделения: Котельниковой О.Н., действующей на основании доверенности от 12.10.2016,
представителей Инспекции: Дербеневой Е.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2017, Рысевой С.В., действующей на основании доверенности от 31.03.2017
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 по делу N А28-657/2017, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Метелева Николая Викторовича (ИНН: 434600130312, ОГРНИП: 304434525700306)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
(ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090) и
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области,
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН 4345001066, ОГРН 1044316882301)
о взыскании 79 909 руб.,
индивидуальный предприниматель Метелев Николай Викторович (далее - ИП Метелев Н.В., Предприниматель, страхователь) обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Управление, Фонд) и к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее - Отделение) об обязании вынести решение о возврате излишне взысканных взносов в размере 10 121,24 руб., о взыскании процентов в сумме 10 468,96 руб. и морального вреда в сумме 81 462 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 заявленные требования удовлетворены частично:
- Отделение обязано вынести решение о возврате Предпринимателю излишне взысканных страховых взносов в размере 10 121,24 руб.,
- с Управления в пользу Предпринимателя взысканы проценты в размере 10 478,91 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Фонд с принятым решением суда в части взыскания с него в пользу страхователя процентов в размере 10 478,91 руб. не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, тем более, что уплачивать проценты, начисленные на суммы излишне взысканных страховых взносов за периоды, как истекшие до 01.01.2017, так и после указанной даты, в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации" должны территориальные налоговые органы, поскольку с 01.01.2017 они являются администраторами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому заявитель жалобы считает, что решение подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Отделение в отзыве на апелляционную жалобу от 14.09.2017 поддержало доводы апелляционной жалобы Управления, указав при этом, что Федеральным законом N 250-ФЗ не предусмотрены полномочия территориальных органов Пенсионного фонда РФ по уплате процентов. Кроме того, статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ не предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017 осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ.
ИФНС России по городу Кирову в отзыве на апелляционную жалобу от 23.10.2017 и дополнении к отзыву на апелляционную жалобу от 26.10.2017 изложила несогласие с доводами апелляционной жалобы Управления, считает изложенные в апелляционной жалобе требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как нормы законов N 243-ФЗ и N 250-ФЗ не наделили налоговые органы полномочиями не только на принятие решений о возврате процентов, начисленных на суммы излишне взысканных страховых взносов, но и на принятие решений о возврате, зачете сумм излишне уплаченных сумм взносов, пени, штрафов, так как налоговые органы не распоряжаются страховыми взносами, подлежащими уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 без прямого указания (решений) соответствующего органа внебюджетного фонда.
Отделение представило дополнения к отзыву от 02.11.2017 на апелляционную жалобу, в которых изложило несогласие с доводами налогового органа, ссылаясь при этом на положения пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и полагает, что, поскольку с 01.01.2017 Инспекция является администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках бюджетных полномочий, обязанность по уплате процентов, начисленных на излишне взысканные суммы возложена на администратора платежей, которыми на дату вынесения такого решения являются налоговые органы. В связи с тем, что Отделение полагает отсутствующей вину Управления в несвоевременном возврате страховых взносов Метелеву Н.В. из-за непредставления сведений о расходах налоговым органом на дату обращения с таким заявлением, оно просит в удовлетворении требований Метелеву Н.В. в указанной части отказать.
Метелев Н.И. отзыва на жалобу Управления не представил.
Подробно позиции сторон и третьего лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 28.09.2017, на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 11 часов 20 минут 26.10.2017 и до 11 часов 45 минут 07.12.2017.
В судебных заседаниях апелляционного суда представители сторон и третьего лица настаивали на своих позициях по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что принудительное взыскание суммы страховых взносов произведено Управлением с нарушением законодательства, страхователь обратился с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), статьями 79, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, статьями 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", требования Предпринимателя удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, дополнений к отзывам, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом N 212-ФЗ (действовал в спорный период), а также Законом N 250-ФЗ.
Плательщиками страховых взносов, являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
На основании пункта 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам, производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно пунктам 2 и 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ, в подпункте 1 пункта 1 которой установлено, что физические лица, зарегистрированные в предусмотренном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также исходя из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Закона N 212-ФЗ", устанавливая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом - позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме.
При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ).
Соответственно, несмотря на то, что налоговое законодательство Российской Федерации не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов.
Так, Федеральным законом от 0307.2016 N 243-ФЗ вступающим в силу с 1 января 2017 в НК РФ введена глава 34 "Страховые взносы", причем пункт 9 статьи 430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии со статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Такое применение взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодекса правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, при определении дохода в целях исчисления страховых взносов учету подлежат фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Метелев Н.В. применяет общую систему налогообложения и уплачивает НДФЛ.
По сведениям налогового органа, представленным в Фонд, доход Предпринимателя в 2014 составил 5 523 886,26 руб., в 2015 - 4 959 592,20 руб.
Фондом в адрес Предпринимателя направлены требования:
- от 16.02.2016 об уплате в срок до 09.03.2016 недоимки по страховым взносам за 2014 в размере 52 238,86 руб., пени в размере 4 836,45 руб.,
- от 09.08.2016 об уплате в срок до 29.08.2016 недоимки по страховым взносам за 2015 в размере 46 595,92 руб., пени 2 176,81 руб.
Поскольку названные требования ИП Метелев Н.В. не исполнил, Фонд вынес решения от 04.05.2016 и 25.10.2016 о взыскании с Предпринимателя страховых взносов и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов.
После получения требования от 16.02.2016 Предприниматель уплатил страховые взносы за 2014 в размере 52 238,86 руб. (платежное поручение от 21.03.2016), инкассовыми поручениями от 04.05.2016 и 29.06.2016 со счета Предпринимателя списаны 4 836,45 руб. пени за 2014, инкассовым поручением от 25.10.2016 списано 23 298 руб. страховых взносов за 2015 и 1 088,81 руб. пени за 2015.
28.11.2016 Фондом вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Предпринимателя на сумму 24385 руб., в том числе страховых взносов за 2015 в размере 32 297,92 руб. и 1 088 руб. пени.
09.12.2016 ИП Метелев Н.В., полагая, что его доход от предпринимательской деятельности за 2014 и 2015 составил менее 300 000 руб. за год (расчетный период), обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных взносов в размере 75 536,86 руб. и пени в размере 5 925,26 руб.
10.03.2017 и 10.04.2017 обращено взыскание на пенсию Предпринимателя и удержано 10 121,24 руб. за март и апрель 2017, что Фонд подтвердил своей справкой.
27.04.2017 Фонд направил письмо в службу судебных приставов об уточнении суммы исполнительного производства в отношении ИП Метелева Н.И., где сумма по постановлению равна 0 рублей.
04.05.2017 Предприниматель обратился в Отделение с заявлением о возврате излишне взысканных страховых взносов в размере 7 5536,86 руб. и пени в размере 5 925,26 руб.
05.05.2017 службой судебных приставов вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
15.05.2017 Отделением принято решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов N 89 в размере 75 536,86 руб. и пени в размере 5925,26 руб. В этот же день Предпринимателю направлено уведомление о принятом решении.
16.05.2017 согласно пункту 15.1 Порядка обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с ФНС России от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И указанное решение направлено Отделением в адрес УФНС России по Кировской области, которое получено последним в этот же день.
В этот же день решение получено третьим лицом.
14.06.2017 платежными поручениями N 499965 и N 498717 Предпринимателю возвращены на расчетный счет 75 536,86 руб. взносов и 5925,26 руб. пени.
Излишне взысканные взносы в размере 10 121,24 руб. на день вынесения решения судом первой инстанции страхователю не возвращены.
Таким образом, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что недоимка по страховым взносам, указанная в требованиях от 16.02.2016 и 09.08.2016 у Предпринимателя отсутствовала, поэтому суммы страховых взносов и пени, взысканные Фондом на основании данных требований, являются излишне взысканными и, соответственно, подлежат возврату страхователю.
При этом, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, налогоплательщик не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога. Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 27 Закона N 212-ФЗ (действующей в период образования задолженности и принятия Фондом мер по ее принудительному взысканию - направление требований от 16.02.2016 и 09.08.2016, вынесение решения от 04.05.2016 о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, вынесение постановления от 28.11.2016 о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества).
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (пункт 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Согласно пункту 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, на излишне взысканные суммы подлежат начислению проценты в соответствии со статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае, проверив расчет процентов, произведенный Предпринимателем с 22.03.2016 (следующий день после оплаты взносов по требованию Фонда платежным поручением от 21.03.2016), по 14.04.2017 (до фактического возврата денежных средств на расчетный счет), суд первой инстанции правильно признал подлежащими взысканию в пользу Предпринимателя проценты в размере 10 478,91 руб.
При рассмотрении довода Фонда о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, апелляционный суд учитывает следующее.
Материалами дела подтверждается, что спорные отношения возникли по взысканию задолженности за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (2014 и 2015), поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ действия по возврату излишне взысканных страховых взносов и пеней осуществляются соответствующими органами Пенсионного фонда в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В целях реализации статьи 21 Закона N 250-ФЗ Отделением издан приказ от 20.02.2017 N 87 "О создании Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов" (далее Комиссия), утверждено Положение о Комиссии, в разделе 5 которого определены ее полномочия: принятие решений о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Следовательно, в данном случае органом, полномочным принимать решения о возврате излишне взысканных взносов и пени с 01.01.2017 является именно Отделение.
При этом закон не предусматривает возможности споров между органами Пенсионного фонда и налоговыми органами, то есть налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды. Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, в связи с чем апелляционный суд отклоняет ссылки Управления в этой части на положения бюджетного законодательства и на пункт 4.2 приказа ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/734@, который согласно пункту 9 настоящего приказа вступает в силу с 1 января 2017. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359.
Поэтому в данной части доводы апелляционной жалобы Управления судом апелляционной инстанции не могут быть приняты, а решение Арбитражного суда Кировской области является законным и обоснованным.
Между тем, оценивая доводы Управления в части необоснованного взыскания с него процентов в пользу ИП Метелева Н.В., суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ, предусматривающей обязанность соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 и направить его в соответствующий налоговый орган для исполнения, пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязанность по принятию администратора решения о возврате, в том числе, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, приказа от 20.02.2017 N 87 "О создании Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов" (далее Комиссия), утвердившей Положение о Комиссии, в разделе 5 которого определены ее полномочия: принятие решений о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, а также то, что по Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.12.2015 N 627р, именно Отделение до 01.01.2017 являлось администратором доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, и именно им осуществлялись все операции по взысканию и возврату таких сумм, считает необходимым возложить именно на Отделение обязанность по вынесению решения о начислении и выплате, наряду с подлежащими возврату страховыми взносами в сумме 10 121,24 руб., процентов, начисленных за несвоевременный возврат таких взносов в сумме 10 478,91 руб.
Поэтому в данной части апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 отмене в соответствующей части, с принятием в данной части нового решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит. Госпошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции, с учетом частичной отмены решения от 13.07.2017 в силу статьи 110 АПК РФ подлежит распределению пропорционально удовлетворенным требованиям между ИП Метелевым Н.В. и Отделением.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 по делу N А28-657/2017 удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 по делу N А28-657/2017 отменить в части взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области процентов в сумме 10 478 рублей 91 копейки и судебных расходов в сумме 417 рублей 04 копейки. Принять в указанной части новый судебный акт, изложив резолютивную часть решения от 13.07.2017 в следующей редакции:
"Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280) вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю Метелеву Николаю Викторовичу (ИНН: 434600130312, ОГРНИП: 304434525700306) излишне взысканных страховых взносов в размере 10 121 (Десять тысяч сто двадцать один) рубль 24 копейки и процентов в размере 10478 (Десять тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 91 копейку, начисленных за несвоевременный возврат страховых взносов.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области в пользу индивидуального предпринимателя Метелева Николая Викторовича 819 (Восемьсот девятнадцать) рублей 84 копейки в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных индивидуальным предпринимателем Метелевым Николаем Викторовичем требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Метелева Николая Викторовича в федеральный бюджет 866 (восемьсот шестьдесят шесть) рублей 00 копеек государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2017 N 02АП-6574/2017 ПО ДЕЛУ N А28-657/2017
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2017 г. по делу N А28-657/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя Предпринимателя: Метелева А.Н., действующего на основании доверенности от 23.07.2015,
представителя Управления: Никитиной О.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
представителя Отделения: Котельниковой О.Н., действующей на основании доверенности от 12.10.2016,
представителей Инспекции: Дербеневой Е.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2017, Рысевой С.В., действующей на основании доверенности от 31.03.2017
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 по делу N А28-657/2017, принятое судом в составе судьи Двинских С.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Метелева Николая Викторовича (ИНН: 434600130312, ОГРНИП: 304434525700306)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
(ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090) и
к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области,
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН 4345001066, ОГРН 1044316882301)
о взыскании 79 909 руб.,
установил:
индивидуальный предприниматель Метелев Николай Викторович (далее - ИП Метелев Н.В., Предприниматель, страхователь) обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Управление, Фонд) и к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее - Отделение) об обязании вынести решение о возврате излишне взысканных взносов в размере 10 121,24 руб., о взыскании процентов в сумме 10 468,96 руб. и морального вреда в сумме 81 462 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 заявленные требования удовлетворены частично:
- Отделение обязано вынести решение о возврате Предпринимателю излишне взысканных страховых взносов в размере 10 121,24 руб.,
- с Управления в пользу Предпринимателя взысканы проценты в размере 10 478,91 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Фонд с принятым решением суда в части взыскания с него в пользу страхователя процентов в размере 10 478,91 руб. не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, тем более, что уплачивать проценты, начисленные на суммы излишне взысканных страховых взносов за периоды, как истекшие до 01.01.2017, так и после указанной даты, в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации" должны территориальные налоговые органы, поскольку с 01.01.2017 они являются администраторами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поэтому заявитель жалобы считает, что решение подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Отделение в отзыве на апелляционную жалобу от 14.09.2017 поддержало доводы апелляционной жалобы Управления, указав при этом, что Федеральным законом N 250-ФЗ не предусмотрены полномочия территориальных органов Пенсионного фонда РФ по уплате процентов. Кроме того, статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ не предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017 осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ.
ИФНС России по городу Кирову в отзыве на апелляционную жалобу от 23.10.2017 и дополнении к отзыву на апелляционную жалобу от 26.10.2017 изложила несогласие с доводами апелляционной жалобы Управления, считает изложенные в апелляционной жалобе требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как нормы законов N 243-ФЗ и N 250-ФЗ не наделили налоговые органы полномочиями не только на принятие решений о возврате процентов, начисленных на суммы излишне взысканных страховых взносов, но и на принятие решений о возврате, зачете сумм излишне уплаченных сумм взносов, пени, штрафов, так как налоговые органы не распоряжаются страховыми взносами, подлежащими уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 без прямого указания (решений) соответствующего органа внебюджетного фонда.
Отделение представило дополнения к отзыву от 02.11.2017 на апелляционную жалобу, в которых изложило несогласие с доводами налогового органа, ссылаясь при этом на положения пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и полагает, что, поскольку с 01.01.2017 Инспекция является администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках бюджетных полномочий, обязанность по уплате процентов, начисленных на излишне взысканные суммы возложена на администратора платежей, которыми на дату вынесения такого решения являются налоговые органы. В связи с тем, что Отделение полагает отсутствующей вину Управления в несвоевременном возврате страховых взносов Метелеву Н.В. из-за непредставления сведений о расходах налоговым органом на дату обращения с таким заявлением, оно просит в удовлетворении требований Метелеву Н.В. в указанной части отказать.
Метелев Н.И. отзыва на жалобу Управления не представил.
Подробно позиции сторон и третьего лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционного суда объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 28.09.2017, на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу откладывалось до 11 часов 20 минут 26.10.2017 и до 11 часов 45 минут 07.12.2017.
В судебных заседаниях апелляционного суда представители сторон и третьего лица настаивали на своих позициях по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что принудительное взыскание суммы страховых взносов произведено Управлением с нарушением законодательства, страхователь обратился с соответствующим заявлением в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), статьями 79, 221, 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, статьями 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", требования Предпринимателя удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, дополнений к отзывам, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом N 212-ФЗ (действовал в спорный период), а также Законом N 250-ФЗ.
Плательщиками страховых взносов, являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
На основании пункта 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат физическим лицам, производится самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 14 Закона N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.
После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно пунктам 2 и 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ, в подпункте 1 пункта 1 которой установлено, что физические лица, зарегистрированные в предусмотренном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату НДФЛ производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также исходя из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Закона N 212-ФЗ", устанавливая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом - позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме.
При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ).
Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ).
Соответственно, несмотря на то, что налоговое законодательство Российской Федерации не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 НК РФ, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данный подход демонстрирует преемственность правового регулирования при определении размера страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от доходов.
Так, Федеральным законом от 0307.2016 N 243-ФЗ вступающим в силу с 1 января 2017 в НК РФ введена глава 34 "Страховые взносы", причем пункт 9 статьи 430 НК РФ предписывает учитывать доход именно в соответствии со статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Такое применение взаимосвязанных положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ согласуется и с ранее выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодекса правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, при определении дохода в целях исчисления страховых взносов учету подлежат фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Метелев Н.В. применяет общую систему налогообложения и уплачивает НДФЛ.
По сведениям налогового органа, представленным в Фонд, доход Предпринимателя в 2014 составил 5 523 886,26 руб., в 2015 - 4 959 592,20 руб.
Фондом в адрес Предпринимателя направлены требования:
- от 16.02.2016 об уплате в срок до 09.03.2016 недоимки по страховым взносам за 2014 в размере 52 238,86 руб., пени в размере 4 836,45 руб.,
- от 09.08.2016 об уплате в срок до 29.08.2016 недоимки по страховым взносам за 2015 в размере 46 595,92 руб., пени 2 176,81 руб.
Поскольку названные требования ИП Метелев Н.В. не исполнил, Фонд вынес решения от 04.05.2016 и 25.10.2016 о взыскании с Предпринимателя страховых взносов и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов.
После получения требования от 16.02.2016 Предприниматель уплатил страховые взносы за 2014 в размере 52 238,86 руб. (платежное поручение от 21.03.2016), инкассовыми поручениями от 04.05.2016 и 29.06.2016 со счета Предпринимателя списаны 4 836,45 руб. пени за 2014, инкассовым поручением от 25.10.2016 списано 23 298 руб. страховых взносов за 2015 и 1 088,81 руб. пени за 2015.
28.11.2016 Фондом вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Предпринимателя на сумму 24385 руб., в том числе страховых взносов за 2015 в размере 32 297,92 руб. и 1 088 руб. пени.
09.12.2016 ИП Метелев Н.В., полагая, что его доход от предпринимательской деятельности за 2014 и 2015 составил менее 300 000 руб. за год (расчетный период), обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных взносов в размере 75 536,86 руб. и пени в размере 5 925,26 руб.
10.03.2017 и 10.04.2017 обращено взыскание на пенсию Предпринимателя и удержано 10 121,24 руб. за март и апрель 2017, что Фонд подтвердил своей справкой.
27.04.2017 Фонд направил письмо в службу судебных приставов об уточнении суммы исполнительного производства в отношении ИП Метелева Н.И., где сумма по постановлению равна 0 рублей.
04.05.2017 Предприниматель обратился в Отделение с заявлением о возврате излишне взысканных страховых взносов в размере 7 5536,86 руб. и пени в размере 5 925,26 руб.
05.05.2017 службой судебных приставов вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
15.05.2017 Отделением принято решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов N 89 в размере 75 536,86 руб. и пени в размере 5925,26 руб. В этот же день Предпринимателю направлено уведомление о принятом решении.
16.05.2017 согласно пункту 15.1 Порядка обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с ФНС России от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И указанное решение направлено Отделением в адрес УФНС России по Кировской области, которое получено последним в этот же день.
В этот же день решение получено третьим лицом.
14.06.2017 платежными поручениями N 499965 и N 498717 Предпринимателю возвращены на расчетный счет 75 536,86 руб. взносов и 5925,26 руб. пени.
Излишне взысканные взносы в размере 10 121,24 руб. на день вынесения решения судом первой инстанции страхователю не возвращены.
Таким образом, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что недоимка по страховым взносам, указанная в требованиях от 16.02.2016 и 09.08.2016 у Предпринимателя отсутствовала, поэтому суммы страховых взносов и пени, взысканные Фондом на основании данных требований, являются излишне взысканными и, соответственно, подлежат возврату страхователю.
При этом, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.04.2012 N 16551/11, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, налогоплательщик не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога. Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 27 Закона N 212-ФЗ (действующей в период образования задолженности и принятия Фондом мер по ее принудительному взысканию - направление требований от 16.02.2016 и 09.08.2016, вынесение решения от 04.05.2016 о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, вынесение постановления от 28.11.2016 о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества).
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (пункт 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 27 Закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Согласно пункту 9 статьи 27 Закона N 212-ФЗ проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 14 статьи 27 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, на излишне взысканные суммы подлежат начислению проценты в соответствии со статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае, проверив расчет процентов, произведенный Предпринимателем с 22.03.2016 (следующий день после оплаты взносов по требованию Фонда платежным поручением от 21.03.2016), по 14.04.2017 (до фактического возврата денежных средств на расчетный счет), суд первой инстанции правильно признал подлежащими взысканию в пользу Предпринимателя проценты в размере 10 478,91 руб.
При рассмотрении довода Фонда о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, апелляционный суд учитывает следующее.
Материалами дела подтверждается, что спорные отношения возникли по взысканию задолженности за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (2014 и 2015), поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ действия по возврату излишне взысканных страховых взносов и пеней осуществляются соответствующими органами Пенсионного фонда в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В целях реализации статьи 21 Закона N 250-ФЗ Отделением издан приказ от 20.02.2017 N 87 "О создании Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов" (далее Комиссия), утверждено Положение о Комиссии, в разделе 5 которого определены ее полномочия: принятие решений о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Следовательно, в данном случае органом, полномочным принимать решения о возврате излишне взысканных взносов и пени с 01.01.2017 является именно Отделение.
При этом закон не предусматривает возможности споров между органами Пенсионного фонда и налоговыми органами, то есть налоговые органы фактически являются исполнителями решений, вынесенных в части возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации и принимают ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды. Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, в связи с чем апелляционный суд отклоняет ссылки Управления в этой части на положения бюджетного законодательства и на пункт 4.2 приказа ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/734@, который согласно пункту 9 настоящего приказа вступает в силу с 1 января 2017. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22.11.2017 N 303-КГ17-8359.
Поэтому в данной части доводы апелляционной жалобы Управления судом апелляционной инстанции не могут быть приняты, а решение Арбитражного суда Кировской области является законным и обоснованным.
Между тем, оценивая доводы Управления в части необоснованного взыскания с него процентов в пользу ИП Метелева Н.В., суд апелляционной инстанции, с учетом положений статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ, предусматривающей обязанность соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 и направить его в соответствующий налоговый орган для исполнения, пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязанность по принятию администратора решения о возврате, в том числе, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, приказа от 20.02.2017 N 87 "О создании Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов" (далее Комиссия), утвердившей Положение о Комиссии, в разделе 5 которого определены ее полномочия: принятие решений о возврате либо об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, а также то, что по Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.12.2015 N 627р, именно Отделение до 01.01.2017 являлось администратором доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, и именно им осуществлялись все операции по взысканию и возврату таких сумм, считает необходимым возложить именно на Отделение обязанность по вынесению решения о начислении и выплате, наряду с подлежащими возврату страховыми взносами в сумме 10 121,24 руб., процентов, начисленных за несвоевременный возврат таких взносов в сумме 10 478,91 руб.
Поэтому в данной части апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 отмене в соответствующей части, с принятием в данной части нового решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит. Госпошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции, с учетом частичной отмены решения от 13.07.2017 в силу статьи 110 АПК РФ подлежит распределению пропорционально удовлетворенным требованиям между ИП Метелевым Н.В. и Отделением.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 по делу N А28-657/2017 удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 13.07.2017 по делу N А28-657/2017 отменить в части взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области процентов в сумме 10 478 рублей 91 копейки и судебных расходов в сумме 417 рублей 04 копейки. Принять в указанной части новый судебный акт, изложив резолютивную часть решения от 13.07.2017 в следующей редакции:
"Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН: 4346002922, ОГРН: 1024301326280) вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю Метелеву Николаю Викторовичу (ИНН: 434600130312, ОГРНИП: 304434525700306) излишне взысканных страховых взносов в размере 10 121 (Десять тысяч сто двадцать один) рубль 24 копейки и процентов в размере 10478 (Десять тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 91 копейку, начисленных за несвоевременный возврат страховых взносов.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области в пользу индивидуального предпринимателя Метелева Николая Викторовича 819 (Восемьсот девятнадцать) рублей 84 копейки в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных индивидуальным предпринимателем Метелевым Николаем Викторовичем требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Метелева Николая Викторовича в федеральный бюджет 866 (восемьсот шестьдесят шесть) рублей 00 копеек государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Т.В.ХОРОВА
Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)