Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2016 N 11АП-3730/2016 ПО ДЕЛУ N А65-27408/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N А65-27408/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от общества с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп" - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - Хакимов Э.И., доверенность от 22.12.2015 г. N 24-0-101015193;
- от Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2016 года по делу N А65-27408/2015 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп", г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань,
с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 10.09.2015 N 7509,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп" (далее по тексту - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.09.2015 N 7509.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что позиция налогового органа о том, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2015 г., не может быть принята во внимание, т. к основана на неправильном применении норм материального права.
В судебное заседание представитель общества с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя общества.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Управления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:50:100419:17, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Декабристов, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания и сооружения, общая площадь 5170 кв. м (л.д. 17).
Заявителем 30.03.2015 в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год с исчислением налога в размере 329 389 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 27 640 000 рублей, соответствующая рыночной, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2013 по делу N А65-19261/2013. (л.д. 79-82).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 17.07.2015 N 29902 и принято оспариваемое решение от 10 сентября 2015 года N 7509 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением земельного налога за 2014 год в сумме 170 027 руб., пени по статье 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в сумме 5978,05 руб. (л.д. 32-40).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 03.11.2015, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. (л.д. 84-86).
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости налогоплательщиком было подано в арбитражный суд Республики Татарстан в 2013 году, решение судом первой инстанции принято также до вступления в силу данного закона 03.12.2013.
Из мотивировочной части судебного акта по делу N А65-19261/2013 (л.д. 79-82) следует, что датой, которая использована экспертом, осуществившим кадастровую оценку, является 01.01.2010. Рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена судом на предмет соответствия Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, введенные в действие с 01.01.2011, с внесением государственным органом соответствующей записи в кадастр объектов недвижимости 10.02.2014.
Из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.15 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2013 по делу N А65-19261/2013 установлена кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в размере рыночной - 27 640 000 рублей, определенной судом на основании отчета оценщика, осуществившим кадастровую оценку на 01.01.2010, с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков 10.02.2014. При этом рыночная стоимость спорного объекта недвижимости определена судом на предмет соответствия Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, введенные в действие с 01.01.2011. (л.д. 95).
С 1 января 2014 года введены в действие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 N 927, которым кадастровая стоимость объекта недвижимости заявителя установлена на 01.01.2014 в сумме 41 907 554, 70 руб., примененная налоговым органом в оспариваемом решении.
Заявителем суду в порядке статьи 68 АПК РФ не представлены доказательства определения кадастровой стоимости земельного участка за 2014 год относительно к постановлению КМ РТ от 25.11.2013 N 927, установившей кадастровая стоимость спорного земельного участка налогоплательщика.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что исходя из позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На момент подачи иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость, установленная Постановлением N 1102.
25.11.2013 издано Постановление N 927, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, введенная в действие с 01.01.2014.
Решением Арбитражного суда РТ от 03.12.2013 по делу N А65-19261/2013 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной 27 640 000 рублей. Предметом оспаривания являлось соответствие рыночной стоимости Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, введенные в действие с 01.01.2011.
С учетом изложенного судом верно отмечено в решении, что установленная решением Арбитражного суда РТ от 03.12.2013 по делу N А65-19261/2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50: 100419:17 в размере 27 640 000 руб., определенной судом на основании экспертного заключения по состоянию на 01.01.2010, на предмет соответствия Постановлению КМ РТ N 1102, в рассматриваемом случае не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2014 г.
Поскольку Постановлением КМ РТ N 927, которым утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в сумме 41 907 554, 70 руб., введенная в действие с 01.01.2014, не оспорена заявителем, в т.ч. по делу N А65-19261/2013, соответственно, в целях налогообложения, подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка в указанном размере.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что данная кадастровая стоимость обоснованно применена налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки и принятии оспариваемого решения, в связи с чем основания для признания оспариваемого решения незаконным и удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены решения не имеется.
Доводы, приведенные обществом с ограниченной ответственностью "БизнесСитиГрупп" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2016 года по делу N А65-27408/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)