Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-16374/2016

Требование: О взыскании недоимки по налогу на недвижимое имущество и пени.

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на находящееся в его собственности недвижимое имущество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу N 33а-16374


судья: О.П. Рождественская

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарева, Р.Б. Михайловой, при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России N 9 по Красноярскому краю на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 года по административному иску ИФНС России N 9 по Красноярскому краю к А.З. Хате о взыскании недоимки по налогу на недвижимое имущество и пени, по встречному иску А.З. Хаты к ИФНС России N 9 по Красноярскому краю о признании незаконным требования об уплате налога
установила:

ИФНС России N 9 по Красноярскому краю обратилась в суд с указанным выше административным иском к А.З. Хате, ссылаясь на то, что им не исполнена обязанность по уплате налога за 2011 год на находящееся в его собственности недвижимое имущество.
А.З. Хата предъявил встречный административный иск к ИФНС России N 9 по Красноярскому краю, полагая, что выставленное ему требование незаконно.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано; встречный иск удовлетворен, направленное на имя А.З. Хаты признано незаконным требование N *** об уплате налога на имущество физических лиц по состоянию на 19 декабря 2012 года на сумму *** р.
В апелляционной жалобе ИФНС России N 9 по Красноярскому краю ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель А.З. Хаты - П., по доверенности от 26 марта 2015 года и ордеру от 8 августа 2016 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ИФНС России N 9 по Красноярскому краю, А.З. Хаты, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя А.З. Хаты, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Установлено, что в 2011 году А.З. Хате на праве собственности принадлежали два нежилых помещения в ***: строение * дом **, а также здание * помещение * по ул. ***, г. ***.
16 февраля 2012 года А.З. Хата получил от ИФНС России N 9 по Красноярскому краю уведомление об уплате налога на сумму *** р. на указанное недвижимое имущество, а затем требование об уплате в срок до 30 января 2013 года налога на указанную сумму и пени.
В последующем решением ИФНС России N 9 по Красноярскому краю от 16 октября 2013 года А.З. Хате предоставлено освобождение от уплаты налога на сумму *** р., поскольку он, став индивидуальным предпринимателем, перешел на упрощенную систему налогообложения.
Однако до настоящего времени обязанность уплатить налог на недвижимое имущество на оставшуюся сумму *** р. (*** - ***) А.З. Хатой не исполнена.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные встречные требования, отказывая в удовлетворении первоначального административного иска, суд исходил из того, что налоговые органы не направили А.З. Хате требование на ту сумму налога, которая действительно подлежала уплате.
Между тем установленные судом обстоятельства закон не связывает с правовыми основаниями для признания действий налоговых органов незаконными.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что сумма налога в размере *** р. рассчитана ИФНС России N 9 по Красноярскому краю верно.
В последующем ИФНС России N 9 по Красноярскому краю освободила А.З. Хату от части уплаты налога на недвижимое имущество в связи с тем, что он, став индивидуальным предпринимателем, перешел на упрощенную систему налогообложения.
Сумма пени в размере *** р. рассчитана налоговым органом также верно исходя из суммы налоговой недоимки в размере *** р. и просрочки оплаты налога, исчисленной с даты уплаты налога, указанной в налоговом уведомлении
В такой ситуации ИФНС России N 9 по Красноярскому краю соблюден как порядок взыскания налога, так и порядок освобождения от уплаты его части.
Так, в соответствии с пп. 1, 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В статье 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" определены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц. В частности, от уплаты налога на имущество физических лиц освобождены инвалиды I и II групп, участники Великой Отечественной войны, а также пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1, п. 7 ст. 5 названного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами.
Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы (п. 1).
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7).
Кроме того, п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ определено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 2 названной статьи определено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Наконец, в соответствии с п. 1, п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1).
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ).
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ).
Из анализа названных норм материального права следует, что освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением специальных налоговых режимов не влечет исключение указанного имущества из состава объектов обложения по данному налогу или обязанности налогового органа повторно направить налогоплательщику налоговое уведомление и требование об уплате налога. В такой ситуации А.З. Хаты, воспользовавшийся по своему усмотрению упрощенной системой налогообложения и получив по решению налогового органа от 16 октября 2013 года освобождение от уплаты налога на сумму *** р., не имел сомнений ни относительно обязанности по уплате налога, ни относительно его размера и сроков уплаты, а потому обязан был уплатить рассчитанный ему налог на имущество как физическому лицу за исключением суммы, от уплаты которой он был освобожден.
Поскольку обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания налога ИФНС России N 9 по Красноярскому краю исполнена, правильность расчета сумм налоговой недоимки и пени подтверждена, срок обращения налогового органа в суд соблюден, ИФНС России N 9 по Красноярскому краю представлены доказательства, подтверждающие его полномочия на обращение в суд с указанными требованиями, решение суд первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного иска и отказе в удовлетворении встречного административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:

решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении встречного административного иска А.З. Хаты к ИФНС России N 9 по Красноярскому краю о признании требования незаконным отказать; первоначальный административный иск ИФНС России N 9 по Красноярскому краю к А.З. Хате о взыскании налога на имущество за 2011 год удовлетворить, взыскав с Хаты А.З. (ИНН ***) в пользу ИФНС России N 9 по Красноярскому краю (ИНН ***) недоимку по налогу на недвижимое имущество в размере *** руб., пени в размере *** р.; взыскать с Хаты А.З. (ИНН ***) в бюджет г. Москвы государственную пошлину в размере *** р.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)