Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2017 N Ф10-2748/2016 ПО ДЕЛУ N А36-5003/2015

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Налоговый орган начислил НДФЛ, НДС, соответствующие пени в связи с наличием недостоверных сведений о выручке налогоплательщика. В связи с непредставлением запрошенных документов налоговый орган использовал расчетный метод на основании информации о деятельности аналогичных налогоплательщиков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А36-5003/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Егорова Е.И.
Судей Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
Техническую часть фиксации видеоконференцсвязи осуществляют: от Арбитражного суда Липецкой области - секретарь судебного заседания Бобровицкая О.А., от Арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Кузина И.А.
В порядке пункта 2 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание Арбитражного суда Липецкой области, установлены судьей Арбитражного суда Липецкой области Крыловым А.Г.
при участии в заседании от:
- индивидуального предпринимателя Яковлевой Ларисы Васильевны 123007, г. Москва ОГРНИП 312482615700029 Гурьева А.А. - представителя по доверенности от 25.07.2017;
- Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области 398001, г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 26 ОГРН 1044800220057 Хрипунковой Ю.О. - представителя по доверенности N 05-26/201 от 09.06.2017;
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области 143002, Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 32 ОГРН 1115032000588 представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом;
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Липецка 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 5 ОГРН 1044800221487 представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом;
- Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 29 по Западному административному округу г. Москвы 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 66А ОГРН 1027700484350 представители не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017 (судья Никонова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 (судьи: Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу N А36-5003/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Яковлева Лариса Васильевна обратилась в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - Управление) N 1 от 18.05.2015 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление выражает несогласие с судебными актами. Полагает, что судами неправильно применены нормы материального и нормы процессуального права. Просит отменить решение и постановление арбитражных судов, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве Яковлева Л.В. возражает доводам жалобы. Полагает выводы судов законными и обоснованными. Просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления и предпринимателя, обсудив доводы жалобы и отзыва, арбитражный суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что Управлением в порядке контроля за деятельностью ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка (далее - Инспекция) проведена повторная выездная налоговая проверка Яковлевой Л.В. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, составлен акт от 20.03.2015 N 1.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от 18.05.2015 N 1, в соответствии с которым предпринимателю предложено уплатить НДФЛ в сумме 210 917 руб., пени по НДФЛ - 59 928 руб., НДС в сумме 8 272 651 руб., пени по НДС - 2 755 800 руб.
В ходе повторной проверки Управление пришло к выводу о недостоверности данных о выручке налогоплательщика, полученной от ООО "ЭРА", ООО "Метеор-Транс" и ООО "Драйв", на общую сумму 17 752 256 руб., а также учитывая непредставление запрошенных документов по требованиям, налоговый орган использовал расчетный метод на основании информации о деятельности за 2011 год ООО "БИМ" и ООО "Нордкам" - аналогичных налогоплательщиков, по мнению Управления.
Решением ФНС России от 08.07.2015 N СА-3-9/2640@ решение Управления от 18.05.2015 N 1 оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суды обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Применяя названную норму, судам необходимо учитывать, что при определении налоговым органом на ее основании сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.
При этом бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.
Изложенным подходом необходимо руководствоваться как в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих документов, так и при признании их ненадлежащими.
В случае отсутствия или признания ненадлежащими документов по отдельным совершенным налогоплательщиком операциям доходы (расходы) по этим операциям определяются налоговым органом по правилам указанного подпункта с учетом данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика.
Судами установлено, что Управлением при анализе представленных сведений аналогичными были признаны ООО "БИМ" (г. Москва), "НОРДКАМ" (г. Новосибирск в период до 22.09.2014).
В отношении ООО "БИМ" Инспекцией ФНС России N 9 по г. Москве предоставлена информация о том, что сумма уплаченных налогов по НДС за 2011 год составила 197 525 руб., по налогу на прибыль за 2011 год - 91 882 руб., среднесписочная численность работников за 2011 год составила 18 человек, а также направлены электронные копии налоговых деклараций по НДС за 2011 год, по налогу на прибыль за 2011 год.
В отношении ООО "НОРДКАМ" Инспекцией ФНС России N 30 по г. Москве предоставлена информация о том, что среднесписочная численность работников на 01.01.2012 составила 5 человек, а также направлены электронные копии налоговых деклараций по НДС за 2011 год., по налогу на прибыль за 2011 год. Данная организация состоит на учете в Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве с 23.09.2014, переведена из Межрайонной ИФНС России N 6 по Новосибирской области.
Сумма выручки от реализации Управлением исчислена на основании представленных сведений о численности и выручке ООО "БИМ", ООО "НОРДКАМ": путем умножения численности работников предпринимателя на среднюю сумму выручки от реализации на 1 человека по данным ООО "БИМ", ООО "НОРДКАМ" за 2011 год, а также рассчитана сумма расходов путем умножения численности работников предпринимателя на среднюю сумму расходов от реализации на 1 человека по данным ООО "БИМ", ООО "НОРДКАМ" за 2011 год.
В результате применения расчетного способа при исчислении НДФЛ, Управление установило занижение по доходам в размере 61 542 185 руб. относительно заявленных налогоплательщиком сумм доходов в размере 118 840 975 руб., и занижение по расходам в размере 59 919 742 руб. относительно заявленных налогоплательщиком сумм расходов в размере 117 757 163 руб., налоговая база установлена в размере 1 622 443 руб., в результате чего доначислен НДФЛ в размере 210 917 руб. и пени - 59 928 руб.
На основании представленных сведений о численности и данных о реализации по декларациям по НДС ООО "БИМ", ООО "НОРДКАМ" Управлением рассчитаны налоговые обязательства предпринимателя по НДС.
В результате применения расчетного способа налоговым органом выявлено завышение суммы вычетов по НДС за 4 квартал 2011 года в размере 346 817 руб.; занижение налоговой базы по НДС за 3, 4 кварталы 2011 года и соответственно занижение суммы НДС за 3 квартал 2011 года в размере 512 821 руб., за 4 квартал 2011 года - 7 759 830 руб. (с учетом установленного налоговым органом завышения суммы вычетов по НДС за 4 квартал 2011 год).
Исследуя доводы предпринимателя о несоответствии произведенных Управлением расчетов фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, суды установили следующее.
Осуществление сравниваемыми организациями деятельности, аналогичной той, которую осуществляет Яковлева Л.В., кроме кода ОКВЭД, другими доказательствами не подтверждается.
В качестве критерия отбора ООО "БИМ" и ООО "НОРДКАМ" Управление сослалось на применение ими общей системы налогообложения и отраслевую принадлежность (ОКВЭД 15.20 "Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов") по данным из информационной системы СПАРК.
Экономическая деятельность предпринимателя в основном попадала под налогообложение НДС по ставке 10%. (пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).
Удельный вес выручки от реализации, облагаемой по ставке 10%, согласно декларациям Яковлевой Л.В. составил в 1 - 4 кварталах 2011 года соответственно 95,5%, 91,3%, 95,2% и 97,7%. Удельный же вес выручки от реализации, облагаемой по ставке 10%, согласно декларациям сравниваемых налогоплательщиков составляет: у ООО "БИМ" в 1 - 4 кварталах 2011 года соответственно (64,7%, 64,3%, 56,8%, 52,5%), у ООО "НОРДКАМ" - 34,3%, 73,6%, 26,9%, 2,6%). Показатели исчислены на основании информации о выручке по разным ставкам из таб. 4 "Анализ показателей аналогичных налогоплательщиков" оспариваемого решения.
Поэтому суды обоснованно указали, что виды деятельности Яковлевой Л.В. и ООО "БИМ" и ООО "НОРДКАМ" не являются аналогичными, что исключает факт соответствия расчетов фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика. Кроме того судами установлено что Управление не выясняло, какие виды деятельности фактически осуществляли сравнимые налогоплательщики в 2011 году.
Также суды пришли к выводу, что Управление произвело расчеты с рядом противоречий.
Так, при относительно сопоставимых показателях выручки: Яковлева Л.В. - 118 млн. руб., ООО "БИМ" - 143 млн. руб.,
ООО "НОРДКАМ" - 141 млн. руб., численность работников составляет соответственно: 15, 18 и 5 человек, т.е. показатели ООО "НОРДКАМ" сопоставимыми признаны быть не могут.
Вместе с тем, признав показатели выручки, расходов и численности "схожими" Управление уже вменяет предпринимателю получение выручки в размере 180 383 160 руб. И с этой выручки уже определяет налогооблагаемую базу.
В то же время прямое сопоставление расходов и доходов этих налогоплательщиков дает следующие показатели ООО "БИМ" - 99,59%, ООО "Нордкам" - 97,41%, у Яковлевой Л.В. такой показатель - 99,09%. Однако Управление такое сопоставление не применило.
Суды правильно указали, что применение расчетного пути исчисления налогов предполагает выбор аналогичных налогоплательщиков, результаты финансово-хозяйственной деятельности которых с определенной степенью определенности позволяют моделировать такие результаты для проверяемого лица.
Установив, что в ходе повторной налоговой проверки Управлением сведения об аналогичных налогоплательщиках получены не были, то суды пришли к выводу, что произведенные расчеты не соответствуют фактическим условиям экономической деятельности предпринимателя.
Оценивая доводы Управления о неправомерном заявлении налоговых вычетов по НДС по трем счетам-фактурам на сумму 346 817 руб. выставленных ООО "ОптПрод", суды установили следующее.
В оспариваемом решении Управления указано, что поставки от спорного контрагента имели место в течение апреля - октября 2011 года на общую сумму 45 187 281 руб. Реальность которых налоговым органом не оспаривается. Под сомнение поставлены только три счета-фактуры за 4 квартал 2011 года, ввиду непредставления отчетности контрагентом в последующем налоговом периоде.
ООО "ОптПрод" на момент подписания договоров с Яковлевой Л.В. и первичных документов обладало правоспособностью.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке представило суду первой инстанции расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года ООО "ОптПрод", согласно которым численность его сотрудников составляла 6 человек.
Представленные ИФНС по Октябрьскому району г. Липецка в материалы дела копии налоговых деклараций ООО "ОптПрод" по НДС и налогу на прибыль организаций за 2011 год свидетельствуют, что в спорный период данное общество вело и направляло в налоговые органы налоговую отчетность. В отношении Ребровой М.Ю. (руководитель) представлена справка о доходах физического лица формы 2-НДФЛ за 2011 год, по которой ООО "ОптПрод" как налоговый агент выплачивало Ребровой М.Ю. доход, исчисляло и уплачивало НДФЛ.
Оценив результаты почерковедческой экспертизы, суды указали, что проведенное исследование не опровергает реальность совершенных и исполненных сделок, поскольку подписание документов неустановленным лицом не влечет безусловную недействительность сделки и не исключает реальность ее исполнения.
Налоговый орган не доказал, что предприниматель знала о подписании договоров и выставленных ей счетов-фактур неуполномоченными представителями организации-контрагента.
Суды правильно указали, что положения статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают последствия нарушения порядка составления и выставления счета-фактуры. И поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации), то обстоятельства препятствующие использованию этого документа, должны быть известны лицу, применяющему вычеты (то есть покупателю), в момент применения вычетов. Если же такие обстоятельства устанавливаются только налоговым органом в ходе последующих мероприятий налогового контроля, то они сами по себе не могут служить основанием к отказу в применении налоговых вычетов.
Судами также было обоснованно учтено, что Яковлевой Л.В. было реализовано право доказывания фактического размера, как доходов, так и расходов применительно к правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации посредством представления в материалы дела дополнительных доказательств и расчета.
Предпринимателем в подтверждение фактического размера доходов и соответствующих расходов в материалы дела представлены: книги покупок, книги продаж за 3, 4 кварталы 2011 года, товарные накладные, счета-фактуры, ведомости по контрагентам, ведомости по банку, товарные накладные, акты, акты выполненных работ, счета-фактуры за 3, 4 кварталы 2011 года, материалы первичной проверки, бухгалтерская справка за 2011 год, оформленная бухгалтером Кононовой О.Ф. по состоянию на 14.08.2015, выписка по счету АО "Райффайзенбанка", журнал кассира-операциониста N 2, справки ПАО банк социального развития и строительства "ЛИПЕЦККОМБАНК" от 29.11.2016, АО "Райффайзенбанка" от 23.11.2016 о кредитных обязательствах налогоплательщика за 2011 год. ПАО банк социального развития и строительства "ЛИПЕЦККОМБАНК" представлена выписка по операциям по счету Яковлевой Л.В. за 2011 год.
Суды установили, что при исчислении сумм НДФЛ и НДС Управлением при применении расчетного метода не были использованы данные об операциях самого предпринимателя, хотя в распоряжении Управления такие документы имелись - представлены были налогоплательщиком в материалы первичной налоговой проверки проведенной Инспекцией.
Согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд обязан сначала исследовать каждое доказательство в отдельности, а потом установить взаимосвязь их в совокупности.
Арбитражный суд округа полагает, что арбитражными судами не было нарушено положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исследовании и оценки доказательств.
В связи с этим арбитражный суд округа соглашается с выводами судов о неправомерном доначислении Управлением оспариваемых сумм.
Остальные доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы арбитражными судами первой и апелляционной инстанций. Они не опровергают правильность выводов арбитражных судов, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.01.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 по делу N А36-5003/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
Е.Н.ЧАУСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)