Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 ПО ДЕЛУ N А13-4451/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу N А13-4451/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшина А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества Моториной В.Н. по доверенности от 17.05.2013, от налоговой инспекции Татариновой М.Г. по доверенности от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Александра Сергеевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 октября 2015 года по делу N А13-4451/2015 (судья Шестакова Н.А.),
установил:

индивидуальный предприниматель Сергеев Александр Сергеевич (ОГРНИП 310352524500017, ИНН 51920025001, место жительства: <...>) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440, место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - инспекция; далее - налоговая инспекция) от 11.12.2014 N 9587 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает на правомерное исчисление земельного налога исходя из цены земельных участков, определенной на открытых торгах, и являющейся, по его мнению, рыночной стоимостью участков. Считает, что по земельным участкам с кадастровыми номерами 35:24:0503002:516, 35:24:0503002:523, 35:24:0503002:522 налог должен быть рассчитан из кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2014 по делу N А13-15421/2013 и составлять 41 896 руб. В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Налоговая инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт проверки от 28.08.2014 N 5504 и вынесено решение от 11.12.2014 N 9587 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением предпринимателю доначислен земельный налог в размере 270 278 руб., пени за неуплату налога в размере 32 861,11 руб., также заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для доначисления налога послужил вывод налоговой инспекции о неверном указании налогоплательщиком при исчислении налога кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 35:24:0503002:516, 35:24:0503002:506, 35:24:0503002:523, 35:24:0503002:522.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 24.02.2015 N 07-09/01857@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя, решение налоговой инспекции оставлено без изменения.
Предприниматель, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
При проверке налоговой инспекцией установлено, что предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0503002:516, 35:24:0503002:506, 35:24:0503002:523, 35:24:0503002:522.
При исчислении налога заявитель указал стоимость данных участков исходя из стоимости их приобретения в соответствии с договорами купли-продажи, заключенными с открытым акционерным обществом "Электротехмаш" (далее - ОАО "Электротехмаш"), согласно которым земельный участок с кадастровым номером 35:24:0503002:506 приобретен за 253 484 руб. 71 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:24:0503002:516 за 539 143 руб. 84 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:24:0503002:523 за 1 475 579 руб. 36 коп., земельный участок с кадастровым номером 35:24:0503002:522 за 969 063 руб. 54 коп.
Налоговая инспекция посчитала, что кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет соответственно 14 730 694 руб., 10 515 714 руб., 28 527 549 руб. и 14 593 216 руб.
Данная стоимость определена налоговой инспекции исходя из постановления Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" и сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 НК РФ физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, признаются плательщиками земельного налога.
Пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 названной статьи.
В соответствии с положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органом кадастрового учета вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В связи с этим налоговая инспекция правомерно определила стоимость спорных земельных участков для исчисления налога, исходя из стоимости участков по состоянию на 01.01.2012, установленной постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", и сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал ошибочной позицию предпринимателя о возможности установления рыночной стоимости земельных участков на основании договоров купли-продажи, заключенных по результатам публичного предложения имущества должника ОАО "Электротехмаш".
Договоры купли-продажи заключены по результатам публичного предложения имущества должника.
В соответствии с пунктом 6 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" начальная цена продажи имущества определяется в порядке, установленном данным Федеральным законом, решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости этого предприятия, определенной в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора.
В случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи имущества по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного настоящим Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи имущества. Повторные торги проводятся в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии с данным Федеральным законом на первоначальных торгах.
Согласно пункту 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, цена имущества, продаваемого путем проведения публичных торгов, отличается от цены, установленной на основании отчета оценщика, и не может быть признана рыночной.
В связи с этим стоимость земельных участков, отраженная в договорах купли-продажи, не является рыночной и не может быть использована для определения кадастровой стоимости земельного участка.
Также не могут быть приняты во внимание доводы предпринимателя о том, что рыночная стоимость земельных участков должна быть определена на 01.01.2012 на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 5 февраля 2014 года, принятого по делу N А13-15421/2013, рассмотренному по заявлению предпринимателя к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено право правообладателя оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и, как следует из положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, такие сведения подлежат использованию для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление ВАС РФ N 913/11), согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В Постановлении ВАС РФ N 913/11 указано, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленная указанным решением суда рыночная стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за датой вступления указанного судебного акта в законную силу.
Положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) не подлежат применению ввиду следующего.
Абзацем третьим статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно абзацу пятому указанной статьи в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Закон N 225-ФЗ вступил в силу 22.07.2014 за исключением положений, для которых статьей 3 названного Закона установлен иной срок вступления их в силу.
В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ указанные изменения, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ.
В данном случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков подано предпринимателем и рассмотрено судом до 22.07.2014, следовательно, положения абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Закона N 225-ФЗ в данном случае применению не подлежат.
В связи с этим не может быть принята во внимание ссылка предпринимателя на пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости" как основание для ретроспективного перерасчета земельного налога, поскольку основана на ином толковании закона.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 октября 2015 года по делу N А13-4451/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.В.МУРАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)