Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2017
по делу N А79-10510/2015,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Честрой" (ОГРН 1052128128800, ИНН 2127026081, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 58)
о признании частично недействительным распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям от 07.07.2015 N 647-р,
при участии:
от Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - Семеновой Н.Ю. по доверенности от 28.04.2017 N 59 (участвовала в судебном заседании 28.06.2017),
и
общество с ограниченной ответственностью "Честрой" (далее - ООО "Честрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 2 распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям (в настоящее время - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, далее - Министерство) от 07.07.2015 N 647-р об установлении начальной цены 189 474 штук обыкновенных акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" (далее - ОАО "Чувашавтодор"), что составляет 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Независимость" (далее - ООО "Независимость"), ОАО "Чувашавтодор", общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер"), закрытое акционерное общество "МИХАЛКОВО" (далее - ЗАО "МИХАЛКОВО"), временный управляющий ОАО "Чувашавтодор" Кириллов Артем Валерьевич.
Решением от 10.01.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требование заявителя.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства в судебном заседании 28.06.2017 поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
ООО "Честрой" в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к ней просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Конкурсный управляющий ОАО "Чувашавтодор" в отзыве на апелляционную жалобу оставил разрешение вопроса по ней на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28.06.2017 объявлялся перерыв до 08 час. 30 мин. 05.07.2017.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 N 335 "О порядке принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики", от 28.05.2014 N 195 "О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2015 год и основных направлениях приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2016-2017 годы", с учетом протокола заседания комиссии по определению условий приватизации государственного имущества Чувашской Республики от 07.07.2015 N 14 Министерство издало распоряжение от 07.07.2015 N 647-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, д. 2 а", путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений по цене.
Согласно пункту 2 указанного распоряжения начальная цена продажи имущества составила 179 281 293, 00 руб.
Данная цена определена путем рыночной оценки стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус одна акция от уставного капитала, в количестве 189 474 штук по состоянию на 29.05.2015, проведенной ООО "Независимость" (результаты оценки содержатся в отчете N 099/04-15 (4)).
Министерство, выполняя от лица Чувашской Республики функции собственника 100% пакета акций ОАО "Чувашавтодор", организовало торги по продаже указанного пакета акций.
Информационное сообщение со ссылкой на распоряжение от 07.07.2015 N 647-р было размещено на сайте Министерства в информационно - коммуникационной сети Интернет по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/Grvld_10/647-p.pdf., а также в газете "Советская Чувашия" от 09.07.2015 N 112 (25787).
Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона от 06.08.2015 N 44 на участие в аукционе по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" поступило пять заявок, две из которых не обеспечили перечисление задатка, в связи с чем участниками аукциона с открытой формой подачи предложений о цене были признаны: ЗАО "МИХАЛКОВО" номер карточки участника - 1; ООО "Честрой" номер карточки участника - 2; ООО "Лидер" номер карточки участника - 3.
По результатам проведения аукциона победителем аукциона по продаже лота N 1 признано ООО "Лидер", номер карточки - 3, цена продажи имущества 232 281 293 руб. (протокол об итогах аукциона от 21.08.2015 N 48).
11.09.2015 между Министерством (продавец) и ООО "Лидер" (покупатель) был заключен договор N 113 купли-продажи акций ОАО "Чувашавтодор", принадлежащих на праве собственности Чувашской Республике, с определенной по итогам аукциона ценой продажи акций 232 281 293 руб.
Поскольку в установленный пунктом 3.3 указанного договора предельный срок (не позднее 02.10.2015) ООО "Лидер" оплату акций не произвело, Министерство уведомлением от 08.10.2015 N 07-22/12457 сообщило ему о расторжении с 08.10.2015 договора купли-продажи акций от 11.09.2015 N 113.
ООО "Честрой" не согласилось с пунктом 2 распоряжения Министерства от 07.07.2015 N 647-р об установлении начальной цены 189 474 штук обыкновенных акций ОАО "Чувашавтодор", что составляет 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб. и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом N 178-ФЗ, в соответствии со статьей 1 которого под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно разделу 2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 N 103 (далее - Положение о Минимуществе Чувашии), основными задачами Минимущества Чувашии в том числе являются: управление и распоряжение объектами республиканской собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере управления государственной собственностью; обеспечение реализации прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на очередной финансовый год и плановый период (далее - прогнозный план (программа) приватизации республиканского имущества).
Для исполнения вышеуказанных задач Минимущество Чувашии в том числе реализует от имени Чувашской Республики права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, а также права владельца специального права ("золотой акции") в управлении акционерными обществами; организует продажу республиканского имущества, заключает договоры купли-продажи республиканского имущества, передает республиканское имущество юридическим и физическим лицам, приобретающим республиканское имущество, путем оформления акта приема-передачи (раздел 3 Положения о Минимуществе Чувашии).
Указом главы Чувашской Республики от 30.09.2015 N 134 "О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики" Минимущество Чувашии было преобразовано в Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям.
Указом главы Чувашской Республики от 07.10.2016 N 142 "О совершенствовании государственного управления в Чувашской Республике" Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям упразднен, его функции переданы Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, которое является его правопреемником.
В рассматриваемом случае Министерство, выполняя от лица Чувашской Республики функции собственника 100% пакета акций ОАО "Чувашавтодор", приняло решение о проведении аукциона с открытой формой подачи предложений по цене, условия которого определило в распоряжении от 07.07.2015 N 647-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, д. 2 а", в том числе в отношении установления начальной цены 189 474 штук обыкновенных акций ОАО "Чувашавтодор", что составило 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб. (пункт 2).
При этом начальная цена продажи акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 179 281 293 руб. установлена Министерством на основании отчета об оценке N 099/04-15 (4), подготовленного по состоянию на 29.05.2015 ООО "Независимость", признанным победителем электронного аукциона на оказание услуг по определению рыночной цены пакета акций ОАО "Чувашавтодор" (протокол подведения итогов аукциона от 08.04.2015).
Впоследствии Министерством были проведены торги по продаже указанного пакета акций.
ООО "Честрой", являвшийся участником аукциона, посчитало недостоверной начальную цену продажи акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 179 281 293 руб., указанную Министерством в пункте 2 оспариваемого распоряжения, в связи с чем оспорило его в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции определением от 01.07.2016 назначил судебную экспертизу на предмет соответствия отчета об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., подготовленного ООО "Независимость", Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), Федеральным стандартам оценки и общепринятым методологиям оценки, а также в целях определения рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт. по состоянию на 01.03.2015.
Согласно экспертному заключению от 16.08.2016 N 12/2016, подготовленному экспертом ООО "Агентство оценки собственности" Козловой Галиной Петровной, отчет об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минут одна акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., подготовленный оценщиками ООО "Независимость", не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки (ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3), ССО РОО 2010; выявленные в отчете об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) несоответствия в части формальных признаков Закону об оценочной деятельности частично повлияли на итоговую рыночную стоимость объекта оценки; рыночная стоимость объекта исследования, включающего в себя пакет акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., по состоянию на 01.03.2015 составляет с учетом округления 136 535 894 руб.
Оценив указанное заключение эксперта, суд признал его соответствующим требованиям статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеющим противоречий и не вызывающим сомнений в объективности и квалификации эксперта, содержащим выводы по всем постановленным судом вопросам и не допускающим двоякого толкования.
В этой связи, руководствуясь указанным заключением, суд признал несоответствующим закону пункт 2 распоряжения от 07.07.2015 N 647-р.
При этом суд посчитал нарушенными права и законные интересы ООО "Честрой", признав его заинтересованным лицом приобретения пакета акций ОАО "Чувашавтодор" по его действительной рыночной цене, готовым в дальнейшем реализовать свое право на приобретение данного пакета акций.
Вместе с тем, делая подобные выводы, суд первой инстанции не исследовал в полной мере обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, следующие сведения: наименование государственного органа, принявшего решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); способ приватизации такого имущества; начальная цена продажи такого имущества; форма подачи предложений о цене такого имущества; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов; срок заключения договора купли-продажи такого имущества; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); место и срок подведения итогов продажи государственного имущества.
Таким образом, информационное сообщение о продаже государственного имущества в обязательном порядке должно содержать начальную цену продажи такого имущества, а также размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
В рассматриваемом случае соответствующая информация имелась в информационном сообщении, размещенном на сайте Министерства в информационно - коммуникационной сети Интернет по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/Grvld_10/647-p.pdf., а также в газете "Советская Чувашия" от 09.07.2015 N 112 (25787).
Из материалов дела следует, что заявка на участие в аукционе от ООО "Честрой" поступила 03.08.2015. К указанной заявке было приложено платежное поручение от 03.08.2015 N 790, по которому ООО "Честрой" внесло задаток за участие в аукционе по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в сумме 17 928 129 рублей 30 копеек.
Следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, подав заявку и оплатив соответствующий задаток за участие в аукционе, ООО "Честрой" было не только знакомо с условиями проведения аукциона по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" и, в частности, с начальной ценой продажи такого имущества, но и согласно с данной ценой.
Порядок организации продажи государственного имущества на аукционе установлен в Положении об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585.
Согласно подпунктам "д", "е", "ж", "з" пункта 15 названного Положения после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и "шаг аукциона", который устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона; после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек; после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения; аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.
21.08.2015 состоялся аукцион с открытой формой подачи предложений о цене по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" со следующими условиями: начальная цена пакета акций - 179 281 293 рубля; шаг аукциона - 1 000 000 рублей.
В ходе проведения торгов все участники действовали на равных условиях и путем поднятия карточек двумя участниками ЗАО "Михалково" (номер карточки 1) и ООО "Лидер" (номер карточки 3) было сделано 53 шага аукциона, в результате чего повышалась цена аукциона и в итоге стоимость пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в количестве 189 474 штук составила 232 281 293 рубля.
При этом участником ООО "Честрой" (номер карточки 2) ни разу не была предложена выкупная цена, то есть имело место его пассивное поведение на аукционе, не соответствующее намерению участия в аукционе, выраженному фактом подачи заявки.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает, что ни на момент опубликования информационного сообщения о проведении аукциона, ни на стадии подачи заявок на участие в аукционе ООО "Честрой" не оспорило в установленном порядке начальную стоимость пакета акций, о которой ему было известно.
В этой связи судом не принимается довод заявителя о том, что установление Министерством завышенной, по его мнению, начальной цены акций ОАО "Чувашавтодор" помешало ему поднимать карточку непосредственно во время аукциона. Соответственно, необоснованным признается и вывод суда о том, что заявитель не мог реализовать свое право на приобретение акций ОАО "Чувашавтодор".
Отсутствие у заявителя текста распоряжения от 07.07.2015 N 647-р, по мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае не препятствовало ему оспаривать иным способом начальную цену акций ОАО "Чувашавтодор", поскольку именно с ней ООО "Честрой" было не согласно, однако своим правом на тот момент оно не воспользовалось, а напротив, подало заявку на участие в аукционе и уплатило соответствующую начальной цене акций сумму задатка.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Министерства участник аукциона ЗАО "Махалково" (карточка номер 1) обращался с жалобой на действия Минимущества Чувашии при проведении аукциона по продаже акций ОАО "Чувашавтодор".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 10.09.2015 по делу N 51-Т-2015, представленным в материалы дела, жалоба ЗАО "Михалково" признана необоснованной.
При этом из данного решения усматривается, что представители ООО "Честрой" поддерживали позицию Минимущества Чувашии, а значит, на тот момент считали аукцион законным и признавали его результаты.
Суд апелляционной инстанции также установил, что в связи с расторжением договора от 11.09.2015 N 113 купли-продажи акций ОАО "Чувашавтодор", заключенного между Министерством и ООО "Лидер", по причине неоплаты акций покупателем данный пакет акций был выставлен на повторный аукцион, который был объявлен на 16.11.2015.
Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона от 13.11.2015 N 70 прием заявок осуществлялся с 15.10.2015 по 10.11.2015, однако заявки на участие в аукционе не поступили, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает заинтересованности ООО "Честрой" в приобретении пакета акций ОАО "Чувашавтодор", а равно готовности данного лица реализовать свое право на приобретение пакета акций ОАО "Чувашавтодор".
В этой связи вывод суда об обратном не основан на фактических обстоятельствах дела.
При этом действительную волю Министерства на проведение торгов по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" суд на момент принятия решения не выяснял. В суде апелляционной инстанции представитель Министерства пояснил, что с момента проведения повторных торгов в ноябре 2015 года и до настоящего времени (практически два года) такого решения не принималось, информация о их проведении в дальнейшем также отсутствует.
Более того, следовало учесть, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.
В рассматриваемом случае отчет составлен ООО "Независимость" 29.05.2015, то есть продажа пакета акций ОАО "Чувашавтодор" на основании этого отчета могла состояться только до 29.11.2015.
С настоящим заявлением ООО "Честрой" обратилось в арбитражный суд 17.11.2015 и принято судом к производству 03.12.2016 (с учетом оставления заявления без движения), в связи с чем дальнейшая реализация права данного лица на приобретение акций на основании отчета с истекшим сроком была в любом случае невозможна. Следовательно, и проверка обоснованности установленной в пункте 2 распоряжения Министерства от 07.07.2015 N 647-р начальной цены пакета акций ОАО "Чувашавтодор", по мнению суда апелляционной инстанции, была нецелесообразна, так как в случае принятия решения о проведении следующего аукциона по продаже указанного пакета акций у Министерства наступит обязанность по подготовке нового отчета об оценке с установлением начальной цены предмета аукциона по состоянию на соответствующий период. В свою очередь в случае несогласия с уже вновь установленной ценой заинтересованные лица вправе ее оспорить в установленном законом порядке.
При этом суд отмечает, что право за судебную защиту с предметом спора по настоящему делу, которое в полном объеме реализовано (дело принято к производству и рассмотрено судом по существу с восстановлением пропущенного срока подачи заявления), не может находиться в прямой связи с удовлетворением требований заявителя, которое возможно только при наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
При этом пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из анализа названных норм, нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель. При этом целью обращения лица, права которого нарушены, в арбитражный суд является восстановление нарушенных прав этого лица.
Вместе с тем нарушение прав и законных интересов ООО "Честрой" не доказало, а суд апелляционной инстанции с учетом приведенных выше обстоятельств не установил.
Отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требования.
Кроме того, удовлетворение заявления ООО "Честрой" не приведет к восстановлению его прав, которые он считает нарушенными.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что ввиду отсутствия совокупности условий основания для признания пункта 2 распоряжения Министерства от 07.07.2015 N 647-р отсутствуют.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ООО "Честрой" не доказано.
Доводы, приведенные заявителем в возражениях на апелляционную жалобу и дополнении к нему, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требование ООО "Честрой" - отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2017 по делу N А79-10510/2015 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Честрой" в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям от 07.07.2015 N 647-р отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2017 ПО ДЕЛУ N А79-10510/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N А79-10510/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2017
по делу N А79-10510/2015,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Честрой" (ОГРН 1052128128800, ИНН 2127026081, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 58)
о признании частично недействительным распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям от 07.07.2015 N 647-р,
при участии:
от Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - Семеновой Н.Ю. по доверенности от 28.04.2017 N 59 (участвовала в судебном заседании 28.06.2017),
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Честрой" (далее - ООО "Честрой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 2 распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям (в настоящее время - Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, далее - Министерство) от 07.07.2015 N 647-р об установлении начальной цены 189 474 штук обыкновенных акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" (далее - ОАО "Чувашавтодор"), что составляет 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Независимость" (далее - ООО "Независимость"), ОАО "Чувашавтодор", общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер"), закрытое акционерное общество "МИХАЛКОВО" (далее - ЗАО "МИХАЛКОВО"), временный управляющий ОАО "Чувашавтодор" Кириллов Артем Валерьевич.
Решением от 10.01.2017 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требование заявителя.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства в судебном заседании 28.06.2017 поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
ООО "Честрой" в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к ней просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Конкурсный управляющий ОАО "Чувашавтодор" в отзыве на апелляционную жалобу оставил разрешение вопроса по ней на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28.06.2017 объявлялся перерыв до 08 час. 30 мин. 05.07.2017.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2003 N 335 "О порядке принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Чувашской Республики", от 28.05.2014 N 195 "О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2015 год и основных направлениях приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2016-2017 годы", с учетом протокола заседания комиссии по определению условий приватизации государственного имущества Чувашской Республики от 07.07.2015 N 14 Министерство издало распоряжение от 07.07.2015 N 647-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, д. 2 а", путем проведения аукциона с открытой формой подачи предложений по цене.
Согласно пункту 2 указанного распоряжения начальная цена продажи имущества составила 179 281 293, 00 руб.
Данная цена определена путем рыночной оценки стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус одна акция от уставного капитала, в количестве 189 474 штук по состоянию на 29.05.2015, проведенной ООО "Независимость" (результаты оценки содержатся в отчете N 099/04-15 (4)).
Министерство, выполняя от лица Чувашской Республики функции собственника 100% пакета акций ОАО "Чувашавтодор", организовало торги по продаже указанного пакета акций.
Информационное сообщение со ссылкой на распоряжение от 07.07.2015 N 647-р было размещено на сайте Министерства в информационно - коммуникационной сети Интернет по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/Grvld_10/647-p.pdf., а также в газете "Советская Чувашия" от 09.07.2015 N 112 (25787).
Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона от 06.08.2015 N 44 на участие в аукционе по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" поступило пять заявок, две из которых не обеспечили перечисление задатка, в связи с чем участниками аукциона с открытой формой подачи предложений о цене были признаны: ЗАО "МИХАЛКОВО" номер карточки участника - 1; ООО "Честрой" номер карточки участника - 2; ООО "Лидер" номер карточки участника - 3.
По результатам проведения аукциона победителем аукциона по продаже лота N 1 признано ООО "Лидер", номер карточки - 3, цена продажи имущества 232 281 293 руб. (протокол об итогах аукциона от 21.08.2015 N 48).
11.09.2015 между Министерством (продавец) и ООО "Лидер" (покупатель) был заключен договор N 113 купли-продажи акций ОАО "Чувашавтодор", принадлежащих на праве собственности Чувашской Республике, с определенной по итогам аукциона ценой продажи акций 232 281 293 руб.
Поскольку в установленный пунктом 3.3 указанного договора предельный срок (не позднее 02.10.2015) ООО "Лидер" оплату акций не произвело, Министерство уведомлением от 08.10.2015 N 07-22/12457 сообщило ему о расторжении с 08.10.2015 договора купли-продажи акций от 11.09.2015 N 113.
ООО "Честрой" не согласилось с пунктом 2 распоряжения Министерства от 07.07.2015 N 647-р об установлении начальной цены 189 474 штук обыкновенных акций ОАО "Чувашавтодор", что составляет 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб. и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом N 178-ФЗ, в соответствии со статьей 1 которого под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно разделу 2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 N 103 (далее - Положение о Минимуществе Чувашии), основными задачами Минимущества Чувашии в том числе являются: управление и распоряжение объектами республиканской собственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики в сфере управления государственной собственностью; обеспечение реализации прогнозного плана (программы) приватизации республиканского имущества на очередной финансовый год и плановый период (далее - прогнозный план (программа) приватизации республиканского имущества).
Для исполнения вышеуказанных задач Минимущество Чувашии в том числе реализует от имени Чувашской Республики права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, а также права владельца специального права ("золотой акции") в управлении акционерными обществами; организует продажу республиканского имущества, заключает договоры купли-продажи республиканского имущества, передает республиканское имущество юридическим и физическим лицам, приобретающим республиканское имущество, путем оформления акта приема-передачи (раздел 3 Положения о Минимуществе Чувашии).
Указом главы Чувашской Республики от 30.09.2015 N 134 "О структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики" Минимущество Чувашии было преобразовано в Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям.
Указом главы Чувашской Республики от 07.10.2016 N 142 "О совершенствовании государственного управления в Чувашской Республике" Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям упразднен, его функции переданы Министерству юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, которое является его правопреемником.
В рассматриваемом случае Министерство, выполняя от лица Чувашской Республики функции собственника 100% пакета акций ОАО "Чувашавтодор", приняло решение о проведении аукциона с открытой формой подачи предложений по цене, условия которого определило в распоряжении от 07.07.2015 N 647-р "Об условиях приватизации акций открытого акционерного общества "Чувашавтодор" Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект И.Я. Яковлева, д. 2 а", в том числе в отношении установления начальной цены 189 474 штук обыкновенных акций ОАО "Чувашавтодор", что составило 75% минус одна акция от уставного капитала, в размере 179 281 293 руб. (пункт 2).
При этом начальная цена продажи акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 179 281 293 руб. установлена Министерством на основании отчета об оценке N 099/04-15 (4), подготовленного по состоянию на 29.05.2015 ООО "Независимость", признанным победителем электронного аукциона на оказание услуг по определению рыночной цены пакета акций ОАО "Чувашавтодор" (протокол подведения итогов аукциона от 08.04.2015).
Впоследствии Министерством были проведены торги по продаже указанного пакета акций.
ООО "Честрой", являвшийся участником аукциона, посчитало недостоверной начальную цену продажи акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 179 281 293 руб., указанную Министерством в пункте 2 оспариваемого распоряжения, в связи с чем оспорило его в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции определением от 01.07.2016 назначил судебную экспертизу на предмет соответствия отчета об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., подготовленного ООО "Независимость", Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), Федеральным стандартам оценки и общепринятым методологиям оценки, а также в целях определения рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт. по состоянию на 01.03.2015.
Согласно экспертному заключению от 16.08.2016 N 12/2016, подготовленному экспертом ООО "Агентство оценки собственности" Козловой Галиной Петровной, отчет об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) рыночной стоимости пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минут одна акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., подготовленный оценщиками ООО "Независимость", не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки (ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3), ССО РОО 2010; выявленные в отчете об оценке от 29.05.2015 N 099/04-15 (4) несоответствия в части формальных признаков Закону об оценочной деятельности частично повлияли на итоговую рыночную стоимость объекта оценки; рыночная стоимость объекта исследования, включающего в себя пакет акций ОАО "Чувашавтодор" в размере 75% минус 1 акция от уставного капитала в количестве 189 474 шт., по состоянию на 01.03.2015 составляет с учетом округления 136 535 894 руб.
Оценив указанное заключение эксперта, суд признал его соответствующим требованиям статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеющим противоречий и не вызывающим сомнений в объективности и квалификации эксперта, содержащим выводы по всем постановленным судом вопросам и не допускающим двоякого толкования.
В этой связи, руководствуясь указанным заключением, суд признал несоответствующим закону пункт 2 распоряжения от 07.07.2015 N 647-р.
При этом суд посчитал нарушенными права и законные интересы ООО "Честрой", признав его заинтересованным лицом приобретения пакета акций ОАО "Чувашавтодор" по его действительной рыночной цене, готовым в дальнейшем реализовать свое право на приобретение данного пакета акций.
Вместе с тем, делая подобные выводы, суд первой инстанции не исследовал в полной мере обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, следующие сведения: наименование государственного органа, принявшего решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); способ приватизации такого имущества; начальная цена продажи такого имущества; форма подачи предложений о цене такого имущества; условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов; срок заключения договора купли-продажи такого имущества; порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); место и срок подведения итогов продажи государственного имущества.
Таким образом, информационное сообщение о продаже государственного имущества в обязательном порядке должно содержать начальную цену продажи такого имущества, а также размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
В рассматриваемом случае соответствующая информация имелась в информационном сообщении, размещенном на сайте Министерства в информационно - коммуникационной сети Интернет по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/Grvld_10/647-p.pdf., а также в газете "Советская Чувашия" от 09.07.2015 N 112 (25787).
Из материалов дела следует, что заявка на участие в аукционе от ООО "Честрой" поступила 03.08.2015. К указанной заявке было приложено платежное поручение от 03.08.2015 N 790, по которому ООО "Честрой" внесло задаток за участие в аукционе по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в сумме 17 928 129 рублей 30 копеек.
Следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, подав заявку и оплатив соответствующий задаток за участие в аукционе, ООО "Честрой" было не только знакомо с условиями проведения аукциона по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" и, в частности, с начальной ценой продажи такого имущества, но и согласно с данной ценой.
Порядок организации продажи государственного имущества на аукционе установлен в Положении об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585.
Согласно подпунктам "д", "е", "ж", "з" пункта 15 названного Положения после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и "шаг аукциона", который устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона; после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек; после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения; аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.
21.08.2015 состоялся аукцион с открытой формой подачи предложений о цене по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" со следующими условиями: начальная цена пакета акций - 179 281 293 рубля; шаг аукциона - 1 000 000 рублей.
В ходе проведения торгов все участники действовали на равных условиях и путем поднятия карточек двумя участниками ЗАО "Михалково" (номер карточки 1) и ООО "Лидер" (номер карточки 3) было сделано 53 шага аукциона, в результате чего повышалась цена аукциона и в итоге стоимость пакета акций ОАО "Чувашавтодор" в количестве 189 474 штук составила 232 281 293 рубля.
При этом участником ООО "Честрой" (номер карточки 2) ни разу не была предложена выкупная цена, то есть имело место его пассивное поведение на аукционе, не соответствующее намерению участия в аукционе, выраженному фактом подачи заявки.
В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает, что ни на момент опубликования информационного сообщения о проведении аукциона, ни на стадии подачи заявок на участие в аукционе ООО "Честрой" не оспорило в установленном порядке начальную стоимость пакета акций, о которой ему было известно.
В этой связи судом не принимается довод заявителя о том, что установление Министерством завышенной, по его мнению, начальной цены акций ОАО "Чувашавтодор" помешало ему поднимать карточку непосредственно во время аукциона. Соответственно, необоснованным признается и вывод суда о том, что заявитель не мог реализовать свое право на приобретение акций ОАО "Чувашавтодор".
Отсутствие у заявителя текста распоряжения от 07.07.2015 N 647-р, по мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае не препятствовало ему оспаривать иным способом начальную цену акций ОАО "Чувашавтодор", поскольку именно с ней ООО "Честрой" было не согласно, однако своим правом на тот момент оно не воспользовалось, а напротив, подало заявку на участие в аукционе и уплатило соответствующую начальной цене акций сумму задатка.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Министерства участник аукциона ЗАО "Махалково" (карточка номер 1) обращался с жалобой на действия Минимущества Чувашии при проведении аукциона по продаже акций ОАО "Чувашавтодор".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 10.09.2015 по делу N 51-Т-2015, представленным в материалы дела, жалоба ЗАО "Михалково" признана необоснованной.
При этом из данного решения усматривается, что представители ООО "Честрой" поддерживали позицию Минимущества Чувашии, а значит, на тот момент считали аукцион законным и признавали его результаты.
Суд апелляционной инстанции также установил, что в связи с расторжением договора от 11.09.2015 N 113 купли-продажи акций ОАО "Чувашавтодор", заключенного между Министерством и ООО "Лидер", по причине неоплаты акций покупателем данный пакет акций был выставлен на повторный аукцион, который был объявлен на 16.11.2015.
Согласно протоколу о признании претендентов участниками аукциона от 13.11.2015 N 70 прием заявок осуществлялся с 15.10.2015 по 10.11.2015, однако заявки на участие в аукционе не поступили, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает заинтересованности ООО "Честрой" в приобретении пакета акций ОАО "Чувашавтодор", а равно готовности данного лица реализовать свое право на приобретение пакета акций ОАО "Чувашавтодор".
В этой связи вывод суда об обратном не основан на фактических обстоятельствах дела.
При этом действительную волю Министерства на проведение торгов по продаже пакета акций ОАО "Чувашавтодор" суд на момент принятия решения не выяснял. В суде апелляционной инстанции представитель Министерства пояснил, что с момента проведения повторных торгов в ноябре 2015 года и до настоящего времени (практически два года) такого решения не принималось, информация о их проведении в дальнейшем также отсутствует.
Более того, следовало учесть, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.
В рассматриваемом случае отчет составлен ООО "Независимость" 29.05.2015, то есть продажа пакета акций ОАО "Чувашавтодор" на основании этого отчета могла состояться только до 29.11.2015.
С настоящим заявлением ООО "Честрой" обратилось в арбитражный суд 17.11.2015 и принято судом к производству 03.12.2016 (с учетом оставления заявления без движения), в связи с чем дальнейшая реализация права данного лица на приобретение акций на основании отчета с истекшим сроком была в любом случае невозможна. Следовательно, и проверка обоснованности установленной в пункте 2 распоряжения Министерства от 07.07.2015 N 647-р начальной цены пакета акций ОАО "Чувашавтодор", по мнению суда апелляционной инстанции, была нецелесообразна, так как в случае принятия решения о проведении следующего аукциона по продаже указанного пакета акций у Министерства наступит обязанность по подготовке нового отчета об оценке с установлением начальной цены предмета аукциона по состоянию на соответствующий период. В свою очередь в случае несогласия с уже вновь установленной ценой заинтересованные лица вправе ее оспорить в установленном законом порядке.
При этом суд отмечает, что право за судебную защиту с предметом спора по настоящему делу, которое в полном объеме реализовано (дело принято к производству и рассмотрено судом по существу с восстановлением пропущенного срока подачи заявления), не может находиться в прямой связи с удовлетворением требований заявителя, которое возможно только при наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно общим правилам федерального законодательства лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
При этом пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из анализа названных норм, нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель. При этом целью обращения лица, права которого нарушены, в арбитражный суд является восстановление нарушенных прав этого лица.
Вместе с тем нарушение прав и законных интересов ООО "Честрой" не доказало, а суд апелляционной инстанции с учетом приведенных выше обстоятельств не установил.
Отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требования.
Кроме того, удовлетворение заявления ООО "Честрой" не приведет к восстановлению его прав, которые он считает нарушенными.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что ввиду отсутствия совокупности условий основания для признания пункта 2 распоряжения Министерства от 07.07.2015 N 647-р отсутствуют.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ООО "Честрой" не доказано.
Доводы, приведенные заявителем в возражениях на апелляционную жалобу и дополнении к нему, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а требование ООО "Честрой" - отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2017 по делу N А79-10510/2015 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Честрой" в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2 распоряжения Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям от 07.07.2015 N 647-р отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.КИРИЛОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)