Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.04.2016 ПО ДЕЛУ N А49-14868/2015

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу N А49-14868/2015


Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Столяр Е.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дмитриевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства Пензенской области (ОГРН 1035803002443; ИНН 5836013019)
к обществу с ограниченной ответственностью "Восторг" (ОГРН 1065837006619; ИНН 5837026821)
об аннулировании лицензии,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Конищева М.В. - представителя (дов. от 20.05.2014 N 10ю-13/7),
от ответчика - Трифоновой Е.П. - генерального директора (паспорт), Богатовой О.Э. - представителя (дов. от 01.02.2016 N 1),

установил:

Министерство сельского хозяйства Пензенской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Восторг" (далее - ООО "Восторг"), в котором просило аннулировать лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 08.06.2012 с регистрационным номером 58РПА0000080.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. По мнению заявителя, ООО "Восторг" допустило к реализации алкогольную продукцию с поддельными федеральными специальными марками (далее - ФСМ), что является основанием для аннулирования соответствующей лицензии.
Ответчик с требованиями заявителя не согласился, так как общество не является производителем реализуемой алкогольной продукции, а визуально определить подлинность акцизных марок не представляется возможным.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему:
ООО "Восторг" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы 27.02.2006, запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за N 1065837006619.
08.06.2012 Министерством сельского хозяйства Пензенской области выдана лицензия ООО "Восторг" на осуществление розничной продажи алкогольной продукции N 58РПА0000080 сроком действия до 21.06.2018 по месту нахождения обособленных подразделений: г. Пенза, ул. Светлая, 74 - кафе; г. Пенза, ул. Светлая, 74 - магазин.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции).
В силу пункта 1 статьи 10.2 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к числу которых, в частности, относятся: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке. При этом алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции (в редакции, действующей в момент обнаружения правонарушения).
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи требования к образцам акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Требований к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2012 N 775, алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, маркируется акцизными марками для маркировки алкогольной продукции (далее - акцизные марки) размером 90 х 26 миллиметров и 63 х 21 миллиметр.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями этого Федерального закона. Также запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу (пункт 6 статьи 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции).
В соответствии с положениями пункта 3.3 статьи 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями-покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Аналогичные правила к способу проверки подлинности федеральных специальных марок для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, установлены пунктом 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (абзац 2 пункта 3.3 статьи 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции). Согласно пункту 3 статьи 20 Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензируемого органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в частности, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона либо с поддельными марками.
Как установлено материалами дела, 24.09.2015 в Министерство сельского хозяйства Пензенской области поступило письмо Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, в котором сообщалось о том, что в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ООО "Восторг" по месту осуществления лицензируемой деятельности: г. Пенза, ул. Светлая, 74, выявлен факт реализации алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками, что подтверждается заключением эксперта ЭКЦ Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу от 23.12.2014 N 534.
Протоколом осмотра от 27.11.2014 установлено, что находящаяся в продаже в магазине ООО "Восторг", расположенном по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, водка "Бобровка" на дубовой коре, емкостью 0,5 л, дата розлива 16.01.2014, производства ЛРС УП "Можейково" (Республика Беларусь) в количестве 6 бутылок промаркирована акцизной маркой с признаками фальсификации (нечитаемый микротекст "Акцизная марка", переходящий из директного в контурный).
Эксперт Экспертно-криминалистического центра Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу в своем заключении от 11.12.2014 N 534 пришел к выводу о том, что представленные на экспертизу акцизные марки с нумерацией: 043 85017485, 043 85015790, 043 85015709, 043 85017498, 043 85015720, 043 85024624 для маркировки алкогольной продукции изготовлены не производством предприятия ФГУП "ГОЗНАК", а выполнены способом плоской офсетной печати, голограммы имитированы тиснением фольгой.
Постановлением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 11.03.2015 по делу N 5-39/2015 ООО "Восторг" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая предусматривает административную ответственность за оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесение информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
ЕГАИС является основным элементом государственного администрирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Именно ЕГАИС содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции (пункт 2 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации N 306-КГ15-624 по делу N А55-10714/2014.
Таким образом, в действиях ответчика имеются признаки нарушения Закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, являющиеся достаточными и соразмерными основаниями для аннулирования выданной лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Более того, ООО "Восторг" должно и могло самостоятельно визуально установить факт поддельности акцизных марок, так как в протоколе осмотра от 27.11.2014 указано, что на 6 бутылках водки "Бобровка" на дубовой коре имеется нечитаемый микротекст "Акцизная марка", переходящий из директного в контурный.
Кроме того, суд учитывает, что ООО "Восторг" и ранее нарушались требования законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции, что подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Железнодорожного района г. Пензы по делу N 5-321/14 о привлечении генерального директора общества Агапова Ю.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования Министерства сельского хозяйства Пензенской области удовлетворить.
Аннулировать лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 08.06.2012 с регистрационным номером 58РПА0000080, выданную Министерством сельского хозяйства Пензенской области обществу с ограниченной ответственностью "Восторг" (г. Пенза, ул. Светлая, 74).
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия.

Судья
Е.Л.СТОЛЯР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)