Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2016 N 13АП-15159/2016 ПО ДЕЛУ N А56-79334/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2016 г. N 13АП-15159/2016

Дело N А56-79334/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика N 1: Ильин А.А. - доверенность от 11.01.2016;
- от ответчика N 2: Петрова Т.В. - доверенность от 18.01.2016 N 05-06/00371;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15159/2016) ООО "Экватор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2016 по делу N А56-79334/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Экватор"
к 1. УФНС России по Ленинградской области,
2. ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области
об оспаривании решений
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Экватор", место нахождения: 199106, г. Санкт-Петербург, Косая линия, д. 15В, лит. А, ОГРН 1089847038951 (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений ИФНС по Приозерскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.07.2015 N 07-09/9125 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 16.09.2015 N 16-21-12/11009@ об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Решением суда от 14.04.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку земельные участки, принадлежащие Обществу, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и в 2014 году фактически использовались для ведения сельскохозяйственного производства, то есть согласно целевому назначению, то Обществом правомерно применена пониженная ставка налога 0,3%. При этом Общество считает, что налоговый орган не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в его отсутствие.
Представители Инспекции и Управления доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонили и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой 02.06.2015 составлен акт N 07-09/10371 и 17.07.2015 принято решение N 07-09/9125 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 234 840 руб., доначислено 587 100 руб. налога и 25 853,11 руб. пеней.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом пониженной ставки земельного налога - 0,3% в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 16.09.2015 N 16-21-12/11009@ решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решения Инспекции и Управления недействительными, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя, указав, что Общество неправомерно применило пониженные налоговые ставки, поскольку использовало земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства", в коммерческих целях.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- Решением Совета депутатов муниципального образования Петровское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 16.11.2010 N 61 "Об установлении земельного налога" установлена ставка земельного налога 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ.
В отношении прочих земельных участков ставка налога составляет 1,5 процента.
В соответствии со Свидетельствами о государственной регистрации права от 23.04.2014 Обществу на праве собственности в проверяемый период принадлежали земельные участки, относящиеся к категории земель земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного строительства".
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Довод подателя жалобы об использовании им земельных участков для сельскохозяйственного производства, поскольку заявитель производит работы по сносу зеленых насаждений, покосам травы, устройству дренажа, устройству дорог, восстановлению дорожного полотна, ограждений и др., отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Указанные Обществом виды работ не относятся к сельскохозяйственному производству.
При этом из материалов дела следует, что ООО "Экватор" зарегистрировано по адресу: 199106, Санкт-Петербург, линия Косая, д. 15В, литер А. Основным видом деятельности налогоплательщика является розничная торговля металлическими и неметаллическими конструкциями (ОКВЭД 52.46.73), среди прочих видов деятельности не указаны ни сельскохозяйственная, ни дачное строительство, ни дачное хозяйство.
Общество является коммерческой организацией, созданной не для создания дачного некоммерческого товарищества, имеет согласно выписке из ЕГРЮЛ виды экономической коммерческой деятельности, а именно: 52.46.73 розничная торговля металлическими и с металлическими конструкциями и т.п. (основной вид деятельности) и дополнительные виды деятельности, в том числе: 70.31.12 предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества; 70.31.11 предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества; 70.31.1 представление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества; 70.12.3 покупка и продажа земельных участков; 70.12.1 покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества; 70.12 покупка и продажа собственного недвижимого имущества; 70.11.2 подготовка к продаже собственного нежилого недвижимого имущества; 70.11.1 подготовка к продаже собственного жилого недвижимого имущества; 70.11 подготовка к продаже собственного недвижимого имущества.
Земельные участки, находящиеся в собственности Общества имеют разрешенное использование "для дачного строительства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанный земельный участок следует руководствоваться положениями Земельного кодекса РФ и Федерального Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет доверительное управление этими участками в целях строительства дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения, общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Общество является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой, как указано выше, является розничная торговля металлическими и неметаллическими конструкциями (ОКВЭД 52.46.73).
При этом судом установлено, что спорные земельные участки приобретались Обществом для дальнейшего возведения на них индивидуальных дачных домов, что свидетельствует об использовании Обществом земельных участков в коммерческих целях.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения Обществом пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 305-КГ15-2124, от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 по делу N А41-63325/13.
Учитывая изложенное, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащих Обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, налоговый орган правомерно доначислил Обществу 587 100 руб. налога, пени и налоговые санкции.
Довод подателя жалобы о том, что статья 31 НК РФ не позволяет налоговому органу проверять условия землепользования или изменять целевое назначение земель, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0.3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Обязанность по представлению доказательств обоснованности применения льготной ставки земельного налога возложена на налогоплательщика.
В рассматриваемом случае в действиях инспекции по проведению мероприятий в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2014 год (направление сообщения с требованием представить пояснения относительно цели приобретения и фактического использования задекларированных земельных участков) нарушений норм действующего законодательства не допущено.
Доводы Общества о том, что сведения государственного кадастра являются определяющими при исчислении земельного налога; ссылка налогового органа на то, что земельные участки должны использоваться в соответствии с целевым назначением противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, не принимаются на основании следующего.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Таким образом, ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, которое должно быть отражено в кадастре недвижимости.
Установив неправомерное применение Обществом налоговой ставки 0,3%, Инспекция в рамках представленных ей Налоговым кодексом РФ полномочий, правомерно доначислила Обществу налог исходя из ставки 1,5%.
Поскольку решения Инспекции и Управления вынесены в соответствии с положениями действующего законодательства о налогах и сборах, то суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2016 по делу N А56-79334/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)