Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.01.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1312/2016

Требование: О перерасчете земельного налога.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Собственник земельных участков и объектов недвижимости указывает, что в сформированном налоговом уведомлении имеются противоречия со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу N 33-1312


судья: Аболихина Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Терещенко А.А.,
судей: Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2016 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Клину Московской области на решение Клинского городского суда Московской области от 10 ноября 2015 года по делу по иску Т. к Инспекции ФНС РФ по г. Клину о перерасчете земельного налога,
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Т. - адвоката Спицина О.В., представителя ИФНС России по г. Клину Московской области - С.,

установила:

Т. обратился в суд с административным иском к Инспекции ФНС РФ по г. Клин о перерасчете земельного налога, ссылаясь на то, что он является собственником земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на территории Клинского муниципального района. Инспекцией ФНС по г. Клин Московской области было сформировано налоговое уведомление N 625481 от 12.06.2015 года. 07 августа 2015 года налоговым органом было подготовлено новое налоговое уведомление N 812877, в котором был сделан перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению N 625481.
Объем сведений, отраженный в налоговом уведомлении N 812877, имеет противоречия со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, предоставленными истцу по запросу Клинским отделом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области. Также налоговое уведомление содержит недостоверные сведения в части о зарегистрированных правах на земельные участки.
В налоговом уведомлении за налоговый период 2013 год и налоговый период 2014 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020280:30 доля в праве указана 1 (собственность), в соответствии с имеющимися у истца документами, указанный земельный участок находится у него на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.04.2013 года сделана запись регистрации N 50-50-03/030/2013-276.
В налоговое уведомление внесен земельный участок с кадастровым номером 50:03:0030304:29 с расчетом налога за налоговые периоды: 2012, 2013, 2014 г.г. Данный земельный участок в указанные налоговые периоды не находился в его собственности, что подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об указанном земельном участке.
Земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:178 снят с государственного кадастрового учета и исключен из сведений единого государственного реестра прав на движимое имущество и сделок с ним, о чем неоднократно сообщалось в налоговые органы с предоставлением необходимых документов, однако ежегодно Инспекцией ФНС по г. Клин начисляется налог за этот участок. В 2014 году им были предоставлены документы по определению налоговой базы за налоговый период 2012 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030380:310, поскольку 25.09.2013 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об изменении категории земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов". В связи с изменением категории земельного участка, была изменена кадастровая стоимость. Соответственно, налоговая база земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030380:310 в размере 29 798 860 руб. может применяться с момента внесения в ГКН (с 25.09.2013 г., письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" Клинского отдела N 50:03-2706 от 07.11.2013 г.) и не может учитываться за предыдущий налоговый период 2012 г. и за весь налоговый период 2013 г. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 50:03:0030380:310 на начало налогового периода 01.01.2012 г. составляла 59 559,50 руб., что подтверждается кадастровой справкой.
Налоговая база за 2 месяца налогового периода 2012 года на земельный участок с кадастровым номером 50:03:0010222:102 указана в размере 153 189 365,16 руб. Переход права собственности на участок к ООО "Телуза" был зарегистрирован 22 февраля 2012 года. Согласно карастровому паспорту от 10.08.2012 г. N М0-12/ЗВ/-571650 сведения о кадастровой стоимости отсутствуют. Кадастровая стоимость была внесена в государственный кадастр недвижимости после изменения сведений о разрешенном использовании на основании постановления Администрации Клинского муниципального района N 2430 от 04 октября 2012 г. Считает, что на момент владения участком, налоговая база для исчисления земельного отсутствовала. Данные сведения были им предоставлены ответчику в 2014 году с подтверждающими документами.
Также им были выявлены несоответствия по определению налоговой базы (кадастровой стоимости) для исчисления земельного налога, содержащейся в уведомлении за налоговый период 2014 год и внесенной в сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с решением суда N 2-1125/14 от 13.05.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010218:30 была внесена в сведения государственного кадастра недвижимости в размере рыночной на дату 09.12.2013 г. и на начало налогового периода (01.01.2014 г.) составила 611 500 руб., что подтверждается кадастровой справкой.
В соответствии с решением суда N 2-1126/14 от 13.05.2014 г. кадастровая стоимость была установлена равной рыночной и внесена в сведения государственного кадастра недвижимости состоянию на 09.12.2013 год по следующим земельным участкам:
- 12.08.2014 кадастровым номером 50:03:0020180:595 - кадастровая стоимость в размере: 4 609 315 руб.;
- 12.08.2015 кадастровым номером 50:03:0000000:298 - кадастровая стоимость в размере 4 599 195 руб.;
- 12.08.2016 кадастровым номером 50:03:0020180:309 - кадастровая стоимость в размере 34 132000 руб.;
- - кадастровым номером 50:03:0020180:685 - кадастровая стоимость в размере 20 163 755 руб.;
- - кадастровым номером 50:03:0020180:686 - кадастровая стоимость в размере 5 190 985 руб.;
- - кадастровым номером 50:03:0020180:684 - кадастровая стоимость в размере 2 840 960 руб.
Налоговая база за налоговый период 2014 год в налоговом уведомлении N 812877 на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:03:0000000:9657, 50:03:0000000:9659, 50:03:0000000:9658, 50:03:0000000:9656, 50:03:0000000:9654, 50:03:0000000:9655 не соответствует кадастровой стоимости указанных земельных участков, внесенной в сведении ГКН. Кадастровая стоимость, отраженная в налоговом уведомлении была исправлена органом кадастрового учета вследствие выявления технической ошибки.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 50:03:0000000:9657, 50:03:0000000:9659, 50:03:0000000:9658, 50:03:0000000:9656, 50:03:0000000:9654, 50:03:0000000:9655 были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:298. Сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости 20.06.2014 г. Кадастровая стоимость указанных земельных участков, в результате исправления технических ошибок, внесена по состоянию на 20.06.2014 г., что подтверждается кадастровыми справками и составляет:
- 12.08.2017 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:9654 составляла 92 000 руб.;
- 12.08.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:9655 составляла 92 000 руб.;
- 12.08.2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:9656 составляла 4 093 195 руб.;
- 12.08.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:9657 составляла 103 500 руб.;
- 12.08.2021 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:9658 составляла 115 000 руб.;
- 12.08.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:9659 составляла 103 500 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 3:0040280:2190, 50:03:0040280:2180, 50:03:0040280:2179, 50:03:0040280:2178, 3:0040280:2177, 50:03:0040280:2176, 50:03:0040280:2175, 50:03:0040280:2174, 3:0040280:2171, 50:03:0040280:2170, 50:03:0040280:2169, 50:03:0040280:2168, 3:0040280:2167, 50:03:0040280:2165, 50:03:0040280:2163, 50:03:0040280:2155 была внесена сведения государственного кадастра недвижимости 24.12.2014 г., то подтверждается кадастровыми справками. Также в кадастровых справках указано, что кадастровая стоимость на начало налогового периода (01.01.2014 г.) отсутствует. Соответственно кадастровая стоимость, внесенная в сведения государственного кадастра недвижимости 24.12.2014 г., не может применяться за налоговый период 2014 г.
Также им выявлены несоответствия за налоговый период 2013 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:030010221:61, 0:03:0010221:60, 12.08.2022 03:0010221:70.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 12.08.2022 3:0010221:69 в размере 10 401 928,46 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010221:60 в размере 9 034 385,36 руб. и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010221:70 в размере 12 209837,64 утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ.
Статьей 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему залогу, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Соответственно, исходя из утвержденных результатов кадастровой оценки Распоряжением 566-РМ, налоговая база по земельному налогу в отношении земель населенных пунктов, актуализирована с 01 января 2014 года. То есть данная кадастровая стоимость за земельные участки с кадастровыми номерами: 50:03:0010221:69, 50:03:0010221:60, 50:03:0010221:70 не может применяться как налоговая база за налоговый период 2013 год.
Налоговая база за налоговые периоды 2012 - 2013 годы на земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:298 указана в размере 37 121 102,67 руб. В соответствии с письмом Клинского отдела ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 31.05.2013 N 50:03-381, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:298 в размере 37121102,67 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 28.09.2012 г. По состоянию на начало налогового периода 2012 год кадастровая стоимость на земельный участок отсутствовала, что подтверждается кадастровой выпиской по состоянию на 16.07.2012 г.
Решением Клинского городского суда N 2-1126/14 от 13.05.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:298 была установлена в размере рыночной - 4 599 195 руб. на дату внесения кадастровой стоимости 28.09.2012 г.
Истцом были запрошены сведения о нормативной стоимости по состоянию на 01.01.2012 г. на земельный участок с кадастровым номером 50:03:00000000:298. Согласно Акту установления нормативной цены земельного участка, составленному Клинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, нормативная цена земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:298 по состоянию на 01.01.2012 г. составляет 22 140 924 руб.
Соответственно расчет земельного налога за налоговый период 2012 г. должен исчисляться за 9 месяцев исходя из налоговой базы (нормативной стоимости) в размере 22 140 924 руб. и за три месяца из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 4 599 195 руб.
За налоговый период 2014 (количество месяцев 1) в налоговом уведомлении N 812877, доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:298 указана в размере 2/3, что не соответствует имеющимся у него документам. Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до раздела земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:298, доля в праве на указанный земельный участок определена в размере 1/3. Соответственно расчет земельного налога за объект 50:03:0000000:298 за налоговый период 2014 г. (общее количество месяцев 7) должен быть произведен соразмерно 1/3 доли.
Также истцом выявлены несоответствия за налоговый период 2014 г., а именно неверно указана налоговая база земельного участка 50:03:0000000:298.
В соответствии с решением Клинского городского суда от 13.05.2014 г. N 2-1126/14 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости в размере рыночной - 4 599 195 руб. Кадастровая стоимость - равная рыночной, внесена по состоянию на 09.12.2013 г. Соответственно на начало налогового периода 2014 для целей обложения должна применяться налоговая база в размере 4 599 195 руб., что подтверждается кадастровой справкой, с указанием кадастровой стоимости на дату 01.01.2014 г.
Согласно Письму Министерства финансов РФ от 06.07.2015 N 03-05-04-02/38796, обложение земельным налогом в 2014 году должно осуществляться с учетом статьи Федерального закона N 135-ФЗ, согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Таким образом, налоговые органы при администрировании земельного налога руководствоваться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
Раздел "Расчет земельного налога" налогового уведомления N 812877 содержит информацию за налоговый период 2013 год об объектах налогообложения с кадастровыми номерами; 50:03:0010311:38, 50:03:0020180:667, 50:03:0030101:578. Исчисление земельного налога, указанных земельных участков было произведено из расчета кадастровой стоимости, внесенной в сведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, утвержденной п. 1.1. Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N РМ от 27.11.2013 г.
Соответственно кадастровая стоимость земельного участка 50:03:0010311:38 в размере 2 767 116,38 руб., кадастровая стоимость земельного участка 50:03:0030101:578 в размере 572 348 руб., кадастровая стоимость земельного участка 50:03:0020180:667 в размере 267 907,99 руб., утвержденная распоряжением N 566-РМ от 27.11.2013 г., не может быть применена на начало налогового периода 2013 г.
Кадастровая стоимость на указанные земельные участки в 2013 году в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствовала, в связи, с чем им был сделан запрос о нормативной стоимости на 01.01.2013 г. В письменной информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области регистрирующим органом отмечено, что по состоянию на 01.01.2013 г. определить нормативную стоимость не предоставляется возможным.
В порядке досудебного урегулирования спора, он обратился с заявлением в Инспекцию ФНС России по г. Клину 08 сентября 2015 года, однако на день обращения с настоящим иском ответа не получил. Срок уплаты земельного налога согласно налоговому уведомлению истекает 01.10.2015 г. Считает, что действиями Инспекции ФНС РФ по г. Клин, связанными с неверными исчислением сумм земельного налога за вышеуказанные земельные участки, нарушены его права.
Представитель Инспекции ФНС РФ по г. Клин по доверенности К. иск не признала, указав, что в связи с письменным обращением Т. налоговой инспекцией в порядке информационного взаимодействия сделан запрос в Клинский отдела филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о предоставлении актуальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков истца, которые являются объектами налогообложения за налоговые периоды 2012 - 2014 г.г. Однако до настоящего времени ответ на запрос не получен. При поступлении уточненных сведений будет произведено сопоставление кадастровой стоимости с данными ГКН и сведениями, переданными ранее в налоговую инспекцию и в случае их несоответствия перерасчет земельного налога, подлежащего уплате Т. будет произведен с направлением налогоплательщику налогового уведомления.
Суд своим решением удовлетворил требований, заявленные Т.
В апелляционной жалобе Т. просит отменить решение суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела Т. полагает, что действия ИФНС России по г. Клину Московской области по начислению земельного налога за 2012 - 2014 годы и формированию налогового уведомления, являются незаконными.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно ч. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (часть 2 статьи 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).
Из материалов дела усматривается и предметом спора не является, что с жалобой на действия ИФНС России по г. Клину Московской области по начислению земельного налога за 2012 - 2014 годы и формированию налогового уведомления Т. в вышестоящий налоговый орган (УФНС России по Московской области) не обращался, т.е. установленный федеральным законом по данной категории дел досудебный порядок административным истцом соблюден не был.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Суд не учел указанные нормы материального и процессуального права и не оставил административный иск Т. без рассмотрения, разрешив спор по существу.
В силу пункта 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
При таких данных постановленное по делу решение подлежит отмене, административный иск Т. об обязании ИФНС России по г. Клину Московской области произвести перерасчет земельного налога и сформировать уточненное налоговое уведомление - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Клинского городского суда Московской области от 10 ноября 2015 года отменить, оставить без рассмотрения административный иск Т. к Инспекции ФНС РФ по г. Клину о перерасчете земельного налога и сформировать уточненное налоговое уведомление.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)