Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 17АП-2436/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А60-46612/2015

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. N 17АП-2436/2016-ГК

Дело N А60-46612/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от истца, Некоммерческой организации "Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта" - Цалюк А.Е., паспорт, президент, выписка N 343413/2016 от 24.03.2016, Попова Т.М., паспорт, доверенность от 14.10.2015,
от ответчика, Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Кострицына О.Ф., паспорт, доверенность N 99/2015-35 от 07.10.2015, Янтюшева Т.Н., паспорт, доверенность N 25 от 28.01.2016, Винокурова К.С., паспорт, доверенность N 53 от 20.10.2015,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 декабря 2015 года,
принятое судьей Евдокимовым И.В.
по делу N А60-46612/2015
по иску Некоммерческой организации "Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта" (ОГРН 1036604385542, ИНН 6672130474)
к Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
о возмещении убытков,
установил:

Некоммерческая организация "Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта" обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возмещения убытков в сумме 13 572 529 руб. 54 коп.
Истец полагает, что отвечает за сумму земельного налога, которая была излишне взыскана с него в 2010, 2011 и 2012 годах.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.
Принимая решение, суд первой инстанции опирался на ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ, полагая, что при отсутствии возражений по иску можно считать верными утверждения истца о наличии оснований для ответственности ответчика.
Ответчик, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, обжалует решение в апелляционном порядке, указывая на отсутствие оснований считать сумму начисленных истцу налогов убытками.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, Некоммерческая организация "Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта", указывает на то, что решение суда соответствует нормам процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика, Кострицына О.Ф., Янтюшева Т.Н. и Винокурова К.С. придерживались доводов апелляционной жалобы представляемого ими лица.
Представители истца, Некоммерческой организации "Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта", Цалюк А.Е., Попова Т.М. выразили несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного заседания третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, заявляющее требование о возмещении убытков, должно доказать причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением обязательств и причиненными убытками. В противном случае убытки не подлежат возмещению.
Как следует из материалов дела, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0305021:3 площадью 142 962 кв. м.
За период 2010-2012 г.г. с Некоммерческой организации "Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта" взыскан земельный налог в сумме 11 601 642 руб. 86 коп., пени 2 774 476 руб. 82 коп., а также штраф на за неуплату налога основании п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 635 633 руб. 38 коп.
Согласно ст. 3 Закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (Росреестр).
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочиями органа кадастрового учета" функции по осуществлению кадастрового учета недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с 15.09.2010 были делегированы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Свердловской области, в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены на основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области по состоянию на 01.01.2010.
Внесенные в соответствии с данным постановлением сведения в отношении спорных земельных участков были применены в целях налогообложения в 2012 году.
В связи с изменением 18.03.2013 площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3 была пересчитана кадастровая стоимость, которая изменилась пропорционально изменившейся площади и составила из расчета удельного показателя, утвержденного Постановлением N 695-ПП - 1582021780,86 руб.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" по состоянию на 15.11.2012.
На основании Приказа N 32 от 15.01.2013 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3 в размере 838098550 руб., которая применялась для целей налогообложения с 2014 года.
В связи с изменением 18.03.2013 площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3 кадастровая стоимость составила 826318930,38 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2013 по делу N А60-40115/2013 признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, в размере 107 364 462,50 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2014 по делу N А60-22830/2014 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 124 663 000 руб.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области 29.01.2014 было принято решение N 66/14-15415 об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0305021:3.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
С учетом того, что определенная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
С учетом вышеизложенного, у суда не имелось оснований для выводов о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом и судебными актами обязательств, а также оснований для квалификации задолженности по налогам в качестве убытков.
Соответственно, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 декабря 2015 года по делу N А60-46612/2015 отменить.
В иске отказать полностью.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)