Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Соловьева В.Н. и Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 28 сентября 2005 г. дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Арсенал" к Правительству Республики Алтай о признании недействующим пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17.02.2004 г., по кассационной жалобе правительства Республики Алтай на решение Верховного суда Республики Алтай от 8 июня 2005 г., которым заявление ООО "Торговый дом "Арсенал" было удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ООО "Торговый дом "Арсенал" обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с заявлением о признании недействующим пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17 февраля 2004 г., ссылаясь на то, что оспариваемый пункт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права. Заявитель полагал, что Правительство РА вышло за пределы своих полномочий при принятии оспариваемого пункта, т.к. его принятием, в нарушение п. 2 ст. 26 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - ввело не предусмотренные законом ограничения в области оборота указанной продукции.
В судебном заседании представитель ООО "Торговый дом "Арсенал" заявление поддержал в полном объеме, и в порядке уточнения предъявленного требования просил признать недействительным вышеуказанный пункт со дня его принятия.
Представитель Правительства РА с заявлением не согласился и просил оставить его без удовлетворения, сославшись на то, что "Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", пп. "ж" п. 16 которого оспаривается, утвержден постановлением Правительства Республики Алтай в рамках компетенции и в соответствии со ст. 12 Закона РФ N 171-ФЗ и п. 2 "Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года N 723.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 8 июня 2005 г. заявление ООО "Торговый дом "Арсенал" удовлетворено.
Суд признал пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17.02.2004 г. недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Правительства Республики Алтай просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и положениям законодательства, регулирующим вопросы производства и оборота этилового спирта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное судом решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено судом ООО "Торговый дом "Арсенал" осуществляет предпринимательскую деятельность по хранению, транспортировке и поставке алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, в соответствии с условиями режима налогового склада на основании разрешения от 28.12.2004 г. на учреждение акцизного склада АС N 007059 (сроком действия до 28.12.2007 г.), выданного Управлением Министерства России по налогам и сборам по Республики Алтай.
Судом правильно принято во внимание то обстоятельство, что в силу ст. ст. 196, 197 НК РФ организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, не вправе осуществлять эту деятельность без акцизного склада, которые учреждаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.10.2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" порядок и условия выдачи разрешений определяются субъектами РФ по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам. При этом установлено, что основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Указанным постановлением не определены основания для аннулирования выданного разрешения на учреждение акцизного склада.
В соответствии с п. 5 ст. 197 Налогового кодекса РФ акцизные склады учреждаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Из п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ следует, что Правительство РФ определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 порядок и условия выдачи разрешений определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам (п. 2 "Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов").
Судом правильно отмечено, что основным условием выдачи разрешения на учреждение акцизного склада является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Разрешение, согласно п. 5 "Общих требований...", выдается на период действия лицензии, предоставленной организации одновременно с заявлением о выдаче разрешения. В случае приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии организация обязана прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
Проведенный судом правовой анализ указанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исследуемых правоотношений, позволил сделать правильный вывод о том, что Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 не предусмотрена возможность аннулирования разрешений на учреждение акцизного склада.
Следует согласиться и с суждением суда о том, что порядок и условия выдачи разрешений регулируются нормами федерального законодательства, а для введения дополнительных ограничений требуется принятие специального федерального законодательства.
Статья 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ определяет предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с абз. 5, 13 ст. 5 Закона РФ N 171-ФЗ к предметам ведения РФ отнесены организация государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителя алкогольной продукции. К совместному ведению РФ и субъектов РФ данный Федеральный закон относит установление и осуществление комплекса защитных мер в области оборота алкогольной продукции (абз. 5, 6 ст. 6 Закона РФ N 171-ФЗ). Таким образом, субъект РФ вправе устанавливать защитные меры определенные федеральным законодательством. В данном случае, судом правильно указано, что при принятии оспариваемого положения Правительство РА вышло за рамки своих полномочий и ввело комплекс защитных мер, не предусмотренных федеральным законодательством, выразившихся в принятии решений об аннулировании разрешений на учреждение акцизного склада в случае нарушение порядка учета и хранения специальных региональных марок, порядка ведения и сроков предоставления отчетности об их использовании.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный и по существу спора правильный вывод о том, что пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17.02.2004 г., предусматривающий принятие решение об аннулировании акцизного склада в случае нарушения порядка учета и хранения специальных региональных марок, порядка ведения и сроков предоставления отчетности об их использовании, противоречит нормам Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и постановлению Правительства РФ от 1.10.2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" и является недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного вынесенное Верховным судом Республики Алтай решение является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как они содержат ссылки на обстоятельства являвшиеся предметом судебного исследования и сводятся к их переоценке, что действующим процессуальным законодательством не предусматривается.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Алтай от 8 июня 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Алтай - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.09.2005 N 52-Г05-5
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2005 г. N 52-Г05-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Соловьева В.Н. и Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 28 сентября 2005 г. дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Арсенал" к Правительству Республики Алтай о признании недействующим пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17.02.2004 г., по кассационной жалобе правительства Республики Алтай на решение Верховного суда Республики Алтай от 8 июня 2005 г., которым заявление ООО "Торговый дом "Арсенал" было удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ООО "Торговый дом "Арсенал" обратилось в Верховный Суд Республики Алтай с заявлением о признании недействующим пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17 февраля 2004 г., ссылаясь на то, что оспариваемый пункт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права. Заявитель полагал, что Правительство РА вышло за пределы своих полномочий при принятии оспариваемого пункта, т.к. его принятием, в нарушение п. 2 ст. 26 Закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - ввело не предусмотренные законом ограничения в области оборота указанной продукции.
В судебном заседании представитель ООО "Торговый дом "Арсенал" заявление поддержал в полном объеме, и в порядке уточнения предъявленного требования просил признать недействительным вышеуказанный пункт со дня его принятия.
Представитель Правительства РА с заявлением не согласился и просил оставить его без удовлетворения, сославшись на то, что "Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", пп. "ж" п. 16 которого оспаривается, утвержден постановлением Правительства Республики Алтай в рамках компетенции и в соответствии со ст. 12 Закона РФ N 171-ФЗ и п. 2 "Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года N 723.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 8 июня 2005 г. заявление ООО "Торговый дом "Арсенал" удовлетворено.
Суд признал пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17.02.2004 г. недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Правительства Республики Алтай просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и положениям законодательства, регулирующим вопросы производства и оборота этилового спирта.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное судом решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено судом ООО "Торговый дом "Арсенал" осуществляет предпринимательскую деятельность по хранению, транспортировке и поставке алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, в соответствии с условиями режима налогового склада на основании разрешения от 28.12.2004 г. на учреждение акцизного склада АС N 007059 (сроком действия до 28.12.2007 г.), выданного Управлением Министерства России по налогам и сборам по Республики Алтай.
Судом правильно принято во внимание то обстоятельство, что в силу ст. ст. 196, 197 НК РФ организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, не вправе осуществлять эту деятельность без акцизного склада, которые учреждаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1.10.2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" порядок и условия выдачи разрешений определяются субъектами РФ по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам. При этом установлено, что основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Указанным постановлением не определены основания для аннулирования выданного разрешения на учреждение акцизного склада.
В соответствии с п. 5 ст. 197 Налогового кодекса РФ акцизные склады учреждаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Из п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ следует, что Правительство РФ определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 порядок и условия выдачи разрешений определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам (п. 2 "Общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов").
Судом правильно отмечено, что основным условием выдачи разрешения на учреждение акцизного склада является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Разрешение, согласно п. 5 "Общих требований...", выдается на период действия лицензии, предоставленной организации одновременно с заявлением о выдаче разрешения. В случае приостановления, прекращения действия или аннулирования лицензии организация обязана прекратить реализацию с акцизного склада алкогольной продукции.
Проведенный судом правовой анализ указанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы исследуемых правоотношений, позволил сделать правильный вывод о том, что Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 не предусмотрена возможность аннулирования разрешений на учреждение акцизного склада.
Следует согласиться и с суждением суда о том, что порядок и условия выдачи разрешений регулируются нормами федерального законодательства, а для введения дополнительных ограничений требуется принятие специального федерального законодательства.
Статья 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ определяет предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с абз. 5, 13 ст. 5 Закона РФ N 171-ФЗ к предметам ведения РФ отнесены организация государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителя алкогольной продукции. К совместному ведению РФ и субъектов РФ данный Федеральный закон относит установление и осуществление комплекса защитных мер в области оборота алкогольной продукции (абз. 5, 6 ст. 6 Закона РФ N 171-ФЗ). Таким образом, субъект РФ вправе устанавливать защитные меры определенные федеральным законодательством. В данном случае, судом правильно указано, что при принятии оспариваемого положения Правительство РА вышло за рамки своих полномочий и ввело комплекс защитных мер, не предусмотренных федеральным законодательством, выразившихся в принятии решений об аннулировании разрешений на учреждение акцизного склада в случае нарушение порядка учета и хранения специальных региональных марок, порядка ведения и сроков предоставления отчетности об их использовании.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный и по существу спора правильный вывод о том, что пп. "ж" п. 16 "Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Алтай", утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай N 27 от 17.02.2004 г., предусматривающий принятие решение об аннулировании акцизного склада в случае нарушения порядка учета и хранения специальных региональных марок, порядка ведения и сроков предоставления отчетности об их использовании, противоречит нормам Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и постановлению Правительства РФ от 1.10.2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" и является недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом изложенного вынесенное Верховным судом Республики Алтай решение является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как они содержат ссылки на обстоятельства являвшиеся предметом судебного исследования и сводятся к их переоценке, что действующим процессуальным законодательством не предусматривается.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Алтай от 8 июня 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Алтай - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)