Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 г.
Текст постановления изготовлен в полном объеме 12 мая 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Демочко И.А. по дов. от 15.03.2017,
от заинтересованного лица: Усовой М.Ю. по дов. от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северинторг" на решение Арбитражного суда Томской области от 20.02.2017 по делу N А67-7978/2016 (судья Сенникова И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северинторг" (г. Томск, ул. Причальная, дом 12/1; ИНН 7018000678, ОГРН 1027000897395) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 55; ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании незаконным в части решения от 01.07.2016 N 25-38/4636 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
Общество с ограниченной ответственностью "Северинторг" (далее - заявитель, общество, ООО "Северинторг") обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения от 01.07.2016 N 25-38/4636 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 561 269 руб. за 3 квартал 2015 г., земельного налога в размере 561 272 руб. за 4 квартал 2015 г., начисления пени в части, приходящейся на оспариваемые суммы, а также привлечения ООО "Северинторг" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в части, приходящейся на оспариваемые суммы.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить в полном объеме, принять новое решение, признать незаконным решение ИФНС по г. Томску от 01.07.2016 N 25-38/4636 в части доначисления налога в размере 561 269 руб. за 3 квартал 2015 г., налога в размере 561 272 руб. за 4 квартал 2015 г., начисления пени в части, приходящейся на оспариваемые суммы, а также привлечения ООО "Северинторг" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в части, приходящейся на оспариваемые суммы.
В обоснование жалобы общество указывает, что суд необоснованно посчитал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100093:252, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Причальная, 12/1, как равную 172 172 414,35 руб., в течение всего 2015 года; для определения налоговой базы по спорному земельному участку за период с 01.07.2015 общество использовало утвержденные постановлением Администрации города Томска от 26.11.2014 N 1240 показатели кадастровой стоимости, то есть показатели, установленные на начало налогового периода (на 01.01.2015); изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода как таковое не произошло, поскольку общество для расчета величины налога использовало показатели конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденные на 01.01.2015; согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7701/12, отсутствие в главе 31 Земельного кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования земельного участка; изменения налогового законодательства в связи с вступлением в действие Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ не определили, каким образом должен действовать налогоплательщик при определении налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования и правовой пробел в этой части не был устранен; заявитель фактически осуществлял эксплуатацию земельного участка в связи с коммунально-складской деятельностью и до 16.06.2015, то есть до внесения изменений и подачи сведений в органы государственного кадастрового учета; действующее законодательство не содержит нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков; вывод суда о том, что заявитель должен исчислять земельный налог в течение всего года по уже неактуальной кадастровой стоимости - прямое нарушение прав налогоплательщика, поскольку тот должен исчислять и оплачивать земельный налог в большем объеме.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Северинторг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100093:252 по адресу: г. Томск, ул. Причальная, 12/1 общей площадью 21 251 кв. м. Согласно представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2015 г. сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости земельного участка 22 500 559 руб., составила 201 965 руб.
На основании акта камеральной налоговой проверки от 27.04.2016 N 25-50/3429 заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 01.07.2016 N 25-38/4636 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым произведено доначисление земельного налога за 2015 г. в сумме 2 245 079 руб., ООО "Северинторг" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 56 108,37 руб., начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога в сумме 217 072,82 руб., предложено уплатить вышеуказанные суммы налога, штрафа, пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 12.10.2016 N 361 решение Инспекции оставлено без изменения.
ООО "Северинторг", полагая, что решение Инспекции от 01.07.2016 N 25-38/4636 является незаконным в части доначисления земельного налога в размере 561 269 руб. за 3 квартал 2015 г., в размере 561 272 руб. за 4 квартал 2015 г., привлечения к налоговой ответственности и начисления пени в части, приходящейся на оспариваемые суммы, и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса, налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 284-ФЗ) статья 391 Кодекса дополнена абзацами следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
Согласно статье 5 Закона N 284-ФЗ изменения, внесенные в статью 391 Кодекса, действуют с 2015 года.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость земельного участка заявителя составляла 172 172 414,35 руб. (разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений торгово-закупочной базы). С 16.06.2015 и по состоянию на 31.12.2015 кадастровая стоимость земельного участка составила 22 500 558,80 руб. в связи с внесением изменений в разрешенное использование земельного участка на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 10.06.2015, решения собственника от 09.06.2015 N 09/06 и письма администрации Города Томска от 20.05.2015 N 01-01-19/5145 (разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации 4-5 классов вредности).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, была изменена в связи с изменением вида его разрешенного использования по заявлению ООО "Северинторг", а не по основаниям, предусмотренным абз. 5 и 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, являющимся исключением из общего правила. Данное обстоятельство представителями заявителя не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае измененная кадастровая стоимость земельного участка не может учитываться при определении налоговой базы в налоговом периоде 2015 г. В спорном случае применяется общее правило, установленное п. 1 ст. 391 НК РФ, в соответствии с которым изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Пересмотр в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка, произошедший в результате изменения его вида разрешенного использования, должен учитываться при установлении базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде (Письмо Минфина России от 17.08.2015 N 03-05-05-02/47450).
Доводу общества о том, что с вступлением в действие Закона N 284-ФЗ не был устранен правовой пробел в части того, каким образом должен действовать налогоплательщик при определении налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, основания для переоценки которой отсутствуют.
Ссылка ООО "Северинторг" на Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/2012, подлежит отклонению, поскольку правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/2012 подлежит применению при исчислении суммы земельного налога за налоговые периоды до 2015 г., когда в Налоговом кодексе РФ отсутствовали нормы, регламентирующие порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода. Между тем, как указывалось выше, с 01.01.2015 статья 391 НК РФ дополнена несколькими абзацами, которыми предусмотрены случаи, позволяющие применить произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Разъяснения, изложенные в письме ФНС России от 25.06.2013 N БС-4-11/11462@, письмах Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507, от 03.06.2013 N 03-05-04-02/20217, на которые также ссылается апеллянт, касаются применения п. 1 ст. 391 НК РФ, в редакции, действовавшей до 2015 г., следовательно, не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Общество полагает, что фактическое использование земельного участка, не соответствующего установленному в ГКН виду разрешенного использования, позволяют ему применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость по виду разрешенного использования, не установленного в ГКН, а фактически используемого им.
Данный довод является неправомерным.
Исходя из положений статей 391, 394, 396 НК РФ, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502).
Таким образом, налоговая база за 2015 г. должна рассчитываться ООО "Северинторг", исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015 в размере 172 172 414,35 руб., что свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Томской области от 20.02.2017 по делу N А67-7978/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северинторг" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 17.03.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 N 07АП-2540/2017 ПО ДЕЛУ N А67-7978/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А67-7978/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 г.
Текст постановления изготовлен в полном объеме 12 мая 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Демочко И.А. по дов. от 15.03.2017,
от заинтересованного лица: Усовой М.Ю. по дов. от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северинторг" на решение Арбитражного суда Томской области от 20.02.2017 по делу N А67-7978/2016 (судья Сенникова И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северинторг" (г. Томск, ул. Причальная, дом 12/1; ИНН 7018000678, ОГРН 1027000897395) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 55; ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании незаконным в части решения от 01.07.2016 N 25-38/4636 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северинторг" (далее - заявитель, общество, ООО "Северинторг") обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения от 01.07.2016 N 25-38/4636 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 561 269 руб. за 3 квартал 2015 г., земельного налога в размере 561 272 руб. за 4 квартал 2015 г., начисления пени в части, приходящейся на оспариваемые суммы, а также привлечения ООО "Северинторг" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в части, приходящейся на оспариваемые суммы.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить в полном объеме, принять новое решение, признать незаконным решение ИФНС по г. Томску от 01.07.2016 N 25-38/4636 в части доначисления налога в размере 561 269 руб. за 3 квартал 2015 г., налога в размере 561 272 руб. за 4 квартал 2015 г., начисления пени в части, приходящейся на оспариваемые суммы, а также привлечения ООО "Северинторг" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в части, приходящейся на оспариваемые суммы.
В обоснование жалобы общество указывает, что суд необоснованно посчитал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100093:252, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Причальная, 12/1, как равную 172 172 414,35 руб., в течение всего 2015 года; для определения налоговой базы по спорному земельному участку за период с 01.07.2015 общество использовало утвержденные постановлением Администрации города Томска от 26.11.2014 N 1240 показатели кадастровой стоимости, то есть показатели, установленные на начало налогового периода (на 01.01.2015); изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода как таковое не произошло, поскольку общество для расчета величины налога использовало показатели конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденные на 01.01.2015; согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7701/12, отсутствие в главе 31 Земельного кодекса Российской Федерации нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования земельного участка; изменения налогового законодательства в связи с вступлением в действие Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ не определили, каким образом должен действовать налогоплательщик при определении налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования и правовой пробел в этой части не был устранен; заявитель фактически осуществлял эксплуатацию земельного участка в связи с коммунально-складской деятельностью и до 16.06.2015, то есть до внесения изменений и подачи сведений в органы государственного кадастрового учета; действующее законодательство не содержит нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков; вывод суда о том, что заявитель должен исчислять земельный налог в течение всего года по уже неактуальной кадастровой стоимости - прямое нарушение прав налогоплательщика, поскольку тот должен исчислять и оплачивать земельный налог в большем объеме.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Северинторг" является собственником земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100093:252 по адресу: г. Томск, ул. Причальная, 12/1 общей площадью 21 251 кв. м. Согласно представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2015 г. сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости земельного участка 22 500 559 руб., составила 201 965 руб.
На основании акта камеральной налоговой проверки от 27.04.2016 N 25-50/3429 заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 01.07.2016 N 25-38/4636 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым произведено доначисление земельного налога за 2015 г. в сумме 2 245 079 руб., ООО "Северинторг" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 56 108,37 руб., начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога в сумме 217 072,82 руб., предложено уплатить вышеуказанные суммы налога, штрафа, пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 12.10.2016 N 361 решение Инспекции оставлено без изменения.
ООО "Северинторг", полагая, что решение Инспекции от 01.07.2016 N 25-38/4636 является незаконным в части доначисления земельного налога в размере 561 269 руб. за 3 квартал 2015 г., в размере 561 272 руб. за 4 квартал 2015 г., привлечения к налоговой ответственности и начисления пени в части, приходящейся на оспариваемые суммы, и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса, налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 284-ФЗ) статья 391 Кодекса дополнена абзацами следующего содержания: "Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания".
Согласно статье 5 Закона N 284-ФЗ изменения, внесенные в статью 391 Кодекса, действуют с 2015 года.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по состоянию на 01.01.2015 кадастровая стоимость земельного участка заявителя составляла 172 172 414,35 руб. (разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений торгово-закупочной базы). С 16.06.2015 и по состоянию на 31.12.2015 кадастровая стоимость земельного участка составила 22 500 558,80 руб. в связи с внесением изменений в разрешенное использование земельного участка на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 10.06.2015, решения собственника от 09.06.2015 N 09/06 и письма администрации Города Томска от 20.05.2015 N 01-01-19/5145 (разрешенное использование - промышленные предприятия и коммунально-складские организации 4-5 классов вредности).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, была изменена в связи с изменением вида его разрешенного использования по заявлению ООО "Северинторг", а не по основаниям, предусмотренным абз. 5 и 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, являющимся исключением из общего правила. Данное обстоятельство представителями заявителя не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае измененная кадастровая стоимость земельного участка не может учитываться при определении налоговой базы в налоговом периоде 2015 г. В спорном случае применяется общее правило, установленное п. 1 ст. 391 НК РФ, в соответствии с которым изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
Пересмотр в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка, произошедший в результате изменения его вида разрешенного использования, должен учитываться при установлении базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде (Письмо Минфина России от 17.08.2015 N 03-05-05-02/47450).
Доводу общества о том, что с вступлением в действие Закона N 284-ФЗ не был устранен правовой пробел в части того, каким образом должен действовать налогоплательщик при определении налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, основания для переоценки которой отсутствуют.
Ссылка ООО "Северинторг" на Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 7701/2012, подлежит отклонению, поскольку правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/2012 подлежит применению при исчислении суммы земельного налога за налоговые периоды до 2015 г., когда в Налоговом кодексе РФ отсутствовали нормы, регламентирующие порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода. Между тем, как указывалось выше, с 01.01.2015 статья 391 НК РФ дополнена несколькими абзацами, которыми предусмотрены случаи, позволяющие применить произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Разъяснения, изложенные в письме ФНС России от 25.06.2013 N БС-4-11/11462@, письмах Минфина России от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507, от 03.06.2013 N 03-05-04-02/20217, на которые также ссылается апеллянт, касаются применения п. 1 ст. 391 НК РФ, в редакции, действовавшей до 2015 г., следовательно, не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Общество полагает, что фактическое использование земельного участка, не соответствующего установленному в ГКН виду разрешенного использования, позволяют ему применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость по виду разрешенного использования, не установленного в ГКН, а фактически используемого им.
Данный довод является неправомерным.
Исходя из положений статей 391, 394, 396 НК РФ, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования спорных земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502).
Таким образом, налоговая база за 2015 г. должна рассчитываться ООО "Северинторг", исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015 в размере 172 172 414,35 руб., что свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 20.02.2017 по делу N А67-7978/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северинторг" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 17.03.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
А.Л.ПОЛОСИН
Т.В.ПАВЛЮК
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)