Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (ИНН 5263061980, ОГРН 1075263006092) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.03.2017 по делу N А43-37/2017,
принятое судьей Волчанской И.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.11.2016 N 161 ОСС/ВНМ/В.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" - Хрящев И.В. по доверенности от 10.07.2017 сроком действия один год.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Ассоль", Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (далее - Общество, ООО "Ассоль") проведена камеральная проверка правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Результаты проверки нашли отражение в акте от 11.10.2016 N 321 ОСС/ВНМ/В.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом 09.11.2016 принято решение N 161 ОСС/ВНМ/В о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 33 848 руб. 21 коп.
Одновременно указанным решением ООО "Ассоль" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 169 241 руб. 07 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 23 239 руб. 67 коп.
Не согласившись с решением Фонда от 09.11.2016 N 161 ОСС/ВНМ/В, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 09.03.2017 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
ООО "Ассоль" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения размера штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, поскольку нарушение допущено впервые, а при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате, ООО "Ассоль" руководствовалось позицией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в письмах от 15.07.2015, 26.01.2016 и иных.
Общество обращает внимание суда на то, что Учреждение в ходе камеральных проверок за период 2014-2015 годов не выявило нарушений в части применения пониженного тарифа.
По мнению заявителя жалобы, при назначении наказания не была принята во внимание степень его вины.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорном периоде, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в данный перечень включена медицинская деятельность.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов.
Сумма доходов определяется по статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 346.15 НК РФ к доходам при применении упрощенной системы налогообложения отнесены как доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения (доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ), так и доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения на основании статьи 251 НК РФ.
Таким образом, при определении доли доходов по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов учитываются все виды доходов, перечисленные в статье 346.15 НК РФ, то есть независимо от того, являются эти доходы объектом налогообложения или нет.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право в том числе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства). Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, общий объем полученного Обществом дохода от вида деятельности "стоматологическая практика" в 2014 году составил 15 651 185 руб. 79 коп., в том числе:
1) доход от предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг в сумме 4 726 343 руб. 97 коп.;
2) доход от оказания медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, в сумме 10 924 841 руб. 82 коп.
Общий объем полученного ООО "Ассоль" дохода от вида деятельности "стоматологическая практика" в 2015 году составил 16 326 418 руб. 53 коп., в том числе:
1) доход от предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг в сумме 6 529 166 руб. 77 коп.;
2) доход от оказания медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, в сумме 9 797 251 руб. 76 коп.
При этом доход от оказания медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций относится к средствам целевого финансирования по смыслу пункта 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ.
Такой доход включается в общую долю доходов организации, но не учитывается при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом заявителя жалобы от реализации товаров (работ или услуг).
Следовательно, в 2014 году доля доходов ООО "Ассоль" от реализации платных медицинских услуг, то есть основного вида деятельности, составила 30,2%, в 2015 году - 39,99%, что менее 70%.
Таким образом, в 2014 и 2015 годах заявитель жалобы не имел права на применение пониженных тарифов страховых взносов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности доначисления Обществу страховых взносов.
В постановлении от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Между тем в рассматриваемом случае смягчающих ответственность обстоятельств судом первой инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих вину Общества.
Ссылка заявителя на письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о том, что средства обязательного медицинского страхования относятся к доходам от реализации при осуществлении основного вида деятельности, судом отклоняется, поскольку названные письма не являются нормативными актами, подлежащими обязательному применению.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено наличие вступившего в законную силу судебного акта по делу N А43-15392/2016 между теми же сторонами по аналогичному спору за иной период, которыми установлена правомерность применяемого Фондом порядка определения размера дохода для целей определения права на применение пониженного тарифа.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.03.2017 по делу N А43-37/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N А43-37/2017
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N А43-37/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2017.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (ИНН 5263061980, ОГРН 1075263006092) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.03.2017 по делу N А43-37/2017,
принятое судьей Волчанской И.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" о признании недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.11.2016 N 161 ОСС/ВНМ/В.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" - Хрящев И.В. по доверенности от 10.07.2017 сроком действия один год.
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Ассоль", Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (далее - Общество, ООО "Ассоль") проведена камеральная проверка правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Результаты проверки нашли отражение в акте от 11.10.2016 N 321 ОСС/ВНМ/В.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом 09.11.2016 принято решение N 161 ОСС/ВНМ/В о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 33 848 руб. 21 коп.
Одновременно указанным решением ООО "Ассоль" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 169 241 руб. 07 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 23 239 руб. 67 коп.
Не согласившись с решением Фонда от 09.11.2016 N 161 ОСС/ВНМ/В, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 09.03.2017 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
ООО "Ассоль" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения размера штрафа по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, поскольку нарушение допущено впервые, а при исчислении страховых взносов, подлежащих уплате, ООО "Ассоль" руководствовалось позицией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в письмах от 15.07.2015, 26.01.2016 и иных.
Общество обращает внимание суда на то, что Учреждение в ходе камеральных проверок за период 2014-2015 годов не выявило нарушений в части применения пониженного тарифа.
По мнению заявителя жалобы, при назначении наказания не была принята во внимание степень его вины.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорном периоде, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в данный перечень включена медицинская деятельность.
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частью 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов.
Сумма доходов определяется по статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 346.15 НК РФ к доходам при применении упрощенной системы налогообложения отнесены как доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения (доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ), так и доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения на основании статьи 251 НК РФ.
Таким образом, при определении доли доходов по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов учитываются все виды доходов, перечисленные в статье 346.15 НК РФ, то есть независимо от того, являются эти доходы объектом налогообложения или нет.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право в том числе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (далее - целевые средства). Для осуществления операций с целевыми средствами страховые медицинские организации открывают отдельные банковские счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, общий объем полученного Обществом дохода от вида деятельности "стоматологическая практика" в 2014 году составил 15 651 185 руб. 79 коп., в том числе:
1) доход от предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг в сумме 4 726 343 руб. 97 коп.;
2) доход от оказания медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, в сумме 10 924 841 руб. 82 коп.
Общий объем полученного ООО "Ассоль" дохода от вида деятельности "стоматологическая практика" в 2015 году составил 16 326 418 руб. 53 коп., в том числе:
1) доход от предпринимательской деятельности по оказанию платных медицинских услуг в сумме 6 529 166 руб. 77 коп.;
2) доход от оказания медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, в сумме 9 797 251 руб. 76 коп.
При этом доход от оказания медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций относится к средствам целевого финансирования по смыслу пункта 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ.
Такой доход включается в общую долю доходов организации, но не учитывается при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом заявителя жалобы от реализации товаров (работ или услуг).
Следовательно, в 2014 году доля доходов ООО "Ассоль" от реализации платных медицинских услуг, то есть основного вида деятельности, составила 30,2%, в 2015 году - 39,99%, что менее 70%.
Таким образом, в 2014 и 2015 годах заявитель жалобы не имел права на применение пониженных тарифов страховых взносов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности доначисления Обществу страховых взносов.
В постановлении от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Между тем в рассматриваемом случае смягчающих ответственность обстоятельств судом первой инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих вину Общества.
Ссылка заявителя на письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о том, что средства обязательного медицинского страхования относятся к доходам от реализации при осуществлении основного вида деятельности, судом отклоняется, поскольку названные письма не являются нормативными актами, подлежащими обязательному применению.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено наличие вступившего в законную силу судебного акта по делу N А43-15392/2016 между теми же сторонами по аналогичному спору за иной период, которыми установлена правомерность применяемого Фондом порядка определения размера дохода для целей определения права на применение пониженного тарифа.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.03.2017 по делу N А43-37/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)