Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., после перерыва без использования средств аудиозаписи помощником судьи Левенко А.С.
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: до перерыва - Кабак О.Н. по доверенности от 28.08.2015 (на 1 год), после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2016 по делу N А03-11995/2015 (судья Колесников В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алеко" (ИНН 2222047349, ОГРН 1042201977465), г. Барнаул,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю
о признании недействительными решений от 27.08.2014 N 4692, N 4691, N 4699,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алеко" (далее - ООО "Алеко", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 27.08.2014 N 4692, N 4691, N 4699.
Решением от 24.05.2016 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены в части, признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю от 27.08.2014 N 4691 и от N 4692 в части доначисления 44 592 рублей 28 копеек земельного налога, соответствующих пени, штрафа как не соответствующие главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Алеко".
С Инспекции в пользу ООО "Алеко" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно признаны недействительными решения от 27.08.2014 N 4691 полностью и N 4692 в части доначисления земельного налога в сумме 44 592 рубля 28 копеек, по тому основанию, что данные суммы налога уплачены. Данный фактор влияет только на привлечение к ответственности и начисление пени, но не на размер доначисленного налога.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу от общества к началу судебного заседания не поступил.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 11.08.2016.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав до перерыва представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 22:63:030420:0022 (далее - земельный участок), кадастровая стоимость которого по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю составляла 10 667 097 рублей.
В рамках дела А03-22331/2013 Арбитражного суда Алтайского края решением от 09.04.2014 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009, в размере 1 080 000 рублей.
Общество 23.04.2014 представило в Инспекцию уточненные (корректирующие) налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, определив сумму земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 1 080 000 рублей.
В отношении общества налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанных уточненных налоговых деклараций, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком занижен земельный налог за 2011, 2012 и 2013 годы в связи с занижением кадастровой стоимости земельного участка, так как согласно данным регистрирующего органа его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 10 667 097 рублей.
По результатам проверки составлены акты от 25.07.2014 N 14744, N 14748, N 14750 и вынесены решения от 27.08.2014 N 4691, N 4692 и N 4699 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанными решениями заявителю предложено уплатить 59 924 рубля земельного налога, пени в 12 770 рублей 50 копеек и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в 11 984 рублей 80 копеек (решение N 4691); 143 806 рублей земельного налога, 19 941 рубль 17 копеек пени, 28 761 рубль 20 копеек штрафа - за 2012 года (решение N 4692); 119 671 рубль земельного налога, 6 187 рублей 03 копейки пени, 23 934 рубля 40 копеек штрафа - за 2013 года (решение N 4699).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 05.11.2014 апелляционные жалобы общества на вышеуказанные решения Инспекции удовлетворены частично:
- - решение от 27.08.2014 N 4691 отменено в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 11 984 рубля 80 копеек, а также пени в сумме 12 770 рублей 50 копеек;
- - решение от 27.08.2014 N 4692 отменено в части привлечения к ответственности в размере 8 918 рублей 46 копеек, а также пени в сумме 19 941 рубль 17 копеек;
- - решение от 27.08.2014 N 4699 отменено в части начисления пени в сумме 6 187 рублей 03 копейки.
В остальной части оспариваемые решения от 27.08.2014 N 4691, N 4692 и N 4699 оставлены без изменения и признаны вступившими в законную силу.
Не согласившись с вынесенными решениями Инспекции (в редакции решений Управления), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая правомерными доводы налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств с достоверностью свидетельствующих о соответствии решений Инспекции в оспариваемой части налоговому законодательству и, как следствие, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку сделан по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Согласно положениям пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 396 НК РФ определен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 390 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил).
На основании подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела усматривается, что по данным, представленным ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 04 20:0022 по состоянию на 01.01.2013 года составляет 10 667 097 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2010.
Информация об иной кадастровой стоимости земельного участка в 2011, 2012 и 2013 годы из ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю в адрес налогового органа не поступала.
По решению Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2014 в рамках дела N А03-22331/2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 01.01.2009 в размере 1 080 000 рублей, в связи с чем налогоплательщик представил в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, по данным которых налоговая база по земельному налогу отражена в размере 1 080 000 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 6 751 рубль (1080 000 рублей (кадастровая стоимость) * налоговая ставка 1,5% * 0,4167 (К2) за 2011 год и в размере 16 200 рублей (1080 000 рублей (кадастровая стоимость) * налоговая ставка 1,5% * 1,00 (К2) соответственно за 2012 и 2013 годы.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:030420:0022, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2014 по делу N А03-22331/2013 в размере 1 080 000 рублей, не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований общества о признании недействительным оспариваемых решений Инспекции в той части, в которой указанные ненормативные акты оставлены вышестоящим налоговым органом без изменения, поскольку налоговый орган правильно произвел расчет земельного налога за период 2011, 2012 и 2013 года в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию соответственно на 01.01.2011, 01.01.2012 и 01.01.2013 года в размере 10 667 097 рублей 00 копеек, исходя из сведений, полученных им из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Как правильно указал налоговый орган, при расчете размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре, отметив, что в проверяемый период в отношении спорного земельного участка действовала кадастровая оценка земли, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-0-0, исходит из того, что возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости допускается и разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости является основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2014 по делу N А03-22331/2013, не подлежит применению ранее даты вступления в законную силу решения при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011, 2012 и 2013 годы, поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, а перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения Инспекции (с учетом решений Управления) соответствуют действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов налогоплательщика, в связи с чем доначисление Инспекцией обществу земельного налога в размере 59 924 рубля за 2011 год (решение N 4691); земельного налога в размере 143 806 рублей за 2012 год, начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 19842 рубля 74 копейки (решение N 4692); доначисления земельного налога в размере 119 671 рубля за 2013 год, начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 23 934 рубля 40 копеек (решение N 4699) произведено налоговым органом правомерно.
Наличие переплаты по указанному виду налога судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Поскольку Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2016 по делу N А03-11995/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Алеко" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 от 27.08.2014 N 4692, N 4691, N 4699 (в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
А.Ю.СБИТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2016 N 07АП-6300/2016 ПО ДЕЛУ N А03-11995/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу N А03-11995/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2016 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., после перерыва без использования средств аудиозаписи помощником судьи Левенко А.С.
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: до перерыва - Кабак О.Н. по доверенности от 28.08.2015 (на 1 год), после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2016 по делу N А03-11995/2015 (судья Колесников В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алеко" (ИНН 2222047349, ОГРН 1042201977465), г. Барнаул,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю
о признании недействительными решений от 27.08.2014 N 4692, N 4691, N 4699,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алеко" (далее - ООО "Алеко", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 27.08.2014 N 4692, N 4691, N 4699.
Решением от 24.05.2016 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены в части, признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю от 27.08.2014 N 4691 и от N 4692 в части доначисления 44 592 рублей 28 копеек земельного налога, соответствующих пени, штрафа как не соответствующие главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Алеко".
С Инспекции в пользу ООО "Алеко" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно признаны недействительными решения от 27.08.2014 N 4691 полностью и N 4692 в части доначисления земельного налога в сумме 44 592 рубля 28 копеек, по тому основанию, что данные суммы налога уплачены. Данный фактор влияет только на привлечение к ответственности и начисление пени, но не на размер доначисленного налога.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу от общества к началу судебного заседания не поступил.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 11.08.2016.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав до перерыва представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 22:63:030420:0022 (далее - земельный участок), кадастровая стоимость которого по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю составляла 10 667 097 рублей.
В рамках дела А03-22331/2013 Арбитражного суда Алтайского края решением от 09.04.2014 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009, в размере 1 080 000 рублей.
Общество 23.04.2014 представило в Инспекцию уточненные (корректирующие) налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, определив сумму земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 1 080 000 рублей.
В отношении общества налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанных уточненных налоговых деклараций, в ходе которой установлено, что налогоплательщиком занижен земельный налог за 2011, 2012 и 2013 годы в связи с занижением кадастровой стоимости земельного участка, так как согласно данным регистрирующего органа его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 10 667 097 рублей.
По результатам проверки составлены акты от 25.07.2014 N 14744, N 14748, N 14750 и вынесены решения от 27.08.2014 N 4691, N 4692 и N 4699 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанными решениями заявителю предложено уплатить 59 924 рубля земельного налога, пени в 12 770 рублей 50 копеек и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в 11 984 рублей 80 копеек (решение N 4691); 143 806 рублей земельного налога, 19 941 рубль 17 копеек пени, 28 761 рубль 20 копеек штрафа - за 2012 года (решение N 4692); 119 671 рубль земельного налога, 6 187 рублей 03 копейки пени, 23 934 рубля 40 копеек штрафа - за 2013 года (решение N 4699).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 05.11.2014 апелляционные жалобы общества на вышеуказанные решения Инспекции удовлетворены частично:
- - решение от 27.08.2014 N 4691 отменено в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 11 984 рубля 80 копеек, а также пени в сумме 12 770 рублей 50 копеек;
- - решение от 27.08.2014 N 4692 отменено в части привлечения к ответственности в размере 8 918 рублей 46 копеек, а также пени в сумме 19 941 рубль 17 копеек;
- - решение от 27.08.2014 N 4699 отменено в части начисления пени в сумме 6 187 рублей 03 копейки.
В остальной части оспариваемые решения от 27.08.2014 N 4691, N 4692 и N 4699 оставлены без изменения и признаны вступившими в законную силу.
Не согласившись с вынесенными решениями Инспекции (в редакции решений Управления), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая правомерными доводы налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств с достоверностью свидетельствующих о соответствии решений Инспекции в оспариваемой части налоговому законодательству и, как следствие, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку сделан по неполно выясненным обстоятельствам дела.
Согласно положениям пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 396 НК РФ определен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 390 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Правил).
На основании подпункта 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела усматривается, что по данным, представленным ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:03 04 20:0022 по состоянию на 01.01.2013 года составляет 10 667 097 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края утверждены Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2010.
Информация об иной кадастровой стоимости земельного участка в 2011, 2012 и 2013 годы из ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю в адрес налогового органа не поступала.
По решению Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2014 в рамках дела N А03-22331/2013 кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 01.01.2009 в размере 1 080 000 рублей, в связи с чем налогоплательщик представил в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, по данным которых налоговая база по земельному налогу отражена в размере 1 080 000 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 6 751 рубль (1080 000 рублей (кадастровая стоимость) * налоговая ставка 1,5% * 0,4167 (К2) за 2011 год и в размере 16 200 рублей (1080 000 рублей (кадастровая стоимость) * налоговая ставка 1,5% * 1,00 (К2) соответственно за 2012 и 2013 годы.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:030420:0022, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2014 по делу N А03-22331/2013 в размере 1 080 000 рублей, не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований общества о признании недействительным оспариваемых решений Инспекции в той части, в которой указанные ненормативные акты оставлены вышестоящим налоговым органом без изменения, поскольку налоговый орган правильно произвел расчет земельного налога за период 2011, 2012 и 2013 года в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка по состоянию соответственно на 01.01.2011, 01.01.2012 и 01.01.2013 года в размере 10 667 097 рублей 00 копеек, исходя из сведений, полученных им из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Как правильно указал налоговый орган, при расчете размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре, отметив, что в проверяемый период в отношении спорного земельного участка действовала кадастровая оценка земли, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-0-0, исходит из того, что возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости допускается и разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости является основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Алтайского края от 09.04.2014 по делу N А03-22331/2013, не подлежит применению ранее даты вступления в законную силу решения при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011, 2012 и 2013 годы, поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, а перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения Инспекции (с учетом решений Управления) соответствуют действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов налогоплательщика, в связи с чем доначисление Инспекцией обществу земельного налога в размере 59 924 рубля за 2011 год (решение N 4691); земельного налога в размере 143 806 рублей за 2012 год, начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 19842 рубля 74 копейки (решение N 4692); доначисления земельного налога в размере 119 671 рубля за 2013 год, начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 23 934 рубля 40 копеек (решение N 4699) произведено налоговым органом правомерно.
Наличие переплаты по указанному виду налога судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Поскольку Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.05.2016 по делу N А03-11995/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Алеко" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 от 27.08.2014 N 4692, N 4691, N 4699 (в редакции решений Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
А.Ю.СБИТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)