Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 20АП-1192/2016 ПО ДЕЛУ N А68-8543/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. по делу N А68-8543/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Каньон-сервис" (г. Тула пос. Комсомольский, ОГРН 1027100973459, ИНН 7107040947) - Бочкина В.В. (доверенность от 28.03.2016 N 4/16), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1047101350009, ИНН 7107027569) - Мухтаровой Ю.А. (доверенность от 02.03.2016 N 03-07/02787), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каньон-сервис" на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2016 по делу N А68-8543/2015 (судья Чубарова Н.И.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Каньон-сервис" (далее - общество, ООО "Каньон-сервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Тулы (далее - налоговый орган, инспекция) от 02.06.2015 N 3554 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом 130 056 рублей и уплаты этой суммы налога, а также внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Каньон-сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, полагая, что для целей налогообложения необходимо применять кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 по делу N А68-5432/2013.
Общество указывает на то, что правоотношения, возникшие до вступления в законную силу новой редакции Федерального закона "Об оценочной деятельности" не могут применяться по отношению к рассматриваемому спору, так как закон обратной силы не имеет.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от 02.07.2015 N 14-6921СВ при анализе сведений государственного кадастра недвижимости выявлено некорректное внесение сведений о дате определения и дате удостоверения кадастровой стоимости, в связи с тем, что в феврале 2014 года не была предусмотрена техническая возможность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о дате и определения кадастровой стоимости, а 29.06.2015 принято решение об исправлении технической ошибки N 71/2015-2493.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Каньон-сервис" в инспекцию уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год. По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 19.09.2014 N 675.
После рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекцией 02.06.2015 принято решение N 3554 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением инспекцией доначислен обществу с учетом состояния расчетов с бюджетом и предложен к уплате земельный налог за 2012 год в сумме 130 056 рублей, отказано в привлечении ООО "Каньон-сервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предложено внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 17.08.2015 N 07-15/12922 апелляционная жалоба ООО "Каньон-сервис" на решение инспекции от 02.06.2015 N 3554 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 этой статьи, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Земельный налог на территории муниципального образования город Тула установлен решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 N 68/1311, утвердившим Положение "О земельном налоге".
Как следует из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 этой статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15, 16 данной статьи.
Пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено судом, что ООО "Каньон-сервис" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 71:30:90203:0002 общей площадью 12 391 кв. метров по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, пос. Скуратовский, ул. Экспериментальная, 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2003 (решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2013 по делу N А68-5432/2013).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 27.02.2013 кадастровая стоимость участка составляет 19 446 161 рублей 55 копеек. Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 17.08.2000.
Кадастровая стоимость в сумме 19 446 161 рублей 55 копеек внесена в ГКН 01.01.2013 на основании постановления Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы" (далее - Постановление N 715), утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов города Тулы по группам видов разрешенного использования; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. метра земель города Тулы по группам видов разрешенного использования.
ООО "Каньон-сервис", не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером 71:30:090203:0002, утвержденной Постановлением N 715, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного, равной его рыночной стоимости в размере 6 501 033 рублей по состоянию на 01.01.2012.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 по делу N А68-5432/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:090203:0002, площадью 12 391 кв. метров, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, пос. Скуратовский, ул. Экспериментальная, 6, равной его рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2012) в сумме 5 448 897 рублей.
Указанное решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу 27.01.2014.
Названный судебный акт об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета с момента вступления решения суда в законную силу соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, поскольку права истца по заявленному требованию могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что для целей налогообложения Постановление N 715, исходя из положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, вступило в силу с 01.01.2014.
Так, в пункте 5 Постановления N 715 указано, что оно вступает в силу с 1 января 2013 года.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу или могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (абзац 4 пункта 1 и пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 01.01.2013).
В силу пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков (к которым относится и Постановление N 715), являются комплексными нормативными правовыми актами, то есть регулирующими не только налоговые отношения, но и гражданские отношения (в частности отношения, связанные с арендой земельных участков, выкупом земельных участков).
Данный вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02.07.2013 N 17-П.
При этом, как указано в названном постановлении, такие нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей могут вступать в силу в разное время, что и имело место с Постановлением N 715.
Постановление N 715, несмотря на имеющийся в нем пункт 5 о вступлении постановления в силу с 1 января 2013 года, вступает в силу для целей налогообложения в порядке, определенном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В связи с тем, что Постановление N 715 опубликовано 27.12.2012 в газете "Тульские известия", и месячный срок на вступление в силу истек 27.01.2013, а налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, суд первой инстанции правомерно отметил, что по общему правилу для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2014.
Данный вывод подтверждается и отсутствием в Постановлении N 715 указания на то, что акт вступает в силу со дня его официального опубликования (абзац 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления N 715), что является еще одним доказательством нераспространения действия Постановления N 715 на 2013 год, т.е. на налоговый период, предшествующий вступлению акта в законную силу.
Пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, то есть кадастровая стоимость устанавливается не только для исчисления земельного налога, но и применяется (используется) в гражданских и иных правоотношениях.
В связи с тем, что в Постановлении N 715 отсутствует конкретное указание на то, что акт имеет обратную силу и что он распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что 01.01.2013 - это дата вступления Постановления N 715 в силу для целей, не связанных с налогообложением. Для целей исчисления земельного налога Постановление N 715 вступило в силу по правилам абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с 01.01.2014.
Изложенные выводы соответствуют правовой позиции, содержащейся в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2015 по делу N А68-10531/2014. Такой же подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 309-КГ15-7403 по делу N А60-28009/2014.
В соответствии с Постановлением N 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.
Постановление N 715 не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, оно для разных земельных участков установило разную кадастровую стоимость, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации положения абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применимы.
Таким образом, как справедливо отметил суд первой инстанции кадастровая стоимость принадлежащего ООО "Каньон-сервис" спорного земельного участка, утвержденная Постановлением N 715, в любом случае могла применяться, начиная только с 01.01.2014.
Под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценки земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", единый федеральный государственный информационный ресурс.
Согласно пункту 5 статьи 4 названного закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом в силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в случае, если в данные государственного кадастра недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В названном постановлении указано, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ впоследствии были внесены изменения в статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20).
Приведенные положения устанавливают порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22.07.2014, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно заключил, что вступившее в законную силу в январе 2014 года решение Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 по делу N А68-5432/2013, которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:090203:0002, равная его рыночной стоимости, в сумме 5 448 897 рублей, не дает оснований для перерасчета земельного налога за 2012 год, несмотря на содержащееся в решении суда указание на то, что кадастровая стоимость, равная его рыночной стоимости, определена по состоянию на 01.01.2012.
В рассматриваемом случае изменения в государственный кадастр недвижимости вносятся не вследствие технической ошибки, а на основании решения суда.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что доначисление земельного налога за 2012 год в сумме 130 056 рублей произведено налоговым органом обоснованно, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 14 119 279 рублей, которая подтверждена сведениями из Управления Росреестра по Тульской области о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы общества выражают несогласие с правильно установленными судом фактическими обстоятельствами дела и, как следствие этого, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Таким образом, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2016 по делу N А68-8543/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)