Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2017 года по делу N А55-6591/2017 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску акционерного общества "Самарский завод "Электрощит" (ОГРН 1026300844173), г. Самара,
к Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417), г. Самара,
третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара,
об урегулировании разногласий по договору купли-продажи.
с участием в судебном заседании:
от заявителей апелляционных жалоб - представитель Стрюкова Г.А. по доверенностям от 05.04.2017 и от 12.12.2016 соответственно,
от истца - представитель Хамидуллин Р.Р. по доверенности от 12.01.2016,
акционерное общество "Самарский завод "Электрощит" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского округа Самара о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308001:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, по выкупной цене 5 884 959 рублей 60 копеек (Пять миллионов восемьсот восемьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят девять рублей 60 копеек), без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на иных условиях, изложенных в проекте договора купли-продажи N 000197кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и в протоколе разногласий от 19.01.2017 г. к договору купли-продажи N 000197кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, направленном в адрес Администрации городского округа Самара письмом от 19.01.2017 г. N 515, от 25.01.2017 г., в 30-дневный срок со дня вступления решения по делу в законную силу.
До принятия судебного акта в порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил урегулировать разногласия возникшие между муниципальным образованием городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара и Акционерным обществом "Самарский завод "Электрощит" при заключении договора N 000197кп купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, с кадастровым номером 63:01:0308001:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2:
1. Пункт 2.1. договора изложить в следующей редакции:
"Цена участка определяется на основании пункта 2 статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (ред. от 12.12.2011 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012 г.) и части 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 09.04.2012 г.), т.е. в редакциях указанных нормативно-правовых актов, действовавших на дату обращения АО "СЗ "Электрощит" в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2012 г., вх. N 14727, как двенадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Таким образом, цена участка исчисляется как ставка земельного налога, установленная в отношении прочих земельных участков, в размере 1,5 процента (подпункт 7 пункта 5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога") от кадастровой стоимости земельного участка, умноженная на 12, что составляет: 32 694 220 руб. 00 коп. /100% х 1,5% х 12 = 5 884 959 руб. 60 коп., без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Самара обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация указывает, что у истца не имеется правовых оснований для выкупа земельного участка по льготное цене, предусмотренной положениями п. 2 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
Департамент управления имуществом городского округа Самара также обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполно выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с этим неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов заявитель привел доводы, аналогичные доводам Администрации. Департамент считает, суд не учел тот факт, что в ходе рассмотрения заявления истца выявлено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий территории общего пользования. По мнению заявителя, в данном случае не имеется оснований для выкупа земельного участка по льготное цене, поскольку заявление истца от 02.08.2012 г. поступило в Департамент 19.08.2015, в этот период цена земельного выкупа данного земельного участка определялась в соответствии с абз. 3 под. 3 п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.07.2015 до 01.07.2016 г.
Представитель заявителей в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, акционерному обществу "Самарский завод "Электрощит" (АО "Электрощит") на праве собственности на основании договоров купли-продажи от 01.12.2009 г. и от 20.04.2010 г. принадлежит гостиничный комплекс, состоящий из объектов недвижимости:
- - Здание гостиницы, площадью 709,40 кв. метров, этажность: 2, подземная этажность: 1, литера: А, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:18839 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.08.2010 г. серии 63-АЕ N 064732);
- - Здание гостиницы, площадью 206,20 кв. метров, этажность: 2, литера: Ж, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4968 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316825;
- - Здание хозяйственного блока, площадью 109,80 кв. метров, этажность: 1, литера: В. с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4970 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316826);
- - Здание гостиницы, площадью 204,50 кв. метров, этажность: 2, литера: Е, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4991 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316827);
- - Здание котельной, площадью 43,10 кв. метров, этажность: 2, литера: Б, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4993 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316828);
- - Здание гостиницы, площадью 1340,00 кв. метров, этажность: 3. подземная этажность: 1, литера: Д, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:5055 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316829):
- Здание контрольно-пропускного пункта, площадью 13,80 кв. метров, этажность: 1. литера: Г, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:5057 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316830).
Данные объекты недвижимости располагались в границах земельного участка площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523 с разрешенным использованием под зданиями гостиничного комплекса, сведения о земельном участке внесенные в ГКН, носили временный характер со сроком временного действия - 27.03.2014, что подтверждается кадастровой выпиской земельном участке от 23.10.2013 г. N 63-00-102/13-556329.
04 мая 2012 года АО "Электрощит" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 14727 (номер регистрации N 12-2/04336/12-с от 29.05.2012 г.) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, фактически занимаемого зданиями гостиничного комплекса с прилегающей территорией, площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523.
В ходе рассмотрения заявления АО "Электрощит", Министерством имущественных отношений, по сведениям, предоставленным Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары письмом от 02.08.2012 г. N САМВ-6851, было выявлено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, территории общего пользования.
В связи с данным обстоятельством, на основании приказа Министерства имущественных отношений от 30.10.2013 г. N 2086, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308001:523 был снят с кадастрового учета.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 31.07.2014 N 591 на основании обращения Министерства имущественных отношений от 04.07.2014 г. N 12-2/0436/12, заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 28.12.2013 г. N САМВ-89071, утверждена новая схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 5330,00 кв. метров.
В дальнейшем, указанный земельный участок площадью 5330,00 кв. м, сформированный на основании указанного Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 31.07.2014 N 591, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0308001:527, местоположение: Самарская область г. Самара Красноглинский район пос. Красная Глинка квартал 2, разрешенное использование: занимаемый зданиями гостиничного комплекса с прилегающей территорией, сведения о земельном участке внесены в ГКН 04.08.2015, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 04.08.2015 363-00-102/15-602400. В строке 8 кадастрового паспорта указаны кадастровые номера объектов капитального строительства.
В связи передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в г.о. Самара, от исполнительных органов государственной власти Самарской области, органам местного самоуправления г.о. Самара, и длительным бездействием уполномоченных органов по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность АО "Электрощит", Общество обратилось в Администрацию г.о. Самару, Департамент управления имуществом г.о. Самара (вх. N 15-01-2а/10894 от 25.08.2015 г.), Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (вх. N СП-9/5066 от 19.08.2015 г.), с заявлением от 19.08.2015 г., в котором просило устранить незаконное бездействие и, на основании ранее поданного в Министерство имущественных отношений Самарской области заявления от 04.05.2012 г. вх. N 14727 (номер регистрации N 12-2/04336/12-с от 29.05.2012 г.), предоставить земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308001:527, площадью 5330 кв. метров, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, фактически занимаемый зданиями гостиничного комплекса с прилегающей территорией, в собственность АО "Электрощит".
15.06.2016 г. АО "Электрощит" письмом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.06.2016 г. N 15-07-10/27498 было уведомлено о том, что договор купли-продажи N 000197кп земельного участка площадью 5330,00 кв. метров с кадастровым номером 63:01:0308001:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, подписан Главой г.о. Самара и для его подписания необходимо обратиться в Департамент, после чего указанный проект договора купли-продажи с приложениями: кадастровый паспорт земельного участка; расчет цены выкупа; акт приема-передачи земельного участка, был получен истцом.
В соответствии условиями оферты договора купли-продажи N 000197кп цена выкупа земельного участка определена из расчета 50% от кадастровой стоимости земельного участка в размере 32 694 220,00 рублей, что составляет 16 347 110,00 рублей.
Не согласившись с определенной органом местного самоуправления ценой выкупа земельного участка в размере 16 347 110,00 рублей, АО "Электрощит" подписало договор купли-продажи N 000197кп с протоколом разногласий, которым предложило установить цену выкупа земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Протокол разногласий направлен в адрес Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара письмами от 19.08.2016 г. NN 147.
Письмом от 12.09.2016 г. N 15-07-10/40803 Департамент управления имуществом г.о. Самара отклонил протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка N 000197кп, сославшись на пп. 3 пункта 2 Постановления Правительства Самарской области от 30.09.2015 N 618 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области", действующего на момент предоставления кадастрового паспорта земельного участка 25.08.2015.
Письмом 25.01.2017 г. АО "Электрощит" повторно направило в адрес Администрации г.о. Самара протокол разногласий от 19.01.2017 г. к договору купли-продажи N 000197кп в котором предложило определить цену участка в размере 5 884 959,60 рублей на дату обращения с заявлением о выкупе (N 12-2/0436/12-с от 29 мая 2012) на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", части 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 09.04.2012 г.), в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Поскольку при заключении договора стороны к соглашению не пришли относительно цены выкупа земельного участка, данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования. суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как усматривается из материалов дела, устанавливая в оферте цену выкупаемого земельного участка, и возражая против заявленного иска, администрация исходит из того, что после обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523, он был аннулирован. Предметом же договора купли-продажи является вновь образованный земельный участок площадью с кадастровым номером 63:01:0308001:527, который был сформирован только 04.08.2015, и кадастровый паспорт предоставлен только 25.08.2015, в связи с чем применен пп. 3 пункта 2 Постановления Правительства Самарской области от 30.09.2015 N 618 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области", в соответствии с которым цена выкупа определена в размере 50% кадастровой стоимости.
Истец считает правомерным определение выкупной цены в размере 12-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, пункта 2 статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", части 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 09.04.2012 г.), в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, поскольку обратился с заявлением о выкупе 04.05.2012, т.е. до 01.07.2012.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Требование дополнительных документов незаконно (абзац 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, действовавшим в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в числе которых обозначен и кадастровый паспорт земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков, действующий в актуальный период (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1. Порядка юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
Согласно п. 2.2 Порядка, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
В качестве приложения к заявлению в Министерство были представлены все документы в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 6 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, заявитель должен представить в Министерство кадастровый паспорт.
В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, заявителем представляется план-схема земельного участка.
Из представленной в материалы дела копии заявления от 04.05.2012 усматривается, что все необходимые документы заявителем представлены. На момент обращения с заявлением о выкупе местоположение земельного участка Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523 определялось кадастровым паспортом земельного участка, который также был представлен в трех экземплярах.
Согласно п. 2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Между тем как следует из материалов дела документы заявителю возвращены не были. Таким образом, на момент подачи заявления, истец представил все требуемые в соответствии с законодательством документы.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308001:523 был аннулирован в связи с выявлением пересечений с красными линиями, и затем сформирован вновь с кадастровым номером 63:01:0308001:527 с тем же разрешенным использованием. При этом все объекты недвижимости, указанные истцом, также находятся в границах земельного участка площадью 5330 кв. метров с кадастровым номером 63:01:0308001:527.
Таким образом, для целей выкупа земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости гостиничного комплекса, не требовалось и не подавалось нового обращения (заявления) о выкупе.
При таких обстоятельствах, взамен аннулированного земельного участка, заявлением от 25.08.2015 истцом к ранее поданному заявлению, приобщен кадастровый паспорт земельного участка площадью 5330 кв. метров с кадастровым номером 63:01:0308001:527, на что прямо указано в заявлении от 25.08.2015.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела, копии полученных от Министерства имущественных отношений Самарской области документов (заявление истца о выкупе от 04.05.2012 и дальнейшая переписка) представлены в материалы дела Департаментом управления имуществом г.о. Самара, и данный факт никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.
В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" установлена налоговая ставка 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 32 694 220 руб. подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Таким образом, выкупная цена спорного земельного участка составит 5 884 959 руб. 60 коп. (32 694 220 х 1,5% х 12).
На основании изложенного обоснованными являются довод истца о применении льготной цены выкупа земельного участка, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса", которая составляет 5 884 959 руб. 60 коп., следовательно, иск подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах о том, что у истца не имеется правовых оснований для выкупа земельного участка по льготное цене, предусмотренной положениями п. 2 ст. 2 ФЗ от 25.11.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) определением критерии применения рыночных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
С учетом пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости связаны с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимости с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Учитывая специфику спора при определении цены земельного участка в рамках заключенного в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации договора купли-продажи необходимо руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Оценив на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое заявителями решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2017 года по делу N А55-6591/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 11АП-13701/2017, 11АП-13702/2017 ПО ДЕЛУ N А55-6591/2017
Разделы:Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Предоставление земли
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. по делу N А55-6591/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Балакиревой Е.М., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционные жалобы Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 августа 2017 года по делу N А55-6591/2017 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску акционерного общества "Самарский завод "Электрощит" (ОГРН 1026300844173), г. Самара,
к Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417), г. Самара,
третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара,
об урегулировании разногласий по договору купли-продажи.
с участием в судебном заседании:
от заявителей апелляционных жалоб - представитель Стрюкова Г.А. по доверенностям от 05.04.2017 и от 12.12.2016 соответственно,
от истца - представитель Хамидуллин Р.Р. по доверенности от 12.01.2016,
установил:
акционерное общество "Самарский завод "Электрощит" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского округа Самара о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0308001:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, по выкупной цене 5 884 959 рублей 60 копеек (Пять миллионов восемьсот восемьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят девять рублей 60 копеек), без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на иных условиях, изложенных в проекте договора купли-продажи N 000197кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и в протоколе разногласий от 19.01.2017 г. к договору купли-продажи N 000197кп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, направленном в адрес Администрации городского округа Самара письмом от 19.01.2017 г. N 515, от 25.01.2017 г., в 30-дневный срок со дня вступления решения по делу в законную силу.
До принятия судебного акта в порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил урегулировать разногласия возникшие между муниципальным образованием городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара и Акционерным обществом "Самарский завод "Электрощит" при заключении договора N 000197кп купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, с кадастровым номером 63:01:0308001:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2:
1. Пункт 2.1. договора изложить в следующей редакции:
"Цена участка определяется на основании пункта 2 статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (ред. от 12.12.2011 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012 г.) и части 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 09.04.2012 г.), т.е. в редакциях указанных нормативно-правовых актов, действовавших на дату обращения АО "СЗ "Электрощит" в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка от 04.05.2012 г., вх. N 14727, как двенадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Таким образом, цена участка исчисляется как ставка земельного налога, установленная в отношении прочих земельных участков, в размере 1,5 процента (подпункт 7 пункта 5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога") от кадастровой стоимости земельного участка, умноженная на 12, что составляет: 32 694 220 руб. 00 коп. /100% х 1,5% х 12 = 5 884 959 руб. 60 коп., без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Самара обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация указывает, что у истца не имеется правовых оснований для выкупа земельного участка по льготное цене, предусмотренной положениями п. 2 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле".
Департамент управления имуществом городского округа Самара также обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполно выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с этим неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов заявитель привел доводы, аналогичные доводам Администрации. Департамент считает, суд не учел тот факт, что в ходе рассмотрения заявления истца выявлено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий территории общего пользования. По мнению заявителя, в данном случае не имеется оснований для выкупа земельного участка по льготное цене, поскольку заявление истца от 02.08.2012 г. поступило в Департамент 19.08.2015, в этот период цена земельного выкупа данного земельного участка определялась в соответствии с абз. 3 под. 3 п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 746 в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.07.2015 до 01.07.2016 г.
Представитель заявителей в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, акционерному обществу "Самарский завод "Электрощит" (АО "Электрощит") на праве собственности на основании договоров купли-продажи от 01.12.2009 г. и от 20.04.2010 г. принадлежит гостиничный комплекс, состоящий из объектов недвижимости:
- - Здание гостиницы, площадью 709,40 кв. метров, этажность: 2, подземная этажность: 1, литера: А, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:18839 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.08.2010 г. серии 63-АЕ N 064732);
- - Здание гостиницы, площадью 206,20 кв. метров, этажность: 2, литера: Ж, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4968 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316825;
- - Здание хозяйственного блока, площадью 109,80 кв. метров, этажность: 1, литера: В. с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4970 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316826);
- - Здание гостиницы, площадью 204,50 кв. метров, этажность: 2, литера: Е, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4991 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316827);
- - Здание котельной, площадью 43,10 кв. метров, этажность: 2, литера: Б, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:4993 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316828);
- - Здание гостиницы, площадью 1340,00 кв. метров, этажность: 3. подземная этажность: 1, литера: Д, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:5055 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316829):
- Здание контрольно-пропускного пункта, площадью 13,80 кв. метров, этажность: 1. литера: Г, с кадастровым номером 63:01:0000000:0:5057 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2010 г. серии 63-АД N 316830).
Данные объекты недвижимости располагались в границах земельного участка площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523 с разрешенным использованием под зданиями гостиничного комплекса, сведения о земельном участке внесенные в ГКН, носили временный характер со сроком временного действия - 27.03.2014, что подтверждается кадастровой выпиской земельном участке от 23.10.2013 г. N 63-00-102/13-556329.
04 мая 2012 года АО "Электрощит" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 14727 (номер регистрации N 12-2/04336/12-с от 29.05.2012 г.) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, фактически занимаемого зданиями гостиничного комплекса с прилегающей территорией, площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523.
В ходе рассмотрения заявления АО "Электрощит", Министерством имущественных отношений, по сведениям, предоставленным Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары письмом от 02.08.2012 г. N САМВ-6851, было выявлено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, территории общего пользования.
В связи с данным обстоятельством, на основании приказа Министерства имущественных отношений от 30.10.2013 г. N 2086, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308001:523 был снят с кадастрового учета.
Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 31.07.2014 N 591 на основании обращения Министерства имущественных отношений от 04.07.2014 г. N 12-2/0436/12, заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от 28.12.2013 г. N САМВ-89071, утверждена новая схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 5330,00 кв. метров.
В дальнейшем, указанный земельный участок площадью 5330,00 кв. м, сформированный на основании указанного Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 31.07.2014 N 591, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0308001:527, местоположение: Самарская область г. Самара Красноглинский район пос. Красная Глинка квартал 2, разрешенное использование: занимаемый зданиями гостиничного комплекса с прилегающей территорией, сведения о земельном участке внесены в ГКН 04.08.2015, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 04.08.2015 363-00-102/15-602400. В строке 8 кадастрового паспорта указаны кадастровые номера объектов капитального строительства.
В связи передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в г.о. Самара, от исполнительных органов государственной власти Самарской области, органам местного самоуправления г.о. Самара, и длительным бездействием уполномоченных органов по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность АО "Электрощит", Общество обратилось в Администрацию г.о. Самару, Департамент управления имуществом г.о. Самара (вх. N 15-01-2а/10894 от 25.08.2015 г.), Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (вх. N СП-9/5066 от 19.08.2015 г.), с заявлением от 19.08.2015 г., в котором просило устранить незаконное бездействие и, на основании ранее поданного в Министерство имущественных отношений Самарской области заявления от 04.05.2012 г. вх. N 14727 (номер регистрации N 12-2/04336/12-с от 29.05.2012 г.), предоставить земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308001:527, площадью 5330 кв. метров, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, фактически занимаемый зданиями гостиничного комплекса с прилегающей территорией, в собственность АО "Электрощит".
15.06.2016 г. АО "Электрощит" письмом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.06.2016 г. N 15-07-10/27498 было уведомлено о том, что договор купли-продажи N 000197кп земельного участка площадью 5330,00 кв. метров с кадастровым номером 63:01:0308001:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, подписан Главой г.о. Самара и для его подписания необходимо обратиться в Департамент, после чего указанный проект договора купли-продажи с приложениями: кадастровый паспорт земельного участка; расчет цены выкупа; акт приема-передачи земельного участка, был получен истцом.
В соответствии условиями оферты договора купли-продажи N 000197кп цена выкупа земельного участка определена из расчета 50% от кадастровой стоимости земельного участка в размере 32 694 220,00 рублей, что составляет 16 347 110,00 рублей.
Не согласившись с определенной органом местного самоуправления ценой выкупа земельного участка в размере 16 347 110,00 рублей, АО "Электрощит" подписало договор купли-продажи N 000197кп с протоколом разногласий, которым предложило установить цену выкупа земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Протокол разногласий направлен в адрес Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара письмами от 19.08.2016 г. NN 147.
Письмом от 12.09.2016 г. N 15-07-10/40803 Департамент управления имуществом г.о. Самара отклонил протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка N 000197кп, сославшись на пп. 3 пункта 2 Постановления Правительства Самарской области от 30.09.2015 N 618 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области", действующего на момент предоставления кадастрового паспорта земельного участка 25.08.2015.
Письмом 25.01.2017 г. АО "Электрощит" повторно направило в адрес Администрации г.о. Самара протокол разногласий от 19.01.2017 г. к договору купли-продажи N 000197кп в котором предложило определить цену участка в размере 5 884 959,60 рублей на дату обращения с заявлением о выкупе (N 12-2/0436/12-с от 29 мая 2012) на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", части 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 09.04.2012 г.), в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Поскольку при заключении договора стороны к соглашению не пришли относительно цены выкупа земельного участка, данные обстоятельства явились поводом для настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования. суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как усматривается из материалов дела, устанавливая в оферте цену выкупаемого земельного участка, и возражая против заявленного иска, администрация исходит из того, что после обращения истца с заявлением о выкупе земельного участка площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523, он был аннулирован. Предметом же договора купли-продажи является вновь образованный земельный участок площадью с кадастровым номером 63:01:0308001:527, который был сформирован только 04.08.2015, и кадастровый паспорт предоставлен только 25.08.2015, в связи с чем применен пп. 3 пункта 2 Постановления Правительства Самарской области от 30.09.2015 N 618 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области", в соответствии с которым цена выкупа определена в размере 50% кадастровой стоимости.
Истец считает правомерным определение выкупной цены в размере 12-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, пункта 2 статьи 2 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", части 4 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. N 94-ГД "О земле" (ред. от 09.04.2012 г.), в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, поскольку обратился с заявлением о выкупе 04.05.2012, т.е. до 01.07.2012.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Требование дополнительных документов незаконно (абзац 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, действовавшим в период обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в числе которых обозначен и кадастровый паспорт земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" утвержден Порядок предоставления земельных участков, действующий в актуальный период (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1. Порядка юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к Порядку, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к Порядку.
Согласно п. 2.2 Порядка, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, к заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку.
В качестве приложения к заявлению в Министерство были представлены все документы в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 6 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, заявитель должен представить в Министерство кадастровый паспорт.
В случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, заявителем представляется план-схема земельного участка.
Из представленной в материалы дела копии заявления от 04.05.2012 усматривается, что все необходимые документы заявителем представлены. На момент обращения с заявлением о выкупе местоположение земельного участка Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Красная Глинка, квартал 2, площадью 5341,00 кв. метр с кадастровым номером 63:01:0308001:523 определялось кадастровым паспортом земельного участка, который также был представлен в трех экземплярах.
Согласно п. 2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Между тем как следует из материалов дела документы заявителю возвращены не были. Таким образом, на момент подачи заявления, истец представил все требуемые в соответствии с законодательством документы.
Как указано выше, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0308001:523 был аннулирован в связи с выявлением пересечений с красными линиями, и затем сформирован вновь с кадастровым номером 63:01:0308001:527 с тем же разрешенным использованием. При этом все объекты недвижимости, указанные истцом, также находятся в границах земельного участка площадью 5330 кв. метров с кадастровым номером 63:01:0308001:527.
Таким образом, для целей выкупа земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости гостиничного комплекса, не требовалось и не подавалось нового обращения (заявления) о выкупе.
При таких обстоятельствах, взамен аннулированного земельного участка, заявлением от 25.08.2015 истцом к ранее поданному заявлению, приобщен кадастровый паспорт земельного участка площадью 5330 кв. метров с кадастровым номером 63:01:0308001:527, на что прямо указано в заявлении от 25.08.2015.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела, копии полученных от Министерства имущественных отношений Самарской области документов (заявление истца о выкупе от 04.05.2012 и дальнейшая переписка) представлены в материалы дела Департаментом управления имуществом г.о. Самара, и данный факт никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.
В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560, от 16.12.2011 N ОГ-Д23-2502, от 16.12.2011 N Д23-5188 лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", до 1 июля 2012 года лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в городах Самаре, Тольятти - в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 5 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" установлена налоговая ставка 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, к которым относится спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 32 694 220 руб. подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Таким образом, выкупная цена спорного земельного участка составит 5 884 959 руб. 60 коп. (32 694 220 х 1,5% х 12).
На основании изложенного обоснованными являются довод истца о применении льготной цены выкупа земельного участка, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса", которая составляет 5 884 959 руб. 60 коп., следовательно, иск подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах о том, что у истца не имеется правовых оснований для выкупа земельного участка по льготное цене, предусмотренной положениями п. 2 ст. 2 ФЗ от 25.11.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) определением критерии применения рыночных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
С учетом пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости связаны с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимости с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Учитывая специфику спора при определении цены земельного участка в рамках заключенного в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации договора купли-продажи необходимо руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Оценив на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований.
На основании изложенного арбитражный апелляционной суд считает, что обжалуемое заявителями решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.08.2017 года по делу N А55-6591/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)