Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2017
постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 22 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017
по делу N А40-203681/16, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации (105229, Москва, Госпитальная площадь, дом 3, ОГРН 1037739493901)
к ИФНС России N 22 по г. Москве (111024, Москва, шоссе Энтузиастов, дом 14, ОГРН 1047722053610)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (119019, Москва, улица Знаменка, дом 19; ОГРН 1037700255284),
при участии:
- от заявителя - Игнатьев С.В. по доверенности от 02.02.2017, Шалимов В.С. по доверенности от 23.06.2016;
- от заинтересованного лица - Корнеев О.А. по доверенности от 09.01.2017, Потаскаев П.Н. по доверенности от 09.06.2017;
- от третьего лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017 признано незаконным решение ИФНС России N 22 по г. Москве от 18.04.2016 N 27087 о привлечении Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство обороны Российской Федерации, представитель в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представители органа налогового контроля и учреждения в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 10.02.2016 учреждением представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2015.
01.03.2016 по результатам проведения налоговой проверки инспекцией установлена неуплата земельного налога, непредставление в установленный срок декларации, о чем составлен акт N 41392.
18.04.2016 налоговым органом вынесено решение N 27087 о привлечении Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым учреждение привлечено к ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок (п. 1 ст. 119 НК РФ); неуплату налога в результате занижения налоговой базы (п. 1 ст. 122 НК РФ) в виде штрафов в общем размере 11.316, 25 руб. (2.263, 25 руб. и 9.053 руб. соответственно); предложено уплатить земельный налог за 2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001003:3245 в сумме 77.277 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 27.06.2016 N 21-19/069277 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выводами налоговых органов, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Из материалов дела следует, что учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв. м, с разрешенным видом использования: объекты размещения общежитий; адрес (местоположение) объекта: Москва, 1-й Краснокурсантский проезд, вл. 3/5, корп. 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.02.2013 N 77-АО 517970). На участке расположено двухэтажное жилое здание общежития, находящееся у учреждения на праве постоянного (бессрочного пользования).
Из пояснений заявителя следует, что в общежитии проживают его работники - военнослужащие и гражданский персонал; представлены списки проживающих и графики их дежурств в 2015; фактически общежитие находится в ведении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которое выделяет жилые помещения в нем нуждающимся и оформляет указанные отношения. Клинический госпиталь относится к учреждениям Вооруженных сил Российской Федерации, закрепленное за ним имущество, в том числе спорный земельный участок, используется им для осуществления уставной деятельности, связанной с поддержанием обороноспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи, с чем налогообложению налогом на землю не подлежит.
По мнению налогового органа, на спорном земельном участке расположено жилое помещение (общежитие), поэтому земельный участок не может относиться к землям обороны и безопасности.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв. м, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, занят объектом - двухэтажное жилое здание общежития, необходимым для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в силу ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", не является объектом налогообложения земельным налогом.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 этой же статьи.
Согласно п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и Федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" - земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, являются федеральной собственностью и находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Анализ изложенных норм налогового и земельного законодательства свидетельствует о том, что не все земельные участки, предоставленные в пользование учреждениям Министерства обороны Российской Федерации, исключены из объекта обложения земельным налогом.
Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В рассматриваемом случае, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв. м, с разрешенным видом использования: объекты размещения общежитий; адрес (местоположение) объекта: Москва, 1-й Краснокурсантский проезд, вл. 3/5, корп. 5 используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации. На данном земельном участке находится общежитие (находится в ведении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации), в котором проживают работники госпиталя - военнослужащие и гражданский персонал.
Данные обстоятельства (с учетом приведенных норм налогового и земельного законодательства) не установлены налоговым органом и не приняты во внимание при вынесении оспариваемого решения.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 18260/10, при разрешении вопроса об исключении земельных участков из объекта обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обороны.
Таким образом, выводы оспариваемого решения налогового органа не соответствуют положениям п. 1 ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001003:3245.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017 по делу N А40-203681/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2017 N 09АП-23248/2017 ПО ДЕЛУ N А40-203681/16
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2017 г. N 09АП-23248/2017
Дело N А40-203681/16
резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2017
постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 22 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017
по делу N А40-203681/16, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации (105229, Москва, Госпитальная площадь, дом 3, ОГРН 1037739493901)
к ИФНС России N 22 по г. Москве (111024, Москва, шоссе Энтузиастов, дом 14, ОГРН 1047722053610)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (119019, Москва, улица Знаменка, дом 19; ОГРН 1037700255284),
при участии:
- от заявителя - Игнатьев С.В. по доверенности от 02.02.2017, Шалимов В.С. по доверенности от 23.06.2016;
- от заинтересованного лица - Корнеев О.А. по доверенности от 09.01.2017, Потаскаев П.Н. по доверенности от 09.06.2017;
- от третьего лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017 признано незаконным решение ИФНС России N 22 по г. Москве от 18.04.2016 N 27087 о привлечении Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство обороны Российской Федерации, представитель в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представители органа налогового контроля и учреждения в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 10.02.2016 учреждением представлена в инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2015.
01.03.2016 по результатам проведения налоговой проверки инспекцией установлена неуплата земельного налога, непредставление в установленный срок декларации, о чем составлен акт N 41392.
18.04.2016 налоговым органом вынесено решение N 27087 о привлечении Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым учреждение привлечено к ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок (п. 1 ст. 119 НК РФ); неуплату налога в результате занижения налоговой базы (п. 1 ст. 122 НК РФ) в виде штрафов в общем размере 11.316, 25 руб. (2.263, 25 руб. и 9.053 руб. соответственно); предложено уплатить земельный налог за 2015 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001003:3245 в сумме 77.277 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 27.06.2016 N 21-19/069277 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с выводами налоговых органов, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Из материалов дела следует, что учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв. м, с разрешенным видом использования: объекты размещения общежитий; адрес (местоположение) объекта: Москва, 1-й Краснокурсантский проезд, вл. 3/5, корп. 5 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.02.2013 N 77-АО 517970). На участке расположено двухэтажное жилое здание общежития, находящееся у учреждения на праве постоянного (бессрочного пользования).
Из пояснений заявителя следует, что в общежитии проживают его работники - военнослужащие и гражданский персонал; представлены списки проживающих и графики их дежурств в 2015; фактически общежитие находится в ведении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которое выделяет жилые помещения в нем нуждающимся и оформляет указанные отношения. Клинический госпиталь относится к учреждениям Вооруженных сил Российской Федерации, закрепленное за ним имущество, в том числе спорный земельный участок, используется им для осуществления уставной деятельности, связанной с поддержанием обороноспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи, с чем налогообложению налогом на землю не подлежит.
По мнению налогового органа, на спорном земельном участке расположено жилое помещение (общежитие), поэтому земельный участок не может относиться к землям обороны и безопасности.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв. м, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании у Федерального государственного казенного учреждения "Главный военный клинический госпиталь имени Академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, занят объектом - двухэтажное жилое здание общежития, необходимым для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в силу ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", не является объектом налогообложения земельным налогом.
Плательщиками земельного налога, в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 этой же статьи.
Согласно п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и Федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" - земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, являются федеральной собственностью и находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Анализ изложенных норм налогового и земельного законодательства свидетельствует о том, что не все земельные участки, предоставленные в пользование учреждениям Министерства обороны Российской Федерации, исключены из объекта обложения земельным налогом.
Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В рассматриваемом случае, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001003:3245, площадью 877 кв. м, с разрешенным видом использования: объекты размещения общежитий; адрес (местоположение) объекта: Москва, 1-й Краснокурсантский проезд, вл. 3/5, корп. 5 используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации. На данном земельном участке находится общежитие (находится в ведении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации), в котором проживают работники госпиталя - военнослужащие и гражданский персонал.
Данные обстоятельства (с учетом приведенных норм налогового и земельного законодательства) не установлены налоговым органом и не приняты во внимание при вынесении оспариваемого решения.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 18260/10, при разрешении вопроса об исключении земельных участков из объекта обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обороны.
Таким образом, выводы оспариваемого решения налогового органа не соответствуют положениям п. 1 ч. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001003:3245.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2017 по делу N А40-203681/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)