Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН); Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Договор управления многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
- от ТСЖ "Дубки" - Тимофеев А.Э., по доверенности от 27.09.2017; Хольнов А.И., председатель правления, протокол собрания членов ТСЖ от 07.07.2017 N 4;
- от Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области - Тирон В.И., по доверенности от 09.01.2017; Горбатская А.В., по доверенности от 05.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "ДУБКИ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017, принятое судьей Мясовым Т.В. по делу N А41-34331/17
по заявлению ТСЖ "ДУБКИ"
о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 21.07.2016 N 46112 и N 46113 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Товарищество собственников жилья "ДУБКИ" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 21.07.2016 N 46112 и N 46113 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 2 - 9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017 в удовлетворении заявленных ТСЖ "ДУБКИ" требований отказано (т. 3, л.д. 21 - 26).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "ДУБКИ" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Межрайонная ИФНС России N 13 по Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители ТСЖ "ДУБКИ" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30.03.2015 ТСЖ "Дубки" представило в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год.
В представленной декларации "Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" налогоплательщик заявил доход за 2014 год - 22 954145 рублей (соответственно сумма исчисленного налога при ставке 6% составила 688 624 рубля).
В ходе мероприятий налогового контроля было установлено, что, согласно выписке по счету налогоплательщика в ПАО "Сбербанк", представленной в налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки, сумма поступлений по счету товарищества составила 70 887 450 рублей.
Из них не являются доходом 44 151 109 рублей, а именно - возврат депозитных средств - 38 700 000 рублей, возвратные средства - 130 881 рубль (18.02.2014), социальная поддержка - 481 627 рублей, членские взносы - 4 500 000 рублей, возмещение ФСС - 338 601 рубль.
Также представитель Инспекции пояснил суду, что поступлений в кассу ТСЖ за 2014 составили 21 459 752 руб., в том числе - коммунальные платежи в сумме 11 249 022 руб., содержание и обслуживание дома - 7 179 353 рубля, доход от сдачи в аренду - 3 031 377 рублей.
Итого, по данным налогового органа сумма поступлений по расчетному счету, являющаяся выручкой от реализации работ и услуг, составляет 26 736 341 рубль, поступлений в кассу ТСЖ составили 21 459 752 рубля.
Таким образом, по данным налогового органа, общая сумма дохода налогоплательщика за 2014 год составила 48 196 093 рубля.
Настаивая на законности и обоснованности оспариваемого решения, представитель Инспекции пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются "доходы", то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
По данным налогового органа налоговая база за 2014 определена в размере 48 196 093 руб. и сумма исчисленного налога составила 2 891 766 рублей, примененная налоговая ставка - 6% (ст. 346.20 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", вправе уменьшить сумму налога за отчетный или налоговый период на сумму страховых взносов на ОПС уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за тот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплат пособий по временной нетрудоспособности., но не более чем на 50% от исчисленной суммы налога.
Налогоплательщик исчислил страховые взносы на ОПС за 2014 в размере 688 625 руб.
Согласно выписке банка, сумма страховых взносов на ОПС, уплаченных ТСЖ "Дубки" в 2014 году составляет 922 307 руб.
В соответствии с этим сумма страховых взносов на ОПС, уменьшающая исчисленный налог за 2014 год, составляет 922 307 рублей.
В связи с изложенным, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 969 459 руб. (за вычетом 922 307 рублей).
При этом налогоплательщик исчислил к уплате налог в сумме 688 624 рубля.
ТСЖ "Дубки" исчислило авансовые платежи за 9 месяцев 333 684 руб. и по итогу налогового периода исчислил к уплате налог в сумме 354 940 руб., итого 688 624 руб.
Таким образом, по данным налогового органа сумма налога к уплате по итогу налогового периода - 2014 года составляет 1 635 775 руб., в связи с чем налогоплательщику было предложено дополнительно доплатить налог в сумме 1 280 835 рублей.
В отношении дополнительных начислений на 2015 год представитель налогового органа пояснил, что 08.06.2015 ТСЖ "Дубки" представило в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за год 2015 год.
В представленной декларации "Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" за 2015 год налогоплательщик заявил доход - 2.902 775 рублей (сумма исчисленного налога при ставке 6% составила 717 084 руб.).
В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что согласно выписке банка ПАО "Сбербанк", представленной в налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки, сумма поступлений по счету товарищества составила 66 248 355 рублей.
Из них не являются доходом 41 271 124 рубля в том числе: возврат депозитных средств - 36 490 000 рублей, возвратные средства - 116 940 рублей, социальная поддержка - 379 435 рублей, членские взносы - 1 900 000 рублей, возмещение ФСС - 1 554 749 рублей, материальная помощь - 2 230 000 рублей.
Поступлений в кассу ТСЖ за 2015 составили 21 441 562 руб., в том числе - коммунальные платежи - 9 612 959 руб., содержание и обслуживание дома - 8 776 251 руб., доход от сдачи в аренду - 3052 352 руб.
Итого, по данным налогового органа сумма поступлений по расчетному счету, являющаяся, согласно позиции налогового органа, выручкой от реализации работ и услуг составляет 24 977231 руб., поступлений в кассу ТСЖ составили 21 441 562 рубля.
Итого сумма дохода за 2015 год, рассчитанная Инспекцией составила 46 418 793 руб.
С указанной налоговой баллы сумма исчисленного Инспекцией налога составила 2 785 128 руб. (примененная налоговая ставка 6% (ст. ст. 346, 20 НК РФ).
Представитель налогового органа пояснил, что налогоплательщик исчислил страховые взносы на ОПС за 2015 в размере 717 083 рубля.
Согласно выписке банка, сумма страховых взносов на ОПС, уплаченных ТСЖ "Дубки" в 2015 году составляет 2 079 819 рублей.
В соответствии с этим сумма страховых взносов на ОПС, уменьшающая исчисленный налог за 2015 год, согласно выводам налогового органа, составляет 1 392 564 руб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, представитель налогового органа утверждал, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 392 564 рубля, при этом налогоплательщик исчислил к уплате налог в сумме 717 084 рубля.
Налоговым органом при вынесении оспариваемого решения было учтено, что ТСЖ "Дубки" исчислило авансовые платежи за 9 месяцев - 447 975 руб. и по итогу налогового периода исчислило к уплате налог в сумме 269 109 руб., итого 717 084 рубля.
По данным налогового органа сумма налога к уплате по итогу года должна составлять 944 589 руб., в связи с чем, с учетом авансового платежа, налогоплательщику было предложено дополнительно уплатить 675 480 рублей.
Представитель налогового орган пояснил, что основанием для дополнительного начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также соответствующих сумм пени и штрафа, явился установленный в ходе проверки факт не включения заявителем при определении налоговой базы в сумму дохода платежей за коммунальные услуги и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, поступающие на расчетный счет ТСЖ "Дубки" от физических лиц.
Не согласившись с вышеуказанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ТСЖ "Дубки" обратилось в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой исх. N 1232 от 18.08.2016.
Решением Управления от 26.10.2016 N 07-12/75800 апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Как усматривается из материалов дела, собственниками многоквартирных жилых домов (г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корпус 1 и 2), гаража на двух уровнях (г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корпус 3), а также нежилых корпусов (г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корпус 4, 5 и 6) создано товарищество собственников жилья "Дубки".
В соответствии с Уставом Товарищества, целями деятельности являются управление имуществом в многоквартирном жилом комплексе, обеспечение владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества, предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в многоквартирном жилом комплексе.
Заявителем был заключен с ООО "ТСК Мосэнерго" договор теплоснабжения от 01.01.2014 N 247, с ОАО "Мосэнергосбыт" договоры энергоснабжения от 15.07.2013 N 80008389, 80018489, с МП "Химкинский водоканал" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 25.04.2006 N 639, а также с ООО "БОС" договор от 01.01.2014 (вывоз мусора), с ООО "ЭлектроБезопасность" договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию системы видеонаблюдения от 10.12.2012 N 2-ВО, договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию многоквартирного домофона от 09.12.2012 N 3-ДО, с ООО "Техкомплект" договор о выполнении работ на лифтах от 30.12.2010 N 39.
От собственников жилых и нежилых помещений вышеуказанных объектов недвижимости получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.
Также налогоплательщиком получен доход от сдачи помещений в аренду.
С 2011 года по настоящее время ТСЖ "Дубки" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы и является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Спорные дополнительно учтенные налоговым органом доходы являются перечислениями денежных средств собственниками жилых и нежилых помещений за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию дома, а также получения арендных платежей от сдачи помещений в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 346.24 НК РФ, плательщики налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Кроме того, с учетом положений статей 249 и 250 НК РФ является внереализационным доходом и подлежит налогообложению при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доход товарищества собственников жилья от сдачи в аренду имущества.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что договоры с членами Товарищества не заключены, что следует из ответа налогоплательщика от 08.06.2016 N 1214.
Представленные налогоплательщиком договоры энергоснабжения от 15.07.2013 N 80008389, 80018489, договор теплоснабжения от 01.01.2014 N 247, договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 25.04.2006 N 639, а также договор от 01.01.2014 (вывоз мусора), договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию системы видеонаблюдения от 10.12.2012 N 2-ВО, договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию многоквартирного домофона от 09.12.2012 N 3-ДО, договор о выполнении работ на лифтах от 30.12.2010 N 39 условий о наличии комиссионных (агентских) вознаграждениях не содержат, указание на роль товарищества в качестве агента собственников жилых и нежилых помещений также не содержат.
Таким образом, налоговым органом был сделан вывод о том, что в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений ТСЖ "Дубки" не выступает в качестве посредника.
Кроме того, согласно пункту 1.8 Устава ТСЖ "Дубки" товарищество может обладать обособленным имуществом, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.
В соответствии с пунктом 3.1.4 Устава, товариществу принадлежит право на выполнение работ для собственников помещений в многоквартирном жилом комплексе и предоставление им услуг, а также пунктом 4.1.3 - обязанность по выполнению в порядке, предоставленном законодательством, обязательств по договорам.
Таким образом, в соответствии с Уставом, налогоплательщик в отношениях с третьими лицами - поставщиками ресурсов действует от своего имени, а не от имени членов товарищества.
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности (управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме), в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, - на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно пункту 2 статьи 138 ЖК РФ, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 этого Кодекса).
Допускаемая пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам ЖК РФ, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "б" пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Доводы налогоплательщика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что согласно ст. 123.1 ГК РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, поступающие от собственников помещений платежи представитель налогоплательщика квалифицировал в качестве целевых, отклонены арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно сформировавшейся судебной практике по аналогичным (определение Верховного Суда РФ от 14.03.2016 N 301-КГ16-736), управляющая организация (в данном случае ТСЖ "Дубки") является исполнителем коммунальных услуг, а не агентом (посредником) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений и поэтому полученные от последних денежные средства правомерно включены в состав доходов управляющей организации.
Для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет правового значения факт реализации обществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно ТСЖ "Дубки".
Кроме того, в рамках дела N А05-1053/2015 была рассмотрена аналогичная спорная ситуация с аналогичными обстоятельствами и по итогам обжалования состоявшихся по делу судебных актов определением Верховного Суда РФ от 18.02.2016 N 307-КГ15-19440 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Выбор специального режима налогообложения с пониженной налоговой ставкой, в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности налогоплательщика, может влечь как уменьшение, так и увеличение размера денежных средств, подлежащих уплате в виде налоговых платежей в бюджет.
Расчет начисленных налогоплательщику налогов, пени и штрафа проверен арбитражным апелляционным судом и признан правильным.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 21.07.2016 N 46112 и N 46113 о привлечении ТСЖ "Дубки" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017 по делу N А41-34331/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2017 N 10АП-13492/2017 ПО ДЕЛУ N А41-34331/17
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН); Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Договор управления многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2017 г. по делу N А41-34331/17
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
- от ТСЖ "Дубки" - Тимофеев А.Э., по доверенности от 27.09.2017; Хольнов А.И., председатель правления, протокол собрания членов ТСЖ от 07.07.2017 N 4;
- от Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области - Тирон В.И., по доверенности от 09.01.2017; Горбатская А.В., по доверенности от 05.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "ДУБКИ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017, принятое судьей Мясовым Т.В. по делу N А41-34331/17
по заявлению ТСЖ "ДУБКИ"
о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 21.07.2016 N 46112 и N 46113 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Товарищество собственников жилья "ДУБКИ" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 21.07.2016 N 46112 и N 46113 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 2 - 9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017 в удовлетворении заявленных ТСЖ "ДУБКИ" требований отказано (т. 3, л.д. 21 - 26).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСЖ "ДУБКИ" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Межрайонная ИФНС России N 13 по Московской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители ТСЖ "ДУБКИ" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30.03.2015 ТСЖ "Дубки" представило в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 год.
В представленной декларации "Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" налогоплательщик заявил доход за 2014 год - 22 954145 рублей (соответственно сумма исчисленного налога при ставке 6% составила 688 624 рубля).
В ходе мероприятий налогового контроля было установлено, что, согласно выписке по счету налогоплательщика в ПАО "Сбербанк", представленной в налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки, сумма поступлений по счету товарищества составила 70 887 450 рублей.
Из них не являются доходом 44 151 109 рублей, а именно - возврат депозитных средств - 38 700 000 рублей, возвратные средства - 130 881 рубль (18.02.2014), социальная поддержка - 481 627 рублей, членские взносы - 4 500 000 рублей, возмещение ФСС - 338 601 рубль.
Также представитель Инспекции пояснил суду, что поступлений в кассу ТСЖ за 2014 составили 21 459 752 руб., в том числе - коммунальные платежи в сумме 11 249 022 руб., содержание и обслуживание дома - 7 179 353 рубля, доход от сдачи в аренду - 3 031 377 рублей.
Итого, по данным налогового органа сумма поступлений по расчетному счету, являющаяся выручкой от реализации работ и услуг, составляет 26 736 341 рубль, поступлений в кассу ТСЖ составили 21 459 752 рубля.
Таким образом, по данным налогового органа, общая сумма дохода налогоплательщика за 2014 год составила 48 196 093 рубля.
Настаивая на законности и обоснованности оспариваемого решения, представитель Инспекции пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются "доходы", то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
По данным налогового органа налоговая база за 2014 определена в размере 48 196 093 руб. и сумма исчисленного налога составила 2 891 766 рублей, примененная налоговая ставка - 6% (ст. 346.20 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", вправе уменьшить сумму налога за отчетный или налоговый период на сумму страховых взносов на ОПС уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за тот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплат пособий по временной нетрудоспособности., но не более чем на 50% от исчисленной суммы налога.
Налогоплательщик исчислил страховые взносы на ОПС за 2014 в размере 688 625 руб.
Согласно выписке банка, сумма страховых взносов на ОПС, уплаченных ТСЖ "Дубки" в 2014 году составляет 922 307 руб.
В соответствии с этим сумма страховых взносов на ОПС, уменьшающая исчисленный налог за 2014 год, составляет 922 307 рублей.
В связи с изложенным, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 969 459 руб. (за вычетом 922 307 рублей).
При этом налогоплательщик исчислил к уплате налог в сумме 688 624 рубля.
ТСЖ "Дубки" исчислило авансовые платежи за 9 месяцев 333 684 руб. и по итогу налогового периода исчислил к уплате налог в сумме 354 940 руб., итого 688 624 руб.
Таким образом, по данным налогового органа сумма налога к уплате по итогу налогового периода - 2014 года составляет 1 635 775 руб., в связи с чем налогоплательщику было предложено дополнительно доплатить налог в сумме 1 280 835 рублей.
В отношении дополнительных начислений на 2015 год представитель налогового органа пояснил, что 08.06.2015 ТСЖ "Дубки" представило в налоговый орган налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за год 2015 год.
В представленной декларации "Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" за 2015 год налогоплательщик заявил доход - 2.902 775 рублей (сумма исчисленного налога при ставке 6% составила 717 084 руб.).
В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что согласно выписке банка ПАО "Сбербанк", представленной в налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки, сумма поступлений по счету товарищества составила 66 248 355 рублей.
Из них не являются доходом 41 271 124 рубля в том числе: возврат депозитных средств - 36 490 000 рублей, возвратные средства - 116 940 рублей, социальная поддержка - 379 435 рублей, членские взносы - 1 900 000 рублей, возмещение ФСС - 1 554 749 рублей, материальная помощь - 2 230 000 рублей.
Поступлений в кассу ТСЖ за 2015 составили 21 441 562 руб., в том числе - коммунальные платежи - 9 612 959 руб., содержание и обслуживание дома - 8 776 251 руб., доход от сдачи в аренду - 3052 352 руб.
Итого, по данным налогового органа сумма поступлений по расчетному счету, являющаяся, согласно позиции налогового органа, выручкой от реализации работ и услуг составляет 24 977231 руб., поступлений в кассу ТСЖ составили 21 441 562 рубля.
Итого сумма дохода за 2015 год, рассчитанная Инспекцией составила 46 418 793 руб.
С указанной налоговой баллы сумма исчисленного Инспекцией налога составила 2 785 128 руб. (примененная налоговая ставка 6% (ст. ст. 346, 20 НК РФ).
Представитель налогового органа пояснил, что налогоплательщик исчислил страховые взносы на ОПС за 2015 в размере 717 083 рубля.
Согласно выписке банка, сумма страховых взносов на ОПС, уплаченных ТСЖ "Дубки" в 2015 году составляет 2 079 819 рублей.
В соответствии с этим сумма страховых взносов на ОПС, уменьшающая исчисленный налог за 2015 год, согласно выводам налогового органа, составляет 1 392 564 руб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, представитель налогового органа утверждал, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 392 564 рубля, при этом налогоплательщик исчислил к уплате налог в сумме 717 084 рубля.
Налоговым органом при вынесении оспариваемого решения было учтено, что ТСЖ "Дубки" исчислило авансовые платежи за 9 месяцев - 447 975 руб. и по итогу налогового периода исчислило к уплате налог в сумме 269 109 руб., итого 717 084 рубля.
По данным налогового органа сумма налога к уплате по итогу года должна составлять 944 589 руб., в связи с чем, с учетом авансового платежа, налогоплательщику было предложено дополнительно уплатить 675 480 рублей.
Представитель налогового орган пояснил, что основанием для дополнительного начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также соответствующих сумм пени и штрафа, явился установленный в ходе проверки факт не включения заявителем при определении налоговой базы в сумму дохода платежей за коммунальные услуги и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, поступающие на расчетный счет ТСЖ "Дубки" от физических лиц.
Не согласившись с вышеуказанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ТСЖ "Дубки" обратилось в УФНС России по Московской области с апелляционной жалобой исх. N 1232 от 18.08.2016.
Решением Управления от 26.10.2016 N 07-12/75800 апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Как усматривается из материалов дела, собственниками многоквартирных жилых домов (г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корпус 1 и 2), гаража на двух уровнях (г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корпус 3), а также нежилых корпусов (г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корпус 4, 5 и 6) создано товарищество собственников жилья "Дубки".
В соответствии с Уставом Товарищества, целями деятельности являются управление имуществом в многоквартирном жилом комплексе, обеспечение владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению общего имущества, предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в многоквартирном жилом комплексе.
Заявителем был заключен с ООО "ТСК Мосэнерго" договор теплоснабжения от 01.01.2014 N 247, с ОАО "Мосэнергосбыт" договоры энергоснабжения от 15.07.2013 N 80008389, 80018489, с МП "Химкинский водоканал" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 25.04.2006 N 639, а также с ООО "БОС" договор от 01.01.2014 (вывоз мусора), с ООО "ЭлектроБезопасность" договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию системы видеонаблюдения от 10.12.2012 N 2-ВО, договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию многоквартирного домофона от 09.12.2012 N 3-ДО, с ООО "Техкомплект" договор о выполнении работ на лифтах от 30.12.2010 N 39.
От собственников жилых и нежилых помещений вышеуказанных объектов недвижимости получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.
Также налогоплательщиком получен доход от сдачи помещений в аренду.
С 2011 года по настоящее время ТСЖ "Дубки" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы и является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Спорные дополнительно учтенные налоговым органом доходы являются перечислениями денежных средств собственниками жилых и нежилых помещений за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию дома, а также получения арендных платежей от сдачи помещений в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 346.24 НК РФ, плательщики налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Кроме того, с учетом положений статей 249 и 250 НК РФ является внереализационным доходом и подлежит налогообложению при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доход товарищества собственников жилья от сдачи в аренду имущества.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что договоры с членами Товарищества не заключены, что следует из ответа налогоплательщика от 08.06.2016 N 1214.
Представленные налогоплательщиком договоры энергоснабжения от 15.07.2013 N 80008389, 80018489, договор теплоснабжения от 01.01.2014 N 247, договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 25.04.2006 N 639, а также договор от 01.01.2014 (вывоз мусора), договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию системы видеонаблюдения от 10.12.2012 N 2-ВО, договор на выполнение комплекса работ и услуг по обслуживанию многоквартирного домофона от 09.12.2012 N 3-ДО, договор о выполнении работ на лифтах от 30.12.2010 N 39 условий о наличии комиссионных (агентских) вознаграждениях не содержат, указание на роль товарищества в качестве агента собственников жилых и нежилых помещений также не содержат.
Таким образом, налоговым органом был сделан вывод о том, что в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений ТСЖ "Дубки" не выступает в качестве посредника.
Кроме того, согласно пункту 1.8 Устава ТСЖ "Дубки" товарищество может обладать обособленным имуществом, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.
В соответствии с пунктом 3.1.4 Устава, товариществу принадлежит право на выполнение работ для собственников помещений в многоквартирном жилом комплексе и предоставление им услуг, а также пунктом 4.1.3 - обязанность по выполнению в порядке, предоставленном законодательством, обязательств по договорам.
Таким образом, в соответствии с Уставом, налогоплательщик в отношениях с третьими лицами - поставщиками ресурсов действует от своего имени, а не от имени членов товарищества.
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности (управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме), в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, - на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно пункту 2 статьи 138 ЖК РФ, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 этого Кодекса).
Допускаемая пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам ЖК РФ, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "б" пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
Доводы налогоплательщика, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что согласно ст. 123.1 ГК РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, поступающие от собственников помещений платежи представитель налогоплательщика квалифицировал в качестве целевых, отклонены арбитражным апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно сформировавшейся судебной практике по аналогичным (определение Верховного Суда РФ от 14.03.2016 N 301-КГ16-736), управляющая организация (в данном случае ТСЖ "Дубки") является исполнителем коммунальных услуг, а не агентом (посредником) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений и поэтому полученные от последних денежные средства правомерно включены в состав доходов управляющей организации.
Для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет правового значения факт реализации обществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно ТСЖ "Дубки".
Кроме того, в рамках дела N А05-1053/2015 была рассмотрена аналогичная спорная ситуация с аналогичными обстоятельствами и по итогам обжалования состоявшихся по делу судебных актов определением Верховного Суда РФ от 18.02.2016 N 307-КГ15-19440 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Выбор специального режима налогообложения с пониженной налоговой ставкой, в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности налогоплательщика, может влечь как уменьшение, так и увеличение размера денежных средств, подлежащих уплате в виде налоговых платежей в бюджет.
Расчет начисленных налогоплательщику налогов, пени и штрафа проверен арбитражным апелляционным судом и признан правильным.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 21.07.2016 N 46112 и N 46113 о привлечении ТСЖ "Дубки" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017 по делу N А41-34331/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)