Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 июля 2017 года по делу N А76-30696/2016 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Верхнеуральский завод "Уралэлемент" - Голованова Н.А. (доверенность от 08.09.2017 N 31-150/дов), Никандарова Т.Г. (доверенность от 14.02.2017 N 31-33/дов), Попова Т.М. (доверенность от 08.09.2017 N 31151/дов), Сиванькаев С.В. (доверенность от 08.09.2017 N 31-152/дов),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области - Зарубина А.В. (доверенность от 11.01.2017 N 03-06/00179), Степанов С.В. (доверенность от 15.02.2017 N 03-06/01865), Ежова Е.В. (доверенность от 11.01.2017 N 03-06/00213), Борисова Н.Г. (доверенность от 16.01.2017 N 03-06/00414),
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Зарубина Анна Витальевна (доверенность от 10.01.2017 N 06-31/1/0006).
Открытое акционерное общество "Уралэлемент" (далее - заявитель, ОАО "Уралэлемент", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 20 по Челябинской области, налоговый орган) о признании недействительными решений: от 15.08.2016 N 17424, от 15.08.2016 N 17423, от 15.08.2016 N 17425, от 15.08.2016 N 17426, от 15.08.2016 N 64, - принятых к производству Арбитражным судом Челябинской области, с присвоением делам номеров А76-30698/16, А76-30699/16, А76-1094/17, А76-30696/16, А76-28385/16 соответственно.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2017 дела N А76-30696/2016, N А76-30698/2016, N А76-28385/2016 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-30696/2016.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2017 по делу N А76-30696/2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2017 по настоящему делу, дела N А76-1094/17, N А76-30699/16, N А76-30696/16 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-30696/2016.
Общество 15.05.2017 уточнило требования по объединенному делу (т. 19, л.д. 30), согласно которым просило признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области от 15.08.2016 N 17424 в части доначисления НДС в сумме 8 833 431 руб., от 15.08.2016 N 17423 в части доначисления НДС в сумме 10 278 095 руб., от 15.08.2016 N 17425 в части доначисления НДС в сумме 2 384 229 руб., от 15.08.2016 N 17426 в части доначисления НДС в сумме 64 201 руб., от 15.08.2016 N 64 в части отказа в возмещении НДС в сумме 13 383 575 руб. и обязать налоговый орган возместить за счет средств федерального бюджета НДС в сумме 13 383 575 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.07.2017 по настоящему делу требования, заявленные налогоплательщиком удовлетворены в части признания недействительными решений налогового органа.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. которым отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. Межрайонная ИФНС России N 20 по Челябинской области указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что общество применительно к положениям п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не подтвердило право на получение налоговых вычетов по НДС, поскольку в данном случае в целях расчетов использовало не собственные средства, а полученные бюджетные инвестиции в рамках целевой федеральной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса в Российской Федерации на 2010-2011 годы", а произведенные бюджетные инвестиции являются не взносом в уставный капитал общества, а инвестиции в конкретные объекты капитального строительства.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщик просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика в части признания недействительными решений налогового органа, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов, суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует, из материалов дела, по результатам проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок представленных обществом уточненных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2015 года, заинтересованным лицом сделан вывод о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), оплаченным за счет средств федерального бюджета, что повлекло неполную уплату НДС: за 1 квартал 2015 года - в сумме 8 833 431 руб., за 2 квартал 2015 года - в сумме 10 278 095 руб., за 3 квартал 2015 года - в сумме 2 384 229 руб., за 4 квартал 2015 года - в сумме 64 201 руб. Результаты проверок оформлены налоговым органом актами от 24.06.2016 NN 20188-20191.
Налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - от 15.08.2016 N 17424, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 1 691 535 руб. за неуплату НДС за 1 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 8 868 291 руб., пени по НДС в сумме 65 902,61 руб.;
- - от 15.08.2016 N 17423, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 1 144 108,58 руб. за неуплату НДС за 2 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 10 290 090 руб., пени по НДС в сумме 45 635,30 руб.;
- - от 15.08.2016 N 17425, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 32 316,20 руб. за неуплату НДС за 3 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 2 394 739 руб., пени по НДС в сумме 5 323,23 руб.;
- - от 15.08.2016 N 17426, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 94 195 руб. за неуплату НДС за 4 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 2 394 739 руб., пени по НДС в сумме 5 271,25 руб.;
- - от 15.08.2016 N 64 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС за 4 квартал 2015 года в сумме 13 383 575 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 28.09.2016 N 16-07/004558 оспариваемые решения нижестоящего налогового органа изменены частично путем отмены в резолютивной части:
1) по решению от 15.08.2016 N 17424: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 1 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 1 684 563,87 руб. и начисления пени в сумме 61 143,02 руб.;
2) по решению от 15.08.2016 N 17423: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 2 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 1 141 709,58 руб. и начисления пени в сумме 44 300,01 руб.;
3) по решению от 15.08.2016 N 17425: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 3 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 30 214,20 руб. и начисления пени в сумме 4 417,16 руб.;
4) по решению от 15.08.2016 N 17426: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 4 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 12 840,20 руб. и начисления пени в сумме 3 592,65 руб.
Налоговый орган при этом пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на получение налоговых вычетов по НДС в связи с использованием при приобретении товаров (работ, услуг), связанных с реконструкцией производственных объектов, приобретением оборудования, средств федерального бюджета.
Заинтересованным лицом установлено, что ОАО "Уралэлемент" производит разработку химических источников тока и батарей и осуществляет их серийное производство. ОАО "Уралэлемент" в составе ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" (далее - ОАО "Гидроприбор") принимает участие в Федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ, Закон об акционерных обществах) уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (ст. 28 Закона об акционерных обществах).
Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.
Согласно договору "Об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций" от 21.02.2014 N 01-09/33дсп/09.06, заключенному между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество), Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг), выступающими от имени Российской Федерации, и ОАО "Уралэлемент" (заказчиком-застройщиком), обществом получено 100 000 000 руб. Предметом данного договора является предоставление Российской Федерацией заказчику (ОАО "Уралэлемент") бюджетных инвестиций на осуществление работ по объекту капитального строительства "Реконструкция производственного комплекса химических источников тока и батарей специального назначения" на условиях, установленных настоящим договором, для чего заказчик передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 125 000 штук акций заказчика.
Уставом ОАО "Уралэлемент" право принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций Совету директоров не предоставлено.
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Уралэлемент" (протокол от 04.04.2013 N 2) принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 1 000 000 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая, цена размещения - 800 рублей.
Решение о дополнительном выпуске акций зарегистрировано Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России по Уральскому федеральному округу от 24.07.2013 (государственный регистрационный номер 1-01-32050-D-005D).
Размещение ценных бумаг осуществляется в течение одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (т.е. до 25.07.2014 г.).
Размещение акций выпуска (государственный регистрационный номер 1-01-32050-D-005D) было начато в сентябре 2013 года и завершено в марте 2014 года, отчет об итогах выпуска был зарегистрирован 27 августа 2014 года.
Увеличение уставного капитала на величину номинальной стоимости оплаченных акций после регистрации отчета о выпуске эмиссионных ценных бумаг было осуществлено 15.09.2014 на сумму 50 125 000 руб.
Оплата размещенных акций выпуска (государственный регистрационный номер 1-01-32050-D-005D) произведена акционерами как денежными средствами, так и путем передачи имущества (оборудования).
Наличие размещаемых акций на эмиссионном счете заказчика подтверждается выпиской из эмиссионного счета эмитента от 11.02.2014 N 31-40. Общая сумма сделки по договору составляет 100 000 000 руб.
Договором от 21.02.2014 N 01-09/33дсп/09.06 предусмотрено, что ОАО "Уралэлемент":
- - в десятидневный срок с момента перечисления денежных средств передает акции в количестве 125 000 штук;
- - в течение 5 рабочих дней с даты передачи акций направляет в Росимущество и Минпромторг уведомления о выполнении операций в реестре ОАО "Уралэлемент";
- - в течение пяти дней с момента поступления в ОАО "Уралэлемент" зарегистрированного в уполномоченном органе по регистрации выпуска ценных бумаг отчета об итогах выпуска ценных бумаг, предоставляет в Минпромторг и Росимущество нотариально заверенные копии этого отчета;
- - в течение пяти дней с момента получения зарегистрированных в ФНС России изменений устава, связанных с увеличением размера уставного капитала, направляет в Росимущество и Минпромторг нотариально заверенные копии изменений в устав и выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающие такие изменения.
Данные условия свидетельствуют о том, что при получении бюджетных инвестиций у организации должен быть сформирован пакет акций в количестве 125 000 штук, то есть, произведена дополнительная эмиссия ценных бумаг, на основании которой увеличение уставного капитала, осуществлено за счет собственных средств, а не за счет федеральных инвестиций.
Межрайонной ИФНС России N 17 по Челябинской области принято решение от 15.09.2014 N 497 о государственной регистрации изменений в учредительные документы ОАО "Уралэлемент", согласно которым осуществлена регистрация увеличения уставного капитала предприятия на сумму 50 125 000 руб.
Согласно информационным ресурсам налогового органа и бухгалтерской отчетности ОАО "Уралэлемент" за 2015 год, размер уставного капитала по состоянию на 01.01.2014 составлял 68 172 000 руб. На 01.01.2015 размер уставного капитала составил 118 297 000 руб.
Таким образом, увеличение уставного капитала произошло в 2014 году на сумму 50 125 000 руб.
По договорам с ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор", являющимся головной организацией интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса, от 27.11.2014 N У04/2014-02, от 27.11.2014 N У034/2014-03, от 28.11.2014 N У034/2014-06 о предоставлении денежных средств в целях капитальных вложений в принадлежащий ОАО "Уралэлемент" объект, предусмотренный программой, получены денежные средства в общей сумме 361 000 000 руб.
Предметом договоров является предоставление денежных средств, полученных ОАО "Гидроприбор" (основное общество) в виде взноса Российской Федерации в его уставный капитал в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства ОАО "Уралэлемент" (общество). Согласно условиям вышеуказанных договоров инвестирования, ОАО "Уралэлемент" за счет полученных инвестиций осуществляет работы по объекту капитального строительства "Техническое перевооружение производства химических источников тока и батарей специального назначения (водоактивируемых, литий-ионных, серебряно-цинковых)" и "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561 МП и его модификаций)", в целях чего, общество передает, а ОАО "Гидроприбор" принимает и оплачивает 451 250 акцию.
Предельная стоимость строительства в ценах соответствующих лет 633,9 млн. руб. с учетом НДС, в том числе взнос основного общества в уставный капитал общества 370 млн. руб. Сроки строительства: 2012-2018 годы.
Для реализации инвестиционного проекта общество передает, а основное общество принимает и оплачивает акции (государственная регистрация дополнительного выпуска от 26.11.2014 Nl-01-32050-D-006D).
Согласно протоколу от 05.10.2014 N 3 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Уралэлемент" принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в количестве 1 875 000 штук по закрытой подписке. Номинальная стоимость акций 100 руб., цена размещения - 800 руб. Акции должны быть размещены среди участников: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ОАО "Концерн "Морское подводное оружие -
Гидроприбор".
Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Уралэлемент" зарегистрирован. Согласно ответу Уральского Главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 06.05.2016 N Т5-22-1-6/25450 срок размещения ценных бумаг продлен до 25.11.2015.
На основании пункта 4.1.1. вышеуказанных договоров ОАО "Гидроприбор" в течение 7 дней со дня получения бюджетных ассигнований от Минпромторга России обязано перечислить денежные средства на расчетный счет ОАО "Уралэлемент".
Денежные средства по договорам перечислены ОАО "Гидроприбор" по платежным поручениям от 03.12.2014 N 9271 в сумме 60 000 000 руб., от 03.12.2014 N 9272 в сумме 120 000 000 руб., от 05.12.2014 N 9345 в сумме 21000 000 руб., от 16.07.2015 N 4266 в сумме 60 000 000 руб., от 16.07.2015 N 4265 в сумме 100 000 000 руб.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ и бухгалтерской отчетности увеличение уставного капитала в 2015 году и по настоящее время ОАО "Уралэлемент" не осуществлено. Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Уралэлемент" до настоящего времени не зарегистрирован.
В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Таким образом, поскольку акции были переданы в собственность государства в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации и ОАО "Концерн "Морское подводное оружие-Гидроприбор", полученные за них денежные средства стали принадлежать обществу на праве собственности.
При внесении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Российской Федерации и ОАО "Концерн "Морское подводное оружие-Гидроприбор" денежных средств в качестве вложений в уставный капитал (за проданные обществом указанным лицам акции) указанными лицами были получены акции, подтверждающие право их владельцев на участие в управлении обществом и на получение дивидендов, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полученные обществом денежные средства в уставный капитал не могут быть признаны безвозмездной передачей бюджетных инвестиций.
В этой связи получение налогоплательщиком денежных средств из федерального бюджета, и использование данных в целях приобретения товаров (работ, услуг) не является основанием для отказа обществу в праве на получение налоговых вычетов по НДС, так как фактически ОАО "Уралэлемент" использовало в целях расчетов, уже собственные денежные средства, не полученные к тому же, безвозмездно.
С учетом данного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны ОАО "Уралэлемент" нарушений п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, препятствующих получению налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные налогоплательщиком.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 июля 2017 года по делу N А76-30696/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2017 N 18АП-10543/2017 ПО ДЕЛУ N А76-30696/2016
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. N 18АП-10543/2017
Дело N А76-30696/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 июля 2017 года по делу N А76-30696/2016 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Верхнеуральский завод "Уралэлемент" - Голованова Н.А. (доверенность от 08.09.2017 N 31-150/дов), Никандарова Т.Г. (доверенность от 14.02.2017 N 31-33/дов), Попова Т.М. (доверенность от 08.09.2017 N 31151/дов), Сиванькаев С.В. (доверенность от 08.09.2017 N 31-152/дов),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области - Зарубина А.В. (доверенность от 11.01.2017 N 03-06/00179), Степанов С.В. (доверенность от 15.02.2017 N 03-06/01865), Ежова Е.В. (доверенность от 11.01.2017 N 03-06/00213), Борисова Н.Г. (доверенность от 16.01.2017 N 03-06/00414),
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Зарубина Анна Витальевна (доверенность от 10.01.2017 N 06-31/1/0006).
Открытое акционерное общество "Уралэлемент" (далее - заявитель, ОАО "Уралэлемент", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлениями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 20 по Челябинской области, налоговый орган) о признании недействительными решений: от 15.08.2016 N 17424, от 15.08.2016 N 17423, от 15.08.2016 N 17425, от 15.08.2016 N 17426, от 15.08.2016 N 64, - принятых к производству Арбитражным судом Челябинской области, с присвоением делам номеров А76-30698/16, А76-30699/16, А76-1094/17, А76-30696/16, А76-28385/16 соответственно.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2017 дела N А76-30696/2016, N А76-30698/2016, N А76-28385/2016 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-30696/2016.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2017 по делу N А76-30696/2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2017 по настоящему делу, дела N А76-1094/17, N А76-30699/16, N А76-30696/16 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-30696/2016.
Общество 15.05.2017 уточнило требования по объединенному делу (т. 19, л.д. 30), согласно которым просило признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области от 15.08.2016 N 17424 в части доначисления НДС в сумме 8 833 431 руб., от 15.08.2016 N 17423 в части доначисления НДС в сумме 10 278 095 руб., от 15.08.2016 N 17425 в части доначисления НДС в сумме 2 384 229 руб., от 15.08.2016 N 17426 в части доначисления НДС в сумме 64 201 руб., от 15.08.2016 N 64 в части отказа в возмещении НДС в сумме 13 383 575 руб. и обязать налоговый орган возместить за счет средств федерального бюджета НДС в сумме 13 383 575 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.07.2017 по настоящему делу требования, заявленные налогоплательщиком удовлетворены в части признания недействительными решений налогового органа.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. которым отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. Межрайонная ИФНС России N 20 по Челябинской области указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что общество применительно к положениям п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не подтвердило право на получение налоговых вычетов по НДС, поскольку в данном случае в целях расчетов использовало не собственные средства, а полученные бюджетные инвестиции в рамках целевой федеральной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса в Российской Федерации на 2010-2011 годы", а произведенные бюджетные инвестиции являются не взносом в уставный капитал общества, а инвестиции в конкретные объекты капитального строительства.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налогоплательщик просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика в части признания недействительными решений налогового органа, пришел к выводу о наличии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов, суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует, из материалов дела, по результатам проведенных налоговым органом камеральных налоговых проверок представленных обществом уточненных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2015 года, заинтересованным лицом сделан вывод о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), оплаченным за счет средств федерального бюджета, что повлекло неполную уплату НДС: за 1 квартал 2015 года - в сумме 8 833 431 руб., за 2 квартал 2015 года - в сумме 10 278 095 руб., за 3 квартал 2015 года - в сумме 2 384 229 руб., за 4 квартал 2015 года - в сумме 64 201 руб. Результаты проверок оформлены налоговым органом актами от 24.06.2016 NN 20188-20191.
Налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - от 15.08.2016 N 17424, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 1 691 535 руб. за неуплату НДС за 1 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 8 868 291 руб., пени по НДС в сумме 65 902,61 руб.;
- - от 15.08.2016 N 17423, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 1 144 108,58 руб. за неуплату НДС за 2 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 10 290 090 руб., пени по НДС в сумме 45 635,30 руб.;
- - от 15.08.2016 N 17425, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 32 316,20 руб. за неуплату НДС за 3 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 2 394 739 руб., пени по НДС в сумме 5 323,23 руб.;
- - от 15.08.2016 N 17426, которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу в размере 94 195 руб. за неуплату НДС за 4 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога, также обществу предложено уплатить НДС в сумме 2 394 739 руб., пени по НДС в сумме 5 271,25 руб.;
- - от 15.08.2016 N 64 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС за 4 квартал 2015 года в сумме 13 383 575 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 28.09.2016 N 16-07/004558 оспариваемые решения нижестоящего налогового органа изменены частично путем отмены в резолютивной части:
1) по решению от 15.08.2016 N 17424: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 1 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 1 684 563,87 руб. и начисления пени в сумме 61 143,02 руб.;
2) по решению от 15.08.2016 N 17423: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 2 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 1 141 709,58 руб. и начисления пени в сумме 44 300,01 руб.;
3) по решению от 15.08.2016 N 17425: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 3 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 30 214,20 руб. и начисления пени в сумме 4 417,16 руб.;
4) по решению от 15.08.2016 N 17426: подпункта 1 пункта 3.1 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 4 квартал 2015 года в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в сумме 12 840,20 руб. и начисления пени в сумме 3 592,65 руб.
Налоговый орган при этом пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на получение налоговых вычетов по НДС в связи с использованием при приобретении товаров (работ, услуг), связанных с реконструкцией производственных объектов, приобретением оборудования, средств федерального бюджета.
Заинтересованным лицом установлено, что ОАО "Уралэлемент" производит разработку химических источников тока и батарей и осуществляет их серийное производство. ОАО "Уралэлемент" в составе ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" (далее - ОАО "Гидроприбор") принимает участие в Федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ, Закон об акционерных обществах) уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (ст. 28 Закона об акционерных обществах).
Решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение.
Согласно договору "Об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций" от 21.02.2014 N 01-09/33дсп/09.06, заключенному между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество), Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг), выступающими от имени Российской Федерации, и ОАО "Уралэлемент" (заказчиком-застройщиком), обществом получено 100 000 000 руб. Предметом данного договора является предоставление Российской Федерацией заказчику (ОАО "Уралэлемент") бюджетных инвестиций на осуществление работ по объекту капитального строительства "Реконструкция производственного комплекса химических источников тока и батарей специального назначения" на условиях, установленных настоящим договором, для чего заказчик передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 125 000 штук акций заказчика.
Уставом ОАО "Уралэлемент" право принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций Совету директоров не предоставлено.
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Уралэлемент" (протокол от 04.04.2013 N 2) принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 1 000 000 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая, цена размещения - 800 рублей.
Решение о дополнительном выпуске акций зарегистрировано Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России по Уральскому федеральному округу от 24.07.2013 (государственный регистрационный номер 1-01-32050-D-005D).
Размещение ценных бумаг осуществляется в течение одного года с даты государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг (т.е. до 25.07.2014 г.).
Размещение акций выпуска (государственный регистрационный номер 1-01-32050-D-005D) было начато в сентябре 2013 года и завершено в марте 2014 года, отчет об итогах выпуска был зарегистрирован 27 августа 2014 года.
Увеличение уставного капитала на величину номинальной стоимости оплаченных акций после регистрации отчета о выпуске эмиссионных ценных бумаг было осуществлено 15.09.2014 на сумму 50 125 000 руб.
Оплата размещенных акций выпуска (государственный регистрационный номер 1-01-32050-D-005D) произведена акционерами как денежными средствами, так и путем передачи имущества (оборудования).
Наличие размещаемых акций на эмиссионном счете заказчика подтверждается выпиской из эмиссионного счета эмитента от 11.02.2014 N 31-40. Общая сумма сделки по договору составляет 100 000 000 руб.
Договором от 21.02.2014 N 01-09/33дсп/09.06 предусмотрено, что ОАО "Уралэлемент":
- - в десятидневный срок с момента перечисления денежных средств передает акции в количестве 125 000 штук;
- - в течение 5 рабочих дней с даты передачи акций направляет в Росимущество и Минпромторг уведомления о выполнении операций в реестре ОАО "Уралэлемент";
- - в течение пяти дней с момента поступления в ОАО "Уралэлемент" зарегистрированного в уполномоченном органе по регистрации выпуска ценных бумаг отчета об итогах выпуска ценных бумаг, предоставляет в Минпромторг и Росимущество нотариально заверенные копии этого отчета;
- - в течение пяти дней с момента получения зарегистрированных в ФНС России изменений устава, связанных с увеличением размера уставного капитала, направляет в Росимущество и Минпромторг нотариально заверенные копии изменений в устав и выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающие такие изменения.
Данные условия свидетельствуют о том, что при получении бюджетных инвестиций у организации должен быть сформирован пакет акций в количестве 125 000 штук, то есть, произведена дополнительная эмиссия ценных бумаг, на основании которой увеличение уставного капитала, осуществлено за счет собственных средств, а не за счет федеральных инвестиций.
Межрайонной ИФНС России N 17 по Челябинской области принято решение от 15.09.2014 N 497 о государственной регистрации изменений в учредительные документы ОАО "Уралэлемент", согласно которым осуществлена регистрация увеличения уставного капитала предприятия на сумму 50 125 000 руб.
Согласно информационным ресурсам налогового органа и бухгалтерской отчетности ОАО "Уралэлемент" за 2015 год, размер уставного капитала по состоянию на 01.01.2014 составлял 68 172 000 руб. На 01.01.2015 размер уставного капитала составил 118 297 000 руб.
Таким образом, увеличение уставного капитала произошло в 2014 году на сумму 50 125 000 руб.
По договорам с ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор", являющимся головной организацией интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса, от 27.11.2014 N У04/2014-02, от 27.11.2014 N У034/2014-03, от 28.11.2014 N У034/2014-06 о предоставлении денежных средств в целях капитальных вложений в принадлежащий ОАО "Уралэлемент" объект, предусмотренный программой, получены денежные средства в общей сумме 361 000 000 руб.
Предметом договоров является предоставление денежных средств, полученных ОАО "Гидроприбор" (основное общество) в виде взноса Российской Федерации в его уставный капитал в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства ОАО "Уралэлемент" (общество). Согласно условиям вышеуказанных договоров инвестирования, ОАО "Уралэлемент" за счет полученных инвестиций осуществляет работы по объекту капитального строительства "Техническое перевооружение производства химических источников тока и батарей специального назначения (водоактивируемых, литий-ионных, серебряно-цинковых)" и "Техническое перевооружение производства для серийного выпуска изд. 561 МП и его модификаций)", в целях чего, общество передает, а ОАО "Гидроприбор" принимает и оплачивает 451 250 акцию.
Предельная стоимость строительства в ценах соответствующих лет 633,9 млн. руб. с учетом НДС, в том числе взнос основного общества в уставный капитал общества 370 млн. руб. Сроки строительства: 2012-2018 годы.
Для реализации инвестиционного проекта общество передает, а основное общество принимает и оплачивает акции (государственная регистрация дополнительного выпуска от 26.11.2014 Nl-01-32050-D-006D).
Согласно протоколу от 05.10.2014 N 3 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Уралэлемент" принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций в количестве 1 875 000 штук по закрытой подписке. Номинальная стоимость акций 100 руб., цена размещения - 800 руб. Акции должны быть размещены среди участников: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ОАО "Концерн "Морское подводное оружие -
Гидроприбор".
Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Уралэлемент" зарегистрирован. Согласно ответу Уральского Главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 06.05.2016 N Т5-22-1-6/25450 срок размещения ценных бумаг продлен до 25.11.2015.
На основании пункта 4.1.1. вышеуказанных договоров ОАО "Гидроприбор" в течение 7 дней со дня получения бюджетных ассигнований от Минпромторга России обязано перечислить денежные средства на расчетный счет ОАО "Уралэлемент".
Денежные средства по договорам перечислены ОАО "Гидроприбор" по платежным поручениям от 03.12.2014 N 9271 в сумме 60 000 000 руб., от 03.12.2014 N 9272 в сумме 120 000 000 руб., от 05.12.2014 N 9345 в сумме 21000 000 руб., от 16.07.2015 N 4266 в сумме 60 000 000 руб., от 16.07.2015 N 4265 в сумме 100 000 000 руб.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ и бухгалтерской отчетности увеличение уставного капитала в 2015 году и по настоящее время ОАО "Уралэлемент" не осуществлено. Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Уралэлемент" до настоящего времени не зарегистрирован.
В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Таким образом, поскольку акции были переданы в собственность государства в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации и ОАО "Концерн "Морское подводное оружие-Гидроприбор", полученные за них денежные средства стали принадлежать обществу на праве собственности.
При внесении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом Российской Федерации и ОАО "Концерн "Морское подводное оружие-Гидроприбор" денежных средств в качестве вложений в уставный капитал (за проданные обществом указанным лицам акции) указанными лицами были получены акции, подтверждающие право их владельцев на участие в управлении обществом и на получение дивидендов, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полученные обществом денежные средства в уставный капитал не могут быть признаны безвозмездной передачей бюджетных инвестиций.
В этой связи получение налогоплательщиком денежных средств из федерального бюджета, и использование данных в целях приобретения товаров (работ, услуг) не является основанием для отказа обществу в праве на получение налоговых вычетов по НДС, так как фактически ОАО "Уралэлемент" использовало в целях расчетов, уже собственные денежные средства, не полученные к тому же, безвозмездно.
С учетом данного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны ОАО "Уралэлемент" нарушений п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, препятствующих получению налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные налогоплательщиком.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 июля 2017 года по делу N А76-30696/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)