Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.10.2017 N 3А-78/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. N 3а-78/2017


Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре О.Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Череповецкий ЛВЗ" о признании недействующим в части распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год",
установил:

распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Перечень размещен на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.
Акционерное общество "Череповецкий ЛВЗ" (далее - АО "Череповецкий ЛВЗ", Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р, в части включения в него пункта с порядковым номером 7938.
В обоснование исковых требований административным истцом указано, что в оспариваемый Перечень включен объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу на праве собственности - здание площадью 159.9 кв. м, с кадастровым номером N <...>, назначение - нежилое, расположено на земельном участке с разрешенным видом использования - для эксплуатации производственной территории завода, адрес объекта: <...> (пункт Перечня с порядковым номером 7938).
Истец полагает, что включение указанного объекта недвижимости в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года N 3786-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций" и об отмене закона области "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций", поскольку указанный объект недвижимости не обладает признаками административно-деловых или торговых центров, по своему фактическому использованию, техническим характеристикам относится к вспомогательному зданию производственного имущественного комплекса предприятия.
Просил суд признать недействующим пункт 7938 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р, со дня его принятия.
Представитель административного истца АО "Череповецкий ЛВЗ" адвокат Ж.А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности М.И.С. исковые требования не признала. Полагала, что спорный объект недвижимости правомерно включен в Перечень. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 122 - 123).
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом.
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 372 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года N 3786-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций" и об отмене закона области "О внесении изменений в закон области "О налоге на имущество организаций" закон Вологодской области от 21 ноября 2003 года N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" дополнен статьей 1(1), которой установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.
В соответствии со статьей 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Вологодской области, и земельных отношений.
Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N 2806-ОЗ (в редакции от 28 октября 2015 года) "О нормативных правовых актах Вологодской области" органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Перечень размещен на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области, направлен в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом Перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р определен уполномоченным органом в пределах его компетенции. Вместе с тем, распоряжение принято с нарушением формы, в которой государственный орган исполнительной власти - Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативный правовой акт.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Суд приходит к выводу, что способ опубликования распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р - размещение на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области позволил обеспечить лицам, чьи права и интересы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
Комиссией Департамента имущественных отношений Вологодской области проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости, о чем составлена справка от 29 марта 2016 года (л.д. 22).
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилого помещения, назначение которого в соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Статьей 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 29 июня 2016 года) установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 154 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
На заседании рабочей группы Росалкогольрегулирования от 14 декабря 2016 года (протокол N Пзр-39/12) одобрен перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в который включена Инструкция о пропускном и объектовом режиме на предприятиях и организациях системы Министерства пищевой промышленности СССР, утвержденной Минпищепрома СССР 25 ноября 1974 года.
На основании пункта 5 Инструкции пропуск на территорию и с территории охраняемого объекта рабочих, служащих предприятий, посетителей, транспортных средств и грузов производится через специально оборудованные контрольно-пропускные пункты в установленное администрацией время.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "Череповецкий ЛВЗ" является производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков: водки, виски, бренди, джина, ликеров и т.п. (л.д. 164 - 177).
Нежилое здание с кадастровым номером N <...>, площадью 159.9 кв. м, расположено по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером N <...>, площадью категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации ликероводочного завода, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 29).
Указанный земельный участок с кадастровым номером N <...> предоставлен Комитетом по управлению имуществом города Череповца Обществу на основании договора аренды земельного участка от <...> N <...> (л.д. 46 - 50) и дополнительного соглашения от <...> (л.д. 51) сроком до <...>. Цель использования земельного участка - эксплуатация производственной территории завода.
Здание конторы расположено на территории ликероводочного завода, обнесенного забором, пропуск на территорию предприятия осуществляется через пропускной пункт (л.д. 102 - 103).
Согласно экспликации к поэтажному плану здания конторы с кадастровым номером N <...> в помещении расположены коридоры, серверная, кабинеты (заведующего материальным складом, начальника автотранспортным цехом, экономиста, генерального директора, заместителя генерального директора, системного администратора), архив, приемная, туалет, спиртоприемное отделение (л.д. 36 - 37).
Здание с кадастровым номером N <...> является зданием конторы, составляет структуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве объекта вспомогательного назначения. Здание предназначено для расположения центрального управления предприятием и административного персонала (генеральный директор, заместитель генерального директора, заведующий материальным складом, начальник автотранспортного цеха, экономист, системный администратор).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N <...>, включенный в Перечень объектов в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, не отвечает признакам объекта недвижимого имущества, фактически используемого в целях делового, административного или коммерческого назначения по смыслу подпунктов 1 и 2 пункта 1, пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 2 статьи 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" следовательно, Перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р, в части пункта 7938, является не соответствующим статье 378.2 НК РФ и статье 1(1) закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций", что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

административное исковое заявление акционерного общества "Череповецкий ЛВЗ" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 7938 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 декабря 2015 года N 2066-р "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2016 год", со дня его принятия.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете "Красный Север" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
М.В.СОКОЛОВА

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2017 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)