Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 17АП-5067/2017-АКУ ПО ДЕЛУ N А50-30121/2016

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. N 17АП-5067/2017-АКу

Дело N А50-30121/2016

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "ПАКТ"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 марта 2017 года,
принятое судьей Герасименко Т.С. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А50-30121/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПАКТ" (ОГРН 1025900757145, ИНН 5903001004)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Пермскому району Пермского края (ОГРН 1045900976538, ИНН 5948002752)
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПАКТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Пермскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.08.2016 N 08-65/111.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что применение налоговой ставки 0,3% по земельному налогу налоговой льготой не является, следовательно, вывод суда о том, что заявитель должен доказать, что земельные участки использовались им в соответствующем налоговом периоде для сельскохозяйственного производства, не соответствует ч. 5 ст. 200 АПК РФ. Налоговым органом не представлено доказательств того, что общество в соответствующем налоговом периоде использовало земельные участки не для сельскохозяйственного производства.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (06.06.2017).
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по земельному налогу за 2015 год, оформленная актом проверки N 324 от 20.04.2016, в ходе которой установлено неправомерное исчисление заявителем земельного налога по ставке 0,3% в отношении 45 земельных участков, неиспользуемых для сельскохозяйственного производства.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.08.2016 N 08-65/111, которым заявителю доначислен земельный налог в сумме 38 245 руб., соответствующие пени сумме 2169,86 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в сумме 3613,30 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 11.11.2016 N 18-18/682, 683 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требований общества.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В силу пункта 1 статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 45, 52 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и уплатить ее в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2).
В силу подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из толкования ст. 387, 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использование для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2013 N ВАС-17640/12, определении Верховного Суда РФ от 31.03.2015 N 305-КГ15-2124.
Ставки земельного налога на территории Двуреченского и Лобановского сельских поселений установлены решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 22.11.2005 N 9, решением Совета депутатов Лобановского сельского поселения от 24.11.2005 N 14 в зависимости от отнесения земель к той или иной категории с видом разрешенного использования, а также с учетом фактического использования земельных участков.
Подпункты 1 пунктов 1 Разделов II решения Совета депутатов Двуреченского сельского поселения и решения Совета депутатов Лобановского сельского поселения сформулированы следующим образом: налоговые ставки устанавливаются в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 ст. 56 Кодекса).
Положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу.
Общество никаких доказательств в подтверждение факта целевого использования спорных 45 земельных участков (обработки почвы, сенокошения, выпаса скота, ухода за почвой, уборки урожая и т.п.) ни налоговому органу, ни суду не представило.
Опровергая позицию налогового органа, заявитель ссылается на акт проверки Управления Россельхознадзора по Пермскому краю от 28.08.2015 N 10-15/27, согласно которому нарушений в области государственного земельного налога в ходе проведения проверки не выявлено.
Как следует из содержания указанного акта, нарушение использования земельных участков не установлено, в том числе по причине отсутствия доступа к 14 земельным участкам (с кадастровыми номерами - 59:32:4820001:4, 59:32:4820001:10, 59:32:3890013:175, 59:32:3890013:174, 59:32:3890013:173, 59:32:3890013:172, 59:32:3890013:171, 59:32:3850001:22, 59:32:3850001:21, 59:32:3850001:20, 59:32:3830001:8, 59:32:3830001:12, 59:32:3830001:11, 59:32:3480001:405). Кроме того, Управлением Россельхознадзора установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3420001:1161, 59:32:3420001:1209, 59:32:3420001:48, 59:32:3420001:49, 59:32:3420001:51, 59:32:3480001:406, 59:32:3510101:486, 59:32:3890013:350, 59:32:3890013:351 (9 земельных участков) располагаются в коридоре коммуникаций - ЛЭП, входят в придорожную и охранную полосу автомобильных дорог.
Таким образом, как верно установлено судом, акт проверки не содержит указаний на использование земельных участков для сельскохозяйственного производства, за исключением участков, переданных в аренду ООО "НПФ "Садоводство" (по которым доначисление налога не произведено).
При этом само по себе непривлечение Управлением Россельхознадзора общества к ответственности за нецелевое использование спорных земельных участков, в том числе в связи с отсутствием доступа к земельным участкам и невозможностью их обследования, не может свидетельствовать о фактическом использовании земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности, для сельскохозяйственного производства не используются.
Правильно распределив бремя доказывания, суд пришел к правильному выводу об обоснованном применении инспекцией при исчислении земельного налога ставки земельного налога в размере 1,5%, установленной для прочих земельных участков, а не 0,3%, как считает общество.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что пониженная ставка по земельному налогу не является налоговой льготой, в связи с чем налогоплательщик не обязан доказывать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением.
Однако этот довод противоречит определению льготы, которое дано в пункте 1 статьи 56 НК РФ.
Установление пониженной ставки по земельному налогу имеет своей целью предоставление преимуществ (более низкой налоговой нагрузки) для лиц, владеющих земельными участками, которые отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и используются для сельскохозяйственного производства, что является налоговой льготой.
На основании изложенного решение суда первой инстанции об отказе обществу в удовлетворении требований является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2017 года по делу N А50-30121/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПАКТ" (ОГРН 1025900757145, ИНН 5903001004) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную платежным поручением от 10.04.2017 N 129.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья
Е.В.ВАСИЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)