Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2017 N 18АП-3225/2017 ПО ДЕЛУ N А47-11385/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2017 г. N 18АП-3225/2017

Дело N А47-11385/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Санаторий "Южный Урал" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2017 по делу N А47-11385/2016 (судья Мирошник А.С.).
В судебном заседании приняла участие представитель Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Санаторий "Южный Урал" - Разгоняева Г.Н. (доверенность N 112 от 01.11.2016)

установил:

15.11.2016 Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Санаторий "Южный Урал" (далее - заявитель, плательщик, Санаторий) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления пенсионного фонда в г. Орске Оренбургской области (далее - Управление, фонд) N 47 от 01.11.2016 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее Закон N 212-фз), начислении страховых взносов - 2 472 134,33 руб., пени - 342 357,62 руб., штрафа - 494 426,86 руб.
В ходе выездной проверки фонд сделал вывод о неправомерном применении пониженной ставки страховых взносов, установленной для организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, санитарного - курортного лечения.
Общество в связи с ведением медицинской деятельности применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), имеет право при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) применять льготный тариф страховых взносов - 0%. При этом доходы от реализации услуг в рамках этой деятельности должны составлять не менее 70% от общей суммы доходов за отчетный период.
При исчислении базы УСН в доходы включались поступления из местного бюджета, средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), иное целевое финансирование. В решении Фонд неосновательно исключил их из состава доходов, в результате заявитель утратил право на применение УСН и льготной ставки страховых взносов.
Решение незаконно, т.к. полученные по линии ОМС и из бюджета являются формой оплаты и нет основания для их исключения из состава доходов.
По п. п. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта обложения УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, в том числе, доходы полученные медицинскими организациями в форме ОМС за оказание медицинских услуг застрахованными лицами (т. 1 л.д. 9-13, т. 8 л.д. 2-6, 16-20).
Фонд возражал против заявленных требований, ссылался на установленные проверкой обстоятельства (т. 7 л.д. 103-105, т. 8 л.д. 7-8).
Решением суда первой инстанции от 14.02.2017 суд уменьшил размер штрафа ввиду наличия смягчающих обстоятельств, в удовлетворении остальных требований отказал.
Фонд пришел к правильному выводу, что при исключении суммы субсидий, средств ОМС из расчета выручки от оказания платных медицинских услуг доля доходов составит менее 70%, и Санаторий утрачивает право на применение льготного тарифа, он обязан применять общую ставку страховых взносов.
Спорные поступления должны учитываться как внереализационные доходы (т. 8 л.д. 26-35).
17.03.2017 от плательщика поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований. Судом неверно применены нормы материального права, что привело к ошибочным выводам.
Не учтены положения п. п. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ, где при определении базы УСН не учитываются доходы в виде средств полученных медицинскими организациями в рамках ОМС за оказанные медицинские услуги застрахованным лицам (п. п. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Плательщику выделялись субсидии из местного и областного бюджетов на возмещение затрат на отдых и оздоровление детей на основании актов местных органов. Эти средства являются выручкой за оказанные услуги и из расчета доходов исключаться не должны (т. 8 л.д. 41-45).
Фонд в отзыве возражает против апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Представитель Фонда в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен. Суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Санатория, установил следующие обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие Оренбургской области "Санаторий "Южный Урал" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 04.10.1995, является плательщиком страховых взносов, состоит на учете в территориальном управлении фонда, представляет в фонд расчеты по начисленным платежам, уплачивает страховые взносы (т. 7 л.д. 43-58).
Предприятием оказываются медицинские услуги по возмездным договорам и за счет субсидий, выделяемых из областного и местного бюджетов на оздоровление детей, иных больных, перечисляются средства ОМС.
Фондом проведена выездная проверка, составлен акт N 41 от 22.09.2016 (т. 7 л.д. 152-168).
01.11.2016 вынесено решение N 47, где сделан вывод о неправомерном применении пониженной ставки страховых взносов, установленной для организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, санитарного - курортного лечения, из расчета права на льготу исключены поступления из бюджетов, средства ОМС (т. 3 л.д. 1-28).
По утверждению подателя жалобы - Санатория суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, исключив плательщика из числа лиц, имеющих право на применение льготы.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обязанности заявителя уплачивать страховые взносы в общем порядке.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Закона.
На основании подп. "ф" п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода 2012-2018 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе прочая деятельность в области образования, применяется пониженный тариф страховых взносов - 0%.
В силу ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы, определяемые соответственно, согласно положениям ст. ст. 249, 250 НК РФ.
Пунктом 1 ч. 1.1. ст. 346.15 НК РФ обусловлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
В силу положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, в частности доходы в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
К средствам целевого финансирования относятся имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.
Из буквального толкования и смысла части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС. При этом при определении основного вида экономической деятельности плательщика страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности.
При таких обстоятельствах, правовые основания для включения средств ОМС в общую сумму доходов отсутствуют. То же самое относится к субсидиям, полученных ГУП "Санаторий "Южный Урал" из бюджета за оказание услуг по организации отдыха и (или) оздоровления детей, на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение граждан - получателей набора социальных услуг.
Фондом произведен перерасчет базы для исчисления страховых взносов, из нее исключены сумма субсидий, средств ОМС, в результате доля доходов от услуг от медицинской деятельности, которая составила менее 70% в общем объеме доходов, в связи, с чем начислен страховой взнос по общей ставке.
Решение фонда является правильным и соответствует вышеприведенным правовым нормам, возражения по методике расчета страхового взноса отсутствуют, оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2017 по делу N А47-11385/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Санаторий "Южный Урал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)