Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Григорьевой А.И.
при участии:
от заявителя: представитель Федоров Д.В. (по доверенности от 15.06.2016)
от заинтересованного лица: представитель Жильцов И.В. (по доверенности от 30.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22953/2016) ООО "Стройинвест"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по делу N А56-6333/2016 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Стройинвест"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,
Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (адрес: Россия 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина д. 8, корп. 2, лит. А, пом. 83Н, ОГРН: 1047855106606) (далее - Общество, ООО "Стройинвест", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
- - о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд 1 лит. Б, ОГРН: 1027809244561) (далее - Комитет), выразившегося в невыявлении и невключении объекта недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра Тринити Плейс, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год;
- - об обязании Комитета включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, объект недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра Тринити Плейс.
Решением арбитражного суда от 07.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, ООО "Стройинвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья И.А.Тимухина заменена судьей В.И.Желтянниковым в связи с отпуском.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.12.2014 Общество является собственником здания с кадастровым номером 78:07:0003197:20: назначение нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А (далее - Здание).
Согласно статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций объектами налогообложения по налогу на имущество признается, в том числе недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
Иное, в частности, предусмотрено статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в отношении определенных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база определяется как кадастровая стоимость такого имущества.
К определенным видам недвижимого имущества относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации после принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимости как их среднегодовой стоимости не допускается.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Ответственным за определение вида фактического использования объектов недвижимости в г. Санкт-Петербурге и за формирование на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (пункты 3.55 и 3.56 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98). Ранее соответствующими полномочиями был наделен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), который постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2015 N 5 "О мерах по совершенствованию управления городским имуществом и земельными ресурсами Санкт-Петербурга" присоединен к Комитету по управлению городским имуществом, переименованному в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений были опубликованы на сайте КЗРиЗ 29.08.2014.
Приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень), в который Здание, принадлежащее Заявителю, включено не было.
21.12.2015 Заявитель обратился в Комитет с просьбой об устранении ошибки при формировании Перечня на 2015 год путем включения в перечень Здания.
Общество, ссылаясь на то, что принадлежащее ему здание как отвечающее всем необходимым критериям подлежало включению в Перечень, а невключение Здания в данный Перечень повлекло нарушение прав Заявителя, который вынужден платить налог в большем размере, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о внесении соответствующих изменений в Перечень Общество обратилось только 21.12.2015, то есть в конце налогового периода, что противоречит абзацу 1 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у Комитета не имелось оснований для включения Здания в Перечень на 2015 год. Кроме того, суд указал, что Обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным бездействия государственного органа.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
К таким действиям относятся: сбор сведений об объекте, свидетельствующих, что он существует; выявление и описание характеристик, которые позволяют представить объект как вещь; внесение соответствующих записей в ГКН; внесение изменений; исключение объекта из реестра.
С момента внесения сведений в ГКН объект недвижимости является выявленным, его существование признано и подтверждено со стороны государства, документальное оформление его признаков, свойств и характеристик произведено в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Таким образом, обращение Заявителя в Комитет не определяет дату выявления объекта недвижимого имущества.
На дату определения Перечня на 2015 год (30.12.2014) Здание Заявителя было введено в эксплуатацию, учтено в государственном кадастре объектов недвижимости с присвоением кадастрового номера, сведения о его кадастровой стоимости внесены в ГКН в установленном законом порядке.
На основании, в том числе данных государственного кадастра недвижимости Комитет формирует перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (пункт 3.1 Порядка).
Порядок выявления объекта недвижимого имущества определен Законом о кадастре. Иной процедуры выявления объекта, в том числе, для включения такого объекта в Перечень, законодательство не устанавливает.
Таким образом, имеющаяся на момент принятия Перечня на 2015 год информация о Здании позволяла Комитету провести установленные Порядком мероприятия по определению вида фактического использования Здания и включить его в Перечень.
Однако соответствующих мер Комитетом в отношении Здания принято не было.
Вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не содержит обязанности уполномоченного органа государственной власти выявить и включить в Перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляется ошибочным, поскольку отсутствие у Комитета возможности осуществить проверку соответствующих объектов не должно влечь нарушение законных прав Заявителя на определение налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости объекта. При этом из положений налогового законодательства не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению формирует перечень объектов, налог на которые исчисляется в льготном порядке, а установленные названной статьей льготы предоставляются собственникам таких объектов избирательно.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
По своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Из материалов дела следует, что о допущенном нарушении своих прав и законных интересов Заявитель узнал в декабре 2015, после чего обратился в Комитет с заявлением о включении Здания в Перечень.
В свою очередь, о невключении Здания в Перечень Заявитель узнал из заключения ООО "ПиТиАй Лойерс", оказывающего услуги Заявителю на основании договора о выполнении поручения по оказанию юридической помощи N 22 от 01.04.2011, в рамках которого проводилась комплексная проверка документов по Зданию и земельному участку, на котором оно расположено, с целью предоставления комплексных рекомендаций по их статусу.
По итогам проведения комплексного анализа документов, в том числе по Зданию, ООО "ПиТиАй Лойерс" были выработаны рекомендации, касающиеся осуществления необходимых мероприятий для включения Здания в Перечень.
С указанными рекомендациями, в которых среди прочего содержалась информация о соответствии Объекта требованиям для включения его в Перечень, и об отсутствии Объекта в утвержденном Перечне, Заявитель ознакомился 11.12.2015, в день сдачи ООО "ПиТиАй Лойерс" результата оказанной услуги Заявителю.
Учитывая изложенное, следует признать, что обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением 08.02.2016, Обществом не пропущен установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные Обществом требования следует удовлетворить.
Расходы по делу распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191060, город Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076), выразившееся в невыявлении и невключении объекта недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра "Тринити Плейс", в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, объект недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра "Тринити Плейс".
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191060, город Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (197110, город Санкт-Петербург, улица Большая Зеленина, дом 8, корпус 2 лит. А, помещение 83Н, ОГРН 1047855106606, ИНН 7841304200) 3 000 руб. расходов по заявлению и 1 500 руб. расходов по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (197110, город Санкт-Петербург, улица Большая Зеленина, дом 8, корпус 2 лит. А, помещение 83Н, ОГРН 1047855106606, ИНН 7841304200) из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению и 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 13АП-22953/2016 ПО ДЕЛУ N А56-6333/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. N 13АП-22953/2016
Дело N А56-6333/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Григорьевой А.И.
при участии:
от заявителя: представитель Федоров Д.В. (по доверенности от 15.06.2016)
от заинтересованного лица: представитель Жильцов И.В. (по доверенности от 30.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22953/2016) ООО "Стройинвест"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по делу N А56-6333/2016 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Стройинвест"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (адрес: Россия 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина д. 8, корп. 2, лит. А, пом. 83Н, ОГРН: 1047855106606) (далее - Общество, ООО "Стройинвест", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
- - о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд 1 лит. Б, ОГРН: 1027809244561) (далее - Комитет), выразившегося в невыявлении и невключении объекта недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра Тринити Плейс, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год;
- - об обязании Комитета включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, объект недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра Тринити Плейс.
Решением арбитражного суда от 07.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, ООО "Стройинвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья И.А.Тимухина заменена судьей В.И.Желтянниковым в связи с отпуском.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.12.2014 Общество является собственником здания с кадастровым номером 78:07:0003197:20: назначение нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А (далее - Здание).
Согласно статье 374 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций объектами налогообложения по налогу на имущество признается, в том числе недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в установленном для ведения бухгалтерского учета порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
Иное, в частности, предусмотрено статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в отношении определенных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база определяется как кадастровая стоимость такого имущества.
К определенным видам недвижимого имущества относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации после принятия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимости как их среднегодовой стоимости не допускается.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Ответственным за определение вида фактического использования объектов недвижимости в г. Санкт-Петербурге и за формирование на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (пункты 3.55 и 3.56 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98). Ранее соответствующими полномочиями был наделен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), который постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2015 N 5 "О мерах по совершенствованию управления городским имуществом и земельными ресурсами Санкт-Петербурга" присоединен к Комитету по управлению городским имуществом, переименованному в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений были опубликованы на сайте КЗРиЗ 29.08.2014.
Приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год (далее - Перечень), в который Здание, принадлежащее Заявителю, включено не было.
21.12.2015 Заявитель обратился в Комитет с просьбой об устранении ошибки при формировании Перечня на 2015 год путем включения в перечень Здания.
Общество, ссылаясь на то, что принадлежащее ему здание как отвечающее всем необходимым критериям подлежало включению в Перечень, а невключение Здания в данный Перечень повлекло нарушение прав Заявителя, который вынужден платить налог в большем размере, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о внесении соответствующих изменений в Перечень Общество обратилось только 21.12.2015, то есть в конце налогового периода, что противоречит абзацу 1 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у Комитета не имелось оснований для включения Здания в Перечень на 2015 год. Кроме того, суд указал, что Обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным бездействия государственного органа.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
К таким действиям относятся: сбор сведений об объекте, свидетельствующих, что он существует; выявление и описание характеристик, которые позволяют представить объект как вещь; внесение соответствующих записей в ГКН; внесение изменений; исключение объекта из реестра.
С момента внесения сведений в ГКН объект недвижимости является выявленным, его существование признано и подтверждено со стороны государства, документальное оформление его признаков, свойств и характеристик произведено в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Таким образом, обращение Заявителя в Комитет не определяет дату выявления объекта недвижимого имущества.
На дату определения Перечня на 2015 год (30.12.2014) Здание Заявителя было введено в эксплуатацию, учтено в государственном кадастре объектов недвижимости с присвоением кадастрового номера, сведения о его кадастровой стоимости внесены в ГКН в установленном законом порядке.
На основании, в том числе данных государственного кадастра недвижимости Комитет формирует перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (пункт 3.1 Порядка).
Порядок выявления объекта недвижимого имущества определен Законом о кадастре. Иной процедуры выявления объекта, в том числе, для включения такого объекта в Перечень, законодательство не устанавливает.
Таким образом, имеющаяся на момент принятия Перечня на 2015 год информация о Здании позволяла Комитету провести установленные Порядком мероприятия по определению вида фактического использования Здания и включить его в Перечень.
Однако соответствующих мер Комитетом в отношении Здания принято не было.
Вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не содержит обязанности уполномоченного органа государственной власти выявить и включить в Перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляется ошибочным, поскольку отсутствие у Комитета возможности осуществить проверку соответствующих объектов не должно влечь нарушение законных прав Заявителя на определение налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости объекта. При этом из положений налогового законодательства не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению формирует перечень объектов, налог на которые исчисляется в льготном порядке, а установленные названной статьей льготы предоставляются собственникам таких объектов избирательно.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
По своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Из материалов дела следует, что о допущенном нарушении своих прав и законных интересов Заявитель узнал в декабре 2015, после чего обратился в Комитет с заявлением о включении Здания в Перечень.
В свою очередь, о невключении Здания в Перечень Заявитель узнал из заключения ООО "ПиТиАй Лойерс", оказывающего услуги Заявителю на основании договора о выполнении поручения по оказанию юридической помощи N 22 от 01.04.2011, в рамках которого проводилась комплексная проверка документов по Зданию и земельному участку, на котором оно расположено, с целью предоставления комплексных рекомендаций по их статусу.
По итогам проведения комплексного анализа документов, в том числе по Зданию, ООО "ПиТиАй Лойерс" были выработаны рекомендации, касающиеся осуществления необходимых мероприятий для включения Здания в Перечень.
С указанными рекомендациями, в которых среди прочего содержалась информация о соответствии Объекта требованиям для включения его в Перечень, и об отсутствии Объекта в утвержденном Перечне, Заявитель ознакомился 11.12.2015, в день сдачи ООО "ПиТиАй Лойерс" результата оказанной услуги Заявителю.
Учитывая изложенное, следует признать, что обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением 08.02.2016, Обществом не пропущен установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные Обществом требования следует удовлетворить.
Расходы по делу распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 отменить.
Признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191060, город Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076), выразившееся в невыявлении и невключении объекта недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра "Тринити Плейс", в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, объект недвижимости, назначение: нежилое, площадь 36 820,6 кв. м, количество этажей: 2-8-9-10, в том числе подземных: 1, адрес: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, с кадастровым номером 78:07:0003197:20, используемого для размещения Бизнес-центра "Тринити Плейс".
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191060, город Санкт-Петербург, Смольный проезд, дом 1, литера Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (197110, город Санкт-Петербург, улица Большая Зеленина, дом 8, корпус 2 лит. А, помещение 83Н, ОГРН 1047855106606, ИНН 7841304200) 3 000 руб. расходов по заявлению и 1 500 руб. расходов по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (197110, город Санкт-Петербург, улица Большая Зеленина, дом 8, корпус 2 лит. А, помещение 83Н, ОГРН 1047855106606, ИНН 7841304200) из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению и 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.В.БАРКАНОВА
Я.В.БАРКАНОВА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Е.В.ЖИЛЯЕВА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)