Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N А13-16054/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N А13-16054/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 июля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Кудрявцевой Ю.С. по доверенности от 31.01.2017 N 39,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ротор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 мая 2017 года по делу N А13-16054/2016 (судья Ковшикова О.С.),
установил:

акционерное общество "Ротор" (ОГРН 1023500894010, ИНН 3525078725; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Добролюбова, дом 76; далее - АО "Ротор", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 1; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 02.09.2016 N 7459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 2 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Считает не основанным на положениях действующего законодательства Российской Федерации вывод суда о неправомерном применении АО "Ротор" льготной ставки по налогу на имущество в отношении воздушно-кабельной линии в связи с тем, что эта принадлежащая обществу воздушно-кабельная линия не связана с процессом передачи электрической энергии потребителям и используется для собственных нужд. Указывает НАТО, что функциональное назначение и технические характеристики линии электропередач, принадлежащей на праве собственности АО "Ротор", позволяют безоговорочно отнести ее к объектам, указанным в Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень N 504), под кодом 12 4521125.
Налоговый орган в отзыве и ее представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит воздушно-кабельная линия РП "Ротор" - подстанция "Восточная".
В отношении данного объекта в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год общество исчислило к уплате в бюджет налог в размере 36 153 руб. (лист 4 декларации), применив налоговую ставку в размере 1%, установленную пунктом 2 статьи 2 Закона Вологодской области от 21.11.2003 N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" с учетом пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 11.07.2016 N 3865 и принято решение 02.09.2016 N 7459, которым обществу доначислен и предложен к уплате налог на имущество в сумме 43 383 руб., начислены пени в сумме 1324 руб. 63 коп., заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 8676 руб. 60 коп.
Основанием для доначисления налога на имущества за указанный налоговый период послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженной ставки по данному налогу (1%) в отношении объекта основных средств - воздушно-кабельной линии РП "Ротор" - подстанции "Восточная" и, как следствие, занижении налогооблагаемой базы по указанному налогу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 03.11.2016 N 07-09/11444@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с названным решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, ссылаясь на наличие у него права применения налоговой льготы по спорному объекту имущества.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 названного Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 372 названного Кодекса налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 данного Кодекса устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году 1 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании приведенных норм пунктом 2 статьи 2 Закона Вологодской области от 21.11.2001 N 968-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая ставка в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, установлена в 2015 году в размере 1%.
В силу положений Перечня N 504 подлежит льготированию имущественный объект, код которого по Общероссийскому классификатору основных фондов (далее - ОКОФ) содержится в перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом перечне).
При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью данного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
Право на применение льготы и пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения, при этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
В Перечень N 504, в котором указано льготируемое имущество, включены линии электропередачи воздушные с кодом ОКОФ 12 4521125.
В соответствии с Перечнем N 504, льготированию подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне N 504, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.
Вместе с тем следует учитывать, что Перечень N 504 является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, льготы, установленные пунктом 3 статьи 380 НК РФ, предоставляются исключительно по объектам основных средств, наименование и коды по ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504.
С учетом отсутствия в законодательстве о налогах и сборах определения понятий: "линии энергопередачи", "линии электропередачи", исходя из пункта 1 статьи 11 НК РФ, следует руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Положения § 6 "Энергоснабжение" ГК РФ подлежат применению к отношениям в рамках договора снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (пункт 4 статьи 539, пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 34 Государственного стандарта Союза ССР "Энергетика и электрификация. Термины и определения" ГОСТ 19431-84, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 (далее - ГОСТ 19431-84) линией электропередачи является электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Пунктом 6 ГОСТ 19431-84 определено, что энергоснабжением (электроснабжением) является обеспечение потребителей энергией (электрической энергией).
В силу пункта 26 ГОСТ 19431-84 в систему энергоснабжения входит совокупность взаимосвязанных энергоустановок, осуществляющих энергоснабжение (электроснабжение, теплоснабжение) района, города, предприятия.
Исходя из положений Согласно пункту 5 Государственного стандарта Союза ССР "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" ГОСТ 24291-90, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
То есть функциональным назначением имущества, указанного в Перечне N 504, является передача электрической энергии, производимой на электростанциях, потребителям.
Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 воздушная линия электропередачи - это устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах). За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительных устройств.
Из приведенных положений следует, что обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является не только включение его в утвержденный постановлением N 504 перечень, но и участие данного имущества в передаче электроэнергии потребителю.
При этом, как верно отмечено судом, право на льготу имеют организации, осуществляющие такую передачу.
В данном случае судом установлено и подателем жалобы не отрицается тот факт, что имеющаяся у общества воздушно-кабельная линия не связана с процессом передачи им электрической энергии потребителям, что необходимо для линий электропередачи, указанных в Перечне N 504.
Рассматриваемое имущество используется обществом обеспечения собственных нужд.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что воздушно-кабельная линия общества не относится к льготируемым линиям энергопередачи, в связи с этим у заявителя не имелось правовых оснований для применения в отношении данного имущества льготной ставки по налогу на имущество.
При этом суд правомерно руководствовался правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 309-КГ16-17717.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности позиции инспекции, согласно которой у заявителя отсутствует право на льготу по налогу на имущество организаций в отношении объекта основных средств - воздушно-кабельной линии РП "Ротор" - подстанции "Восточная".
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, пришел к правильному выводу о том, что решение инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для иной переоценки выводов суда первой инстанции.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и заявителем не является правовым основанием для отмены или изменения решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 мая 2017 года по делу N А13-16054/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ротор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)