Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): Зенков А.В., доверенность от 18.08.2016
от 3-го лица: Шевцова Е.Н., доверенность от 13.08.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17591/2016) ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2016 по делу N А56-3692/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "Базис"
к ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
3-е лицо: Управление Росреестра по Ленинградской области
о признании недействительным решения N 10333 от 21.08.2015
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" (ОГРН 1089847216898, место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, пр-кт Юрия Гагарина, 1, лит. А, пом. 17-Н, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 10333 от 21.08.2015, в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 47:07:0957004:0031 и 47:07:0957004:0030 в сумме 216 706, 00 рублей, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 43 341, 20 рублей, начисления пени в размере 11 918, 83 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области).
Решением суда первой инстанции от 10.05.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представители Общества, третьего лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по итогам которой составлен акт проверки N 24645 от 14.05.2015. На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Общества, инспекцией 21.08.2015 принято решение N 10333 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 44 141, 60 руб. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 220 708 руб. и пени в сумме 12 138, 94 рублей.
Основанием доначисления земельного налога, соответствующих пени и санкций явился вывод инспекции о неправомерном применении налоговой ставки в размере 0,3% при исчислении налога по земельному участку с кадастровым номером 47:07:0957003:38, а также неправомерном применении коэффициента 2 (подлежит применению коэффициент 4) при исчислении налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 47:07:0957004:0031 и 47:07:0957004:0030.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области N 16-21-03/14966 от 11.12.2015 оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа в части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на отсутствие правовых оснований для применения к ставке земельного налога повышающего коэффициента 4, поскольку смыслу пункта 15 статьи 396 НК РФ условием, обязывающим налогоплательщика применять повышающие коэффициенты, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по договорам купли-продажи земельных участков от 03.03.2009 N 249/1.6-06, N 250/1.6-06 общество приобрело земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0957004:0031 и 47:07:0957004:0030 площадью 87533 кв. м и 43200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2010 серии 78-АБ N 704086 и от 18.05.2009 серии 78-АД N 128450.
Распоряжениями Правительства Ленинградской области от 24.12.2010 N 819-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области", от 27.12.2010 N 828-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0957004:31 и 47:07:0957004:30 из категории земель сельскохозяйственного назначения включены в границы населенного пункта город Всеволожск с изменением вида разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 12.07.2011 серии 47-АБ N 379030 и серии 47-АД N 379029 (повторные взамен свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2010 серии 78-АБ N 704086 и от 18.05.2009 серии 78-АД N 128450) объектом права являются земельные участки площадью 87533 кв. м и 43200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства.
Согласно пункту 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Абзацем 2 указанной нормы установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В 2014 года Общество при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам применяло повышающий коэффициент 2.
По мнению налогового органа, поскольку Распоряжениями Правительства Ленинградской области от 24.12.2010 N 819-р и от 27.12.2010 N 828-р, изменен вид размещенного использования земельных участков, трехлетний срок применения повышающего коэффициента 2, надлежит исчислять со следующего налогового периода после даты издания соответствующих распоряжений, то есть с 01.01.2011, в связи с чем налогоплательщик обязан был при исчислении земельного налога за 2014 год применить повышающий коэффициент 4.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 Кодекса).
В силу статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Пунктом 15 статьи 396 Кодекса установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
По смыслу пункта 15 статьи 396 НК РФ, условием, обязывающим налогоплательщика применить коэффициент 2 к ставке земельного налога, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства. Кроме того, необходимо правовое состояние - предпосылка: предоставление земельного участка заявителю на условиях осуществления на них жилищного строительства.
В соответствии ст. 70 Земельным кодексом Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи (определения рыночной стоимости земельного участка).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил N 316).
В соответствии с п. 2.3.2 названных Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
При этом кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (абз. 2 п. 2.6 Методических указаний).
Таким образом, исходя из положений указанных нормативных актов определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования осуществляется непосредственно при проведении государственного учета изменения вида разрешенного использования.
Действующее законодательство предъявляет определенные требования к порядку изменения характеристик земельных участков и учета этих изменений для использования земельных участков, в том числе, в частности, для осуществления жилищного строительства.
Учитывая принцип актуальности и непрерывности сведений государственного кадастра недвижимости, в случае изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка считается измененной с момента внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14).
Поскольку государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой базой используемой для исчисления земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Нормами Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, который предусматривает одновременное использование льготной ставки земельного налога в размере 0,3 процента, предусмотренного п.п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ и определенного в таком же размере нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а также применение коэффициента, предусмотренного п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, при определении периода возникновения обязанности налогоплательщика по применению повышающих коэффициентов на основании п. 15 ст. 396 НК РФ, с учетом изменения вида разрешенного пользования земельного участка, ключевое значение имеет момент внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования, поскольку с указанной даты изменяется налоговая база по земельному налогу, а, следовательно, и подлежит применению соответствующий повышающий коэффициент.
При изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 применяется к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода, так как налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Таким образом, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Указанный правовой подход относительно момента, с которого используется повышающий коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка соответствует разъяснениям, приведенным в письмах Минфина России от 10.10.2012 N 03-05-05-02/104 и от 09.10.2012 N 03-05-05-02/101.
Аналогичная правовая позиция также изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2013 N ВАС-13696/13 по делу N А14-6934/2012.
Из разъяснений Минфина России (письмо от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850) следует, что внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя этого участка, сопровождается выдачей правообладателю земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок.
Материалами дела установлено, что новые свидетельства о праве собственности на спорные земельные участки в связи с изменением вида разрешенного использования выданы налогоплательщику 12.07.2011.
Доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельных участков в декабре 2010 года и изменения кадастровой стоимости земельных участков (налоговый базы) по состоянию на 01.01.2011 налоговым органом в материалы дела не предоставлено.
При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 15 ст. 396 НК РФ, повышающий коэффициент в значении "2" подлежит применению с 01.01.2012, а коэффициент в значении "4" с 01.01.2015.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что в соответствии со статьей 78 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использование: для сельскохозяйственного использования, осуществлять жилищное строительство запрещено, в связи с чем фактическое использование спорных земельных участков для "для малоэтажного жилищного строительства" до изменения категории земель и вида разрешенного использования невозможно.
Инспекцией в материалы дела также не предоставлены доказательства, свидетельствующие об использовании налогоплательщиком спорных земельных участков для жилищного строительства в 2010 году, до изменения категории земель и вида разрешенного использования.
Материалами дела установлено, что распоряжениями Правительства Ленинградской области от 24.12.2010 N 819-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области", от 27.12.2010 N 828-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0957004:31 и 47:07:0957004:30 из категории земель сельскохозяйственного назначения включены в границы населенного пункта город Всеволожск с изменением вида разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков, в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей, либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции 2004 года, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции от 19.07.2011, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, в связи с изменением их категории.
Таким образом, до 19.07.2011, перевод земли считался состоявшимся с момента регистрации, а после указанной даты с момента государственного кадастрового учета.
Поскольку распоряжения Правительства Ленинградской области об изменении категории земель приняты в декабре 2010 года, а изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесены 12.07.2011, к указанным правоотношениям применяется пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции 2004 года.
Вместе с тем, положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ, как в редакции 2004 года, так и в редакции 2011 года, с учетом отсутствия доказательств государственного кадастрового учета перевода спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли населенных пунктов" в 2010 году, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для вывода о том, что с декабря 2010 года у налогоплательщика возникло право на использование земельных участков для жилищного строительства и применения с 01.01.2011 при исчислении земельного налога повышающего коэффициента в значении "2", а с 01.01.2014 коэффициента в значении "4".
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, налоговый орган не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих возражений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2016 по делу N А56-3692/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2016 N 13АП-17591/2016 ПО ДЕЛУ N А56-3692/2016
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2016 г. N 13АП-17591/2016
Дело N А56-3692/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен.
от ответчика (должника): Зенков А.В., доверенность от 18.08.2016
от 3-го лица: Шевцова Е.Н., доверенность от 13.08.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17591/2016) ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2016 по делу N А56-3692/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "Базис"
к ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области
3-е лицо: Управление Росреестра по Ленинградской области
о признании недействительным решения N 10333 от 21.08.2015
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" (ОГРН 1089847216898, место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, пр-кт Юрия Гагарина, 1, лит. А, пом. 17-Н, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 10333 от 21.08.2015, в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 47:07:0957004:0031 и 47:07:0957004:0030 в сумме 216 706, 00 рублей, привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 43 341, 20 рублей, начисления пени в размере 11 918, 83 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области).
Решением суда первой инстанции от 10.05.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представители Общества, третьего лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по итогам которой составлен акт проверки N 24645 от 14.05.2015. На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений Общества, инспекцией 21.08.2015 принято решение N 10333 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 44 141, 60 руб. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 220 708 руб. и пени в сумме 12 138, 94 рублей.
Основанием доначисления земельного налога, соответствующих пени и санкций явился вывод инспекции о неправомерном применении налоговой ставки в размере 0,3% при исчислении налога по земельному участку с кадастровым номером 47:07:0957003:38, а также неправомерном применении коэффициента 2 (подлежит применению коэффициент 4) при исчислении налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 47:07:0957004:0031 и 47:07:0957004:0030.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области N 16-21-03/14966 от 11.12.2015 оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа в части.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на отсутствие правовых оснований для применения к ставке земельного налога повышающего коэффициента 4, поскольку смыслу пункта 15 статьи 396 НК РФ условием, обязывающим налогоплательщика применять повышающие коэффициенты, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по договорам купли-продажи земельных участков от 03.03.2009 N 249/1.6-06, N 250/1.6-06 общество приобрело земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0957004:0031 и 47:07:0957004:0030 площадью 87533 кв. м и 43200 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2010 серии 78-АБ N 704086 и от 18.05.2009 серии 78-АД N 128450.
Распоряжениями Правительства Ленинградской области от 24.12.2010 N 819-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области", от 27.12.2010 N 828-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0957004:31 и 47:07:0957004:30 из категории земель сельскохозяйственного назначения включены в границы населенного пункта город Всеволожск с изменением вида разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 12.07.2011 серии 47-АБ N 379030 и серии 47-АД N 379029 (повторные взамен свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2010 серии 78-АБ N 704086 и от 18.05.2009 серии 78-АД N 128450) объектом права являются земельные участки площадью 87533 кв. м и 43200 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства.
Согласно пункту 15 статьи 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Абзацем 2 указанной нормы установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В 2014 года Общество при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам применяло повышающий коэффициент 2.
По мнению налогового органа, поскольку Распоряжениями Правительства Ленинградской области от 24.12.2010 N 819-р и от 27.12.2010 N 828-р, изменен вид размещенного использования земельных участков, трехлетний срок применения повышающего коэффициента 2, надлежит исчислять со следующего налогового периода после даты издания соответствующих распоряжений, то есть с 01.01.2011, в связи с чем налогоплательщик обязан был при исчислении земельного налога за 2014 год применить повышающий коэффициент 4.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса (далее - Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 Кодекса).
В силу статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Пунктом 15 статьи 396 Кодекса установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
По смыслу пункта 15 статьи 396 НК РФ, условием, обязывающим налогоплательщика применить коэффициент 2 к ставке земельного налога, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства. Кроме того, необходимо правовое состояние - предпосылка: предоставление земельного участка заявителю на условиях осуществления на них жилищного строительства.
В соответствии ст. 70 Земельным кодексом Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи (определения рыночной стоимости земельного участка).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил N 316).
В соответствии с п. 2.3.2 названных Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
При этом кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (абз. 2 п. 2.6 Методических указаний).
Таким образом, исходя из положений указанных нормативных актов определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования осуществляется непосредственно при проведении государственного учета изменения вида разрешенного использования.
Действующее законодательство предъявляет определенные требования к порядку изменения характеристик земельных участков и учета этих изменений для использования земельных участков, в том числе, в частности, для осуществления жилищного строительства.
Учитывая принцип актуальности и непрерывности сведений государственного кадастра недвижимости, в случае изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка считается измененной с момента внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14).
Поскольку государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой базой используемой для исчисления земельного налога (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Нормами Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, который предусматривает одновременное использование льготной ставки земельного налога в размере 0,3 процента, предусмотренного п.п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ и определенного в таком же размере нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а также применение коэффициента, предусмотренного п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, при определении периода возникновения обязанности налогоплательщика по применению повышающих коэффициентов на основании п. 15 ст. 396 НК РФ, с учетом изменения вида разрешенного пользования земельного участка, ключевое значение имеет момент внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования, поскольку с указанной даты изменяется налоговая база по земельному налогу, а, следовательно, и подлежит применению соответствующий повышающий коэффициент.
При изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 применяется к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода, так как налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости, определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Таким образом, если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Указанный правовой подход относительно момента, с которого используется повышающий коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка соответствует разъяснениям, приведенным в письмах Минфина России от 10.10.2012 N 03-05-05-02/104 и от 09.10.2012 N 03-05-05-02/101.
Аналогичная правовая позиция также изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2013 N ВАС-13696/13 по делу N А14-6934/2012.
Из разъяснений Минфина России (письмо от 26.07.2013 N 03-05-04-02/29850) следует, что внесение в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя этого участка, сопровождается выдачей правообладателю земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок.
Материалами дела установлено, что новые свидетельства о праве собственности на спорные земельные участки в связи с изменением вида разрешенного использования выданы налогоплательщику 12.07.2011.
Доказательств внесения в государственный кадастр недвижимости изменений категории земли и (или) вида разрешенного использования земельных участков в декабре 2010 года и изменения кадастровой стоимости земельных участков (налоговый базы) по состоянию на 01.01.2011 налоговым органом в материалы дела не предоставлено.
При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 15 ст. 396 НК РФ, повышающий коэффициент в значении "2" подлежит применению с 01.01.2012, а коэффициент в значении "4" с 01.01.2015.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что в соответствии со статьей 78 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использование: для сельскохозяйственного использования, осуществлять жилищное строительство запрещено, в связи с чем фактическое использование спорных земельных участков для "для малоэтажного жилищного строительства" до изменения категории земель и вида разрешенного использования невозможно.
Инспекцией в материалы дела также не предоставлены доказательства, свидетельствующие об использовании налогоплательщиком спорных земельных участков для жилищного строительства в 2010 году, до изменения категории земель и вида разрешенного использования.
Материалами дела установлено, что распоряжениями Правительства Ленинградской области от 24.12.2010 N 819-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области", от 27.12.2010 N 828-р "О включении земельного участка в границы населенного пункта город Всеволожск муниципального образования "Город Всеволожск "Всеволожского муниципального района Ленинградской области" земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:0957004:31 и 47:07:0957004:30 из категории земель сельскохозяйственного назначения включены в границы населенного пункта город Всеволожск с изменением вида разрешенного использования - для малоэтажного жилищного строительства.
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков, в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей, либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции 2004 года, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции от 19.07.2011, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, в связи с изменением их категории.
Таким образом, до 19.07.2011, перевод земли считался состоявшимся с момента регистрации, а после указанной даты с момента государственного кадастрового учета.
Поскольку распоряжения Правительства Ленинградской области об изменении категории земель приняты в декабре 2010 года, а изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесены 12.07.2011, к указанным правоотношениям применяется пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции 2004 года.
Вместе с тем, положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ, как в редакции 2004 года, так и в редакции 2011 года, с учетом отсутствия доказательств государственного кадастрового учета перевода спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию "земли населенных пунктов" в 2010 году, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для вывода о том, что с декабря 2010 года у налогоплательщика возникло право на использование земельных участков для жилищного строительства и применения с 01.01.2011 при исчислении земельного налога повышающего коэффициента в значении "2", а с 01.01.2014 коэффициента в значении "4".
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, налоговый орган не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих возражений.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2016 по делу N А56-3692/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
М.В.БУДЫЛЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ
М.В.БУДЫЛЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)